Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни развития исследовательских умений младших школьников




Исследовательская практика школьников основана на овладении детьми исследовательскими умениями и навыками. Существует несколько взглядов на классификацию исследовательских умений и навыков. Н. А. Семенова предложила все умения и навыки, которыми должен овладеть ученик для осуществления исследовательской деятельности, разделить на четыре блока:

1. Умения и навыки организации своей работы. Ученики должны уметь: организовать свое рабочее место; планировать предстоящую работу.

2. Умения и навыки исследовательского характера. Учащиеся должны: уметь выбирать тему исследования; осуществлять целеполагание как этап деятельности; выстраивать структуру исследования; осуществлять поиск информации; владеть методами исследования и общелогическими методами.

3. Умения и навыки работы с информацией. Учащиеся должны: знать виды информации; определять ее источники; уметь работать с научным текстом; выделять термины, понятия; делить текст на смысловые части: абзацы, главы, параграфы; уметь выделять главное; кратко и логично излагать материал, используя цитаты, ссылки; формулировать выводы, определения; приводить доказательства, основываясь на аргументах и фактах.

4. Умения и навыки представления результата своей работы. Учащиеся должны: владеть формами представления результатов своей работы; знать требования к докладу и речи докладчика.

Наиболее удобную классификацию умений и навыков для младшего школьного возраста, которой удалось преодолеть недостатки предыдущих, предложил А. И. Савенков. Автор считает, что общие исследовательские умения и навыки для учащихся начальной школы включают в себя:

• умение видеть проблемы;

• умение ставить вопросы;

• умение выдвигать гипотезы;

• умение давать определение понятиям;

• умение классифицировать;

• умение наблюдать;

• умения и навыки проведения экспериментов;

• умение делать выводы и умозаключения;

• умение структурировать материал;

• умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Овладение в определенной степени указанными умениями позволяет индивиду осуществлять исследовательскую деятельность в любой области знаний.

Критерии, необходимые для оценки уровня сформированности исследовательских умений учащихся:

1. Практическая готовность учащегося – это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений.

2. Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности

3. Проявление креативности учащихся в осуществлении исследовательской деятельности.

4. Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.

Уровни развития исследовательских умений:

· Исходный уровень. Обладает следующими характеристиками: низкий уровень проявления интереса к ведению учебной исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, об использовании умений учебной исследовательской деятельности. При выполнении любой самостоятельной работы опора на помощь учителя либо родителей на любом этапе исследования. Ученик редко проявляет оригинальный подход к осуществлению исследования, не высказывает идей, предложений по работе.

· Начальный уровень. Характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью находить проблему с помощью учителя, предлагать различные варианты решения проблем. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию, совершая действия самостоятельно, по аналогии с коллективным выполнением такого же задания или при помощи взрослых на определённых этапах, вызывающих затруднение. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы.

· Продуктивный уровень. Он обладает следующими характеристиками: присутствуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (или с небольшой группой) исследование. Учащийся имеет знания и умения осуществлять учебное исследование (умение самостоятельно определить тему, возможность постановки цели и задач исследования с помощью педагога или самостоятельно, умение работать с источниками информации); демонстрирует реализацию оригинального подхода к решению проблемы, умение представлять результат своей деятельности.

· Креативный уровень можно определить следующим образом: существует постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить решение поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Ниже представлена таблица (Таблица 1) диапазона развития исследовательских умений.

Диапазон развития исследовательских умений. Таблица 1.

Исследовательские умения Начальный уровень развития Высокий уровень развития
Умение видеть проблему Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему
Умение классифицировать Умение распределять предметы на группы по определенным признакам Умение составлять классификационные и структурные таблицы, схемы
Умение задавать вопросы Умение задавать описательные, каузальные, субъективные вопросы Умение ставить корректные воображаемые, оценочные и ориентированные на будущее вопросы
Умение определить понятие Умение дать описание предмета, разъяснить посредством примера Умение сознательно применять логические приемы мышления: аналогию, сравнение, анализ, синтез
Умение представить понятие на языке символов Умение дать описание предмета, разъяснить посредством примера Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта
Целеполагание Умение сформулировать цель исследования Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности
Рефлексия Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-комплексном образовательном процессе

 

Вывод.

Важной и очень сложной задачей в исследовательском обучении выступает задача формирования высокой мотивации исследовательской деятельности. В особенности важна работа по активизации мышления учащегося по выявлению проблем. Именно от уровня исследуемой проблемы, от ее масштаба в основном зависит дидактическая ценность детских исследований. От того как педагог обеспечивает целенаправленный и систематический процесс развития исследовательских умений младших школьников зависит уровень развития познавательных способностей учащихся.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 7445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.