Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты социологического опроса




В марте 2015 года, в рамках нашего исследования, был проведен социальный опрос среди работающего и неработающего населения различных возрастных групп от 18 до 60 лет.

При проведении социального опроса среди населения города Орска, мы ставили перед собой несколько целей:

1) Проанализировать уровень социальной напряженности в отношении явлений экономических преступлений в городе.

2) Выяснить, как часто люди, относящиеся к различным социальным и возрастным группам, сталкиваются с преступлениями в сфере экономики.

3) Выявить процентное отношение граждан готовых получить или дать взятку для достижения определенных целей в сфере предпринимательства.

Для достижения поставленных целей, нами было опрошено более ста респондентов. Опрос проводился в различных, людных и наиболее посещаемых местах города Орска. Респондентам предлагалось ответить на несколько вопросов, касающихся их отношения к проблеме развития экономических преступлений в Восточном Оренбуржье. Ответы респондентов записывались и фиксировались, с целью дальнейшей обработки информации. Опрос проводился анонимно. Гражданам, согласившимся поучаствовать в нашем исследовании, предлагалось ответить на следующий перечень вопросов:

1) Знаете ли вы, что такое экономические преступления?

2) Сталкивались ли вы с экономическими преступлениями в сфере вашей профессиональной деятельности?

3) Вы знаете, что такое трансграничная преступность?

4) Готовы ли вы принять или передать взятку должностному лицу в качестве благодарности за оказанные услуги в сфере предпринимательской деятельности?

Результаты социологического опроса анализировались нами с целью выявить процентное отношение и составить диаграмму для наглядной демонстрации результатов исследования. При составлении схемы и анализе результатов, проблем не возникало, так как, вопросы, предлагаемые респондентам, по своей структуре были закрытыми, то есть предполагали только ответы «да» или «нет», но несмотря на это, некоторое количество респондентов проявили желание отозваться о проблеме в более развернутом виде. Некоторые из таких ответов, также были учтены при анализе результатов исследования.

Проанализировав результаты социологического опроса, мы сделали несколько выводов касательно проблемы экономических преступлений в Восточном Оренбуржье.

1) Уровень социальной напряженности в отношении проблемы экономических преступлений имеет достаточно высокий уровень. (93%). Подавляющее большинство респондентов, знают о проблеме экономических преступлений, совершаемых в регионе, и выражают свое резко негативное отношение к данному социально-экономическому явлению. Около 15% респондентов указывают, что корень причин данного явления лежит в недостаточном контроле предпринимателей со стороны государственных и муниципальных властей.

2) Около 69% работающего населения в возрасте от 26 до 60 лет напрямую сталкиваются с преступлениями в сфере экономики. При этом граждане выступают как объектом, так и субъектом преступной деятельности.

3) Не более 30% граждан, проживающих в городе Орске, знают о существовании трансграничной преступности, возникающей между республикой Казахстан и городами Восточного Оренбуржья.

4) Наиболее часто с экономическими преступлениями сталкиваются предприниматели и граждане, работающие в сфере торговли и производства.

5) Около 67% граждан готовы сознательно пойти на совершение экономического преступления в виде передачи или приема взятки должностному лицу, в качестве благодарности за достижение положительного результата по тому или иному вопросу, в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, мы можем вывести обширный круг проблем экономической направленности, касающихся развития региона. Восточное Оренбуржье является крупным промышленным центром Оренбургской области и проблемы, возникающие здесь, так или иначе будут отражаться на благосостоянии всего региона.

Социологический анализ проблемы это только первый, но очень важный этап в осознании проблемы экономических преступлений, которые разрушают здоровое предпринимательство, честную конкуренцию и рыночную экономику Восточного Оренбуржья. Однако от осознания проблемы до полного ее искоренения лежит огромный труд по принятию мер локализации, борьбы и ликвидации проблемы экономических преступлений. Весь комплекс подобных мероприятий, непременно займет большой промежуток времени и от того как быстро пройдет этап осознания этой проблемы обществом как одной из фундаментальных помех развитию нации и прогресса, зависит насколько своевременно государство, общество и даже отдельно взятый человек начнет борьбу с этим опасным, социально-экономическим явлением.


 

Заключение

На основе проведенного в данной работе социологического анализа и теоретического исследования базы экономических преступлений, мы можем сформулировать следующие выводы:

1) Современный этап развития Российского общества позволяет судить о том, что на сегодняшний день государственная функция по обеспечению экономической безопасности страны и отдельных ее регионов является одной из важнейших и проистекает из совмещения двух труднореализуемых специфических именно для России задач: системной трансформации общества и интегрирования в мировую экономику в условиях ее глобализации. Полноценная и эффективная реализация данной функции возможна на основе научного подхода к решению проблемы, а также при теоретическом формировании системы обеспечения безопасности с учетом особенностей развития России.

2) Экономическую безопасность необходимо рассматривать как упорядочение, приведение к сбалансированности общественных отношений в сфере экономической деятельности, гармонизации экономических интересов хозяйствующих субъектов и становление целостной органической экономической системы. Иначе говоря, достижение безопасного состояния возможно путем перехода на интенсивные методы хозяйствования, которые усиливают синергетический эффект за счет развития производительных сил общества и ориентации экономики на удовлетворение социальных, личностных потребностей. Это позволит повысить потенциал отечественной экономики, что укрепит ее устойчивость по отношению не только к внутренним дестабилизирующим факторам, но и к угрозам, вызванным развитием процесса глобализации мировой экономики.

