Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лист согласования 1 страница




Оценка результатов учебной деятельности студентов

Контроль учебной деятельности осуществляется для своевре­менной ее коррекции с целью достижения наибольшей эффек­тивности. Постоянный контроль позволяет своевременно реаги­ровать на те или иные отклонения учебного процесса от наме­ченной общей и множества конкретных целей. Таким образом, контроль имеет в качестве главной своей функции коррекцию (регулирование) учебной деятельности студентов в составе це­лостного учебного процесса. Контроль педагогический как про­верка хода и результатов учебного процесса через оценку каче­ства усвоения студентами учебной программы, последующие выводы из анализа полученного материала, вынесение общего решения насчет необходимых мер коррекции — все это обяза­тельные компоненты управления образовательной системой. В таком общем виде контроль выступает как процесс надситуа-


тивный, возвышающийся над конкретной методикой препода­вания и повседневной оценкой успехов и недостатков студенче­ской учебной деятельности и абстрагированный от учащегося и даже преподавателя. В этом смысле вся существующая систе­ма контроля учебного процесса — дело высоких управляющих инстанций: администраций образовательных органов, начиная от министерства образования и заканчивая руководством фа­культетов и вузов.

Методику же преподавания интересует контроль и оценка деятельности студентов, по чему можно оценить как усвоение преподаваемого предмета обучаемыми, так и качество препода­вания, в частности эффективность самой методики.

Поэтому в рамках методики преподавания психологии в вузе уместно рассмотреть методику оценки качества усвоения сту­дентами изучаемого ими предмета — научной психологии.

Всем преподавателям известно из опыта, что вынесение оцен­ки студенту на экзамене — дело не столь простое. Деловые взаи­моотношения людей, в том числе преподавателя и студента, изо­билуют субъективизмом, когда приходится выносить оценку деятельности друг друга (в данном случае формально оценка вроде бы односторонняя — оценивает преподаватель студента, но это еще не значит, что студент не оценивает преподавателя). И обе стороны знают и чувствуют это, и, главное, обе заинтере­сованы, чтобы оценка была благоприятная: студент заинтересо­ван в получении хорошей или отличной оценки за свои знания, а преподаватель желает сохранить реноме требовательного и справедливого педагога. Если самая высокая оценка для студен­та «пятерка», то для преподавателя — это репутация преподава­теля справедливого, что означает «требовательный, но добрый, зря не снизит оценку», или чуть иначе: «добрый, но требова­тельный, так просто не поставит «пятерку». Наивысшим авто­ритетом среди студенчества обычно пользуются преподаватели творчески мыслящие и много знающие (дают глубокие и разно­сторонние знания) и одновременно строгие и справедливые (по достоинству оценивающие студентов).

При вынесении оценки на экзамене преподавателю нужно поставить именно ту оценку, которую студент действительно заслуживает, и не ошибиться. Как облегчить его задачу, по­мочь снять сомнения, сохранить твердость позиции? Ответ на­прашивается один: нейтрализовать субъективизм, а для этого самому преподавателю разработать объективные критерии оценки знаний студентов, а методику оценки основывать на этих критериях.


Как уже говорилось, существуют объективные критерии атте­стации студентов по двум взаимосвязанным показателям— зна­ниям и умению применять их на практике.

При всей правильности такого подхода (он требует не ограни­чиваться оценкой формально усвоенных знаний, а оценивать еще и умения сознательно руководствоваться этими знаниями на практике) остается несколько расплывчатым и неконкрет­ным содержание самих понятий «знание» и «умение».

Преподаватель лучше других знает, что именно по его предме­ту нужно студентам знать и что они должны уметь делать с по­мощью этих знаний. Если преподаватель придерживается на­званных выше объективных критериев и оценивает знания в единстве с умениями, то ему остается только определить, какое конкретное содержание вкладывать в понятие «знание» при изучении научной психологии и какое будет иметь содержание понятие «умение», если говорить об использовании на практи­ке психологической теории.

Внимательный анализ опыта наиболее авторитетных преподава­телей позволяет сделать несколько выводов относительно методи­ки вынесения строгой и справедливой оценки знаниям студентов. Первый вывод — это предсказуемость поведения таких препо­давателей: студент всегда уверен, что если хорошо подготовил­ся и вообще регулярно занимался, то случайностей не будет и высокая оценка на экзамене обеспечена. Такая уверенность про­истекает из того, что данный преподаватель не пытается ловить студента на оговорках и мелких неточностях высказывания, а всегда старается уточнить, то ли он хотел сказать. И вообще из­вестно, что такие преподаватели никогда не пытаются добиться знаний вопросами типа «что еще скажете?», «а еще что помни­те?», «ничего вы не забыли?», «вы уверены, что все вспомни­ли?» и т. п. Они спрашивают студента «по-крупному» (выраже­ние некоторых студентов), выясняя, как он понимает суть во­проса, и заставляют не вспоминать, а размышлять, для чего ста­вят наводящие вопросы, требующие мышления.

