КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование экпериментального изучения типологических особенностей произвольных движений 6 страницаЦелостный взгляд на действительную природу индивидуальности с позиции эволюционно-системного подхода невозможно осуществить без анализа явлений организации, интеграции, координации разнообразных свойств человека (см. главу I). Соответствующие синдромы таких свойств и качеств субъекта закономерно складываются в поведении и сохраняют его своеобычность в ходе развития. Подобного рода взаимоотношения нельзя воспринять непосредственно, их можно изучать при моделировании естественного процесса субъектно-объектного взаимодействия в особых концептуальных конструктах то есть тогда, когда врожденный или приобретенный в онтогенезе опыт кумулятивно объединен в таких таксономических единицах психики, как прогнозирование и — при неопределенности прогноза — антиципации. В характеристиках опережающих явлений отражены механизмы организации [11, 37, 47 и др.], обусловливающие возникновение в целостной индивидуальности новых интегративных свойств.
Таким образом, психофизиологические факторы развивающейся деятельности, выделяемые в процессах антиципации, отражают специфику функциональных систем в структуре индивидуальности. (В общей психофизиологии общепринято изучать законы развития функциональных систем благодаря исследованию ЭЭГ и нейрональной активности в поведении [6, 7, 49а, 163-166]). Моделирование развивающейся деятельности с выделением периодов, где антиципируется образ-цель будущего результата, осуществлено с помощью методики вероятностного обучения, подробно описанной в разделе 2. 2. второй главы. Модифицированный нами вариант данной методики позволяет выделять мозговые потенциалы антиципации (ПА) в определенных ситуациях поведения, где фиксируется степень сформированности стратегии решения задачи и субъективная вероятность успеха предстоящего действия. Можно предположить, что в структуру факторов, связанных с вероятностным прогнозированием, входят, наряду с психофизиологическими признаками процесса антиципации, характеристики результативности, продуктивности когнитивных процессов. Подтверждение этого предположения позволит обсудить их общий генез. Принимая во внимание тот факт, что функциональные системы, проявляющиеся в признаках антиципации, инвариантны целенаправленной активности разного типа (глава IV), интерпретация выделяемых групп симптомов индивидуальности не может осуществляться без привлечения фактологии способностей и задатков. В этом случае ПА должны анализироваться в контексте задатков общих способностей личности. Данные, полученные при сопоставлении характеристик ПА с формально-динамическими особенностями психомоторики и показателями результативности вероятностного обучения, позволяют экспериментально фиксировать индивидуально-обобщенную компоненту произвольных действий. Закономерности ее формирования, очевидно, важны для конкретно-экспериментального изучения задатков способностей в структуре целостной индивидуальности. Возможно в концепции целостной индивидуальности. Методики экспериментов (обследовано 29 чел.) Повторяли ранее описанный метод регистрации моторных вызванных потенциалов (МВП), методику выделения ПА — суммированной биоэлектрической активности мозга в преддвигательный период произвольных действий при решении вероятностно-прогностической задачи, стандартную методику для изучения переделки навыка и теппинг-тест [38]. С их помощью выделены показатели результативности вероятностного обучения, а также параметры характерной для индивида психомоторики.
