Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование профессиональной деятельности госслужащего. Принципы моделирования. Различные модели профессиональной деятельности




Психологическое содержание профессиональной деятельности госслужащего.

Профессия государственного служащего – профессия в системе «человек-человек», где общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в профессионально значимую категорию, государственный служащий не просто работник, а человек, олицетворяющий власть и выступающий от ее лица.

Специфика труда государственных служащих состоит в том, что они выполняют работу, которая выражается в обосновании целей и направлений общественного развития; занимают должности в государственных организациях, что позволяет проявлять государственную власть; обеспечивают условия функционирования государственной власти и государства; обладают особым предметом труда – информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых и одновременно обслуживаемых граждан.

Профессиональную деятельность государственного служащего можно охарактеризовать как сложную многофункциональную деятельность, сочетающую в себе как исполнительскую, так и управленческую составляющую и «инновационную» направленность, связанную с необходимостью принимать нестандартные решения в условиях реформ, которые предъявляют специфические требования к личностно-профессиональным качествам работников. При этом от госслужащих как субъектов профессий типа «человек – человек», «человек – общество» неизбежно требуется способность моделировать варианты возможных последствий действий людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний и объединений, способность успешно действовать в особых и быстро меняющихся условиях. Таким образом, профессиональная деятельность госслужащих, с одной стороны, зависит от объективных общественно-политических, экономических условий, а с другой – от способов реализации «внутренних характеристик личности» в новых формах и средствах управления.

По долгу служебной деятельности государственный служащий постоянно общается с гражданами, руководителями предприятий, организаций, различных учреждений и подразделений органов власти, т.е. деятельность носит коммуникативный характер. Это предполагает наличие профессионально-значимых коммуникативных умений и навыков осуществлять социальное взаимодействие, которые обеспечивают результативность и эффективность решения профессиональных задач, устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях. Государственный служащий в ходе выполнения своих функций находится всегда в центре межличностных отношений, практически всегда наделен властными полномочиями, естественно, проблема формирования контактов с окружающими людьми тесно связана с проблемой взаимодействия. Воздействовать, влиять в процессе коммуникации для профессионала, осуществляющего служебную деятельность, значит грамотно управлять, быстро принимать решения, эффективно достигать желаемого результата. Коммуникативный характер деятельности государственного служащего, проявляющийся в интенсивности социальных, межличностных контактов, а часто и лимит во времени делают коммуникативное воздействие универсальным средством и способом достижения необходимого профессионального результата.

 

 

Модель (от франц. modële – образец) – это схема, изображение или описание некоего природного или общественного, естественного или искусственного процесса, явления или объекта.

В психологии моделирование – исследование психических феноменов и процессов при помощи реальных (физических) или идеальных моделей. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия («гомоморфизм») позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы.

Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе - это такое ее отражение в содержании обучения и в реальной учебной деятельности студентов, которое, во-первых, дает студентам правильное и полное представление о целостной профессиональной деятельности (от целеполагания до самоанализа процесса и результатов деятельности) и, во-вторых, позволяет им в процессе обучения овладеть способами (действиями, операциями) профессиональной деятельности настолько полно, что обеспечивает безболезненный переход к реальному выполнению своих трудовых обязанностей (профессиональных функций).

Основными принципами моделирования профессиональной деятельности являются следующие:

1) Принцип информационной достаточности. При полном отсутствии информации об исследуемом объекте построить его модель невозможно. Если информация полная, то моделирование лишено смысла. Должен существовать некоторый критический уровень априорных сведений об объекте (уровень информационной достаточности), при достижении которого может быть построена его адекватная модель.

2) Принцип осуществимости. Создаваемая модель прежде всего должна обеспечивать достижение поставленных целей. Таким образом, прежде чем приступить к сбору информации об объекте, нужно четко определить границы области моделирования, цели и количественные показатели их достижения; «моделирование ради моделирования» обычно создает негативное отношение к проекту в компании, снижает лояльность руководства.