Второй вывод. Всякий творчески работающий и потому авто­ритетный преподаватель смотрит на экзамен не как на средство подстегивания студентов (чтобы, боясь строгих экзаменов, они лучше учились), а как на эффективное средство регулирования процесса преподавания (чтобы понять, что оказалось трудным для усвоения студентами и что надо сделать, чтобы в дальней­шем легче преодолевались эти трудности). Поэтому экзамен ино­гда превращается в неторопливую беседу, где студент не только отвечает, но и получает определенное разъяснение сути своих


ошибок и заблуждений. Такая манера преподавателя импониру­
ет студентам, так как не только снимает стресс, но и позволяет
сделать правильный вывод на будущее, как учиться.,,,

Третий вывод: преподаватель заранее, прямо с первых дней изучения предмета предупреждает, какие требования он предъ­являет студентам. В частности, он разъясняет, что изучение науки не означает буквального запоминания вычитываемых из книг истин, даже самых умных, а всегда предполагает понима­ние законов объективного мира, которые в этих книгах излага­ются. От студентов нужно творчество, а не начетничество. Тогда свой ответ на экзамене они будут аргументировать не просто ссылкой на то, что «так написано в книге...», а обоснуют и дока­жут, почему написано именно так.

Обнародуя свои требования заранее, преподаватель дает по­нять студентам, что спрос с них будет строгий, но разумный, ориентированный на научную подготовку студента к решению проблем реальной жизни, к практической послевузовской рабо­те в качестве квалифицированного специалиста. И поэтому спрос со студентов — не только знать, но и уметь что-то делать с этими знаниями.

Четвертый вывод, который можно сделать при изучении опыта лучших преподавателей, состоит в том, что их авторитет основан на принципиальности. В частности, они нетерпимы к фактам, когда студент на экзамене как бы выпрашивает более высокую оценку, всячески пытается убедить преподавателя в том, что якобы тот ошибается, оценивая его знания недостаточ­но высоко. Таким нажимам они никогда не поддаются. «Студент наивно полагает, что человек о себе знает лучше, чем другие про него, — сказал профессор-философ, обсуждая методику препо­давания. — Поэтому, когда студент намекает мне, что я его не­дооценил и поставил «тройку» вместо «четверки», я советую об­ратиться к психологам. Они объяснят: человек узнает о себе бла­годаря мнению о нем других людей. Завышенная самооценка вредна самому студенту, она расхолаживает его, мешает упорно учиться», — считает профессор.

Немаловажный вопрос для начинающего преподавателя — это вопрос о том, за что и какую оценку ставить студенту на эк­замене. Суть проблемы в том, чтобы изложенное выше требова­ние к объективности оценки по критерию «знание плюс умение» адекватно интерпретировать при выставлении оценки за кон­кретный ответ студента. Тут приходится учитывать несколько аспектов — личностный, общепедагогический и научный.


Индивидуальный подход к вынесению оценки -г- это и есть подход личностный, т. е. учитывая, как данный студент вообще учился в течение семестра.

Общепедагогический подход предполагает соблюдение опре­деленных педагогических и методических правил, обеспечиваю­щих нормальные, психологически комфортные условия сдачи экзамена. Эти правила в общем и целом известны каждому пре­подавателю: не прерывать ответ по вопросу билета, не высказы­вать по ходу ответа каких-либо реплик-комментариев. Однако есть тут определенные детали: если студент говорит не по суще­ству, то лучше сказать, чтобы он переходил к следующему во­просу, а по завершении ответа на все вопросы билета вернуться к замечаниям и уточнениям ответов по каждому вопросу, если они не удовлетворили преподавателя.

