Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование экпериментального изучения ти­пологических особенностей произвольных движе­ний 6 страница




Целостный взгляд на действительную природу индивидуальности с по­зиции эволюционно-системного подхода невозможно осуществить без ана­лиза явлений организации, интеграции, координации разнообразных свойств человека (см. главу I). Соответствующие синдромы таких свойств и качеств субъекта закономерно складываются в поведении и сохраняют его своеобычность в ходе развития.

Подобного рода взаимоотношения нельзя воспринять непосредственно, их можно изучать при моделировании естественного процесса субъектно-объектного взаимодействия в особых концептуальных конструктах то есть тогда, когда врожденный или приобретенный в онтогенезе опыт кумуля­тивно объединен в таких таксономических единицах психики, как прогно­зирование и — при неопределенности прогноза — антиципации. В характе­ристиках опережающих явлений отражены механизмы организации [11, 37, 47 и др.], обусловливающие возникновение в целостной индивидуальности новых интегративных свойств.


 

Таким образом, психофизиологические факторы развивающейся дея­тельности, выделяемые в процессах антиципации, отражают специфику функциональных систем в структуре индивидуальности. (В общей психо­физиологии общепринято изучать законы развития функциональных сис­тем благодаря исследованию ЭЭГ и нейрональной активности в поведении [6, 7, 49а, 163-166]).

Моделирование развивающейся деятельности с выделением периодов, где антиципируется образ-цель будущего результата, осуществлено с помо­щью методики вероятностного обучения, подробно описанной в разделе 2. 2. второй главы. Модифицированный нами вариант данной методики по­зволяет выделять мозговые потенциалы антиципации (ПА) в определенных ситуациях поведения, где фиксируется степень сформированности страте­гии решения задачи и субъективная вероятность успеха предстоящего дей­ствия.

Можно предположить, что в структуру факторов, связанных с вероятно­стным прогнозированием, входят, наряду с психофизиологическими при­знаками процесса антиципации, характеристики результативности, продук­тивности когнитивных процессов. Подтверждение этого предположения позволит обсудить их общий генез. Принимая во внимание тот факт, что функциональные системы, проявляющиеся в признаках антиципации, инва­риантны целенаправленной активности разного типа (глава IV), интерпре­тация выделяемых групп симптомов индивидуальности не может осущест­вляться без привлечения фактологии способностей и задатков. В этом слу­чае ПА должны анализироваться в контексте задатков общих способностей личности.

Данные, полученные при сопоставлении характеристик ПА с формаль­но-динамическими особенностями психомоторики и показателями резуль­тативности вероятностного обучения, позволяют экспериментально фикси­ровать индивидуально-обобщенную компоненту произвольных действий. Закономерности ее формирования, очевидно, важны для конкретно-экспе­риментального изучения задатков способностей в структуре целостной ин­дивидуальности. Возможно в концепции целостной индивидуальности.

Методики экспериментов (обследовано 29 чел.) Повторяли ранее опи­санный метод регистрации моторных вызванных потенциалов (МВП), ме­тодику выделения ПА — суммированной биоэлектрической активности мозга в преддвигательный период произвольных действий при решении ве­роятностно-прогностической задачи, стандартную методику для изучения переделки навыка и теппинг-тест [38]. С их помощью выделены показатели результативности вероятностного обучения, а также параметры характер­ной для индивида психомоторики.


 

Данный раздел диссертации анализирует результаты двух эксперимен­тальных серий, где регистрировали МВП, в их соотнесении с результатив­ностью прогнозирования редкого и частого события. (Методики подробно описаны в разделе 2. 2. второй главы). Коротко остановимся на основных моментах проведенных опытов.

В серии I (эта серия при описании возможных методик регистрации МВП соответствует серии II) испытуемые произвольно нажимали на ключ указательным пальцем правой руки в моменты времени, выбираемые про­извольно. В серии II они считали совершаемые действия. В инструкции подчеркивалось, что условия опыта способствуют возникновению устало­сти, монотонии, поэтому конечный результат важен для изучения лично­сти. Этот прием повышал уровень мотивации деятельности испытуемых, что сказывалось, в частности, в феноменах «возврата» [65] участников экс­перимента к его обстоятельствам и в повышенном интересе к итоговому результату. В остальном условия опытов двух серий были сходными.

