Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игры финансовых пирамид 1 страница




Одной паре врачи сообщили, что они обречены не иметь детей. Тогда молодые супруги решили уст­роить свою жизнь в климатически привлекательном регионе огромной страны. Они выбрали для себя такое место. На последние сбережения съездили

туда на отдых. И отправились на Крайний Север за­рабатывать средства на уютную спокойную жизнь в Краснодарском крае. Через 27 лет они завершили свой трудовой путь, вышли на пенсию. Поехали в Краснодарский край, присмотрели себе дом. Имен­но такой, о каком мечтали. Хозяин дома заверил их, что хотя покупателей несколько, он готов подождать именно их в течение трех месяцев. Пожилая чета уехала готовиться в переезду с чувством, что мечта их жизни вот-вот станет реальностью. Все эти годы они экономили деньги, старательно сохраняли их при всех реформах и всех финансовых переменах в стране. Кроме того, у них» была продуманно обстав­ленная трехкомнатная квартира и участок с малень­ким летним домиком в огородническом товарище­стве. Такие товарищества на летний сезон, на два месяца в году, подключали к электроснабжению.

Вернувшись на Север, они продали свою кварти­ру, часть мебели, только на летний домик покупа­теля не нашлось. И оказалось, что всех денег, кото­рые им удалось собрать, хватало на покупку дома. Скромного дома мечты их жизни. А вот на сам пе­реезд, обустройство на новом месте денег уже не было. Дело близилось к осени, и их летний домик никто не хотел покупать.

В эти годы в стране процветали разного рода финансовые пирамиды. Пожилая чета прочитала в местной газете статью высокопоставленного столич­ного чиновника, где сообщалось, что государство финансовые пирамиды закрывать не будет, «ведь от этого могут пострадать люди». Восприняв это как гарантии государства, люди, привыкшие верить пе­чатному слову и своему правительству, рассчитали, что если вложить большую часть их денег в одну из пирамид, то через три месяца у них уже будет необ­ходимая сумма.

7*

Они сообщили владельцу дома в Краснодарском крае, что приедут через три месяца, и вложили день­ги в финансовую пирамиду. А предстоящие три ме­сяца решили прожить в своем летнем домике, запа­саясь дровами. Это оказалось значительно дешевле, чем в гостинице. В своем летнем домике под завы­вание осеннего ветра, они топили печку-буржуйку и мечтали о теплых вечерах на юге.

Им не пришлось долго ждать. Денежная пирами­да рухнула. И вкладчики не только дивидендов, но и вложенных ими же сумм не получили. И тогда эта пожилая пара посвятила свою жизнь тому, чтобы получить причитающиеся им деньги. Они пять лет жили в своем летнем домике и всеми путями пыта­лись вернуть деньги. Так как пенсии на жизнь явно не хватало, за эти годы они потратили все остатки своих сбережений.

Затем их следы затерялись. Может быть, они до настоящего времени активно участвуют в организа­циях обманутых вкладчиков. А может быть, их уже и нет в живых.

В данной игре, несомненно третьей степени, сла­бость состояла в желании быстро заработать много денег, не прилагая к этому значительных усилий. Дополнительным условием начала игры явилось за­верение в прессе об устойчивости финансовых пи­рамид. Ловушкой служили высокие проценты и рек­ламная кампания. В ответ пожилая чета поместила в пирамиду основную часть своих денег. Удар состо­ял в том, что пирамида лопнула. Расплата — в по­тере денег. Вознаграждение для выигравшей сторо­ны — в получении денег. Своеобразие данной игры состоит в том, что, получив один удар и одну рас­плату, эта пожилая чета еще долго боролась. В те­чение пяти лет получая удар за ударом и расплату за расплатой.

Психологическое своеобразие жителей Севера, их доброжелательность, доверие к людям и к государ­ству было показано нами на примере азартной улич­ной игры второго класса. Сейчас же остановимся на пирамидах. Конечно же, пирамида— это самая ус­тойчивая конструкция. Лежащая в основе любой иерархии — как пирамида власти в государстве, так и управленческая пирамида в организации. Но там действующий принцип — это общественный дого­вор, условия которого участникам ясны и определе­ны либо законами государства, либо Уставом пред­приятия. А в деятельность финансовых пирамид и организаций сетевого маркетинга, как правило, за­ложен принцип игры. Чем же отличаются игровые пирамиды?