Данный раздел диссертации анализирует результаты двух экспериментальных серий, где регистрировали МВП, в их соотнесении с результативностью прогнозирования редкого и частого события. (Методики подробно описаны в разделе 2. 2. второй главы). Коротко остановимся на основных моментах проведенных опытов. В серии I (эта серия при описании возможных методик регистрации МВП соответствует серии II) испытуемые произвольно нажимали на ключ указательным пальцем правой руки в моменты времени, выбираемые произвольно. В серии II они считали совершаемые действия. В инструкции подчеркивалось, что условия опыта способствуют возникновению усталости, монотонии, поэтому конечный результат важен для изучения личности. Этот прием повышал уровень мотивации деятельности испытуемых, что сказывалось, в частности, в феноменах «возврата» [65] участников эксперимента к его обстоятельствам и в повышенном интересе к итоговому результату. В остальном условия опытов двух серий были сходными. В экспериментах серии III исследовали формирование стратегии вероятностно-прогностической деятельности в ходе так называемого бинарного вероятностного обучения, которое протекало по типу «игры в угадывание». Испытуемые прогнозировали наступление двух разновероятных событий — вспышку света или ее отсутствие. Вероятности этих событий не зависели от их действий и были равными соответственно 0,7 и 0,3. Согласно инструкции, появление вспышки предлагали предсказывать нажатием на правую кнопку, а отсутствие — на левую. Вспышку предъявляли через 0,1 с после нажатия. Таким образом, произвольные действия уравнивали по сен-сомоторным компонентам, однако задачи и цели движений были различными в двух сравниваемых ситуациях: в ситуации А испытуемые прогнозировали часто наступающее событие (прогноз здесь часто оправдывался, в этих условиях регистрировали «частый успех»), а в ситуации В они антиципировали редкое событие, связанное соответственно с редким успехом. В нашей работе для исследования особенностей антиципации, как уже отмечалось, применяли метод МВП [4 и др.]. С его помощью могут быть зафиксированы так называемые потенциалы готовности, а также ПА [4-6]. Потенциалы усредняли на интервале 1,5 с перед началом движения в двух областях (F4 и 02). В этих отведениях анализировали следующие параметры ПА: 1) временной интервал от максимума негативности до начала действия (мс); 2) амплитуду от максимума негативности до средней линии (мкв); 3) временной интервал от максимума позитивности до средней линии; 4) амплитуду от максимума позитивности до средней линии (мкв);
5) площадь между отрицательной фазой ПА и средней линией (отн. Ед); 6) площадь между положительной фазой и средней линией; 7) полярно-амплитудную асимметрию ПА как отношение площадей отрицательной и положительной фазы потенциала (отн. Ед.); 8) амплитуду ПА (от пика до пика); 9) среднеарифметическое мгновенных значений амплитуд (шаг квантования — 4 мс); 10) дисперсию мгновенных значений амплитуд; 11) коэффициент синхронизации ПА в отведениях F4 и 02. Таким образом, для каждого испытуемого измеряли 21 параметр ПА в серии I («фон») и 21 — в серии II («счет»). Исследование посвящено анализу 42 характеристик ПА, зарегистрированных в I и II сериях экспериментов. В данную работу включены лишь параметры результативности угадывания редкого и частого события из экспериментов III серии. Сопоставляли также характеристики психодинамики, полученные «теппинг-тестом». Этот массив параметров ПА с помощью корреляционного и факторного анализа сравнивали со следующими характеристиками результативности вероятностного обучения и психомоторики (номера соответствуют их обозначению в первичной матрице интеркорреляций): 43) число предсказаний, ведущих к частому успеху, в единицу времени; 44) число предсказаний, ведущих к редкому успеху, в единицу времени; 45) количество верных предсказаний частого события; 46) количество верных предсказаний редкого события; 47) суммарное число предсказаний в единицу времени; 48) суммарное число правильных предсказаний редкого, и частого событий в единицу времени; 49) максимальный темп моторных действий (по «теппинг-тесту» за 10 с); 50) удобный темп моторных действий («теппинг-тест»); 51) время переделки навыка «зеркального письма» (первая