Научный подход, естественно, означает, что оцениваться должно знание вопроса именно в психологическом аспекте, а не в философском, логическом или педагогическом, так как встре­чаются случаи, когда студент подменяет психологическое пони­мание проблемы общефилософским или каким-либо другим. Или вообще, бывает, ограничивается общими рассуждениями типа «мышление — это очень важное качество личности». До­статочно часто студенты путают психологический аспект про­блемы с педагогическим или практически методическим или ог­раничиваются долженствованиями «надо», «необходимо», «сле­дует» и т. п. Разумеется, преподаватель на экзамене не может та­кие ответы признать правильными. Их надо возвращать в лоно конкретной науки — психологии, а если не удается, то, естест­венно, оценка не может быть выше «тройки» или студенту при­дется повторно сдавать экзамен.

Готовых рецептов, кому и когда ставить отличную или хоро­шую оценку, конечно, не существует. Но это не означает, что преподаватель может быть абсолютно свободен в выборе оценки, полагаясь на свою компетентность во всем (есть преподаватели, которые всерьез считают, что на «отлично» знают только они, а студенту это недоступно). От этого недалеко и до субъективизма, непозволительного в педагогической деятельности. Поэтому и нужно иметь в виду требования, конкретизирующие принцип объективности экзаменационной оценки.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В психологической структуре деятельности методика препо­давания выбирается в зависимости от поставленной цели. Ес­ли целью обучения психологии в вузе является формирование у студентов психологического склада мышления, подхода к анализу и оценке человеческого поведения, поступков и дей­ствий индивидов, особенностей взаимоотношений, мотивов и целей деятельности — т. е. познания человека и способов эф­фективного с ним взаимодействия, то и методика обучения должна отвечать этой цели, способствовать успешному ее до­стижению.

Вот почему основой методики преподавания психологии ста­новятся психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, раскрывающие механизмы формиро­вания творческого мышления обучаемых, эффективности усвое­ния знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения этих теорий в педагогической практике.

Так как обучение и воспитание взаимосвязаны и взаимообу­словлены, то и методика преподавания науки, в особенности психологии, должна отдавать предпочтение интерактивным ме­тодам обучения, которые наиболее эффективно реализуют прин­цип единства обучения и воспитания через диалоге-дискуссион­ное сотрудничество преподавателя со студентами и студентов между собой. Наряду с этим проблемность, выступая как прин­цип обучения, реализуемая через методы обучения, постоянно держит процесс преподавания в русле развивающего обучения посредством решаемых студентами учебных задач, рассчитан­ных на теоретическое мышление. И программирование учебной деятельности (как мыслительной) при опоре на теорию поэтап­ного формирования умственных действий делает методику пре-


подавания средством оптимального управления учебной дея­тельностью студентов.

Соблюдение требований психологически обоснованной мето­дики преподавания делает в известной мере производными ме­тоды решения проблемы поиска эффективных форм, методов и приемов проведения контроля и коррекции учебной деятельно­сти студентов (экзаменов, зачетов, контрольных письменных работ), так как все они становятся средствами достижения об­щей цели изучения студентами психологии как науки.

Эффективная методика преподавания — это психологически обоснованная методика, которой лучше других должны владеть преподаватели психологии.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Некоторые примерные образцы дидактических материалов (задания студентам, методические рекомендации и др.)

Приложение 1 ЗАДАНИЯ

Темы контрольной работы по истории психологии

1. Тему работы выбирает студент самостоятельно. Ею может
стать состояние и развитие психологической науки в любой исто­
рический период, в том числе современный, касающийся любой
конкретной проблемы (например, развитие научных представле­
ний о памяти или о развитии учения о памяти в работах отечест­
венных психологов А. А. Смирнова и П. И. Зинченко и т. д.) и
любой отрасли психологии (общей, социальной, возрастной или
педагогической и т. д.). Предпочтительнее, если тема будет отно­
ситься к современному этапу развития отечественной психоло­
гии (примерно с 30-х гг.).

2. Работа должна быть посвящена логико-психологическому
(а не хронологическому) отслеживанию процесса развития пси­
хологических знаний по избранной проблеме (теме) в рассматри­
ваемый период. То есть речь должна идти не столько о том, ко­
гда и где, а сколько о том, что и почему происходило в развитии
научных знаний в данный период.

3. Студент при подготовке работы может опираться на любой
литературный источник (учебники, труды психологов, мемуары
и биографии ученых-психологов, статьи в печати, справочники,
словари, энциклопедии), но ни в коем случае не пересказывать
источник, а изложить своими словами мысли и рассуждения об
изученном и понятом из него.