Рассматривая деятельность этих организаций, важно обратить внимание на то, каков продукт, ко­торый ими производится. Откуда берутся деньги и как они движутся. Какие усилия необходимы для того, чтобы зарабатывать в такой структуре. В том случае, когда в структуре нет никакого продукта, то продуктом становятся деньги вкладчиков. Наши деньги. А если в этой организации есть продукт, и вам предлагают купить его на большую сумму, что­бы в будущем получать свои дивиденды, можете быть уверены — вас приглашают в качестве участника № 1 в психологическую игру. Делают это часто ква­лифицированно, с напором и знанием технологий внушения. Поэтому к психотерапевтам все чаще попадают пациенты, которые являются жертвами «тоталитарных маркетингов».

Конечно, далеко не все организации, деятельность которых построена по принципу многоуровневого маркетинга, представляют собой незаконную пира­миду, вовлекающую своих участников в психологи­ческие игры. Многие из них добросовестно трудят-

ся: обучают персонал, распространяют полезные знания и продукты для здорового образа жизни. Только разобраться, какая это пирамида, часто уда­ется далеко не сразу. В ряде случаев важно эксперт­ное мнение специалиста.

Игры в финансовые пирамиды вызвали создание политических партий и общественных движений и, конечно же, сделали многих людей несчастными. Впрочем есть и такие, которые выиграли. Этим людям иногда везло, а чаще они становились про­фессиональными игроками финансовых пирамид. Перейдем к описанию игр, во многом противополож­ным названным.

Еще одна распространенная в нашей стране груп­па игр — это административные, или чиновные, игры.

Административные игры

Чаще это игры первого класса, где участником № 1 является проситель. Участником № 2 — адми­нистратор. Проситель обычно менее опытен, и пе­ред ним возникают разнообразные житейские про­блемы. Администратор располагает большим опытом именно в своей области. К тому же он на своей, за­щищенной охраной, секретарями, очередью и дру­гими преимуществами, территории. Типичную игру можно назвать Приходите завтра, или Приходите вче­ра. Слабостью просителя является то, что он не может решить свою проблему без администратора и не знает своих прав и возможностей. Ловушка состоит в том, что будто бы только этот администратор мо­жет решить данную проблему. В ответ проситель за­писывается в очередь. И когда он попадает к адми­нистратору, тот, внимательно его выслушав, наносит удар. Оказывается, что сегодня проблему решить нельзя, нужно прийти завтра. Или проситель уже опоздал. Нужно было прийти вчера. Расплатой яв-

ляется потерянное время, нерешенная проблема, снижение собственной самооценки, необходимость вновь стоять в очереди. А вознаграждением админи­стратору то, что бесполезный и не нужный проси­тель отправлен и больше не досаждает, ощущение собственной нужности, предвкушения возможности получения взятки.

Антитезис для просителя состоит в том, чтобы тщательно взвесить, стоит ли обращаться именно к данному администратору. Если стоит, то нужно тща­тельно готовиться к предстоящей встрече, чтобы не оказаться участником игры № 1. Тем участником ко­торый начинает и проигрывает. У нас по этому по­воду говорят, что нужно «идти не просто так, а ис­кать подход».

Еще одну административную игру первого клас­са можно назвать Принесите еще одну справочку. При­ведем пример завершившейся игры. Человек долго ждал получения квартиры от производства. Некото­рые работники предприятия уже получали кварти­ры, и ему обещали. Наконец, долгожданный момент наступил. Ему сообщили, что выделяют квартиру. Он тайно вечером с женой сходил и посмотрел двор, подъезд. Представил, какой будет их квартира. Был очень рад и доволен своей будущей квартирой. Сво­им счастьем. Необходимые документы для оформле­ния квартиры были давно заготовлены. И счастли­вый будущий владелец отправился к городскую управу к администратору, занимающемуся оформле­нием ордеров на квартиры. Возле кабинета совсем не было очереди. Ведь мало кто теперь получает квартиры от своего производства. Все больше поку­пают. И стоят квартиры очень дорого.

