Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика сформированности экологической культуры у младших школьников




Гистограмма

Исходный уровень экологических знаний и экологической культуры младших школьников в процентном соотношении

Диаграмма № 2.

Уровни сформированных экологических знаний и экологической культуры младших школьников

Уровни Количество детей %
Высокий    
Выше среднего    
Средний   26,6
Низкий   13,4
Всего    

Анализ анкетирования показывает, что экологическая культура обучающихся намного улучшились. Так детей с низким и средним уровнем знаний совсем не наблюдается. Уровень выше среднего повысился на 26,6 %, а высоким уровнем стало обладать 20 % детей. Такие данные показывают, что дети овладели материалом в области экологических знаний, предложенных в системе проведенных занятий.

Сравнение результатов первого и второго анкетирования, т.е. динамику сформированности экологической культуры у младших школьников представим в гистограмме.

 

Из гистограммы видно, что количество обучающихся, усвоивших предложенный материал на уровне выше среднего и высоком, значительно возросло. Этот рост составляет в сумме 60 %. Одновременно наблюдается падение числа обучающихся на низком и среднем уровнях усвоения знаний, что связано с их переходом на более высокие уровни.

2.Для подтверждения полученных результатов детям было предложено разрешение проблемных ситуаций (приложение №2).

Анализ проблемных ситуаций показывает, что все дети справились с заданием. В своих ответах дети высказывали свое мнение о том, как бы они поступили в той или иной сложившейся ситуации, объясняли причины поведения других детей (Маши и Коли), причины возникновения самих экологических проблем (например, «Почему люди отравились съедобными грибами?»).

Свои мысли дети излагали логически верно. У большинства детей мнения, их размышления совпали: «Я подошла бы к мотоциклисту и сказала, что вы вредите всем, кто живет на аллее» - Катя Ф.; «Я подошла бы к мотоциклисту и сказала ему, что он загрязняет воздух» - Ангелина Х.; «…нельзя дымить в парке» - Женя Б. или «Чтобы овраг не размывался, надо посадить деревья, чтобы их корни не пропускали воду и укрепляли края оврага» - Маша Б.; «…нужно посадить деревья» - Саша В.; «Нужно посадить деревья, которые укрепляют края» - Саша Е.

Такое совпадение детских рассуждений показывает, что все дети правильно понимают содержание предложенных проблемных ситуаций состоянии воздуха, воды, почвы. Дети предлагают пути разрешения, устранения экологических проблем на примере своего края. Они осознают, что глобальные экологические проблемы начинаются, прежде всего, с загрязнения воздуха, воды, с разрушения почв родного края каждого человека.

Таким образом, анализ проблемных ситуаций подтвердил результаты анкетирования, что у детей в целом сформирована экологическая культура, они могут выявлять причины возникновения экологических ситуаций в природе, а также самостоятельно находить способы разрешения этих ситуаций путем внесения собственного посильного вклада в защиту окружающей среды.

Итак, обучающихся исследуемого класса показали значительный в целом рост экологических знаний и экологической культуры, усвоенные ими в ходе специально разработанной и проведенной педагогом системы занятий.

Выводы по II главе:

Задача учителя - поиск новых форм и методов по экологическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира и внеурочное время.

Систематическая работа с использованием различных форм работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

Внеклассная работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности обучающихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, способствует значительному повышению экологической культуры школьников.

Заключение

 

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.

Экологическое образование школьников не просто одна из острых задач современного общества, это его залог на будущее, его сегодняшнее осуществление.

Анализ естественнонаучной, педагогической и методической литературы по теме исследования показал, что вопрсами формирования экологической культуры у младших школьников занимались многие ученые: А.Г. Здравомыслов, И.С Коп, В.А. Ядов, Иоганзена Б.Г., Рыкова H.A., Ожегова Ю.П. и Никоноровой Е.В. и другие. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется.

Поэтому экологическое образование на современном этапе развития школы направлено на повышение качества в данной области знаний, развития познавательной и творческой деятельности, воспитание экологической культуры и общечеловеческой нравственности, любви к Родине, к своему родному краю.

Экспериментальная часть работы посвящена решению конкретной задаче фомирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста, обучающихся по курсу А.А. Плешакова «Зеленый дом» - действующей программе «Школы России», рекомендованной Министерством образования РФ. В рамках исследования были подобраны, разработаны педагогом уроки по окружающему миру, внеклассные занятия экологического содержания, введены в систему и опробованы в 3 классе. Данная система занятий включала в себя 9 взаимосвязанных урока и 4 занятия, содержащие соответствующие темам экологические проблемы и пути их решения. Каждое занятие содержит не только экологическую информацию, но и проблемные вопросы, позволяющие детям проявить свои знания на практике. Кроме этого в систему занятий вошли задания творческого содержания, позволяющие детям выразить свое отношение к объекту изучения.