В экспериментах серии III исследовали формирование стратегии веро­ятностно-прогностической деятельности в ходе так называемого бинарного вероятностного обучения, которое протекало по типу «игры в угадывание». Испытуемые прогнозировали наступление двух разновероятных событий — вспышку света или ее отсутствие. Вероятности этих событий не зависе­ли от их действий и были равными соответственно 0,7 и 0,3. Согласно ин­струкции, появление вспышки предлагали предсказывать нажатием на пра­вую кнопку, а отсутствие — на левую. Вспышку предъявляли через 0,1 с после нажатия. Таким образом, произвольные действия уравнивали по сен-сомоторным компонентам, однако задачи и цели движений были различны­ми в двух сравниваемых ситуациях: в ситуации А испытуемые прогнозиро­вали часто наступающее событие (прогноз здесь часто оправдывался, в этих условиях регистрировали «частый успех»), а в ситуации В они анти­ципировали редкое событие, связанное соответственно с редким успехом.

В нашей работе для исследования особенностей антиципации, как уже отмечалось, применяли метод МВП [4 и др.]. С его помощью могут быть зафиксированы так называемые потенциалы готовности, а также ПА [4-6]. Потенциалы усредняли на интервале 1,5 с перед началом движения в двух областях (F4 и 02).

В этих отведениях анализировали следующие параметры ПА:

1) временной интервал от максимума негативности до начала действия (мс);

2) амплитуду от максимума негативности до средней линии (мкв);

3) временной интервал от максимума позитивности до средней линии;

4) амплитуду от максимума позитивности до средней линии (мкв);


 

5) площадь между отрицательной фазой ПА и средней линией (отн. Ед);

6) площадь между положительной фазой и средней линией;

7) полярно-амплитудную асимметрию ПА как отношение площадей от­рицательной и положительной фазы потенциала (отн. Ед.);

8) амплитуду ПА (от пика до пика);

9) среднеарифметическое мгновенных значений амплитуд (шаг кванто­вания — 4 мс);

10) дисперсию мгновенных значений амплитуд;

11) коэффициент синхронизации ПА в отведениях F4 и 02.

Таким образом, для каждого испытуемого измеряли 21 параметр ПА в серии I («фон») и 21 — в серии II («счет»). Исследование посвящено анали­зу 42 характеристик ПА, зарегистрированных в I и II сериях эксперимен­тов. В данную работу включены лишь параметры результативности угады­вания редкого и частого события из экспериментов III серии. Сопоставляли также характеристики психодинамики, полученные «теппинг-тестом».

Этот массив параметров ПА с помощью корреляционного и факторного анализа сравнивали со следующими характеристиками результативности вероятностного обучения и психомоторики (номера соответствуют их обо­значению в первичной матрице интеркорреляций): 43) число предсказаний, ведущих к частому успеху, в единицу времени; 44) число предсказаний, ве­дущих к редкому успеху, в единицу времени; 45) количество верных пред­сказаний частого события; 46) количество верных предсказаний редкого события; 47) суммарное число предсказаний в единицу времени; 48) сум­марное число правильных предсказаний редкого, и частого событий в еди­ницу времени; 49) максимальный темп моторных действий (по «теппинг-тесту» за 10 с); 50) удобный темп моторных действий («теппинг-тест»); 51) время переделки навыка «зеркального письма» (первая попытка) в с.

Первичная матрица интеркорреляций содержала коэффициенты ранго­вой корреляции, не требующей нормального распределения первичных данных.