Администратор принял счастливого претендента на квартиру весьма сдержанно. Долго и придирчиво рассматривал каждую печать на документах, каждую

подпись. Затем вяло сказал, что документы в поряд­ке, только не хватает еще одной справки. Нужно принести еще одну справку, и тогда можно будет подумать о выписке ордера. Будущий владелец квар­тиры заверил, что он сегодня же еще до обеда при­несет требуемую справку. Администратор просил его не торопиться, ведь он работает каждый день пять дней в неделю. Следующий администратор сказал, что он готов выдать справку. Только для этого ему нужна еще одна справка и официальный запрос с места работы соискателя. И так далее... Весь вечер будущий квартировладелец вместе с женой состав­ляли список справок, запросов и других документов, которые нужно представить для получения един­ственной вожделенной справки, необходимой для выписки ордера на квартиру. Их оказалось 23.

Для решения данных проблем можно было моби­лизовать родственников для стояния в очередях. Добрые люди посоветовали соискателю обратиться к знающему человеку в этой же городской управе. И действительно вопрос был улажен быстро, необ­ходимая справка получена. И стоило это не очень до­рого. И еще, служащий, выписывающий вожделен­ный ордер на квартиру, был как-то даже приветлив.

Так и закончилась эта игра первого класса и вто­рой степени. Будущий квартировладелец — участник № 1. Администратор— участник № 2 в этой игре. Слабость состоит в том, что человек впервые в жиз­ни получает квартиру. Он взволнован, неуверен, по­вышенно тревожен. Ловушка — принесите еще одну справку. Ответ состоит в желании сделать это как можно быстрее. Затем следует множество ударов, состоящих в необходимости принести еще ряд до­кументов. После получения ударов претендент на квартиру применяет антитезис. Он находит челове­ка, который способен решить проблему со справкой.

Расплата состоит в испорченном настроении, ощу­щении своей беспомощности и некоторой потрачен­ной сумме денег. О вознаграждении администрато­ра можно только догадываться.

Впрочем, в последние годы отмечается большое распространение более прогрессивного варианта этой игры. Везде, где необходимо сложное оформ­ление документов, возникают негосударственные структуры, готовые оказать помощь в оформлении документов. Так оформляются документы на жилье, другую недвижимость, проведение через таможню, и так далее. Впрочем, все документы вы можете оформлять самостоятельно и, может быть, у вас получится. Или заказываете оформление документов специалистам, и за вас это делают быстро, качествен­но, официально и не очень дорого. Исходя из пред­ставления об играх, вам сразу предлагают антите­зис— услуги фирмы, которая оформляет ваши документы. То есть вам сразу предлагают и игру, и антитезис.

Диву даешься, как быстро складываются эти иг­ровые формы. Так, летом 2000 года у многих жите­лей России вдруг появились средства для выезда на отдых. То, что это случилось «вдруг», конечно, тоже следствие игры. Впрочем, мы не об этом. Возник дефицит железнодорожных билетов. И сразу же множество предприимчивых структур начали пред­лагать гражданам игру в приобретение билетов. От достаточного легального способа, предлагаемого туристическими фирмами, до нелегальных путей с разной степенью риска, предлагаемых различными сотрудниками железнодорожных вокзалов, поездов и предприимчивыми гражданами.

Здесь участник № 1- человек, желающий при­обрести билет; участник № 2 — предлагающий этот билет. Участник № 1 имеет слабость — у него нет

билета на проезд к месту вожделенного отдыха. Уча­стник № 2 предлагает этот билет. Участник № 1 отвечает согласием приобрести билет. Участник № 2 наносит удар, сообщая о повышенной стоимости этого билета. Или наносит удары — несколько раз повышая стоимость. Участник № 1 расплачивается деньгами, участник № 2 получает свое вознагражде­ние также деньгами. Сумма потерянных денег весь­ма различна. И если нет возможности использовать антитезис, то иногда приходится выбирать того иг­рока на этом поле, во взаимоотношениях с которым соотношения потерянных денег и риска оптималь­ные.

