Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджет и рентабельность бизнес-плана переработки отходов




Экономическое обоснование целесообразности внедрения раздельного сбора и переработки ТБО, бюджет (затраты).

Характеристика и способ оценки планируемых мероприятий по организации раздельного сбора и переработке ТБО.

Кадровый аспект реализации проекта по организации селективного (раздельного) сбора отходов

Административные методы контроля, кадровый аспект решения проблемы селективного (раздельного) сбора ТБО.

3.1. Административные методы контроля за реализацией настоящего проекта представляем в виде следующей схемы:

 

Ошибки и рекомендации по административному контролю в ходе реализации проектов хорошо описаны в статье «Организация селективного сбора отходов. Методические рекомендации» И.В. Бабанина:

 

Переход к раздельному сбору отходов предусматривает пересмотр и усложнение структуры, тарифной и информационной политики, связанной с обращением с отходами на всех этапах: от сбора до изготовления конечной продукции. Одной из наиболее часто повторяющихся ошибок местных властей, организующих раздельный сбор отходов, является недостаточное внимание к вопросам управления и координации различных служб, как частных, так и государственных либо муниципальных, в том числе справедливое распределение выгод и издержек между его участниками (включая население). Нередко под организацией эксперимента по селективному сбору отходов понимают простую установку специальных контейнеров в целях выяснения готовности населения сортировать отходы. Далее ситуация развивается следующим образом. Из-за непродуманности вопросов переработки селективно собранных отходов они грузятся в одну машину и вывозятся на полигон. Жители, наблюдая это, перестают сортировать отходы, после чего делается неверный вывод о «неготовности людей к селективному сбору». На самом деле готовность определенной части жителей любого региона России к селективному сбору уже можно считать доказанной, и проведение дополнительных экспериментов по этому вопросу нецелесообразно. Истинной целью такого эксперимента должна являться отладка практической схемы селективного сбора для дальнейшего широкомасштабного внедрения. Исходя из «золотого правила» селективного сбора отходов, все раздельно собранные отходы с самого на- чала эксперимента должны направляться на переработку даже несмотря на кажущуюся неэффективность отдельного рейса мусоровоза «за одним бачком». Недопустим также вывоз таких отходов на захоронение поскольку обман быстро раскрывается благодаря наблюдательности населения и работе СМИ. Для повышения эффективности вывоз на начальном этапе может производиться вместе с контейнерами.

Селективный сбор отходов предусматривает взаимодействие как минимум следующих структур:

муниципальных властей;

• организаций, обслуживающих жилищный фонд;

• организаций, осуществляющих перевозку ТБО;

• организаций, осуществляющих сортировку ТБО.

Нередко все эти организации имеют жесткую взаимосвязь под крышей МУП «ЖКХ», однако для нужд селективного сбора целесообразно рассматривать отдельно приходно-расходные балансы каждого подразделения и добиваться компенсации затрат каждого из подразделений. Опыт показывает, что попытки навязать командно-административным методом все вопросы раздельного сбора одной из структур, например перевозчику отходов, без адекватной компенсации возникающих при этом затрат обречены на провал. Делегирование таких полномочий коммерческой структуре целесообразно только с одновременной передачей компенсации, которая может быть выделена на эти цели. Например, в Санкт-Петербурге величина тарифа, установленного на захоронение отходов населения, составляет порядка 60 руб./м3 и не покрывает даже эксплуатационных расходов. Если учесть в тарифе инвестиционную составляющую на строительство нового полигона и рекультивацию старого, эта величина может вырасти до 120 руб./м3.

Таким образом, предприятию, осуществляющему управление селективным сбором отходов, может быть назначена компенсация убытков в размере менее 120 руб./м3, что имеет положительный эффект для муниципального бюджета.

 

 

В ходе реализации настоящего проекта возможно создание перерабатывающих пунктов в рамках муниципального унитарного предприятия, а также заключение муниципального контракта с заинтересованными организациями. В обоих случаях потребуется обучение персонала для пунктов переработки, необходимо будет подготовить административный персонал, который сможет грамотно организовать данное направление работы.

Вне зависимости от того, на какую структуру возлагаются полномочия по управлению селективным сбором отходов, местной власти не следует полностью самоустраняться от управления им:

• во-первых, в штате местной администрации следует выделить как минимум одно лицо, ответственное за все вопросы раздельного сбора и не загруженное никакими другими обязанностями;

• во-вторых, целесообразно введение норм – заданий по районам, обслуживающим организациям и поселению в целом по доле отходов, которые должны быть собраны раздельно и направлены на переработку с их ежегодным пересмотром (например, 10 % – в текущем году, 20 % – в следующем и т. д.);

• в-третьих, следует обеспечить единую схему раздельного сбора по всему поселению (например, определить единую цветность и маркировку контейнеров) и обеспечить единую схему информирования населения по всему муниципальному образованию;

• в-четвертых, необходимо обеспечить справедливое перераспределение финансов, сэкономленных за счет селективного сбора, между всеми его участниками для оптимального стимулирования. Все эти вопросы следует отразить в нормативно-правовом акте, изданном Администрацией Угличского муниципального района. Правовую основу для его принятия создает ст. 13 Федерального закона Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).