* * *

На рисунке представлены результаты факторного анализа, которому были подвергнуты все оценки индивидуальных различий. Факторизация позволила выделить семь значимых факторов, объединяющих 72 % дис­персии признаков. Собственные числа при этом были близки к единице, последующий фактор не приводит к увеличению суммарной дисперсии бо­лее чем на 5 % Значимыми — в соответствии со стандартом [158] — при­знаны веса, превышающие 0,55. По результатам факторного анализа мате­риалов серий I и II совместно с данными психодинамики выделены четыре


 

группы взаимосвязанных характеристик, составленные только индексами ПА. При этом две из них составили показатели ПА в фоновом состоянии и индексы ПА счета. Так, фактор Ml объединил 12 параметров ПА, характе­ризующих в основном негативную фазу. Сюда вошли ее амплитуды (F4, 02), площадь отрицательной волны (F4), среднеарифметическая ординат (F4), дисперсия мгновенных значений амплитуд (02). Все эти показатели выделены в серии I. Этот же фактор составили показатели серии II: ампли­туда негативной фазы обоих отведений, ее площадь, среднеарифметическая ординат F4. Все перечисленные параметры вошли в фактор Ml со знаком «минус». Он интерпретируется как «общемозговой» и отражает энергети­ческий уровень нервной системы, связанный с ее работоспособностью. По-видимому, отнесение сюда дисперсии мгновенных значений амплитуд, от­ражающей силу-чувствительность индивида, обосновано смыслом данного синдрома признаков (см. обзор — 28).

Другой «общемозговой» фактор — М4. Он составлен в основном харак­теристиками положительной фазы ПА фона (ее площадью в отведении F4, полярно-амплитудной асимметрией потенциала в двух отведениях и коэф­фициентом синхронизации ПА для F4 и 02, включает также и временные интервалы от максимума негативности ПА до начала действия, регистри­руемые при счете.

Таким образом, индивидуальные особенности психофизиологических механизмов опережающей активности индивида достаточно четко диффе­ренцируются на два класса, раздельно отражающиеся в негативной и пози­тивной фазах мозговых ПА. Эти результаты согласуются с концепциями общей психофизиологии, рассматривающими принципиальные различия отрицательных и положительных компонент суммированной биоэлектри­ческой активности [6].

Два фактора явились специфическими для серий I (М2) и II (Мб). Толь­ко фоновые показатели вошли в фактор М2, обозначенный как «затылоч­ный». Эту группу составили индексы ПА ретроцентральной коры мозга: амплитуды положительной фазы, площади двух фаз, среднеарифметиче­ские значения ординат потенциала 02. В факторе Мб особым образом объ­единились временные характеристики ПА: меньшие значения латентных периодов его отрицательной волны в затылочном отведении сочетаются с большими значениями латентных периодов положительной фазы как в лоб­ной, так и в затылочной областях. Данный фактор, интерпретируемый как временной, включил только показатели ПА при счете движений. Он, по-ви­димому, связан с часто наблюдаемой отрицательной корреляцией типоло­гических особенностей анте- и ретроцентральной коры мозга. Такие связи, например, характерны для показателей навязывания медленных ритмов. Фазовый поворот полярности моторного потенциала готовности затылоч-


 

ного отведения по сравнению с лобным и прецентральным [28, 175 и др.] также входит в круг указанных феноменов.

Особый интерес представляют факторы, составленные индивидуальны­ми особенностями ПА вместе с характеристиками психодинамики и ре­зультативности вероятностного прогнозирования. Таких группировок, со­гласно результатам, полученным в сериях I и II, оказалось три. В первую (МЗ) с разными знаками вошли индексы негативной и позитивной фаз ПА ретро- и антецентральной коры (амплитуды отрицательной волны лба в ус­ловиях счета — со знаком «плюс» — и площади и «фоновые» латентные периоды положительной волны — со знаком «минус»). Этот фактор вклю­чил показатели прогнозирования как частого, так и редкого события (темп любых предсказаний), а также количество правильных угадываний частого события в единицу времени. Отмеченные соотношения согласуются с из­вестными фактами о соответствии выраженности негативной «волны ожи­дания» и «потенциала готовности» трудностям решаемой задачи [28, 30, 175 и др.].

Вторую из общих для ПА и психодинамики групп показателей (М7) об­разовали «затылочные» индексы потенциала (амплитуды положительной фазы вместе с дисперсией их мгновенных значений), а также число пра­вильных прогнозов редкого события в единицу времени. Характерно, что все указанные индексы зарегистрированы в ситуациях счета. Типологиче­ский смысл фактора можно обозначить как» синдром функциональной ус­тойчивости», связанный обратной зависимостью с чувствительностью нервной системы [28, 106 и др.].