Приведем еще одну административную игру. Ее можно назвать Вы приглашаетесь на конференцию. Уже более десяти лет наших соотечественников при­глашают участвовать в профессиональных собрани­ях за рубежом. Более того, такие поездки часто оп­лачиваются приглашающей стороной. Вначале адми­нистрации учреждений это очень нравилось, ведь именно она определяла, кто же поедет в эти престиж­ные, комфортные, иногда даже определяющие буду­щее, командировки. Скорее всего, участники конфе­ренции по выбору администрации редко удовлетво­ряли зарубежных партнеров. Поэтому они начали присылать именные приглашения. Последнее вовсе не устраивало администраторов. И начались игры. Одни из них состояли в том, что в перечне докумен­тов, которые присылались из-за рубежа, кто-то изы­мал наиболее важные формы, что делало поездку невозможной. И специалист, приглашавшийся на конференцию, получал неполный пакет документов. Да еще ему создавали временной дефицит для под­готовки поездки.

В этой игре специалист, приглашающийся на конференцию — участник № 1. Администрация уч-

реждения — участник № 2. Участник № 1 имеет сла­бость: плохо знает свои права и мало осведомлен в административных играх. Участник № 2 ставит ло­вушку— передает неполный пакет с приглашением на конференцию. Участник №1 отвечает согласием и загорается желанием поехать. Удар содержится в недостатке документов в переданном пакете. Распла­та состоит в пустых хлопотах в попытке оформить зарубежную поездку. Вознаграждение администра­ции — в сохранении ее власти.

В нашей стране эта игра относится к первой или второй степени. Возможны разные антитезисы. Один из них — претендент на поездку, самостоятельно свя­завшись с зарубежным организационным комитетом, получает необходимые формы и добивается осуще­ствления поездки. Второй состоит в том, что претен­дент начинает разбирательство и ищет виновников среди администрации. Здесь уже возникают возмож­ности для игр второго класса. Когда претендент из жертвы становится преследователем. Впрочем, адми­нистрация в таких играх почти всегда выигрывает. Конечно, у нее есть опыт, навыки игр, профессио­нальная солидарность и другие важные данные для успешной борьбы.

Вот еще административная игра. Профессиональ­ная деятельность в нашей стране многие десятиле­тия регулировалась не законами, а подзаконными актами — приказами, указаниями, распоряжениями, которые издаются министерствами и ведомствами. Таких документов очень много. Они часто противо­речат, с одной стороны, действительности, с другой стороны — даже друг другу. Министерство юстиции, в его попытке приведения ведомственных докумен­тов в соответствие с закбнами, часто отменяет раз­личные приказы, указания, распоряжения. Как это ни странно, отмена подзаконных актов вовсе не ве-

дет к тому, что они перестают действовать. Они продолжают действовать, как будто ничего не про­изошло. Чиновники пытаются скрыть сам факт от­мены выгодных или просто привычных для них под­законных актов. А когда сокрытие больше не является эффективным, то пытаются устно разъяс­нить, в связи с чем отмененный высшей инстанци­ей акт следует по-прежнему выполнять. И обычно сообщают, что в ближайшее время будет принят новый законодательный или подзаконный акт, ко­торый по содержанию соответствует прежнему.

Итак, личность или профессиональная организа­ция является в этой ситуации участником № 1. Ми­нистерство или ведомство, в лице корпоративно настроенных чиновников — участником игры № 2. Слабость участника № 1 состоит в том, что он стре­мится добиться изменения приказа или распоряже­ния, исходя из наивного представления об его бес­полезности или даже вредности. Участник № 2 ставит ловушку, скрывая, что приказ давно отменен. Ответ участника № 1 состоит в том, что он продолжает бороться с приказом. Удар от участника № 2 — в со­общении, что приказ давно не действует, он отме­нен. Участник № 1 расплачивается, осознавая, что борется против «ветряных мельниц». Выигрыш уча­стника № 2 состоит в сохранении его позиций, его статуса. Внешнее освобождение, антитезис здесь состоит в том, чтобы обратиться к профессионалам административных игр. А ими являются юристы. Особенно корпоративные, хорошо знающие это ми­нистерство, ведомство или учреждение.

Суицидные игры

Специалистам в области ментального здоровья все чаще и чаще приходится встречаться с суицидным поведением. Это суицидные мысли, намерения, дей-

ствия. Клиническая практика заставляет нас серьез­но относиться к суицидам. Конечно, у наших паци­ентов часто диагностируются расстройства личнос­ти истерического круга, и само суицидное поведение представляется демонстративным. И все же мы се­рьезно относимся ко всему, что касается суицидов. Здесь уместно привести фразу, сказанную на отчете о ночном дежурстве врача неврологического стаци­онара. Она звучит так: «во время дежурства истерик и симулянт из 4 палаты повесился». И все же в суи­цидном поведении очень часто встречаются игры. Приведем примеры трех таких игр — первой, второй и третьей степени.