4.Содержание и механизм реализации:

4.1 Подготовка, сроки и этапы внедрения метода селективного сбора ТБО

 

 

В качестве подготовки к внедрению проекта по организации селективного (раздельного) сбор ТБО необходимо провести работу с населением. Данный этап проекта «Чистый город» мы подробно описали ранее в п. 2.3. Данная работа должна продолжаться на протяжении всех этапов проекта.

 

4.2 Описание методики раздельного сбора ТБО применительно к Угличскому муниципальному району.

 

 

Исходя из целей и задач раздельного сбора отходов необходимо обеспечить разделение отходов при сборе на три потока (три контейнера):

• «сухие» отходы на промышленную переработку;

• «влажные» отходы на биологическую переработку (компостирование);

• «прочие» отходы на захоронение.

Опыт показал, что разделение отходов на большее количество потоков нецелесообразно. Так, любой компонент «сухих» отходов требует дополнительной профессиональной сортировки на МСК по сортам с одновременным удалением остаточных загрязняющих фракций, что делает бессмысленным их раздельный вывоз.

В качестве первой очереди раздельного сбора рекомендуется организация раздельного сбора двух пото- ков (двух контейнеров):

• «сухих» вторичных ресурсов в специализированные контейнеры;

• «прочих» отходов в имеющиеся контейнеры. Выделение потока «влажных» отходов рекомендуется оставить на вторую очередь по следующим причинам:

1) при изначально небольшом уровне участия населения в раздельном сборе заполнение контейнера вторичными ресурсами будет происходить достаточно долго – одну, две недели или даже более. Столь редкий вывоз «сухих» отходов не ухудшит санитарной обстановки на контейнерной площадке, поскольку доля фракций, подверженных гниению, в этих контейнерах минимальна.

Поступать подобным образом с «влажными» отходами недопустимо по санитарным требованиям.

2) основная часть «сухих» вторичных ресурсов имеет значительную рыночную стоимость, а значит, часть затрат на раздельный сбор может быть компенсирована за счет их реализации. «Влажные» отходы имеют низкую стоимость и требуют больших затрат на переработку;

3) «сухие» вторичные ресурсы составляют около 50 % по массе и 75 % по объему от всех отходов. Таким образом, их селективный сбор даст максимальный эффект.

 

Дальнейшая сортировка сухих отходов будет производиться непосредственно на перерабатывающих пунктах.

Отдельный сбор путем установки спецконтейнеров необходимо организовать для ртутьсодержащих ламп. В связи с небольшим объемом данного вида отходов, их вывоз не потребуется проводить на регулярной основе.

В супермаркетах города, по опыту крупных городов, необходимо установить небольшие контейнеры для сбора отработанных элементов питания (батареек).В парках, на улицах города предлагается установить отдельные урны для сбора пластика, бумаги и алюминиевых банок.

 

4.3 Организационная структура перехода на раздельный сбор ТБО в Угличском МР.

 

 

 

 

Переход к раздельному сбору от ходов предусматривает пересмотр и усложнение структуры, тарифной и информационной политики, связанной с обращением с отходами на всех этапах: от сбора до изготовления конечной продукции.

 

Истинной целью такого проекта должна являться отладка практической схемы селективного сбора для дальнейшего широкомасштабного внедрения. Для повышения эффективности вывоз на начальном этапе может производиться вместе с обычными контейнерами.

 

Селективный сбор отходов предусматривает взаимодействие следующих структур:

• муниципальных властей;

• организаций, обслуживающих жилищный фонд;

• организаций, осуществляющих перевозку ТБО;

• организаций, осуществляющих сортировку ТБО.

Для нужд селективного сбора целесообразно рассматривать отдельно приходно-расходные балансы каждого подразделения и добиваться компенсации затрат каждого из подразделений. Опыт показывает, что попытки навязать командно-административным методом все вопросы раздельного сбора одной из структур, например перевозчику отходов, без адекватной компенсации возникающих при этом затрат обречены на провал. Делегирование таких полномочий коммерческой структуре целесообразно только с одновременной передачей компенсации, которая может быть выделена на эти цели.

 

 

 

Внедрение селективного сбора отходов – длительный процесс, который предполагает постепенный рост количества отходов, собираемых селективно и направляемых на переработку. Для расчетов экономической эффективности раздельного сбора следует считать, что на первом этапе эта величина будет составлять 6–10% от объема всех отходов, с последующим ростом до 70–75 % по объему. Следует иметь в виду, что все затраты на организацию селективного сбора, сортировки и предпродажной подготовки вторичного сырья не окупаются только за счет реализации продукции – вторичного сырья.