В факторе М7 объединились полярно-амплитудная асимметрия ПА от­ведений F4 и 02 и три параметра психодинамики: суммарное число пред­сказаний частого и редкого события в единицу времени, удобный темп мо­торных действий и временная характеристика переделки навыка. При этом все перечисленные параметры при вхождении в фактор М7 имеют знак «минус». Таким образом, менее выраженное доминирование отрицатель­ной фазы ПА над положительной соотносится с 1) меньшим числом прогнозов в ходе вероятностного обучения, 2) предпочтением более мед­ленного темпа движений, 3) лучшими временными показателями при пере­делке навыка в начальной стадии его формирования. Наши исследования показали, что характеристики позитивной фазы ПА прогностичны в отно­шении индивидуальных особенностей в переделке навыка (это согласуется с вышеприведенными данными). В этой связи положительная компонента потенциала выступает как отражение индивидуально-системного обобще­ния при кардинальной смене функциональных систем [6, 132].

* * *


 

Функциональные системы, представленные характеристиками ПА в по­ведении (при спокойном бодрствовании и при счете последовательных движений), содержат ряд особенностей, которые, если исходить из гипотез факторного анализа, могут отражать некоторые существенные внутренние свойства изучаемых объектов [158, с. 7]. При этом предполагается, что на­блюдаемые параметры, являясь лишь косвенными характеристиками изу­чаемого явления, вместе с тем частично отражают важные внутренние (не наблюдаемые непосредственно) свойства, в нашем случае — свойства ин­дивидуальности. Интерпретация факторов — специальная задача, попытка решения которой может дать лишь первые результаты о степени экстраце-ребральности и трансиндивидности природных задатков человеческих спо­собностей.

Согласно полученным данным, психофизиологические механизмы ан­тиципации, не соотносящиеся с показателями психодинамики, подразделя­ются на две группы. В одну группу входят факторы, специфичные относи­тельно психологической оценки ситуации эксперимента (М2 и Мб), а в другую — факторы, объединяющие механизмы реализации произвольных движений на фоне спокойного бодрствования и счета (Ml и М4). Характер­но, что «фоновый» фактор М2 включил только затылочные индексы ПА, относящиеся к его амплитудам. Фактор «счета» объединил общемозговые показатели «латентных периодов», находящихся в компенсаторных отно­шениях: меньшие временные интервалы от максимума негативности ПА (затылка) соотносятся с большими соответствующими параметрами пози­тивности (лобного и затылочного отведения).

Связанные характеристики ПА серий I и II объединили два других фак­тора — Ml и М4. Данные синдромы в основном относятся к общемозгово­му комплексу амплитуд, а также к синхронизации биоэлектрической актив­ности дистантно расположенных областей мозга.

Обращает на себя внимание тот факт, что соотношения характеристик в указанных факторах являются прямыми по их типологическому смыслу. Они отражают функциональную устойчивость общемозговых механизмов реализации деятельности, включенных как в произвольные движения на фоне спокойного бодрствования, так и в ситуации повышенного уровня внимания. Не исключено, что накопление подобных фактов может привес­ти к новому решению проблемы парциальности основных свойств нервной системы. Как мы видим, региональное распределение индивидуальных осо­бенностей мозга присуще лишь относительно пассивным способам субъ-ектно-объектного взаимодействия. По мере усиления психологической зна­чимости деятельности индивидуальные качества дистантно расположен­ных областей мозга, включаясь в решение человеком задачи, вместе с тем, приобретают целостность.