Молодой, только что окончивший учебное заве­дение врач позже всех коллег по стационару завер­шает свой рабочий день. К тому же он остался один в большом отделении на время отпуска коллег. Док­тор снимает белый халат и выходит из ординаторс­кой. Его мысли уже далеко, с друзьями, которые ждут его в кафе, в часе езды от работы. В коридоре возле ординаторской его поджидает одна из пациенток. Это опрятная старушка 63 лет. Она говорит тихим голосом: «Доктор я знаю, как много у вас больных, и они тяжелее меня. Можно, я скажу вам только несколько слов». «Пожалуйста»,— говорит доктор. Он приглашает старушку в кабинет и сам присажи­вается на кончик стула. Пациентка говорит своим ти­хим, неэмоциональным голосом: «Доктор, вы сейчас уйдете домой, а я уйду из жизни». Молодой врач оде­вает халат, садится за свой рабочий стол, достает историю болезни старушки и говорит: «Я вас внима­тельно слушаю». Их беседа продолжалась в течение полутора часов. В результате тихая опрятная старуш­ка ушла удовлетворенной, без явных суицидных на­мерений. Доктор опоздал на встречу с друзьями. Он ехал домой со смешанными чувствами. С одной сто-

роны, ему нравилось, что он становится «настоящим доктором», с другой — его не оставляло чувство, что старушка им манипулировала. Поздно вечером дома он в очередной раз читал книгу Э. Берна «Игры, в которые играют люди». Ксерокопии тогда еще зап­рещенной книги в удивительно точном переводе известного математика и не менее известного дис­сидента, скрывавшегося под псевдонимом А.И. Фе­доров, распространялись в кругу особо доверявших друг другу людей.

В этой игре слабость врача состояла в отсутствии опыта и пламенном желании быть «настоящим док­тором». Ловушка пациентки— в просьбе об очень короткой встрече. Ответ молодого доктора— в со­гласии. Удар — в угрозе суицида. Расплата врача — в расстройстве его планов на вечер. Вознаграждение опрятной старушки — в том, что она получила все назначения и ответы на все свои вопросы так под­робно, как никакой другой из пациентов.

Антитезис в данной игре состоял в том, чтобы молодой доктор не начинал беседу, приглашая ста­рушку в кабинет. Можно было обещать, что завтраш­нее утро врач начнет с беседы именно с ней. Мож­но было попросить пациентку обратиться к медицинской сестре или дежурному врачу. Были и другие возможности.

В следующей игре второй степени два участника, одна семья. Мальчик 12 лет — участник № 1 и не­жно любящая его мама— участник № 2.

На улице большого города можно было увидеть такую живописную картину. Женщина и мальчик с очень большим и очень невоспитанным голубым догом идут по улице. Мальчик, назовем его Денис, видит мороженое и требует купить. Мама отказыва­ется, мотивируя простудой сына. «Ах так, тогда я брошусь под машину!» — говорит Денис. И направ-

ляется к краю тротуара, где по мостовой на большой скорости проносятся самосвалы. «Куплю, куплю, тиран»,— кричит вдогонку женщина. «Купи мне три мороженых!» — настаивает Денис. И вот они движут­ся по улице. Впереди Денис, он откусывает от мо­роженого и надувает пузыри соплей из носа, пыта­ясь спасти две других порции от прыгающего вокруг него огромного пса.

Оказалось, что и собаку он завел таким же спосо­бом. Мама уходила на работу. Сын оставался один дома. Он начал часто говорить о том, что ему скуч­но и страшно, и просить маму завести ему собаку — друга и защитника. Мама отказывалась. И тогда Де­нис начал встречать маму с работы, стоя на подокон­нике открытого окна. Мама кричала ему на третий этаж с улицы, чтобы он слез с подоконника. Он го­ворил, что ему одному страшно и он выпрыгнет, если у него не будет друга и защитника. Тогда мама с Денисом сходила на рынок, где продавали собак и купила маленького красивого щеночка. Впрочем, мама пыталась купить щенка малорослой породы, а Денис как обычно настоял на своем. Они очень по­любили щенка и баловали его. И, конечно, вовсе не заметили, как он вырос в кобеля больших размеров.