попытка) в с. Первичная матрица интеркорреляций содержала коэффициенты ранговой корреляции, не требующей нормального распределения первичных данных. * * * На рисунке представлены результаты факторного анализа, которому были подвергнуты все оценки индивидуальных различий. Факторизация позволила выделить семь значимых факторов, объединяющих 72 % дисперсии признаков. Собственные числа при этом были близки к единице, последующий фактор не приводит к увеличению суммарной дисперсии более чем на 5 % Значимыми — в соответствии со стандартом [158] — признаны веса, превышающие 0,55. По результатам факторного анализа материалов серий I и II совместно с данными психодинамики выделены четыре
группы взаимосвязанных характеристик, составленные только индексами ПА. При этом две из них составили показатели ПА в фоновом состоянии и индексы ПА счета. Так, фактор Ml объединил 12 параметров ПА, характеризующих в основном негативную фазу. Сюда вошли ее амплитуды (F4, 02), площадь отрицательной волны (F4), среднеарифметическая ординат (F4), дисперсия мгновенных значений амплитуд (02). Все эти показатели выделены в серии I. Этот же фактор составили показатели серии II: амплитуда негативной фазы обоих отведений, ее площадь, среднеарифметическая ординат F4. Все перечисленные параметры вошли в фактор Ml со знаком «минус». Он интерпретируется как «общемозговой» и отражает энергетический уровень нервной системы, связанный с ее работоспособностью. По-видимому, отнесение сюда дисперсии мгновенных значений амплитуд, отражающей силу-чувствительность индивида, обосновано смыслом данного синдрома признаков (см. обзор — 28). Другой «общемозговой» фактор — М4. Он составлен в основном характеристиками положительной фазы ПА фона (ее площадью в отведении F4, полярно-амплитудной асимметрией потенциала в двух отведениях и коэффициентом синхронизации ПА для F4 и 02, включает также и временные интервалы от максимума негативности ПА до начала действия, регистрируемые при счете. Таким образом, индивидуальные особенности психофизиологических механизмов опережающей активности индивида достаточно четко дифференцируются на два класса, раздельно отражающиеся в негативной и позитивной фазах мозговых ПА. Эти результаты согласуются с концепциями общей психофизиологии, рассматривающими принципиальные различия отрицательных и положительных компонент суммированной биоэлектрической активности [6]. Два фактора явились специфическими для серий I (М2) и II (Мб). Только фоновые показатели вошли в фактор М2, обозначенный как «затылочный». Эту группу составили индексы ПА ретроцентральной коры мозга: амплитуды положительной фазы, площади двух фаз, среднеарифметические значения ординат потенциала 02. В факторе Мб особым образом объединились временные характеристики ПА: меньшие значения латентных периодов его отрицательной волны в затылочном отведении сочетаются с большими значениями латентных периодов положительной фазы как в лобной, так и в затылочной областях. Данный фактор, интерпретируемый как временной, включил только показатели ПА при счете движений. Он, по-видимому, связан с часто наблюдаемой отрицательной корреляцией типологических особенностей анте- и ретроцентральной коры мозга. Такие связи, например, характерны для показателей навязывания медленных ритмов. Фазовый поворот полярности моторного потенциала готовности затылоч-
ного отведения по сравнению с лобным и прецентральным [28, 175 и др.] также входит в круг указанных феноменов. Особый интерес представляют факторы, составленные индивидуальными особенностями ПА вместе с характеристиками психодинамики и результативности вероятностного прогнозирования. Таких группировок, согласно результатам, полученным в сериях I и II, оказалось три. В первую (МЗ) с разными знаками вошли индексы негативной и позитивной фаз ПА ретро- и антецентральной коры (амплитуды отрицательной волны лба в условиях счета — со знаком «плюс» — и площади и «фоновые» латентные периоды положительной волны — со знаком «минус»). Этот фактор включил показатели прогнозирования как частого, так и редкого события (темп любых предсказаний), а также количество правильных угадываний частого события в единицу времени. Отмеченные соотношения согласуются с известными фактами о соответствии выраженности негативной «волны ожидания» и «потенциала готовности» трудностям решаемой задачи [28, 30, 175 и др.]