 

Особый интерес представляют три фактора, составленные из индексов ПА и показателей психодинамики. Эту группу (МЗ, М5, М7) — со стороны объединенных в ней механизмов реализации действий — характеризуют локальные параметры лишь одной области мозга (в М5 вошли индексы ПА только затылочного отведения при счете стимулов и общемозговые индек­сы). Показательным является факт взаимокомпенсаторного распределения в данных факторах выраженности положительной и отрицательной фазы ПА, регистрируемых в лобных и затылочных областях мозга. Следует от­метить ортогональность психофизиологических механизмов преднастрой-ки к событиям при прогнозировании «частого» и «редкого» успеха. Показа­телями задатков способности к угадыванию редко наступающего события при счете действий можно считать малую выраженность амплитуд потен­циалов готовности (отведение 02) с относительным повышением выражен­ности его положительной компоненты, сочетающуюся с малым разбросом мгновенных значений амплитуд вокруг среднего (малая функциональная выносливость нервной системы).

Задатком же эффективности прогнозирования часто наступающего со­бытия является наличие в ПА (счета) выраженной по площади положитель­ной фазы (в затылочном отведении), связанной с большими значениями временных интервалов от начала движения до максимума ПА («фоновых» произвольных действий), сочетающейся с меньшими амплитудами отрица­тельной волны ПА в ходе счета. Данный комплекс включает и общую дви­гательную активность при частом и редком событиях. Индивидуально обобщенная компонента, объединяющая интериндивидуальные вариации по удобному темпу движений, время переделки навыка и суммарное число произвольных движений по предсказанию частого и редкого событий в единицу времени, получена в общемозговых характеристиках полярно-ам­плитудной асимметрии ПА. Превалирование отрицательной фазы над по­ложительной в условиях счета произвольных действий может рассматри­ваться как задаток более быстрого предпочитаемого индивидом темпа дви­жений, выделяемого и в теппинг-тесте, и при вероятностном обучении. Тот же комплекс психофизиологических симптомов связан с большим време­нем, затраченным индивидом в начальной стадии переделки навыка.

Интерпретация полученных факторов, включающих разделенные во времени индивидуально-характерные особенности психофизиологических процессов антиципации (в ситуациях эксперимента «фон» и «счет») и пара­метры результативности вероятностно-прогностической деятельности, а также динамические показатели сенсомоторики и переделки навыка, как мы видим, велась в контексте понятия «задатки способностей».

Вместе с тем, представленные экспериментальные материалы о соотно­шении интериндивидуальных вариаций мозговых ПА, зарегистрированных


 

в период подготовки к произвольному движению разного смысла и резуль­тативности предугадывания редких и частых событий в ходе естественного развития «вероятностного обучения» затрагивают комплекс фундаменталь­ных проблем психологии индивидуальности, до сих пор не получивших адекватных методов непротиворечивого решения. Если проанализировать соответствующие типологические вопросы, то нетрудно заметить, что все они как бы пересекаются в понятиях «способности», «продуктивность дея­тельности», «функциональные системы», «результат поведенческого акта», «задатки», содержательная и формально-динамическая сторона субъектно-объектного взаимодействия.

Совмещение перечисленных понятий в едином тезаурусе психологии индивидуальности недавно могло бы показаться синкретическим объедине­нием несовместимых сфер исследования, если делить индивидуальные осо­бенности на врожденные, естественные, биологические и на специфически человеческие с их социально-историческим происхождением [11]. Однако, экспериментальные факты скорее свидетельствуют о единстве индивидных и личностных свойств в субъекте психической деятельности. Под давлени­ем многообразия индивидуальных различий исследователь вынужден пе­рейти от проблем аналитической психологии индивидуальных различий к изучению реальности целостной индивидуальности, наиболее полно рас­крывающейся в развивающейся деятельности.

Поведение же, как показало теоретико-экспериментальное изучение ин-дивидуализированности функциональных систем, привносит дополнитель­ные системообразующие основания в организацию генотипических призна­ков [32-40 и др.]. В частности, мера сформированности стратегии достиже­ния цели действий и прогнозируемая субъектом вероятность «успеха» ее реализации в конкретном планируемом акте жизнедеятельности способны кардинально изменять включенность свойств нервной системы в психофи­зиологию деятельности. Моделирование естественного развития деятель­ности и последующее изучение способов объединения разноуровневых свойств индивидуальности в целостность при эволюционно-системном подходе к ее теоретической реконструкции позволили предположить сле­дующее.