В данной игре слабостью является неумение ма­тери противостоять капризам сына. Ловушкой — су­ицидные угрозы. Ответом матери — согласие на тре­бования сына. Ударом со стороны подростка — усиление этих требований. Ему нужно не одно мо­роженое, а три. Щенок собаки— не маленькой по­роды, а самой большой. Расплата со стороны мате­ри состоит в том, что она потакает неразумным требованиям сына. Вознаграждение Дениса — в удов­летворении его желаний."

Антитезис в этой игре — когда в относительно бе­зопасной ситуации при очередных суицидных утро-

зах мальчика ему будет сказано: «Давай, валяй, кон­чай жизнь самоубийством!» — игра будет разруше­на. Только делать это важно профессионально.

Приведем пример суицидной игры третьей степе­ни. Юноша, назовем его Эдуард, предстал перед психотерапевтом в сопровождении психолога универ­ситета. Юноша говорил о том, что он желает перей­ти в иной мир, взяв с собой своих друзей и уважае­мых им людей. Чтобы сделать это, он ехал на машине и перевернулся, впрочем, отделавшись царапинами и поломанным автомобилем. Как признался Эдик, он хотел собрать этих людей на вечеринке и подме­шать в коктейль снотворное. А затем открыть газ и плотно закрыть двери и окна. Или еще как-нибудь по-другому перейти в иной мир. Он человек не ре­лигиозный и плохо представляет себе этот иной мир. Только здесь в этом мире ему плохо. Мир жесток и несправедлив.

Эдик жил отдельно от родителей. После того, как он перевернулся на автомобиле, психолог не остав­лял его в одиночестве. Только иногда, когда он ухо­дил к своей жене и маленькому ребенку, с Эдиком постоянно находился преподаватель физики. Вот так они и жили, опасаясь за жизнь юноши, да и собственные жизни.

Каких либо психических расстройств у юноши обнаружено не было. Он происходил из обеспечен­ной семьи руководителя большого промышленного предприятия. Семья входила в региональную элиту. Сын был единственным ребенком в семье. Отлично учился в школе. Все его любили и прочили незауряд­ное будущее. Впрочем, этому весьма способствова­ло то, что промышленное предприятие, где дирек­тором был отец, шефствовало над школой. И именно от шефов зависело материальное благополучие шко­лы, да и многих конкретных педагогов. После окон-

чания школы Эдик поступил в университет. Оказа­лось, что школьные знания у него не столь крепкие, и учиться было трудно. Кроме того, он попал совсем в другую среду, где его семья уже не оказывала ни­какого влияния. Да и в самой семье произошли ко­ренные изменения.

У отца выявился роман с его референтом. Она забеременела и родила сына. Мать для сохранения семьи забеременела и родила дочь. Отец переехал жить к референту. Мать постоянно плакала, у нее не было молока для кормления дочери. И она просила Эдика помогать ей по хозяйству. Эдик жил отдель­но в своей квартире. Ему было неприятно появляться в районе, где он жил и учился. Ведь его девушка его оставила. Знакомые, раньше заискивающие и ищу­щие его расположения, теперь при встрече отвора­чивались или язвили в его адрес. То же и учителя из его школы. И только один человек был мостиком между прошлым и настоящим. Это психолог, кото­рый работал в школе. Он, как и другие люди, был обязан его отцу. А теперь психолог перешел в уни­верситет и, как и в школе, был весьма популярен и даже любим молодежью.

Отец был очень занят своими делами. Его рефе­рент не очень-то допускала к нему Эдика. Да он и сам отстранился от старшего сына, особенно после того, как Эдик разбил только что подаренный отцом автомобиль.

Эдик в этой игре участник № 2, психолог, физик и некоторые другие люди— участники №1. У учас­тников № 1 есть слабость— они не знают психоло­гических игр и чувствуют большую ответственность за сохранения жизни Эдика и еще немного боятся его. Ловушка участника № 2— в заявлении о жела­нии уйти из жизни. Ответ участников № 1 состоит в том, что они уделяют Эдику больше внимания.