. Вторую из общих для ПА и психодинамики групп показателей (М7) образовали «затылочные» индексы потенциала (амплитуды положительной фазы вместе с дисперсией их мгновенных значений), а также число правильных прогнозов редкого события в единицу времени. Характерно, что все указанные индексы зарегистрированы в ситуациях счета. Типологический смысл фактора можно обозначить как» синдром функциональной устойчивости», связанный обратной зависимостью с чувствительностью нервной системы [28, 106 и др.]. В факторе М7 объединились полярно-амплитудная асимметрия ПА отведений F4 и 02 и три параметра психодинамики: суммарное число предсказаний частого и редкого события в единицу времени, удобный темп моторных действий и временная характеристика переделки навыка. При этом все перечисленные параметры при вхождении в фактор М7 имеют знак «минус». Таким образом, менее выраженное доминирование отрицательной фазы ПА над положительной соотносится с 1) меньшим числом прогнозов в ходе вероятностного обучения, 2) предпочтением более медленного темпа движений, 3) лучшими временными показателями при переделке навыка в начальной стадии его формирования. Наши исследования показали, что характеристики позитивной фазы ПА прогностичны в отношении индивидуальных особенностей в переделке навыка (это согласуется с вышеприведенными данными). В этой связи положительная компонента потенциала выступает как отражение индивидуально-системного обобщения при кардинальной смене функциональных систем [6, 132]. * * *
Функциональные системы, представленные характеристиками ПА в поведении (при спокойном бодрствовании и при счете последовательных движений), содержат ряд особенностей, которые, если исходить из гипотез факторного анализа, могут отражать некоторые существенные внутренние свойства изучаемых объектов [158, с. 7]. При этом предполагается, что наблюдаемые параметры, являясь лишь косвенными характеристиками изучаемого явления, вместе с тем частично отражают важные внутренние (не наблюдаемые непосредственно) свойства, в нашем случае — свойства индивидуальности. Интерпретация факторов — специальная задача, попытка решения которой может дать лишь первые результаты о степени экстраце-ребральности и трансиндивидности природных задатков человеческих способностей. Согласно полученным данным, психофизиологические механизмы антиципации, не соотносящиеся с показателями психодинамики, подразделяются на две группы. В одну группу входят факторы, специфичные относительно психологической оценки ситуации эксперимента (М2 и Мб), а в другую — факторы, объединяющие механизмы реализации произвольных движений на фоне спокойного бодрствования и счета (Ml и М4). Характерно, что «фоновый» фактор М2 включил только затылочные индексы ПА, относящиеся к его амплитудам. Фактор «счета» объединил общемозговые показатели «латентных периодов», находящихся в компенсаторных отношениях: меньшие временные интервалы от максимума негативности ПА (затылка) соотносятся с большими соответствующими параметрами позитивности (лобного и затылочного отведения). Связанные характеристики ПА серий I и II объединили два других фактора — Ml и М4. Данные синдромы в основном относятся к общемозговому комплексу амплитуд, а также к синхронизации биоэлектрической активности дистантно расположенных областей мозга. Обращает на себя внимание тот факт, что соотношения характеристик в указанных факторах являются прямыми по их типологическому смыслу. Они отражают функциональную устойчивость общемозговых механизмов реализации деятельности, включенных как в произвольные движения на фоне спокойного бодрствования, так и в ситуации повышенного уровня внимания. Не исключено, что накопление подобных фактов может привести к новому решению проблемы парциальности основных свойств нервной системы. Как мы видим, региональное распределение индивидуальных особенностей мозга присуще лишь относительно пассивным способам субъ-ектно-объектного взаимодействия. По мере усиления психологической значимости деятельности индивидуальные качества дистантно расположенных областей мозга, включаясь в решение человеком задачи, вместе с тем, приобретают целостность.