3) Принцип множественности моделей. Создаваемая модель должна отражать в первую очередь те свойства моделируемой системы или процесса, которые влияют на выбранный показатель эффективности. Соответственно, с помощью конкретной модели можно изучить лишь некоторые стороны реальности. Для более полного ее исследования необходим ряд моделей, позволяющих более разносторонне и с разной степенью детальности отражать рассматриваемый объект или процесс.

4)Принцип агрегирования. Сложную систему обычно можно представить состоящей из подсистем (агрегатов), для математического описания которых используются стандартные математические схемы. Кроме того, этот принцип позволяет гибко перестраивать модель в зависимости от целей исследования.

5)Принцип параметризации. В ряде случаев моделируемая система может иметь относительно изолированные подсистемы, которые характеризуются определенным параметром (в том числе векторным). Такие подсистемы можно заметить в модели соответствующими числами, а не описывать процесс их функционирования. При необходимости зависимость этих величин от ситуации может быть задана в виде таблицы, графика или аналитического выражения (формулы). Это позволяет сократить объем и продолжительность моделирования. Однако надо помнить, что параметризация снижает адекватность модели.

Модели профессиональной деятельности:

  1. Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на "среднем" уровне.

Обратимся к более подробному содержанию профессиограммы. Профессиограмма и ее составляющие.

А) ТРУДОГРАММА (описание труда в профессии). В нее входят следующие компоненты: 1. Предназначение, миссия профессии. 2. Распространенность профессии. 3. Предмет труда в профессии. 4. Профессиональные знания. 5. Профессионально необходимые действия. 6. Средства труда. 7. Условия труда. 8. Организация и кооперация труда. 9. Продукт труда (результат труда). 10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в профессии. 11. Права представителя данной профессии.12. Обязанности представителя данной профессии.

Б) ПСИХОГРАММА – описание человека в профессии. Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относят: 1. Цели, потребности, ценностные ориентации и мотивы человека в профессии. 2. Эмоции и психические состояния. 3. Удовлетворенность человека трудом. 4. Психологические знания о труде, о профессии. 5. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники. 6. Профессиональные способности. 7. Психологические противопоказания (психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией). 8. Психологические характеристики профессионального роста и психологические тенденции распада профессиональной деятельности. 9. Позитивное влияние профессии на человека. 10. Негативные стороны профессии.

В) СОЦИОГРАММА – описание личности в профессии. Здесь: 1. Социально значимые качества в профессии. 2. Социальная значимость и востребованность профессии в обществе; как результат – социальный статус человека в обществе. 3. Социальные нормы человека в профессии. 4. Правила субординации. 5. Профессиональная культура. 6. Адаптивность личности в профессии к влияниям внешней среды. 7. Творческие способности и возможности обогатить опыт профессии. 8. Социальные черты профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности. 9. Ценностные ориентации, отношения, позиции (понятия долга, товарищества, патриотизма) в профессии. 10. Профессиональная обучаемость и профессиональное саморазвитие, умение проектировать свой профессиональный рост. 11. Профессиональное мышление.

2. Акмеограмма. Основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию и прежде всего развитию профессионализма личности и деятельности конкретных субъектов труда. Акмеограмма всегда индивидуальна, формально она представляет собой индивидуальный «срез» потенциального субъекта деятельности, его возможностей и перспектив, компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма является обобщающей категорией по отношению к профессиограмме и психограмме (В.Г.Зазыкин). Акмеограмма может включать в свою структуру задачи профессионального совершенствования специалиста (например, овладение новыми методами обучения, выработку своего индивидуального стиля и др.), способы и приемы овладения этим новым уровнем профессионализма (например, посещение и анализ уроков своих коллег, анализ своих педагогических приемов и результатов обученности учащихся и др.), сроки достижения новых, более высоких результатов. Акмеограмма специалиста намечает пути совершенствования профессиональной деятельности и продвижения к новым уровням мастерства и творчества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.