3) Анализ внешнеэкономической деятельности России и Оренбургской области, как вида взаимоотношений, рассматриваемых в качестве объекта экономической безопасности региона, позволяет говорить о наличии влияния ряда негативных факторов, которые способны привести уже в ближайшей перспективе к истощению внутреннего потенциала, т.е. представляют собой угрозы экономической безопасности. Прежде всего, это сырьевая специализация экспорта, которая при значительном влиянии внешнеэкономического комплекса на экономику обуславливает усиление ее структурных диспропорций и нарастание технологического отставания, что в условиях современного экономического развития ведет к потере потенциально возможного дохода. Такая ситуация характерна как для России в целом, так и для Оренбургской области, однако, в рамках региона данная проблема стоит наиболее остро.

Рассмотрев вышеизложенный материал, можно сделать некоторые выводы по данной теме: Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности должны стать:

1) укрепление роли государственной власти в сфере экономики;

2) повышение доверия к ее институтам;

3) рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений;

4) создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления. Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

Нарушения правовых, нравственных и иных норм, отклонения от их требований приносят существенный ущерб интересам личности, общества и государства, вызывают естественное осуждение со стороны граждан. Борьба с негативными социальными явлениями (правонарушениями) ведется в нашей области на научной основе, фундамент которой был заложен в советское время. Парламент и юридические организации постоянно обращаются к проблемам совершенствования социальных норм, борьбы в частности с преступлениями в сфере экономической деятельности, развития законодательства и его эффективного функционирования, дальнейшей разработке и конкретизации фундаментальных положений, которые определяют отношение к различным видам правонарушений.

Однако не стоит забывать, что наиболее эффективные методы и средства борьбы с экономическими преступлениями разрабатываются и реализуются именно на региональном уровне. Эту точку зрения поддерживают большинство отечественных ученных экономистов.

Отсюда следует, что в первую очередь необходимо дать субъектам Российской федерации больше свободы в сфере правотворчества, регулирования ответственности и наказаний за совершение тех или иных экономических преступлений. Это обусловлено тем, что территориальные субъекты России весьма разнообразны и зачастую мы можем столкнуться с таким явлением, что экономические преступления характерные для центральных регионов страны почти не встречаются или встречаются очень редко на периферии нашего многонационального государства. Поэтому некая самостоятельность и инициативность региональных органов власти может оказать весьма положительное влияние на экономическую ситуацию в стране.

Восточное Оренбуржье, являясь крупным промышленным центром Оренбургской области, не менее других регионов подвержено угрозе экономического упадка и как следствие остановки прогрессивного развития региона. В свою очередь это может привести к постепенному вымирнанию региона как одного из крупных экономических центров Российской Федерации.

Законодательными органами Российской Федерации разработан ряд документов, призванных регулировать все процессы, протекающие в экономической сфере, в том числе и обеспечение экономической безопасности. К ним относят: Государственная стратегия экономической безопасности РФ (одобренную 29 апреля 1996 г); Концепцию национальной безопасности РФ, а также Конституцию РФ, в которой также определенны основные направления национальной экономики. Основываясь на этих документах, активно ведет свою работу МВД и ОБЭП. Для борьбы с этим опасным, социальным и криминогенным явлением необходима поддержка государства не только на законодательном и правовом уровне, а также поддержка в сфере пропаганды и профилактики борьбы с экономическими преступлениями среди населения.

Экономическая безопасность региона, зависит от выработанной и реализуемой в конкретных условиях политики борьбы с противоправными и преступными деяниями в целом. Важно проводить эту политику в рамках закона и с учетом особенностей экономического развития, возможностей и административно территориального положения Оренбургской области.

Однако, отталкиваясь от социологического анализа, проведенного нами в марте 2015 года, мы пришли к выводу что корень причины проблемы экономических преступлений находится в психологии человека. Это связанно не только с менталитетом российских граждан, но также с тем, что человек, в силу своих творческих способностей не хочет жить по правилам и находиться в рамках закона и всегда стремится преобразовать окружающую среду. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство людей готовы сознательно пойти на экономическое преступление, но только в том случае если будут иметь уверенность не менее 75 %, что смогут избежать наказания. Также стоит отметить, что одной из основных отличительных черт экономических преступлений, является обогащение субъекта, совершившего преступление. Обогащение, совершенное законным или незаконным путем, ведет к финансовому благополучию, которое в свою очередь, в современном обществе является одной из важнейших целей на жизненном пути человека. Финансовое благополучие, также является показателем успешности в социальной среде. От уровня финансового благополучия зависит уровень здоровья, обеспеченности поколений, образования и свободы передвижения. Исходя из этого совершение экономического преступления является заманчивой перспективой реального улучшения своего социального статуса. В этом проявляется, свойственный человеку, эгоцентризм. В итоге мы имеем современное общество, в котором желание приобретения наивысшего социального статуса является не только основным стимулирующим фактором прогресса и развития, но также и основным движущим фактором развития преступлений в сфере экономики.

В сложившейся ситуации для реального искоренения проблемы экономических преступлений необходимо менять не только общественно-политический строй, но и всю систему воспитания, образования и формирования морально-нравственных ценностей.

Таким образом, реальное решение проблемы и искоренение экономических преступлений будет являться трудноосуществимой задачей еще очень долгое время, поэтому необходимо разрабатывать прогрессивные программы, методы и формы сдерживания роста и развития экономических преступлений. Основная роль в этой деятельности без всякого сомнения принадлежит государству, однако ответственность в конечном итоге касается каждого гражданина страны. Это выражается в том, что только в том случае если каждый отдельно взятый человек, обличенный или не обличенный властью, сознательно откажется от совершения противоправных действий в сфере экономики, автоматически в обществе будут созданы условия безопасного и прогрессивного развития экономики, нации и государства.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.