Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Младших школьников




Особенности формирования экологической культуры

Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, методом проб и ошибок, «на глазок», закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, нередко в сиюминутных и поверхностных оценках и решениях, в соответствии с уровнем общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей, их желанием и волевым настроением на преодоление экологических проблем.

Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования.

«Экологическая культура» есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) [8; c.192].

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой – Симоновой. По определению Л. П. Салеевой – Симоновой, экологическая культура – это качество личности, компонентами которой являются:

- интерес к природе и проблемам ее охраны;

- знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

- нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

- экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

- мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении [25; с.49].

На современном этапе развития человечества обращение к наукам природы связано с углубляющимся экологическим кризисом и поисками выхода из него, необходимостью экологического образования, начиная с самого раннего возраста.

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая культура, научно-технический прогресс и экологическое образование [15; с.12] утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно – экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.

Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

Ученые Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [14; c.21].

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения [22; с.30];

- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева [5; с.78], включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать комплексное экологическое воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства – сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни.

С позиции современных исследований начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире [22; с.29-32].

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть ‑­ приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.

Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям следует, предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира.

Интерес – мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов – необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его содержание, широта или узость служат показателем активности ребенка. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы. Интерес, с одной стороны, является стимулом формирования бережного отношения к природе, с другой – его результатом, знаменующим собой относительную завершенность определенного этапа экологического воспитания. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой его ступени [25; с.49].

Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

- формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса.

Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали [17; с.3-10].

Ядро содержания экологического образования включает в себя 4 взаимосвязанных компонента:

1. Познавательный – это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.

2. Ценностный – осознание детьми значения природы как универсальной ценности.

3. Нормативный – этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.

4. Деятельностный – овладение видами и способами общественно – полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.

Все 4 компонента составляют ядро содержания экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей их интерпретацией на младший школьный возраст.

И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха [16; с.24].

При разработке проблемы экологической культуры педагоги учитывают тот факт, что отношение к природе имеет 3 аспекта. Первый выражает отношение к природе как всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Второй - как отношение к собственным природным данным, к своему организму, который включен в систему экологических взаимодействий. Третий представляет отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды.

Решающую роль в развитии системы отношений человека играют общественные отношения, под воздействием которых формируются его установки и поведение в социальной и природной среде.

Активная форма отношения к окружающему миру выражается в деятельности, связанной с целесообразным его изменением и преобразованием. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс.

Поэтому методологическая основа формирования экологической культуры включает следующие принципиальные положения:

- сущность человеческой личности выражается в системе отношений с человеком, обществом, природой;

- ответственное отношение к природе является важнейшей целью общеобразовательной школы и характеризует всестороннее развитие личности школьника;

- отношение к природе формируется как ответственное на основе целостного развития разных его сторон: научной, экономической, практической.

В соответствии с общей педагогической теорией и основными положениями комплексной экологии содержание экологической культуры должно раскрывать научные, ценностные, нормативные и деятельностные аспекты взаимодействия общества с природой, характеризовать глобальное значение экологических проблем и идей оптимизации природоиспользовании:

- научные аспекты представлены социальными, естественными и техническими закономерностями, теориями и понятиями, которые характеризуют человека, труд, природу, общество в их взаимодействии;

- ценностные ориентации как установки и мотивы деятельности предполагают осознание школьниками значения природы как универсальной ценности;

- нормативные аспекты включают систему моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения в природной среде.

Структурными этапами формирования экологической культуры является:

- выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;

- определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;

- выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее разрешения на разных этапах общественного развития;

- выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека; характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;

- практическая деятельность учащихся по оценке окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.

В соответствии с этим этапами и спецификой экопроблем избираются соответствующие методы, средства и формы организации обучения.

Эффективность формирования экологической культуры школьника зависит от того, насколько в учебном процессе будут учтены основные звенья преобразования общественных отношений и компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения потребности интерес цели мотивы установки ценностные ориентации. Каждое звено представленной последовательности обладает относительной самостоятельностью. Целью формирования экологической культуры состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы школьника. Его планируемым результатом является сформированность ответственного отношения к природной среде, умений понимать и ценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологические грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

Таким образом, экологическая культура складывается из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных ориентаций, экологически оправданного поведения. Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. В основу же экологического образования ложатся следующие проблемы: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимого условия сохранения здоровья человека; преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.