Особый интерес представляют три фактора, составленные из индексов ПА и показателей психодинамики. Эту группу (МЗ, М5, М7) — со стороны объединенных в ней механизмов реализации действий — характеризуют локальные параметры лишь одной области мозга (в М5 вошли индексы ПА только затылочного отведения при счете стимулов и общемозговые индексы). Показательным является факт взаимокомпенсаторного распределения в данных факторах выраженности положительной и отрицательной фазы ПА, регистрируемых в лобных и затылочных областях мозга. Следует отметить ортогональность психофизиологических механизмов преднастрой-ки к событиям при прогнозировании «частого» и «редкого» успеха. Показателями задатков способности к угадыванию редко наступающего события при счете действий можно считать малую выраженность амплитуд потенциалов готовности (отведение 02) с относительным повышением выраженности его положительной компоненты, сочетающуюся с малым разбросом мгновенных значений амплитуд вокруг среднего (малая функциональная выносливость нервной системы). Задатком же эффективности прогнозирования часто наступающего события является наличие в ПА (счета) выраженной по площади положительной фазы (в затылочном отведении), связанной с большими значениями временных интервалов от начала движения до максимума ПА («фоновых» произвольных действий), сочетающейся с меньшими амплитудами отрицательной волны ПА в ходе счета. Данный комплекс включает и общую двигательную активность при частом и редком событиях. Индивидуально обобщенная компонента, объединяющая интериндивидуальные вариации по удобному темпу движений, время переделки навыка и суммарное число произвольных движений по предсказанию частого и редкого событий в единицу времени, получена в общемозговых характеристиках полярно-амплитудной асимметрии ПА. Превалирование отрицательной фазы над положительной в условиях счета произвольных действий может рассматриваться как задаток более быстрого предпочитаемого индивидом темпа движений, выделяемого и в теппинг-тесте, и при вероятностном обучении. Тот же комплекс психофизиологических симптомов связан с большим временем, затраченным индивидом в начальной стадии переделки навыка. Интерпретация полученных факторов, включающих разделенные во времени индивидуально-характерные особенности психофизиологических процессов антиципации (в ситуациях эксперимента «фон» и «счет») и параметры результативности вероятностно-прогностической деятельности, а также динамические показатели сенсомоторики и переделки навыка, как мы видим, велась в контексте понятия «задатки способностей». Вместе с тем, представленные экспериментальные материалы о соотношении интериндивидуальных вариаций мозговых ПА, зарегистрированных
в период подготовки к произвольному движению разного смысла и результативности предугадывания редких и частых событий в ходе естественного развития «вероятностного обучения» затрагивают комплекс фундаментальных проблем психологии индивидуальности, до сих пор не получивших адекватных методов непротиворечивого решения. Если проанализировать соответствующие типологические вопросы, то нетрудно заметить, что все они как бы пересекаются в понятиях «способности», «продуктивность деятельности», «функциональные системы», «результат поведенческого акта», «задатки», содержательная и формально-динамическая сторона субъектно-объектного взаимодействия. Совмещение перечисленных понятий в едином тезаурусе психологии индивидуальности недавно могло бы показаться синкретическим объединением несовместимых сфер исследования, если делить индивидуальные особенности на врожденные, естественные, биологические и на специфически человеческие с их социально-историческим происхождением [11]. Однако, экспериментальные факты скорее свидетельствуют о единстве индивидных и личностных свойств в субъекте психической деятельности. Под давлением многообразия индивидуальных различий исследователь вынужден перейти от проблем аналитической психологии индивидуальных различий к изучению реальности целостной индивидуальности, наиболее полно раскрывающейся в развивающейся деятельности. Поведение же, как показало теоретико-экспериментальное изучение ин-дивидуализированности функциональных систем, привносит дополнительные системообразующие основания в организацию генотипических признаков [32-40 и др.]