4. Объем работы не должен быть большим (не более 8 страниц
рукописи), так как лаконичность изложения является свидетель-


ством продуманности излагаемого и признаком четкости понима­ния проблемы. В этом требовании заложено предостережение: не пользуйтесь только одним источником, сведения из которого не­возможно изложить короче, а стало быть, придется ограничить­ся простым переписыванием. Лучше всего прочитать по теме не­сколько разных источников в порядке планового изучения пред­мета (а не только и не столько для написания данной контрольной работы) и усвоенный материал использовать при написании кон­трольной работы. Например, готовясь к экзаменам или с целью глубокого усвоения материала по памяти, студент прочитал не только учебник по истории психологии, не только учебники по об­щей психологии, но и ряд специальных психологических трудов о памяти. Из всего прочитанного ему должно быть ясно, как изме­нялись и развивались представления о психологических меха^ низмах памяти на протяжении истории изучения данного фено­мена. Вот эти изменения в научных знаниях о памяти и могут по­служить материалом для контрольной работы. Контрольная ра­бота — это некоторый итог усвоения науки в ее развитии.

5. Цель контрольной работы для студента — показать свое
умение мыслить исторически при анализе психологического
материала, объясняя, чем вызваны поиски и открытия в психо­
логической науке, какие конкретно исторические условия (по­
требности и запросы общества, противоречия внутри самой нау­
ки или что-то другое) послужили толчком к появлению новых
идей и выводов науки, стали побудителем движения научной
мысли. Поэтому оценка работы будет зависеть от того, в какой
мере данная цель достигнута.

6. Основные требования к тексту работы:

 

— психологическая грамотность языка (правильное слово­
употребление без смешивания научных понятий с житейскими
словами-названиями, лаконичное и строго логичное изложение
мысли без общих трафаретных фраз),

— при показе современной истории отечественной психологии
нужно постараться разобраться, какое значение для практики
(для производства, развития рыночной экономики, обучения и
воспитания человека, управления людьми и процессами и т. д.)
имело и имеет то или иное достижение психологической науки, а
также какие животрепещущие проблемы общественной практи­
ки сегодняшнего дня требуют психологического разрешения, но
не находят его (то ли психология не востребована обществом, то
ли сами психологи далеки от практических запросов общества),

— работа должна завершаться выводами: какими темпами,
т. е. в ногу ли с процессами развития социальной жизни, опере-


жая их или отставая от них, развивалась (или развивается сей­час) данная отрасль или данная проблема психологии и каковы, по мнению студента — автора работы, перспективы развития науки по избранной им проблеме (теме).

7. Данное задание должно стать ориентиром не только для на­писания контрольной работы, но и руководством для самостоя­тельной работы по изучению психологии (любого психологиче­ского учебного предмета), чтобы при этом соблюдался принцип историзма, означающий, что наука есть изменяющаяся во вре­мени система, состоящая в единстве с постоянно развивающей­ся объективной действительностью, обобщением которой она является.

Разработчик задания

(фамилия, должность, уч. звание)

(Дата)

Приложение 2

Контрольная работа по общей психологии:

«Психологическая характеристика личности*

(Задание и методические советы по его выполнению)

(Вариант)

1. Тема данной контрольной работы предназначена для сово­купного представления общепсихологических явлений конкрет­ной личности. Студент на заданную тему самостоятельно выби­рает кого-либо из хорошо знакомых ему людей и дает психологи­ческую характеристику этой личности. Такая характеристика конкретного живого человека, выступающего перед студентом в своей плоти и крови в качестве объекта психологического анали­за (исследования), имеет целью научить студента использова­нию научных знаний и имеющегося опыта для постановки, ана­лиза и решения реальной проблемы — психологическому изуче­нию конкретного человека во имя лучшего его знания и понима­ния его поведения. Так как в качестве объекта выбирается знако­мая студенту личность, то, казалось бы, не представляет какой-либо трудности описать в психологических терминах все, что о ней известно. Однако опыт показывает, что ранее кажущееся знакомым оказывается не всегда понятным и объяснимым с точ­ки зрения требований научной психологии. Поэтому приходит­ся часто дополнительно изучать, практически исследовать пси­хологические особенности хорошо знакомого человека. Напри-


мер, чтобы охарактеризовать особенности протекания психиче­ских процессов (познавательных, эмоциональных и др.) или оп­ределить характер или темперамент человека, оценить его спо­собности, непременно нужно понять, в чем они конкретно прояв­ляются, и показать на примерах. Будет ошибкой, если студент просто констатирует, что, например, у данной личности хорошая память, а почему он так считает, не объясняет.

