Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различные периоды




Основные принципы подготовки волейболистов в

Процесс спортивной тренировки в целом осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Принципы распространяются на все стороны и задачи тренировки, определяют ее содержание, средства, методы и организацию ее.

Принцип сознательности и активности. Велика роль сознания в овладении техникой, тактикой игры, теоретическими знаниями, в повышении уровня физической и психологической подготовленности. Без глубокого понимания сущности изучаемой дисциплины волейболист никогда не достигнет высокого уровня подготовленности. Спортсмен должен знать результат своей деятельности, где он допускает ошибки и в чем их причина; должен понимать происходящие в организме физиологические и психологические процессы, уметь оценивать и контролировать свою работоспособность и ощущения, а для этого его надо образовывать.

Принцип наглядности. На начальном этапе обучения создавать у занимающихся правильное представление о техническом приеме или тактическом действии. На этапе совершенствования этот принцип дает возможность анализировать эффективность технических приемов и тактических действий, определять ошибки и искать пути их исправления. Для этой цели используются видеомагнитофоны, слайды, кинограммы, макеты площадки и др.

Принцип доступности и индивидуализации. Все задания тренировки должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого спортсмена. Тренер при решении одной и той же задачи подбирает средства и методы для решения ее с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Принцип доступности и индивидуализации отражается в индивидуальных планах волейболистов (перспективном, годовом, оперативном).

Принцип прогрессирования. Построение тренировочного процесса должно обеспечивать рост тренированности спортсменов. Для этого усложняются задания, увеличиваются объем и интенсивность нагрузок. Каждый новый годовой цикл начинается на более высоком исходном уровне.

Принцип систематичности. Регулярность занятий на протяжении всего периода обучения и совершенствования волейболистов и рациональное чередование нагрузок и отдыха способствуют росту мастерства спортсменов.

Все принципы тренировки связаны между собой, со всеми видами подготовки, и в первую очередь с физической, технической и тактической.

Для этапа спортивного совершенствования (направленность на достижение высоких спортивных результатов) характерны еще и специфические закономерности.

Единство обшей и специальной подготовки. Нельзя исключить из тренировочного процесса какую-либо из сторон подготовки без ущерба для решения поставленной задачи — достижение высоких спортивных результатов. На базе общей подготовки строится специальная, но спортивная тренировка может быть и специализированной, направленной на формирование знаний и умений в технике или тактике игры, на развитие общих или специальных физических качеств.

Постепенное увеличение нагрузок. За счет постепенного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок создастся база для предельной мобилизации спортсменов во время длительных турниров.

Волнообразный характер нагрузок. Изменение нагрузок в пределах микроциклов, этапов, периодов подготовки диктуется адаптационными свойствами организма спортсменов и необходимостью восстанавливаться до оптимального уровня. При увеличении объема нагрузок снижается интенсивность, и наоборот: при повышении интенсивности уменьшается объем.
Цикличность тренировочного процесса. Тренировочные занятия объединяют в микроциклы, а в течение года выделяют этапы и периоды подготовки. Фазовость развития спортивной формы служит естественной основой периодизации тренировочного процесса. Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго определенных тренировочных воздействий.

Направленность к высшим достижениям. Стремление к высшим результатам в соревнованиях, к победам над сильным соперником предполагает использовать в тренировках наиболее эффективные средства и методы, осуществлять углубленную специализацию вообще и по игровым функциям в частности, проводить круглогодичные и многолетние занятия.

Подготовка спортсменов организуется, прежде всего, в форме тренировочных занятий, имеющих определенную структуру и распределенных во времени.

Структура тренировочных занятий базируется на физиологических, психологических и педагогических закономерностях.

Продолжительность занятия зависит от этапов подготовки, задач тренировки, возраста спортсменов, их подготовленности.

В отдельных случаях продолжительность тренировочных занятий у квалифицированных спортсменов достигает 3,5 — 4,5 ч.
Тренировочное занятие состоит из четырех более или менее четко выраженных, взаимосвязанных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть — построение группы, приветствие, объявления, постановка задач.

Подготовительная часть (разминка) решает следующие задачи:

— обеспечивает оптимальную эластичность связок, сухожилий, мышц и подвижности звеньев двигательного аппарата;

— функциональное врабатывание (рабочее возбуждение в нервных центрах, увеличение газообмена и кровообращения) в режим предстоящей двигательной деятельности, достижение оптимума двигательных реакций;

— психическая настройка — обеспечение оптимальной возбудимости, сосредоточенности на главной задаче тренировки.

Средства: упражнения на растяжение (рис. 39), разновидности ходьбы и бега, прыжки, акробатические и имитационные упражнения, рывки и ускорения, упражнения с мячами (передачи, прием мяча, нападающие удары и др.).

Основная часть решает следующие задачи:

— повышение физической подготовленности;

— обучение техническим приемам защиты и нападения и их совершенствование;

— обучение тактическим действием в защите и нападении и их совершенствование;

— интегральная подготовка;

— игровая подготовка.

Средства: основные упражнения (упражнения по технике, тактике игры, игра); вспомогательные упражнения — для развития физических качеств и повышения уровня функциональных возможностей, для овладения основами техники, тактики игры.

