Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательные универсальные учебные действия на уроках литературного чтения




Литературное чтение — это один из основных предметов любой образовательной программы, которому необходимо уделять особое внимание при преподавании. Независимо от того, в каком классе изучается то или иное художественное произведение, остаётся в силе мнение, что литература представляет собой богатейший источник познания жизни и инструмент огромного воздействия на человеческую личность. «Благодаря литературе мы становимся … участниками всего бесконечно сложного и разнообразного исторического пути развития человеческого общества...» [Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1976. - с.3]

Учебные действия, которыми овладевает младший школьник в курсе дисциплины «Литературное чтение» (вариант 1):

- читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

-воспринимать на слух фольклорные произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

- характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

- читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

- характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

- анализировать нравственно-этические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов.

- сравнивать фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

- наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.

2. инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты).

Как уже было упомянуто выше, в свете введения нового стандарта в начальном образовании, учителю необходимо формировать определённые результаты, которые необходимы учащимся для перехода на следующую ступень образования. В своей работе мы рассматриваем метапредметные результаты, познавательные УУД, а именно овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т. д.).

Мы выяснили, что же такое анализ и интерпретация. В словаре советского лингвиста, лексикографа, доктора филологических наук, профессора Сергея Ивановича Ожегова сказано следующее:

- Анализ:

1. метод исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.

2. всесторонний разбор, рассмотрение.

- Интерпретация — истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-либо.

А соответственно интерпретировать, значит, истолковать, раскрыть смысл, содержание чего-нибудь. [Толковый словарь Ожегова С.И.]

Есть и несколько другие определения данному термину.

Интерпретация (от лат. Interpretatio):

1) в широком смысле - истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык.

2) В искусстве - творческое освоение художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением (порой полемическим): в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении.

3) Метод литературоведения: истолкование смысла произведений в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения. В искусстве и литературоведении основана на принципиальной многозначности художественного образа. [http://www.slovopedia.com ]

ФГОС определяет умения, которыми выпускник начальной школы овладевает на выходе с первой ступени образования. Эти умения прописаны в разделе «Понимание и преобразование информации» (Чтение: работа с информацией).

Выпускник научится:

определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: отношения … (вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность...)

понимать информацию, представленную в неявном виде: … находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;

интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения;

[Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с. - (Стандарты второго поколения)]

 

ЕСТЬ НОВЫЕ ДАННЫЕ!!! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРЕТЬ!!!! (ТО, ЧТО ДАВАЛА ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА)

 


Выводы

В результате анализа литературоведческих, психолого-педагогических источников мы пришли к следующим выводам:

1. Сказки о животных и басни имеют как черты сходста, так и различия. В основе этих жанров лежит эпос. Эпос — род литературы, в котором повествуется о героях, их поступках, особенностях характера. В эпических произведениях говорится об уже прошедших событиях (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).

Сказки о животных — один из древнейших по происхождению жанров литературы. Они возникали тогда, когда человек- охотник, зверолов, скотовод - стремился отобразить свои наблюдения за миром зверей. Сначала составлялись простые рассказы о животных, позднее они превратились в сказки.

Животные в сказках разговаривают и действуют, как люди. Возможно, это произошло вследствие того, что люди заметили похожесть между собой и зверями в действиях, поведению. На животных переносятся черты людей: ум, доброта, хитрость. Потом эти черты закрепились за определенными зверями, которые стали их воплощением: лисица - хитрости, волк - жадности и глупости, медведь - доверчивости, заяц — трусливости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.