2. Если цель преподавателя научить студента (см. выше) изу­чать и понимать психологию человека, то цель студента при на­писании контрольной работы — показать свое умение мыслить психологически, т. е. творчески применять теоретические зна­ния из области психологии в анализе и оценке поведения (дейст­вий, поступков, отношений) реальных людей. Для достижения этой цели студенту придется постоянно проводить мысленную проекцию на избранную личность всех тех теоретических зна­ний, которые он получает на лекциях и из прочитанной литера­туры. Это значит, что личность изучается и характеризуется не только для написания контрольной работы, а для лучшего ус­воения самого содержания науки, которое невозможно только путем запоминания книжных истин, а возможно только при по­стоянном сопоставлении этих истин с реальными фактами, яв­лениями, процессами — объектами и предметами науки, чем в данном случае служит характеризуемая реальная личность. Контрольная работа не самоцель, а руководство к действию при изучении психологии как науки, некое творческое воплощение результатов этого изучения.

3. Основные требования к тексту контрольной работы:

— психологическая грамотность языка (правильное употреб­
ление научной терминологии, лаконичность и точность выраже­
ния мысли без «общих слов» и т. д.), но без буквального повто­
рения «книжных» истин;

— объем работы не должен превышать 10 страниц рукописи,
так как всякое увеличение количества страниц свидетельствует
об аморфности мысли, о ее поверхностности, являющейся след­
ствием спешки или нежелания (неумения) размышлять над про­
читанным материалом и наблюдаемыми явлениями в сопостав­
лении их друг с другом;

— в тексте работы обязательно должно быть описание особен­
ностей проявления у характеризуемой личности психических
процессов, состояний и свойств, а если таких атрибутов ее инди­
видуальности не наблюдается в явном виде, то это надо как-то
объяснить (почему этот человек ничем особенным не выделяет­
ся «из толпы»?);


\


— в начале работы как исходные данные или в конце текста
как часть вывода, подтверждающего истинность характеристи­
ки, должны быть приведены некоторые биографические сведения
о личности: возраст, профессия (и менялась ли она и почему), об­
разование, семейное положение, отношение к детям и родителям;

— работа должна завершаться общим выводом о том, как ре­
комендуется с этой личностью общаться, чтобы было эффектив­
ным взаимодействие, сотрудничество в процессе совместной
деятельности в качестве коллеги, подчиненного или руководите­
ля, а также в процессе обучения и воспитания.

Разработчик задания

(фамилия, должность, уч. звание)

(Дата)

Приложение 3

Контрольные работы по возрастной и педагогической психологии

А. Задание для студентов-заочников, работающих в общеобразовательной школе

Тема контрольной работы:

«Психологические условия обучающего и воспитывающего эф­
фекта изучения в школе______________________________»

(назв. учебного предмета)

1. Работа выполняется на основе анализа преподавания (изу­
чения учащимися) любого учебного предмета, наиболее близко­
го студенту по роду его деятельности. Она должна стать опытом
применения теории педагогической психологии к практике
школьного обучения.

2. При написании контрольной работы необходимо исходить
не только из имеющихся представлений, сложившихся в про­
шлом опыте автора, но и из целенаправленного психологическо­
го анализа фактического положения дел с преподаванием и изу­
чением данного предмета в школе, с выявлением трудностей и
проблем, объяснением (психологическим) причин успехов и не­
удач общего или частного характера.

3. Объем работы не должен превышать 10 страниц рукописно­
го текста. Такое ограничение объема требует от студента тща­
тельного продумывания проблемы, строгого отбора из получен­
ных наблюдений и выводов самого существенного с точки зре­
ния их психологическогочзначения.


 


4. По своему содержанию работа должна давать аргументиро­ванные ответы на следующие вопросы:

а) Что является для учащихся ведущей деятельностью при
изучении предмета?

б) Какую мотивацию нужно формировать у учащихся в этой
ведущей деятельности? Обоснуйте с точки зрения теории психи­
ческого развития личности в детском возрасте.

в) Какие виды мотивов реально наблюдаются у учащихся и
чем каждый из них объясняется?

г) Какие приемы и способы действий (мыслительных, рече­
вых, перцептивных, физических и др.) в этой деятельности учи­
тель должен стремиться формировать у учащихся в процессе
преподавания предмета? Обоснуйте с точки зрения теории раз­
вивающего обучения.

д) Какие из них, по вашим наблюдениям, формируются более ус­
пешно, а какие менее успешно или не формируются вовсе? Почему?

