Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диаграмма 1. Доля тяжких и особо тяжких преступлений в структуре экономической преступности в 2007-2012 гг




 

Таким образом, экономическая преступность с каждым годом развивается и совершенствуется вместе с развитием мировой и национальной экономики, а иногда даже опережая ее. Также с 2008 года, ежегодно увеличивается количество тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики (Диаграмма 1). При этом борьба с криминальными явлениями в экономике заметно отстает в развитии от экономических преступлений. В таких условиях развитие национальной экономики заметно затрудняется и во избежание естественного регресса в экономике и движения по тупиковому пути развития, появляется необходимость в постоянном мониторинге экономической безопасности.

1.3 Мониторинг экономической безопасности государства: система индикаторов и их пороговые значения

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения.

Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности

Система мониторинга экономической безопасности создается как единая межведомственная и многоуровневая автоматизированная информационная система (АИС-Мониторинг), предназначенная для формирования регулярной систематизированной статистической и экономической информации о текущих значениях индикаторов экономической безопасности страны, а также факторах, определяющих возникновение угроз экономической безопасности страны.

На сегодняшний день, основными задачами системы мониторинга являются:

а) сбор, обработка и накопление статистической и другой информации, необходимой для формирования индикаторов экономической безопасности на федеральном и региональном уровнях;

б) комплексная оценка соотношений фактических значений индикаторов с их пороговыми значениями;

в) ситуационный факторный анализ состояния экономики в разрезе отдельных индикаторов для своевременного выявления изменений состояния экономики и причин этих изменений, статистического изучения закономерностей и особенностей развития (появления) возможных угроз экономической безопасности;

г) разработка краткосрочных прогнозов развития ситуации, отражаемой отдельными индикаторами экономической безопасности;

д) выработка рекомендаций по предупреждению реальных угроз, а также предупредительных адаптационных мер для уменьшения влияния возможных угроз экономической безопасности.

В целях принятия государственными органами обоснованных решений по обеспечению экономической безопасности государства необходима организация мониторинга индикаторов экономической безопасности, который предполагает, прежде всего, фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов).

Можно выделить группу общих показателей (индикаторов) экономической безопасности:

- уровень и качество жизни;

- темп инфляции;

- уровень безработицы;

- экономический рост;

- дефицит бюджета;

- государственный долг;

- внешний долг;

- встроенность в мировую экономику;

- деятельность "теневой экономики";

- структура собственности;

- налоговая система;

- развитие рыночных структур.

На региональном уровне в качестве индикаторов экономической безопасности наряду с упомянутыми выше могут быть приняты:

- доходы населения;

- уровень розничных цен;

- обеспеченность жильем;

- количество беженцев, эмигрантов;

- удельный вес региона в ВВП страны;

- платежный баланс региона.

Отталкиваясь од данных показателей можно проводить эффективный мониторинг уровня экономической безопасности и стабильности экономической системы. При проведении подобного мониторинга, а также по его результатам создается определенная стратегия обеспечения экономической безопасности.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности строится на вариантах прогнозов экономического и социального развития страны и ее регионов и должна корректироваться в зависимости от развития событий по тому или иному варианту, а также с учетом определенных временных периодов. Многовариантная стратегия предоставляет определенные преимущества и, в частности, возможность "переключения" на тот или иной вариант в зависимости от конкретного развития ситуации без принятия экстренных, недостаточно проработанных и взаимоувязанных решений.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г, определены главные стратегические риски и угрозы национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу:

- сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;

- снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;

- ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;

- неравномерное развитие регионов;

- потеря контроля над национальными ресурсами;

- прогрессирующая трудонедостаточность;

- низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы,

- сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

Государство также не должно допускать, чтобы деятельность хозяйствующих субъектов несла в себе угрозы экономической безопасности и была направлена во вред его гражданам. В этих целях необходимо подготовить и реализовать меры по улучшению предпринимательского климата, увеличению вклада малого и среднего бизнеса в российскую экономику, развитию конкурентоспособности, демонополизации экономики, формированию фондового рынка, рынков земли и недвижимости. Кроме того, следует также принять меры по повышению качества и обоснованности законопроектов на всех уровнях власти и обеспечить соблюдение законности всеми, включая органы государственной власти.

Долговременный характер государственной стратегии экономической безопасности требует не только обозначения в ней конечных целей, но и выделения этапов их достижения. При этом глубина современного кризиса и множество угроз делают необходимым концентрацию внимания на первоочередных неотложных мерах. Разработка стратегии экономической безопасности, придание ей нормативного характера в процессе принятия политических и хозяйственных решений, включение в механизм управления общественными процессами индикаторов, сигнализирующих о появлении угроз, эффективные меры по их отражению - таковы главные направления деятельности государства как гаранта экономической безопасности страны.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что выработка концепции экономической безопасности всегда опирается на высшие долговременные национально-государственные интересы. Поэтому она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, о той социально-экономической модели, которая должна сформироваться в итоге происходящих перемен и которая выступает в роли социального идеала. Только в этом случае концепции экономической безопасности и меры по ее достижению обретают свой смысл, становятся действенным началом массового сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.