Если в одном тренировочном занятии в основной части решаются несколько задач, то рекомендуется соблюдать такую последовательность:

— задачи технической подготовки всегда решаются в начале основной части, т.к. формирование и дифференцировка новых двигательных рефлексов происходят на фоне оптимального возбуждения нервной системы, а не на фоне утомления (на фоне утомления решаются задачи совершенствования техники и тактики игры).

— в первой половине основной части занятия вместе с технической подготовкой следует развивать быстроту и взрывную силу.

— при решении нескольких взаимосвязанных задач рекомендуется такая последовательность: технико-тактическая подготовка, развитие быстроты, ловкости, силы, специальной выносливости.

Заключительная часть решает следующие задачи:

— постепенное снижение нагрузки;

— раскрепощение мышц, снижение сосредоточенности;

— подведение итогов занятия (замечания, выводы, задания).

Средства: легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания, упражнения на расслабление (потягивание, размахивание конечностями тела и туловища и др.) комплекс упражнений на растяжение мышц, сухожилий, связок.

Выбор адекватных форм организации занятий способствует лучшей реализации тренировочных задач. Для волейбола характерны индивидуальная, групповая, фронтальная формы и круговая тренировка.

Индивидуальная форма тренировки облегчает индивидуальную дозировку нагрузки, обеспечивает коррекцию и контроль со стороны тренера, обеспечивает чувство ответственности.

Такая форма тренировки позволяет исправлять ошибки при выполнении технических приемов, выполнять задания с большей интенсивностью, чем при других формах занятий.

Групповая форма тренировки позволяют заниматься в группе либо во время всего тренировочного занятия, либо в пределах отдельных его частей. Данная форма занятий имеет широкие возможности для коллективных взаимодействий, близких к условиям соревнований. Наиболее часто используется для совершенствования групповых взаимодействий в защите и нападении.
Фронтальная форма тренировки характеризуется одновременным выполнением одних и тех же упражнений всей группой. Тренер получаeт возможность хорошего обзора и одновременного инструктажа всех спортсменов.

ОСНОВУ круговой тренировки составляет серийное повторение упражнений на «станциях» (место с соответствующим оборудованием и инвентарем), подобранных и объединенных в комплекс по тренирующему воздействию, выполняемых в порядке последовательного смены «станций».

Вышеперечисленные формы занятий реализуются в комплексных и тематических тренировках. Комплексные тренировки направлены на решение задач физической, технической и тактической подготовки; тематические — на овладение одной из сторон подготовки или одним из видов упражнений (физическая или техническая подготовка и др.).

 

Таким образом Процесс спортивной тренировки в целом осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений.

 

Заключение

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить Здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений.

Готовность спортсменов к достижению характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости (физическая подготовленность), степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).

Основные направления многолетнего тренировочного процесса определяются целевыми установками и задачами. В процессе спортивной тренировки решаются разнообразные общие и частные задачи, основанные на цели – достигнуть, возможно, большего успеха в спорте. Постановка цели, задач и принципов тренировки является необходимой в реализации тренировочных планов. Цель является требованием, которое исходит из потребностей и функций нашего государства. Технический прогресс в сфере производства не снимает, а повышает требования к физическому развитию и физической подготовленности спортсменов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амалин М.Е. Тактика волейбола. – М.-М.: ФиС, 1962.

2. Ахметжанов Г.А. Факторы, определяющие эффективность деятельности волейболистов в игровом процессе: автореферат. дис. канд. пед. наук._-М., 1986.

3. Бабушкин В.Е. Специализация в спортивных играх.- Киев: Здоровье,

4. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол.- М., 1991

5. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе.- М., 1976.-

6. Ивойлов А.В. Волейбол. –Минск, 1974.

7. Ивойлов А.В., Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для ИФК. – М.: Физкультура и спорт, 1990.

8. Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов.- М.,1963..

9. Ивойлов А.В., Герман К.Б., Ахмеров А.К. Волейбол. - М., 1972.

10. Клещев Ю.Н., Тюлин З.А. Тактическая подготовка волейболистов.- М.: Физкультура и спорт, 1977.

11.Клещев.Ю.Н. Волейбол.- М, 2005.

12.Матюшонок М. Г., Турен Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. – Минск: Высшая школа, 1975..

13.Силла Р.В. Повышение двигательной активности школьников как фактор укрепления здоровья // Вестник АМН СССР – 1972. - №4. – С.81-88.

14.Степанова Е.С. Проблемы юношеского спорта. - М.: ФиС., 1958..

15.Физиологические особенности организма школьника и физическое воспитание // Сборник научных трудов. – Свердловск, 1986.

16.Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: ФиС, 1972. – 174с.

17.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Academia, 2002..

18.Цветкова Л.И. Методика оценки физического развития школьников. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов. – Чебоксары, 1982.

19.http://sportom.ru

20.http://lib.sportedu.ru

21.http://www.vc-energetik.ru

22. М.С.Бриль. Отбор в спортивных играх. — М.; ФиС, 1980. Ю.Д.Железняк. Юный волейболист. — М.: ФиС, 1988.

23. http://www.libsid.ru/voleybol/osobennosti-podgotovki-voleybolistov-razlichnoy-kvalifikatsii/podgotovka-iunich-voleybolistov




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.