 

Селективный сбор будет иметь экономический эффект в случае, если величина расходов бюджета или населения (тариф на утилизацию), необходимая для покрытия убытков от раздельного сбора отходов, меньше, чем величина затрат на их утилизацию другим способом. В Угличском МР уже имеется оборудованный современный, с запасом эксплуатации на несколько лет, полигон для утилизации несортированных отходов, следовательно затраты на оборудование полигона не потребуются.

Для расчета экономического эффекта от селективного сбора отходов необходимо учесть следующие статьи доходов и расходов.

Возможные статьи доходов (экономии):

1. Доходы от реализации вторичного сырья (с учетом его доставки потребителю).

2. Снижение расходов на транспортирование отходов до места сортировки (связанное с оптимизацией схемы: применение контейнеров большего объема, меньшей частоты вывоза, прессующих мусоровозов и т. д.).

3. Предотвращение расходов на вывоз отходов от места сортировки до места захоронения.

4. Рост производства продукции на существующих мощностях по сортировке отходов, без их увеличения, по сравнению с сортировкой смешанных ТБО (из-за повышения производительности труда рабочих – сортировщиков).

5. Предотвращение расходов на услуги по перегрузу отходов на станции перегруза отходов.

6. Предотвращение расходов на услуги по захоронению отходов или по переработке (иной утилизации) смешанных отходов.

7. Уменьшение экологических платежей за захоронение отходов.

 

Возможные статьи расходов:

1. Закупка специализированных контейнеров и техники. Минимизация затрат возможна при использовании существующей техники и контейнеров с их доработкой своими силами.

2. Реконструкция контейнерных площадок.

3. Затраты на обслуживание контейнеров для селективного сбора отходов.

4. Рост расходов на транспортирование отходов до места сортировки (связанное с применением контейнеров меньшего объема и, следовательно, большей частоты вывоза). Для расчета этого показателя следует учитывать только дополнительные пробеги мусоровоза по сбору отходов. Суммарное количество пробегов по транспортированию отходов не увеличивается.

5. Затраты, связанные с увеличением суммарного объема отходов (перерабатываемые отходы в основном состоят из легких фракций, которые при смешанном сборе приминаются тяжелыми фракциями неперерабатываемых отходов).

6. Затраты на сортировку отходов (включая возврат инвестиций и обслуживание кредитов).

7. Затраты на информирование населения.

 

Расчеты должны быть проведены с учетом многорежимной оптимизации по различным параметрам (например, по показателям «емкость контейнеров» – «частота вывоза»).

 

Бизнес-план переработки отходов предполагает, что расходы на строительство, ремонт и открытие завода, на котором будет выполняться переработка отходов, являются очень высокими. Поскольку данный вид деятельности связан с решением важного для каждого города проблемой, то государство станет главным инвестором в данном бизнесе.

Первоначальные расходы:

· Агитация и пропаганда (агит. плакаты, акции) – 20 000 рублей

· Строительство и отделка завода – 12 000 000 рублей;

· Контейнеры для хранения отходов (в таком контейнере существует особая кислородная среда, благодаря которой процесс гниения будет происходить медленно, а также не будут выделяться сильные неприятные запахи) – 500 000 рублей;

· Бытовой вагон (в нем будут храниться различные инструменты) – 100 000 рублей;

· Весы – 50 000 рублей;

· Процесс бурения скважины – 70 000 рублей;

· Проведение коммуникаций – 300 000 рублей;

· Зарплата персонала – 1 000 000 рублей;

· Автомобиль – 800 000 рублей.

Итого: 14 840 000 рублей.

Ежемесячная прибыль в первые месяцы работы может составить около 200 000 рублей, однако со временем эта цифра будет постоянно расти, поскольку будет появляться все больше предприятий, у которых нужно будет собирать отходы. Окупается предприятие должно начать в срок до 3 до 6 месяцев.

 

 

Нормативно-правовая база, используемая литература, источники:

 

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
  2. Решение муниципального Совета городского поселения Углич от 20.07.2011 № 155 "Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территорий, элементов внешнего благоустройства зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры городского поселения Углич».
  3. О нормах накопления (образования) твердых бытовых отходов в жилищном фонде на территории городского поселения Углич Постановление Администрации города Углич Ярославской области от 05.09.2011г. № 193.
  4. Сайт http://раздельный-сбор.рф/.
  5. Сайт: http://www.greenpeace.org.
  6. Статья И.В. Бабанина «Организация селективного сбора отходов. Методические рекомендации».
  7. Угличский информационный портал: uglich - online. ru
  8. Группа ВКонтакте «Углич-онлайн»: http://vk.com/uglichonline.
  9. Сайт: http://www.energosovet.ru.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.