Основываясь на беспрерывности развития человека, можно полагать, что в бесконечном фило- и онтогенетическом процессе выделяются опре­деленные надситуационные координаты (в частности, относящиеся к цели и стратегии поведения), относительно которых происходит индивидуаль­но-системное обобщение психофизиологических симптомов произвольной сферы психики. В результате целые комплексы (синдромы) индивидуаль­ных особенностей фиксируются и далее уже функционируют как инвари­антная составляющая целенаправленной активности. Отмеченная тополо-


 

гия функциональных систем действий позволяет сохранять своеобразие ка­ждого акта человека при сложной содержательной вариативности субъект-но-объектного взаимодействия.

Развиваемые представления альтернативны стереотипам научного мыш­ления, которые постулируют дизъюнктивное разделение содержательной и формально-динамической сторон деятельности, индивидных и личностных свойств человека. В основе этих упрощенных взглядов лежали «мозаич­ные» узколокализационистские концепции о задатках способностей как врожденных анатомо-физиологических особенностях индивида, как бы субстанционально существующих в нервной системе. Тщетность попыток репрезентировать локальные свойства мозговой ткани в качестве природ­ной основы такого системного образования, как способности (скорее опре­деляемой как задаток в развитии) очевидна.

Для определения категориальных оснований понятий «задаток», «спо­собности» необходимо использовать данные, помогающие понять законо­мерности построения функциональных систем или функциональных орга­нов при формировании и развитии субъектно-объектных взаимодействий. Конкретно-научные сведения относительно их динамики при психологиче­ском моделировании прогностической деятельности [28, 32-40] позволяют выделить особые синдромы признаков индивидуальности, которые сохра­няются в ходе развития. Вместе с тем результаты экспериментальных ис­следований показывают влияние содержательной компоненты активности человека на регуляцию деятельности и на создание в «контуре» ее регуля­ции индивидуально-обобщенных функциональных систем, которые целесо­образно изучать в качестве задатков значимых проявлений психики. Зафик­сированы и обратные воздействия ситуативных особенностей организации функциональных систем на предпочтение индивидом определенных ситуа­ций развивающейся деятельности, что сказывается на ее результативности. Отмеченная гетерогения прошлого в настоящем с перспективой на буду­щее отражается в предваряющих действие процессах антиципации, кото­рые могут использоваться в качестве ее системного индикатора при прора­ботке проблем задатков прогностических способностей.


 

Подписи к рис. Раздела 4. 4.

Рис. — Факторное отображение взаимосвязей показателей ПА серии 1 и II с результативностью предугадывания редкого и частого события и харак­теристиками психодинамики индивида. Представлены факторные веса для показателей ПА серии I (N 1-21), II (N 22-42) и характеристик психодина­мики (N 43-51). Ml — М7 — факторы. Факторные веса для каждого пока­зателя — отклонения от нуля влево (минус) и вправо (плюс). Показатели ПА для отведения F4 обозначены арабскими цифрами. Показатели ПА для отведения 02 — штрихом.


 

ГЛАВА Y ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ИНДИВИДУ­АЛЬНОСТИ

5.1. Опосредование ишемической болезни сердца индивидуально-типологическими характеристиками человека

Психосоматическая природа так называемых «болезней цивилизации», к которым относится ишемическая болезнь сердца (ИБС), требует наряду с детальным изучением психофизиологических факторов ее генеза (атеро-склеротических поражений коронарных сосудов, недостаточности левого желудочка сердца, нарушений его ритма, ангиоспастических реакций коро­нарных сосудов и др.) исследования психологических детерминант профи­лактики, лечения и коррекции функций в ходе ее развития. При этом не оп­равдывают себя попытки искать однозначные причинно-следственные свя­зи между сопутствующими заболеванию изменениями отдельных внутрен­них органов и систем организма (такими, как сердечно-сосудистая, нерв­ная, желудочно-кишечная, дыхательная и т. д.) и субъективно вычленяемы­ми эмоциональным напряжением, страхом, тоской, ненавистью, обидой, отчаянием, возникающими в ответ на жизненные трудности и конфликты, играющими несомненную роль в возникновении заболевания.

