Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование адвокатской деятельности в РФ




ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ АДВОКАТА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Адвокатура – это сообщество профессиональных юристов, получивших статус адвоката. Основными функциями адвокатуры являются оказание правовой поддержки гражданам и организациям и консолидация адвокатов для их совместной работы.

Адвокатура не входит ни в систему государственной власти, ни в систему местного самоуправления. Поэтому Конституция РФ, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на судебную защиту, на разбирательство дел судом на основе состязательности и равноправия сторон, дает начало регулирования деятельности адвоката. Любой гражданин может вести свои дела в суде лично либо через представителя[1]. В структуре российского законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре имеется:

- Конституция РФ

- Федеральный закон "Об адвокатской Федеральные законы деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

- Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации

- Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие адвокатскую деятельность

- Федеральный уровень законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре

- Законы субъектов Российской Федерации

- Нормативные акты субъектов Российской Федерации

- Региональный уровень законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре

- Кодекс профессиональной этики адвоката

Адвокат-представитель осуществляет свою деятельность на профессиональной основе, обладает для этого достаточными знаниями и опытом, позволяющими ему со знанием дела, квалифицированно решать возложенные на него задачи; отчетливо представляет свои роль и место в защите прав, свобод и законных интересов доверителя по конкретному гражданскому делу; обладает широким арсеналом процессуальных и внепроцессуальных средств, способов и мер выполнения профессиональных обязанностей[2].

Работа института адвокатской деятельности в России обусловлена наличием конституционной гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ[3]). На основании п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ институт адвокатуры, в том числе вопросы правового регулирования его деятельности, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Соответственно, на основании ч. 2 ст. 76 Конституции в рассматриваемой области должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом в рассматриваемом случае действует правило, установленное в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, согласно которому такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Основным действующим федеральным законом, регулирующим адвокатскую деятельность в Российской Федерации, в настоящее время является принятый 31 мая 2002 г. Федеральный закон N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре). В статье 4 названного Закона определена структура законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Это законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации[4].

Основными принципами на которые полагается деятельность адвокатуры являются следующие:

- независимость;

- законность;

- корпоративность;

- самоуправляемость;

- равноправие адвокатов.

В России организационной формой адвокатуры выступают адвокатские палаты двух уровней:

- Адвокатские палаты отдельных субъектов РФ.

- Федеральная палата адвокатов.

Работа субъектов адвокатских палат основана на общеобязательном членстве в них всех адвокатов субъекта. Адвокатская палата на юридическом поле действа является юридическим лицом и подлежит обязательной государственной регистрации.

Цель формирования адвокатской палаты следующая:

- оказания доступной правовой помощи (в том числе и бесплатной) всему населению субъекта;

- представления и защиты интересов состоящих в ней адвокатов в органах власти, общественных и других организациях;

- контроля уровня профессионализма ее членов;

- контроля соблюдения кодекса адвокатской этики.

Решения адвокатской палаты носят императивный характер для всех ее членов. Строение палаты адвокатов субъекта РФ выглядит следующим образом:

Собрание (конференция) адвокатов - верховный орган палаты. Собрание адвокатов созывается не менее раза в год. Собранием адвокатов определяется состав совета палаты, ревизионной и квалификационных комиссий, избирается представитель для участия во Всероссийском съезде адвокатов, решаются вопросы распределения денежных средств и прочие.

Совет адвокатской палаты - исполнительный орган палаты. Он занимается подготовкой собраний адвокатов, управляет имуществом палаты, координирует деятельность ее членов, представляет интересы палаты в органах власти и т.д. Ревизионная комиссия - контрольный орган палаты. Он реализует функцию финансово-хозяйственного контроля за деятельностью палаты и ее органов. По результатам своей деятельности комиссия готовит отчет для собрания адвокатов.

Квалификационная комиссия - занимается организацией и проведением квалификационных экзаменов у соискателей на присвоение статуса адвоката, занимается рассмотрением жалоб на действия адвокатов - членов палаты.