. В частности, мера сформированности стратегии достижения цели действий и прогнозируемая субъектом вероятность «успеха» ее реализации в конкретном планируемом акте жизнедеятельности способны кардинально изменять включенность свойств нервной системы в психофизиологию деятельности. Моделирование естественного развития деятельности и последующее изучение способов объединения разноуровневых свойств индивидуальности в целостность при эволюционно-системном подходе к ее теоретической реконструкции позволили предположить следующее. Основываясь на беспрерывности развития человека, можно полагать, что в бесконечном фило- и онтогенетическом процессе выделяются определенные надситуационные координаты (в частности, относящиеся к цели и стратегии поведения), относительно которых происходит индивидуально-системное обобщение психофизиологических симптомов произвольной сферы психики. В результате целые комплексы (синдромы) индивидуальных особенностей фиксируются и далее уже функционируют как инвариантная составляющая целенаправленной активности. Отмеченная тополо-
гия функциональных систем действий позволяет сохранять своеобразие каждого акта человека при сложной содержательной вариативности субъект-но-объектного взаимодействия. Развиваемые представления альтернативны стереотипам научного мышления, которые постулируют дизъюнктивное разделение содержательной и формально-динамической сторон деятельности, индивидных и личностных свойств человека. В основе этих упрощенных взглядов лежали «мозаичные» узколокализационистские концепции о задатках способностей как врожденных анатомо-физиологических особенностях индивида, как бы субстанционально существующих в нервной системе. Тщетность попыток репрезентировать локальные свойства мозговой ткани в качестве природной основы такого системного образования, как способности (скорее определяемой как задаток в развитии) очевидна. Для определения категориальных оснований понятий «задаток», «способности» необходимо использовать данные, помогающие понять закономерности построения функциональных систем или функциональных органов при формировании и развитии субъектно-объектных взаимодействий. Конкретно-научные сведения относительно их динамики при психологическом моделировании прогностической деятельности [28, 32-40] позволяют выделить особые синдромы признаков индивидуальности, которые сохраняются в ходе развития. Вместе с тем результаты экспериментальных исследований показывают влияние содержательной компоненты активности человека на регуляцию деятельности и на создание в «контуре» ее регуляции индивидуально-обобщенных функциональных систем, которые целесообразно изучать в качестве задатков значимых проявлений психики. Зафиксированы и обратные воздействия ситуативных особенностей организации функциональных систем на предпочтение индивидом определенных ситуаций развивающейся деятельности, что сказывается на ее результативности. Отмеченная гетерогения прошлого в настоящем с перспективой на будущее отражается в предваряющих действие процессах антиципации, которые могут использоваться в качестве ее системного индикатора при проработке проблем задатков прогностических способностей.
Подписи к рис. Раздела 4. 4. Рис. — Факторное отображение взаимосвязей показателей ПА серии 1 и II с результативностью предугадывания редкого и частого события и характеристиками психодинамики индивида. Представлены факторные веса для показателей ПА серии I (N 1-21), II (N 22-42) и характеристик психодинамики (N 43-51). Ml — М7 — факторы. Факторные веса для каждого показателя — отклонения от нуля влево (минус) и вправо (плюс). Показатели ПА для отведения F4 обозначены арабскими цифрами. Показатели ПА для отведения 02 — штрихом.