е) Какие методические приемы учителя служат активному
взаимодействию его с учениками, в котором происходит сотруд­
ничество учителя и учеников и в котором помимо учебно-позна­
вательных задач успешно решаются воспитательные? За счет
чего учитель добивается более эффективного формирования мо­
тивов (смыслообразующих мотивов — личностных смыслов)
учебной деятельности по данному предмету и от чего конкретно
зависит обучающий и воспитывающий эффект преподавания и
изучения данного предмета (понимая под воспитательным эф­
фектом формирование мотива учебной деятельности как осозна­
ния учащимся личностного смысла изучения предмета, а под
обучающим эффектом — формирование эффективных способов
учебных действий и операций, т. е. умения успешно учиться)?

Разработчик задания

(фамилия, должность, уч. звание)

(Дата)

Приложение 4

Б. Задание для студентов-заочников, работающих

в сферах профессионально-технического,

среднеспециалъного и высшего образования

Тема контрольной работы:

«Психологические условия эффективного профессионального

обучения».


 




„я 1т№т~ на п^„ ^ на деятельность по профессии)? Почему, ^ ^ качест. ^сает иметь место и сейчас, в условиях рынка, ^огда ка венное обучение экономически выгодно и обучающш

1. Тема может быть построена на примере обучения какой-то
одной специальности, знакомой студенту, или на изучении ка­
кого-то одного учебного предмета по специальности, хорошо
изученного автором, но ни в коем случае не должна быть общи­
ми рассуждениями о пользе эффективного обучения професси­
ям. Можно использовать опыт самонаблюдения (проанализиро­
вать свою собственную профессиональную подготовку в ПТУ,
техникуме, институте или на курсах переподготовки и т. д.)- Те­
ма работы — это тема конкретного психологического исследова­
ния сугубо конкретной учебной деятельности.

2. Цель работы — научиться начальным умениям применять
теорию педагогической психологии к анализу практики профес­
сионального обучения работников, чтобы сделать психолого-пе­
дагогические и методические выводы о возможностях ее совер­
шенствования. В частности, студент должен применительно к
овладению какой-то профессией конкретизировать такие психо­
логические понятия и категории, как цель, мотивы, структура,
результат деятельности, ориентировочная и исполнительная
часть деятельности.

3. Объем работы — не более 10 страниц текста. Чтобы не пре­
вышать этот объем, надо предварительно тщательно продумать
содержание работы, изъять из нее все менее существенное, част­
ное, необязательное.

4. Содержание работы должен составлять анализ самого сту­
дента знакомой ему практики профессионального обучения и
получение аргументированных ответов на такие вопросы:

а) Что является для обучаемого ведущей деятельностью в мо­
мент (в ходе) обучения профессии — учебная деятельность или
предстоящая профессиональная?

б) Какую мотивацию нужно формировать в этой ведущей дея­
тельности? Обоснуйте с точки зрения психологии воспитания
профессионала.

в) Какие виды мотивов реально наблюдаются в современной
практике профессионального обучения? Чем объясняется сла­
бая мотивация к овладению профессией у ряда учащихся ПТУ?

г) Какие приемы и способы действий и операций нужно фор­
мировать у обучаемых в данной профессиональной деятельно­
сти? Показать конкретные действия, входящие в деятельность,
и конкретные операции, составляющие действие, а также прие­
мы их выполнения.

д) Какие из них в практике обычного (общепринятого, тра­
диционного) профессионального обучения формируются более
успешно, а какие — менее успешно или вовсе не формируют-


, Благодаря каким изменениям в

деятельности в целом?

Разработчик задания -- --- -- —

(фамилия, должность, уч. звание)

(Дата)

Приложение 5

Контрольная работа по курсу «Общая психология»

Задание и некоторые методические советы

по его выполнению

(Вариант)

Работа выполняется по одной из нижеперечисленных тем (по выбору студента).

Тема1.

«Проявление психических познавательных процессов в профес­
сиональной деятельности_____________________________»

(назв. профессии, спец-ти)

На примере каких-то конкретных действий (действия можно взять любые — физические (двигательные), перцептивные (зрительные, слуховые и т. п. действия по восприятию), рече­вые, мыслительные и т. д.) нужно дать анализ того, какие пси­хические процессы и каким образом проявляются в данных конкретных профессиональных действиях. Так как в одной и той же деятельности присутствуют и физические, и перцептив­ные, и мыслительные и пр. действия одновременно и во взаи­мосвязи, то придется студенту выбирать, анализу каких дейст-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.