Федеральная палата адвокатов РФ – общероссийская ассоциация субъектовых палат РФ. Она является координатором работы адвокатских палат, представителем и защитником адвокатов в органах власти всех уровней, а также организатором мероприятий по поддержанию высокого уровня оказываемой населению юридической поддержки. Решения, принятые Федеральной палатой адвокатов, носят обязательный характер для всех адвокатских палат и адвокатов страны.

Федеральная палата состоит из совещательного органа — Всероссийского съезда адвокатов, и исполнительного — Совета Федеральной палаты адвокатов. Созыв верховного органа (съезда) палаты происходит не менее чем один раз в год. Адвокатские палаты обладают равными правами на Съезде и, независимо от их размера имеют один голос в голосовании по рассматриваемым вопросам. Одной из важнейших задач Съезда является принятие кодекса адвокатской этики, внесение в него изменений и дополнений, а также контроль за его соблюдением.

Совет палаты управляет имуществом палаты, готовит методические рекомендации по вопросам обучения и переподготовки кадров, занимается организацией бесперебойного информационного обеспечения членов палаты и т.д. Также адвокаты имеют право на создание общественных объединений адвокатов и членство в них.

Иные федеральные законы, образующие законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. называемые в п. 1 ст. 4 Закона об адвокатуре в составе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре "другие федеральные законы", законодатель не конкретизирует состав и назначение последних. Использование в тексте федерального закона столь лаконичной формулировки обусловливает возникновение ряда проблем не только теоретического, но и практического свойства.

Так, на основании действующего законодательства представляется практически невозможным однозначно ответить на следующие вопросы:

- каким критериям должен отвечать федеральный закон, чтобы он был признан элементом законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре?

- является ли упоминание в тексте Закона об адвокатуре о возможности регламентации определенных вопросов деятельности адвоката федеральным законодательством либо конкретным федеральным законом основанием для включения такого закона в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре?

- оправданно ли рассматривать в составе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре федеральные законы, принятие которых не предусмотрено Законом об адвокатуре?

- возможно ли рассматривать в составе законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре федеральные законы, лишь часть нормативных предписаний которых прямо или опосредованно посвящено адвокатской деятельности?

- возможно ли регулирование адвокатской деятельности федеральным законом, не входящим в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре?

- возможно ли включение в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре законов федерального уровня, принятых до момента вступления в силу Закона об адвокатуре или вступающих в противоречие его предписаниям?

- в чью пользу должна разрешаться нормативная коллизия в случае появления различающихся предписаний двух и более федеральных законов по одному и тому же вопросу (в том числе в случае, если лишь один из них входит в состав законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре)?

Вышеуказанные проблемы весьма затрудняют ответ на вопрос о составе федеральных законов, образующих законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. По этой причине представляется возможным только определять состав действующих федеральных законов, посредством которых осуществляется правовое регулирование адвокатской деятельности. Для этих целей представляется возможным использовать следующую классификацию.

- Федеральный закон, осуществляющий комплексное правовое регулирование адвокатской деятельности.

- Федеральные законы процессуального законодательства, включающие комплекс норм об особенностях участия, составе полномочий и статусе адвоката как участника процесса.

- Федеральные законы, нормы которых предусматривают дополнительные права и обязанности лиц, имеющих статус адвоката, а также регламентируют порядок реализации этих полномочий.

- Федеральные законы, содержащие отдельные нормы, подтверждающие конституционное право каждого на профессиональную юридическую помощь и определяющие порядок предоставления адвокатами такой помощи отдельным категориям граждан.

- Федеральные законы, регулирующие особенности участия адвоката в трудовых отношениях в качестве работодателя.

- Федеральные законы, содержащие нормативные регламентации об особенностях финансовых аспектов деятельности адвокатов.

- Федеральные законы, регулирующие особенности социального и пенсионного страхования адвокатов.

- Федеральные законы, регулирующие налоговые последствия адвокатской деятельности.

- Федеральные законы, содержащие конкретизирующие нормы о порядке материально-технического и финансового обеспечения адвокатской деятельности.

- Федеральные законы, нормы которых предусматривают дополнительные профессиональные ограничения для лиц, лишенных адвокатского статуса.

- Федеральные законы, содержащие нормативные предписания об организационных особенностях взаимодействия с адвокатурой.

- Федеральные законы, вносящие изменения в законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.