ГЛАВА Y ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 5.1. Опосредование ишемической болезни сердца индивидуально-типологическими характеристиками человека Психосоматическая природа так называемых «болезней цивилизации», к которым относится ишемическая болезнь сердца (ИБС), требует наряду с детальным изучением психофизиологических факторов ее генеза (атеро-склеротических поражений коронарных сосудов, недостаточности левого желудочка сердца, нарушений его ритма, ангиоспастических реакций коронарных сосудов и др.) исследования психологических детерминант профилактики, лечения и коррекции функций в ходе ее развития. При этом не оправдывают себя попытки искать однозначные причинно-следственные связи между сопутствующими заболеванию изменениями отдельных внутренних органов и систем организма (такими, как сердечно-сосудистая, нервная, желудочно-кишечная, дыхательная и т. д.) и субъективно вычленяемыми эмоциональным напряжением, страхом, тоской, ненавистью, обидой, отчаянием, возникающими в ответ на жизненные трудности и конфликты, играющими несомненную роль в возникновении заболевания. Клиническая практика свидетельствует, что наряду с наблюдениями отдельных связей соответствующих симптомов имеются и факты, опровергающие их существование. Так, например, известно, что гипертоническая болезнь не выявлялась у жителей осажденного Ленинграда. Психосоматические заболевания временно исчезали у лиц, находившихся в нечеловеческих условиях концентрационных лагерей. Врачам знаком так называемый «постдиссертационный синдром» как своеобразная «болезнь достижения», при котором психосоматические расстройства возникают на фоне психологического комфорта. По-видимому, вариативные и ситуативно складывающиеся функциональные состояния человека с их эмоциональной и операционной напряженностью далеко не всегда могут быть прогностичными в отношении генеза ИБС. Малопродуктивными оказались и попытки жестко связать характер болезни сердца с внешними акцентуациями поведения, описываемыми, в частности, через известные типы А и Б. Считалось, что люди очень активные,
энергичные, целеустремленные, не умеющие расслабляться, постоянно ощущающие нехватку времени, обладающие большой амбицией и высокими притязаниями, охотно вступающие в конкурентную борьбу и стремящиеся во всем быть первыми (тип А), одновременно имеют высокий риск возникновения стенокардии и инфаркта. Соответственно у людей противоположного психологического склада — спокойно относящихся к собственным достижениям, не склонных к конкуренции, умеющих расслабляться и отдыхать (тип Б) — вероятность иметь сердечно-сосудистые осложнения мала. Наблюдения показывают, что сердечно-сосудистые катастрофы возникали только у тех представителей типа А, действия которых в определенных ситуациях, предшествующих инфаркту, характеризовались признаками дезорганизованной хаотической лихорадочно-панической активности, быстро сменяющейся спадом энергии, апатией и депрессией. Инфаркты у таких высокоактивных субъектов наступают после внезапной и сокрушительной катастрофы («разнос» у начальства, отставка, провал ответственного задания и т. д.), либо, наоборот, после достижения желанной цели. (Несомненно, данные периоды психологически наиболее ярко отражают степень рассогласования прогнозируемого и реально наступившего при высокой мотивации достижения цели.) Отрицание линейной зависимости ИБС от поведения типа А и Б следует и из того факта, что наличие всего набора соответствующих индивидуальных черт может не свидетельствовать о предрасположенности к инфаркту [обзор — 40а]). Кроме того, выяснено, что ИБС (стенокардия) и особенно инфаркты миокарда не характерны для определенных укладов жизнедеятельности. Так, например, было установлено, что японцы, по всем параметрам относящиеся к типу А, но не склонные к конкурентной борьбе (в силу традиций воспитания способные контролировать ход индивидуального развития путем сравнения сегодняшних своих достижений с прошлым), не подвержены инфарктам. Если же японец воспринимает американский стиль жизни с его жесткой конкурентной борьбой и ориентацией на достижения противника, то он рискует получить инфаркт, как и американец типа А [см. обзор — 40а]). Таким образом, стремление учесть всю совокупность психологических и физиологических явлений в психосоматике ИБС помимо необозримой эмпирической многоаспектности фактов и теорий в лучшем случае ведет к пессимистическому выводу об исключительной сложности механизмов развития ИБС. Основные имеющиеся на сегодняшний день психосоматические концепции — будь то теория специфического эмоционального конфликта или профиля личности, представления об алекситимии (неспособность психосоматического больного выразить словами свои ощущения) и многофакторной детерминации ИБС, включающей биологические, психо-
логические и социальные составляющие, — не в состоянии объяснить конкретные механизмы включения психологических феноменов в патогенез соматических расстройств. Мы предположили, что положительная роль в изучении этиопатогенеза психосоматических заболеваний может принадлежать системному подходу к проблемам ИБС, если системные исследования будут способны воссоздавать реальные системообразующие основания взаимосвязей существенных детерминант ее генеза. В этой связи уместно было бы сказать о возрождении принципов индивидуального подхода в клинике лечения ИБС.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |