Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 4 страница. 9. « Есть ли в Вашей компании люди с преступным опытом?»





9. «Есть ли в Вашей компании люди с преступным опытом?»

 

Для изменения социального окружения подростка на более благоприятное для него, специалистами по социальной работе и психологами, проводятся семинары и беседы, направленные на преодоление трудностей, препятствующим полноценному самовыражению и изменению своего социального положения.

 

10. «Временами появляется ли у Вас желание нанести вред другому человеку?»

 

 


По результатам данных можно сказать, что подростки испытывают чувство злости к окружающим. При наличии данной проблемы, специалисты центра проводят работу, как с подростком, так и с его семьей, направленную на выявление причин психической неустойчивости подростка, его негативным отношением к окружающим. Опираясь на статистические данные, можно отметить, что часть преступлений, совершенных несовершеннолетними, вызваны негативной обстановкой в семье. В центре социальной защиты населения «Берегиня» разработан целый комплекс программ, направленных на улучшение психологической обстановки в семьях с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению.

 

11. «Часто ли Вы чувствуете себя, как «пороховая бочка», готовая взорваться?»

 

Данные показатели позволяют сделать вывод, что после прохождения курса реабилитации у несовершеннолетних стабилизируется эмоциональное, психическое состояние, благодаря посещению несовершеннолетними сенсорной комнаты, в которой с ними происходит работа психолога.

 

 

12. «Чувствуете ли Вы, что готовы первыми начать драку?»

 

По результатам ответов, можно сделать вывод, что у обеих групп респондентов не наблюдается агрессивность и настрой на причинение физических увечий, что является благоприятным фактором и облегчает работу специалистов по социальной работе.

 

13. «Что вас интересует больше всего?»

 

Как показывают ответы, у несовершеннолетних есть увлечения и интересы. Это, несомненно, положительный фактор, позволяющий более эффективно помочь подростку социализироваться в обществе.

 

14. «В каком настроении Вы чаще всего пребываете?»

 

 


Результаты ответов на данный вопрос, так же положительны. Если подросток большинство времени находится в благоприятном настроении, то это может уменьшить риск совершения правонарушения.

15. «Как вы думаете, что сподвигает человека на совершение преступления?»

На данный вопрос обе группы ответили аналогично. Причинами выделили: бедность, нервный срыв, нехватка денег, плохое воспитание, вредные привычки, плохая компания, злость, ненависть, обида, нужда в чем – либо. Данный вопрос был направлен на выявление причин, с которыми возможно столкнулись они. Для предотвращения рецедива необходимо способствовать благоприятной социальной обстановке для несовершеннолетнего.

16. «Есть ли у Вас желание получить высшее/среднее образование, сделать карьеру?

Данные показали, что у несовершеннолетних как первой так и второй группы, имеется желание получить профессиональное образование, что является несомненно положительным фактором.

 

17. «Имеются ли у Вас конкретные планы на ближайшее будущее?»

 

 


По результатам данного вопроса, можно сделать вывод о том, что после получения социальных услуг, у подростков появляется благоприятное стремление и планы на дальнейшее будущее. Для этого специалисты по социальной работе вовлекают подростков в культурную, спортивную, научную деятельность и тем самым помогают развить свои таланты, а так же найти свое призвание и свое место в жизни.

 

Результаты, проведенного анкетирования позволяют судить о положительной динамике социализации подростков, а так же о качественном предоставлении социальной, психологической реабилитации в центре социального обслуживания населения.

Анализ полученных, в результате анкетирования данных, свидетельствует о том, что изменения в оценке несовершеннолетними своего мироощущения, внутреннего эмоционального состояния, отношения к окружающим и к своей жизни в целом, существуют. При анализе анкет было выявлено, что ответы несовершеннолетних, получивших социальные услуги значительно отличаются от тех, кто поступил в центр недавно. Вопросы на выявление рецедивного противоправного поведения у несовершеннолетних, получивших социальные услуги показали, что проведенная социальная работы была на достаточно эффективном уровне, так как у подростков появились позитивные стремления в жизни, цели, планы. Тогда, как ответы несовершеннолетних недавно поступивших в центр показали, что их психологическое, эмоциональное состояние вызывает негативные мысли, неопределенность в действиях, размытые планы, нежелание учиться и т.д. Также можно сопоставить выводы об окружающей компании несовершеннолетних. После пройденного курса реабилитации, подростки в значительной мере переосмыслили свои жизненные цели, для изменения которых необходимо сменить свой круг общения. Если до проведенной работы у подростков преобладало окружение, склонное к противоправному поведению, а в большинстве случаев лица с криминальным прошлым, то к завершению курса преобладающее количество подростков решили прекратить общение со старыми друзьями, с целью предотвращения рецедивных преступлении.

Что касается вопросов анкеты о причинах, сподвигаемых людей на совершение преступления, несовершеннолетние выделили среди них основные: бедность, жадность, плохие отношения в семье и т. д.

Такая положительная динамика имеет место быть, благодаря проведенными специалистами коррекционными работами, которые включают в себя различные методики и технологии. Это в первую очередь: проведение бесед в игровой форме, посещение несовершеннолетними сенсорной комнаты, включающее беседу с психологом, вовлечение несовершеннолетних в культурно – массовую деятельность, активное привлечение подростков занятиями спортом, развитие компьютерной грамотности, обеспечение подросткам благоприятно влияющего досуга.

Таким образом, проведенное социологическое исследование показало, что социальная реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних отбывших наказание в виде лишения свободы и осужденных без лишения свободы проходит успешно, дает положительные результаты, способствующие развитию несовершеннолетних во всех необходимых аспектах жизнедеятельности, что в свою очередь окажет благоприятное влияние на качество жизни как несовершеннолетних, так и их семей и общества в целом.


2.3 Практические рекомендации по совершенствованию социальной работы с несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы и осужденными без лишения свободы.

 

Анализ деятельности отделения помощи несовершеннолетним отбывшим наказание в виде лишения свободы и осужденными без лишения свободы в ГУСО Черновский комплексный центр социального обслуживания «Берегиня» Забайкальского края показывает, что основной проблемой в работе с несовершеннолетними правонарушителями является установление первичного контакта. Существующие методы и порядок работы отличаются высокой степенью формализованности, что существенно мешает установлению доверительных отношений с подростком.

Для решения этой проблемы предлагается осуществление следующих мер.

Во-первых, отделение дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и религиозными организациями.

Основными методами работы отделения должны быть: индивидуальный подход к проблемам и интересам несовершеннолетнего; активизация творческого потенциала подростка путем организации досуга детей (кружки по интересам, спорт, молодежные субкультуры и т.д.). Особый интерес представляет вовлечение подростков в деятельность молодежных субкультур, свободных от экстремистской направленности (хип-хоп, рок и т.д.). Работа должна развиваться в этом направлении, так как необходимо создание неформальной обстановки в центре, что создаст основу для установления доверительных отношений между сотрудниками центра и их подопечными. Поэтому важно, чтобы работу с подростками вели не только квалифицированные специалисты (соц. педагоги, соц. работники, психологи и т.д.), но и авторитетные представители различных молодёжных субкультур (музыкальных и танцевальных коллективов), а также именитые спортсмены. На детей в этом возрасте (от 12-18лет), большое влияние может оказать личный положительный пример, поэтому подобное общение может вовлечь подопечных в творческую или спортивную деятельность, что отвлечёт их от негативного влияния улицы и создаст все предпосылки к принятию положительных социальных установок.

Деятельность отделения дневного пребывания для несовершеннолетних также предполагает всестороннюю поддержку детских и молодежных общественных объединений, социальных учреждений, фондов и иных учреждений и организаций, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Во-вторых, организовать профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями через труд, так как на этом этапе трудовой деятельности им необходимы поддержка и психологическое сопровождение со стороны взрослых. Необходимо выйти с предложением в Центр занятости населения о первоочередном трудоустройстве неработающих и неучащихся подростков, состоящих на учете ПДН. Незанятость несовершеннолетних приводит к бродяжничеству, воровству, наркомании, алкоголизации и другим более тяжелым правонарушениям. Хорошо организованный труд – это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд предохраняет подростка от личностного распада, создает условия для межличностного общения. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дает дополнительный заработок. Трудотерапия является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

В – третьих, необходимо проводить групповые занятия с несовершеннолетними, учитывая особенности личности, жизненную ситуацию каждого из участников, что поможет избежать неадекватной реакции несовершеннолетнего на какие –либо факторы.

Осуществление предложенных мер, призванных повысить эффективность работы отделения, должно сопровождаться предоставлением отделению необходимой материально-технической базы: автотранспорта, оргтехники, организационно-технических средств и т.д.

Таким образом, на основании вышеперечисленного деятельность специалистов по социальной работе может добиться более эффективного, качественного и положительного результата.


Заключение

Ситуация с правонарушениями несовершеннолетних в настоящее время остается достаточно сложной. Несмотря на некоторое снижение числа подростковых правонарушений, их показатели остаются достаточно высокими. Помимо этого, отмечается усиление жестокости и общественной опасности правонарушений, рост числа хорошо спланированных и организованных групповых преступлений. Обращает на себя внимание и тот факт, что преступность несовершеннолетних молодеет, возрастает участие в ней девочек-подростков.

Главная цель данной выпускной квалификационной работы - выявление эффективности социальной работы, проводимой с несовершеннолетними, отбывшими наказание в местах лишения свободы и осужденными без лишения свободы в ГУСО Черновский комплексный центр «Берегиня» Забайкальского края - достигнута. Эффективность доказана при помощи проведенного социологического исследования, которое показало, что социальная работа в учреждении находится на достаточно высоком уровне и приносит положительные результаты.

В соответствии с задачами выпускной квалификационной работы, была

рассмотрена категория несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы и осужденных без лишения свободы, как объекта социальной работы. Вследствие этого, можно отметить, что несовершеннолетний правонарушитель – это молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи, узким кругозором, отсутствием трудовых навыков, интересов и увлечений, для которого характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень.

Так же были изучены нормативно - правовые основы социальной работы с несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы и осужденными без лишения свободы. Это подтверждает то, что в зарубежном законодательстве и в России не только говорится о правовых основах социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями, но и есть нормы, которые закрепляют юридически социальную работу с подростками.

Так же были изучены технологии социальной работы с несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы и осужденными без лишения свободы. Следует отметить, что в длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей. Выделен ряд подходов, к осуществлению социальной работы с несовершеннолетними, в зависимости от жизненной ситуации каждого. Основными технологиями являются:

1. Социальная диагностика;

2. Консультирование;

3. Социальная реабилитация.

В связи с комплексным нарушением личности подростков-правонарушителей, затрагивающих все сферы его жизнедеятельности, процесс социальной реабилитации включает в себя множество направлений работы, таких как: педагогическое, диагностическое, психологическое, оздоровительное и другие. Организация данной деятельности должна носить системный, комплексный характер, включать в себя согласованные действия всех специалистов учреждения, направленные на достижение единой цели по ресоциализации подростка и реадаптации его к существующим условиям

Была проанализирована деятельность ГУСО Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края. В результате анализа можно сказать, что отделение помощи несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы и осужденным без лишения свободы в ГУСО Черновский комплексный центр социального обслуживания населения «Берегиня» Забайкальского края, является одним из самых эффективных в крае по оказанию социальной поддержки и профилактической работы с такой социальной категорией как: несовершеннолетние и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

И в заключении были разработаны практические рекомендации по совершенствованию социальной работы с несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы и осужденными без лишения свободы.

Также одной из важнейших рекомендаций борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков, которые возвращаются из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательно-трудовых колоний. Успешное решение проблемы несовершеннолетних правонарушителей требует объединения усилий не только специалистов разного профиля в отдельно взятом учреждении, но и представителей всего реабилитационного пространства, занятых работой с детьми и подростками. На сегодняшний день действия данных учреждений не достаточно скоординированы, отсутствует комплексный подход в организации их деятельности, нечетко определены организационно-правовые формы их взаимодействия. Поэтому в дальнейшем необходимо осуществить комплекс мер по совершенствованию системы оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям на уровне отдельно взятых учреждений, на уровне управлений и министерств, на уровне законодательной власти.

Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремление, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить преступление.


Список использованной литературы.

1. Агамов Г.Д. Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными — Европейские пенитенциарные правила / Г.Д. Агамов, Е.Н.Ковалева // Там же. – 2007. — № 1. – Доступ из СПС «Консультант Плюс».- СD-ROM.

2. Антонов А.И., Лебедь О.Л. Несовершеннолетние преступники: кто они? // Социс. — 2006. — 4.

3. Балаева О. Е. Аксиологический аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях // Социальныетехнологии, исследования. – 2005. — №3.

4. Барковская Л. В. Социально-философские проблемы девиации в социальной работе // Ученые записки. – 2006. — №7 (20).

5. Бокарев Н. Н. Процесс социальной девиации // Ученые записки. – 2000. — №1.

6. Борисова Н. Е. Ювенальное право: некоторые проблемы формирования в условиях РФ // Ученые записки. – 2007. — №3.

7. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. — М.: Юрид. лит., 2005.

8. Васильева Е.Г. Вопросы уголовного процесса в международных актах: //Учебное пособие / Под общ. ред. проф. З.Д. Еникеева. – Уфа: РИО БашГУ, 2007.

9. Ветошкин С. А. Проблемы теории и практики пенитенциарной педагогики // Педагогика. – 2006. — №5.

10.Гафуров И. Р. Факторы девиантного поведения провинциальной молодежи // Интеграция образования. – 2006. — №4.

11.Гилинский Я. Призонизация по-российски. // Отечественные записки. – 2006. — №4.

12. Горбунова Е. Студенты скорее жертвы, чем преступники… // Студенческий меридиан. – 2006. — №3.

13. Ежегодный государственный доклад для Правительства РФ. // М.: Минздравсоцразвития РФ, 2006.

14. Зубков А. И. Уголовно-исполнительное право. Учебник для вузов // М.: 2000.

15. Инструкции о порядке оказании помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания, а так же обвиняемым и подозреваемым в совершении преступлений, освобождаемых из под стражи (Утв. Приказом Минюста России от 25 декабря 2001 г. № 260) // СПС «Гарант» — СD-ROM.

16. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Под общ. ред. П. Г. Мищенкова. –М.: Экспертное бюро-М, 2009.

17. Конституция Российской Федерации. Официальное издание // М.: Издательство «Омега – Л», 2008.

18. Маколи М. Дети в тюрьме. – М.: ОГИ, 2008.

19. Н.В. Ригов. Выжить за колючкой // СПб.: Вагриус. 2007.

20. О.Е. Куренкова, Т.С. Уханова Описание опыта «Социальная работа с осуждёнными в исправительных учреждений УФСИН по Вологодской области» // Вологда: ВИПЭ ФЭСИН России, 2006.

21. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П. Д. Павленок. – 3-ее изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.

22. Основы социологии и политологии: Учебник: Под общ. ред. В. П. Сальникова, Г. Д. Ковалева, Д. З. Мутагирова // СПб.: Изд-во «Лань», Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2002.

23. Положение внутреннего распорядка ИТУ., 1992.

24. Положение о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения. (Утв. Приказом МЮ РФ от 28 марта 2002 года № 73)

25. Положение об отряде осуждённых исправительного учреждения. Приказ министра юстиции РФ от 30.12.2005г. № 259. Г.Москва//Российская газета, 2 марта 2006 г. № 42.

26. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы» от 3 октября <metricconverter productid=«2002 г» w:st=«on»>2002 г. № 732.

27. Права заключённых // Сборник нормативных документов. М.: Гроссмедиа, 2006.

28. Романенко Н.М., Попова Е.В. Социальные риски в молодёжной среде. Современный взгляд. // М.: РГСУ, 2007.

29. Селянина В. В. Социально-историческое развитие воспитательно-исправительных учреждений для несовершеннолетних в России: 1864-1917 годы: Дис. канд. истор. наук. – Москва, 2005.

30. Сломчинский А. Г., Жарков И. Д. Проблемы общего образования осужденных. Поиски, находки, решения: Учебно-методическое пособие // М.: Издательство МГСУ, 2002.

31. Современная Энциклопедия социальной работы // Общ. ред. В.И.Жукова. — М.: РГСУ, 2008.

32. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: учеб. пособие / под ред. проф. А.Н. Сухова. – М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 2007.

33. Социальная работа с осужденными: Учебное пособие // Под общ. ред. В. И. Жукова, М. А. Галагузовой.– М.: Издательство МГСУ, 2002.

34. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие // отв. ред. проф. А. А. Козлов. – М.: Логос, 2005.

35. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие // Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2002.

36. Стечкин Г.А. Теоретические вопросы профилактической деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН РФ // Рос. юстиция. – 2009. — № 4. – Доступ из СПС «Консультант Плюс». – CD-ROM.

37. Татидинова Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключенных // Социологические исследования. 1999. № 3.

38. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. П.Д. Павленка – М.: «Дашков и Кº»,2006.

39. Тищенко Е. Я. Система социально-педагогической реабилетации осуждённых: теория и практика (автореферат): Авт. дисс.: д. п. н. – Оренбург, 2005.

40. Топчий Л.В. Актуальные проблемы развития теории социальной работы. Историко-социологические очерки // М.: Издательство РГСУ, 2007.

41. Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития // М.: ИСР АРСС,1997.

42. Топчий Л.В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки населения // Нижний Новгород. 2006.

43. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальное издание // 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гроссмедиа, 2007.

44. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N103-ФЗ. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями от 21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г.)

45. Фирсов М. В. Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов; Московский гос. обл. ун-т. — Москва: Академический Проект, 2007.

46. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений // 3-е изд. — М.: Академический проект, 2007.

47. Фролов С. С. Социология: Учебник // М.: Гардарики, 2001.

48. Хабаров А. И. Тюрьма и зона // М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

49. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие // 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2007.

50. Черкасова М.Ф. Понятие «специализация» в подготовке социальных педагогов // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сборник научных трудов / Отв. Ред. М.А. Галагузова. — Вып. 4. — Екатеринбург, 2006.

51. Шиханцев Г. Г. Юридическая психология // М., 2005.

52. www.index.org.ru/nevol/2007-13

53. www.police-russia.ru

54. www.socialworks.ru.

55.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/#

56. http://chita.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chita/ru/statistics/




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.