Клиническая практика свидетельствует, что наряду с наблюдениями от­дельных связей соответствующих симптомов имеются и факты, опровер­гающие их существование. Так, например, известно, что гипертоническая болезнь не выявлялась у жителей осажденного Ленинграда. Психосомати­ческие заболевания временно исчезали у лиц, находившихся в нечеловече­ских условиях концентрационных лагерей. Врачам знаком так называемый «постдиссертационный синдром» как своеобразная «болезнь достижения», при котором психосоматические расстройства возникают на фоне психоло­гического комфорта. По-видимому, вариативные и ситуативно складываю­щиеся функциональные состояния человека с их эмоциональной и опера­ционной напряженностью далеко не всегда могут быть прогностичными в отношении генеза ИБС.

Малопродуктивными оказались и попытки жестко связать характер бо­лезни сердца с внешними акцентуациями поведения, описываемыми, в ча­стности, через известные типы А и Б. Считалось, что люди очень активные,


 

энергичные, целеустремленные, не умеющие расслабляться, постоянно ощущающие нехватку времени, обладающие большой амбицией и высоки­ми притязаниями, охотно вступающие в конкурентную борьбу и стремя­щиеся во всем быть первыми (тип А), одновременно имеют высокий риск возникновения стенокардии и инфаркта. Соответственно у людей противо­положного психологического склада — спокойно относящихся к собствен­ным достижениям, не склонных к конкуренции, умеющих расслабляться и отдыхать (тип Б) — вероятность иметь сердечно-сосудистые осложнения мала. Наблюдения показывают, что сердечно-сосудистые катастрофы воз­никали только у тех представителей типа А, действия которых в опреде­ленных ситуациях, предшествующих инфаркту, характеризовались призна­ками дезорганизованной хаотической лихорадочно-панической активности, быстро сменяющейся спадом энергии, апатией и депрессией. Инфаркты у таких высокоактивных субъектов наступают после внезапной и сокруши­тельной катастрофы («разнос» у начальства, отставка, провал ответствен­ного задания и т. д.), либо, наоборот, после достижения желанной цели. (Несомненно, данные периоды психологически наиболее ярко отражают степень рассогласования прогнозируемого и реально наступившего при вы­сокой мотивации достижения цели.)

Отрицание линейной зависимости ИБС от поведения типа А и Б следует и из того факта, что наличие всего набора соответствующих индивидуаль­ных черт может не свидетельствовать о предрасположенности к инфаркту [обзор — 40а]). Кроме того, выяснено, что ИБС (стенокардия) и особенно инфаркты миокарда не характерны для определенных укладов жизнедея­тельности. Так, например, было установлено, что японцы, по всем парамет­рам относящиеся к типу А, но не склонные к конкурентной борьбе (в силу традиций воспитания способные контролировать ход индивидуального раз­вития путем сравнения сегодняшних своих достижений с прошлым), не подвержены инфарктам. Если же японец воспринимает американский стиль жизни с его жесткой конкурентной борьбой и ориентацией на дости­жения противника, то он рискует получить инфаркт, как и американец типа А [см. обзор — 40а]).

Таким образом, стремление учесть всю совокупность психологических и физиологических явлений в психосоматике ИБС помимо необозримой эмпирической многоаспектности фактов и теорий в лучшем случае ведет к пессимистическому выводу об исключительной сложности механизмов развития ИБС. Основные имеющиеся на сегодняшний день психосоматиче­ские концепции — будь то теория специфического эмоционального кон­фликта или профиля личности, представления об алекситимии (неспособ­ность психосоматического больного выразить словами свои ощущения) и многофакторной детерминации ИБС, включающей биологические, психо-


 

логические и социальные составляющие, — не в состоянии объяснить кон­кретные механизмы включения психологических феноменов в патогенез соматических расстройств.

Мы предположили, что положительная роль в изучении этиопатогенеза психосоматических заболеваний может принадлежать системному подходу к проблемам ИБС, если системные исследования будут способны воссозда­вать реальные системообразующие основания взаимосвязей существенных детерминант ее генеза. В этой связи уместно было бы сказать о возрожде­нии принципов индивидуального подхода в клинике лечения ИБС.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.