Удар — в демонстрации самоубийства во время езды на машине. Расплата в том, что они никогда не по­кидают Эдика, даже в ущерб себе и своим семьям. Вознаграждение в том, что Эдик окружен интерес­ными, популярными людьми, близость к которым позволяет ему выделяться, сохранять свой статус.

Это игра третьей степени, в связи с тем, что ве­роятность совершения юношей суицида или даже расширенного суицида высока. Ведь он оказался в очень неблагоприятной для него жизненной ситуа­ции. Жизнь повернулась к нему своей изнанкой. Он не находил выхода. И для сохранения необходимо­го ему окружения использовал суицидные угрозы и даже шантаж. И вероятность того, что он их реали­зует, была высока.

Антитезис, который использовал психотерапевт в этой ситуации, состоял в том, что он был вынужден начать свою игру. Где Эдик оказался участником № 1, а профессионалы психотерапии— участника­ми № 2. В итоге получилось две игры, которые вме­сте составили игру второго класса.

Эдику было заявлено, что он психически больной и должен длительное время находиться на лечении в психиатрической больнице. Он отказался от гос­питализации. Тогда была разыграна сцена, заверше­нием которой должны стать принудительная госпи­тализация пациента, постоянно стремящегося к суициду и, более того, к расширенному самоубий­ству, а значит «опасного для себя и окружающих». Эдик не выдержал этого удара, а начал плакать и рассказывать о своей несчастной, не сложившейся жизни. Затем психолог рассказывал ему о своей тя­желой, по вине Эдика, жизни. Они говорили более часа и оба пережили катарсис. Это был первая из психотерапевтических сессий, позволившая молодо­му человеку выстроить линию своей жизни.

В этой игре участник № 1 имеет слабость. Он бо­ится психиатрической больницы и психиатрическо­го диагноза. Ловушка участников № 2 состоит в том, что он будет госпитализирован и ему будет постав­лен диагноз психического расстройства. Это пред­ставляется ему много хуже всего того, что он уже пе­режил. Он пытается уйти и получает удар в форме того, что он должен будет остаться. Расплата участ­ника № 1 состоит в том, что он откровенно расска­зывает о себе, своей жизни. Вознаграждение участ­ников № 2— в достижении катарсиса клиентом и решении профессиональной задачи.

Конечно, есть и другие пути разрешения первой игры. Можно было создать терапевтическую группу из родственников и близких людей Эдика, можно было работать в техниках психодрамы с переходом в другой мир. Только тогда, теперь уже много лет назад, удалось сделать то, что описано выше.

Если говорить о катамнезе, то он достаточно бла­гоприятный. Эдик вскоре женился. Его молодая жена училась с ним в одной группе. Они закончили университет и уехали в небольшой город, где рабо­тают педагогами в техникуме и воспитывают троих детей. Важно отметить, что значительные части пер­вой и второй игры разыгрывались в воображении у Эдика. И все-таки это не были игры с самим собой. К описанию игр, разыгрываемых человеком с самим собой, мы переходим прямо сейчас.

Игры с самим собой

Один вариант игр: человек заявляет окружающим (что менее важно) или себе (что особенно важно), будто он в любой момент прекратит... На место мно­готочия можно поставить то, от чего человек, пусть неосознанно, не собирается отказываться: курить, много выпивать, потреблять слишком много пищи

или сладкого и т. д. Человек может даже привести пример, когда он уже прекращал... (курить, пить, потреблять слишком много пищи или сладкого) и справился с этим. Правда, затем снова начал. Часто без особой на то причины, просто так.-

Впрочем, его заявление, будто он способен пре­кратить в любой момент по своему желанию, выгля­дит малоубедительным. Более того, ясно, что он не осознает глубины мотивов, побуждающих его про­должать, и ускользает от активных действий по пре­кращению.

Антитезис здесь состоит в стремлении стимулиро­вать человека к попытке прекращения вредной для него деятельности без промедления и откладывания. И если такая попытка даже окажется неудачной, то человек все же осознает свою проблему. А это значит, что игра с самим собой будет осознана и разрушена.

Другой вариант игр человека с самим собой состо­ит в том, что он заявляет окружающим (что менее важно) и себе (что более важно), будто он в любой момент готов начать... На месте многоточия может быть: заниматься спортом, учить иностранный язык, регулярно принимать витамины и минеральные ком­плексы, укреплять свое здоровье и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.