Таким совокупным объектом изучения детей является окружающая природа. Знание экологических проблем, умение выявлять причины их возникновения, опыт их решения приобретённый ребенком на данных занятиях, позволит ему в дальнейшей своей взрослой жизни избежать многих серьезных экологических ошибок природопользования. Данный вывод сформулирован на основе результатов комплексной проверки эффективности проведенной системы занятий педагогом по формированию экологической культуры у младших школьников.

Анализ результатов экспериментальной работы показывает, что у детей экологическая культура сформирована в целом на высоком и среднем уровнях ее проявления. Дети продемонстрировали способности правильного владения полученными экологическими знаниями, раскрыли в рамках данной темы свой творческий потенциал и, тем самым, выразили в целом положительное отношение к природе.

 

 

Таким образом, результаты анализа теоретического материала и экспериментальной работы в целом подтвердили выдвинутую ранее гипотезу: формирование экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе будет эффективным при системном подходе педагога к данной проблеме и создании необходимых педагогических условий. К их числу относятся:

- разработка специальной системы занятий экологического содержания;

- использование различных форм работы по экологическому образованию;

- разнообразие педагогических и методических средств и приемов, повышающих усвоение экологических знаний;

- обеспечение творческой активности ребенка в процессе проведения системы занятий.

Данная работа является частью формирования экологической культуры образования детей младшего школьного возраста и в силу этого требует своего дальнейшего развития.

 

 

Список литературы.

 

1. Аквилева Г.Н. Натуральные средства обучения и методика работы с ними // Начальная школа, № 2, 2010, с.91-93.

2. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. – М.: «Мысль», 1995, с.287.

3. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32.

4. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. - М.,2003

5. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.

6. Бабанова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании // Экологическое образование. – 2001. - № 1. – С 20-26.

7. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 2011. - №2. – С.32-33.

8. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1999. – С.77-83.

9. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59.

10. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 2009. - №4. – С.20-24.

11. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1995. – 192с.

12. Горохова Е.Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся// Начальная школа. – 2006. - № 12. – С.47 – 49

13. Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. Начальная школа. - №6 2003.

14. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. – 1992. - №3 – С.36-40.

15. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.

16. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1987. - №9. – С.16-22.

17. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1985. – 184с.

18. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1986. С.20-28.

19. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. – 1995. - №12. – С.10-12.

20. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1989. – 24с.

21. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе. – М., 1988. – С.3-10.

22. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. – 2011. - № 2. – С. 12 – 15.

23. Карпова Н.Г. О методах экологического образования школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги. – М.:НИО, 2004

24. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.

25. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с.

26. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.

27. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.

28. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа, № 5, 1986, с.34-37.

29. Плешаков А.А. Усилить экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа, № 12, 2005, с.44-47.

30. Плешаков А.А. Раскрытие экологических связей на уроках природоведения // Начальная школа, № 3, 1990, с.5-7.

31. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). – М.: Просвещение, 2011, с.624.

32. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184.

33. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе – М., 1977. – С.14-39.

34. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. – М., 1998. – 49с.

35. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19.

36. Тарасова Т.И. Деятельностный подход в экологическом образовании учащихся младших классов// Начальная школа. – 2008. - № 9. – С. 35-39

37. Теплов Д.Л. Формирование экологического мировоззрения школьника // Биология в школе, № 5, 2009, с.2-4.

38. Тихомирова С.А., Полесская Л.И. Кроссворды на уроках природоведения // Начальная школа, № 9, 2011, с.41-43.

39. Филатова Л.М. По страницам Красной книги // Начальная школа. – 1991. - №11. – С.49-52.

40. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль: 1997, с.156.

41. Чернова М.Н., Былова А.М. Экология. – М.: Просвещение, 1988, с.105.

42. Черепанова З.В., Селиванова Е.А. На уроках природоведения о родном крае // Начальная школа, № 7, 2007, с.94-96.

43. Шилова В.С. Экологическое образование школьников. – Белгород: 1995, с.93.

44. Шилов В.П. Народная экология. Проблемы и перспективы // Биология в школе, № 51, 1998, с.32-35.

45. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Советская педагогика. – 1981. - №7. – С. 83-85.

46. Яковлева Т.О. Из опыта работы клуба семейного чтения. Внеклассная работа // Воспитание и обучение. – 1999. - №5. – С. 67-69

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.