Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 2 страница. В журналах мод, домоводства, рукоделий и литературы («Русская хозяйка» (1861-1862), «Модный магазин» (1862-1883)




В журналах мод, домоводства, рукоделий и литературы («Русская хозяйка» (1861-1862), «Модный магазин» (1862-1883), «Русский базар» (1863-1866), «Новый русский базар» (1867-1894), «Модный свет» (1868-1883) и др.) расширилась структура изданий: появился отдел фельетона – раздел светской хроники. В литературной части изданий стали печататься публикации на общественные темы, связанные с расширением сфер женского образования и труда. В тот период среди женщин были популярны журналы, где в большом количестве размещалась информация развлекательного и прикладного характера («Дамский альбом рукодельных работ» (1856), «Сандрильона» (1857–1859), «Монитер. Журнал для дам и девиц, посвященный женскому хозяйству, рукоделиям и модам» (1860–1861) и др.).

В 1870-е годы появилась новая группа изданий прикладного характера под руководством женщин: «Женские работы» (1872–1874) Елизаветы Сафоновой, «Моды и рукоделия» (1875–1880) Елизаветы Ананьевой, «Аврора» (1875–1878) Стефании Лепковской. В 1880-ые к ним добавились «Женский труд» (1880–1882), «Вестник моды» (1885–1916) и «Венский шик» (1899–1908).

«Модный свет». В 1867 году Герман Дмитриевич Гоппе выпустил журнал «Моды и новости», который позднее был переименован в «Модный свет». Он был хорошо иллюстрирован, давал подробные изображения туалетов, к нему прилагались раскрашенные от руки цветные рисунки. В журнале печатались заметки по этикету, кулинарии, воспитанию, образованию. Статьи о моде переводились из французских журналов и представляли собой подробное описание нарядов и аксессуаров. В 1883 году журнал «Модный свет» и слившийся с ним «Модный магазин» (1862) стали выходить в издательстве Гоппе под названием «Модный свет и модный магазин».
«Модный магазин». С 1862 по 1883 год раз в две недели выпускался журнал «Модный магазин». Издание было иллюстрировано и поделено на три раздела: моды и рукоделий, беллетристики, практических сведений. В первом отделе помещались описания новых нарядов для женщин, а также — впервые — для детей. Они сопровождались крупными цветными иллюстрациями, преобладавшими над текстовым содержанием. В отделе беллетристики размещались повести и рассказы приключенческого и салонного характера отечественных и зарубежных писателей. Для детей в журнале печатались сказки разных народов мира (немецкие, арабские и пр.) и дидактические сочинения («Невысказанная ложь», «Девочка перед зеркалом», «Несправедливость от предубеждения»). В разделе практических сведений публиковались педагогические и медицинские статьи, театральные обзоры, хроника происшествий, кулинарные и хозяйственные рецепты. Такая структура оказалась самой востребованной среди читательниц. Редакторами журнала являлись женщины: с 1873 по 1881 год «Модный свет» редактировала Ю.П. Померанцева, в 1902 году «Модный свет и модный магазин» возглавила С.И. Шишнарева, которая ранее работала в «Парижской моде».
«Новый русский базар». С 1867 по 1898 год семья Гоппе издавала журнал «Новый русский базар». Он выпускался трижды в месяц и традиционно имел два раздела: модный и литературный, где печатались светские новости и полезные советы, проза, поэзия, позднее – биографические очерки о поэтах и писателях. Затем появились разделы фельетона, рукоделия, библиографический, а также рубрика «Хроника женского дела», освещавшая проблемы общественных движений.[26]

 

2. 4 1917-1928 годы

В период с 1917 по 1928 зарождались основные типы советской женской прессы. В то время ЦК коммунистической партии стал использовать периодическую печать для реализации собственных целей. Работа женских изданий строилась в соответствии со специальными партийными постановлениями: их деятельность теперь была направлена на пропаганду идей коммунизма и привлечение женщин к участию в производственном процессе. Авторами журналов стали партийные работники, рабкоры и селькоры. В изданиях теперь присутствовали разделы политического воспитания, сельского хозяйства, промышленного производства, восточных республик, а также зарубежный и литературный раздел. Рубрики домоводства, педагогики, медицины отныне занимали не более двух страниц издания. На смену героине журналов начала века, изнеженной даме с ярко накрашенными губами и большими глазами, в 1920-е годы пришел «рабоче-крестьянский тип» — коренастая женщина с крупными чертамилица и невыраженными гендерными признаками. На протяжении нескольких десятков лет единственными типами женского издания оставались массовый общественно-политический и тонкий литературно-художественный журналы с устойчивой тематической и графической моделью, структурой и жанровым наполнением.

 

· Литературно-общественный журнал

Выпуск массовых литературно-общественных журналов, наиболее распространенных в начале века, в 1920-е годы был приостановлен. Большинство из 18 существовавших в то время женских изданий были закрыты за «безыдейность». «Журнал для женщин» и «Журнал для хозяек» обвинили в скрытой пропаганде чуждых тезисов о том, что счастье можно найти только в семье, а также в косвенном осуждении женской общественной деятельности.

«Женский журнал».(.Приложение 1). С 1926 по 1930 год издательским обществом «Огонек» выпускался ежемесячный иллюстрированный «Женский журнал», который позиционировался как «домашне-хозяйственный и модный». Он печатался в черно-белом цвете, за исключением раздела «Мода в красках». Мода в период НЭП еще имела большое значение. В других разделах журнала тексты значительно преобладали над иллюстративным содержанием. Главной задачей издания считалось формирование общих интересов, ценностей и нужд читательниц и указание им сфер для реализации потребности в свободном общественном труде, в частности путем организации общественного питания и налаживания коллективного отдыха детей.

Содержание «Женского журнала» подбиралось с целью «лучшего устроения женской жизни, выработки лучших, наиболее совершенных форм женского быта». Изначально по тематике и структуре журнал был похож на литературно-общественные издания начала ХХ века, но в 1928 году под давлением партийных структур отказался от освещения вопросов о любви, семейном кризисе, правах женщин и стал больше внимания уделять юбилейным датам и вождям СССР, темам политики и производства, бичеванию «мещанства». В структуре издания усилилась общественно-политическая часть и уменьшилась хозяйственно-прикладная.

 

· Общественно-политический журнал

В 1920-е годы произошло деление общественно-политических журналов по целевой аудитории:

· для партийных работниц («Коммунистка», 1920-1930);

· для работающих женщин («Работница», возобновлен в 1923 – настоящее время);

· для работниц и домохозяек-активисток («Делегатка»,1923—1931);

· для крестьянок («Колхозница», «Батрачка», 1925-1929, «Крестьянка», 1922 – настоящее время).

Появились местные общественно-политические журналы, где интерпретация партийных установок и работа с женщинами проводились с учетом специфики истории, обычаев, производства региона. Такими изданиями стали «Красная сибирячка» (Новосибирск), «Труженица Северного Кавказа» (Ростов-на-Дону) «Красная тулячка» (Тула), «Коммунарка Украины» (Харьков), «Работница Армении» (Ереван), «Труженица» (Тбилиси) и др.

«Поздравляю журнал «Работница и крестьянка» с десятилетием его глубоко важной работы… каждый раз, когда приходилось читать его, меня радовало уменье, с которым ведете вы журнал, простота языка, которым беседуете с работницей и крестьянкой, ясность изложения великих идей, которые объединяют рабочий народ всех стран в одну силу и с которыми вы непременно знакомите женщин Союза Социалистических Советов, первой страны, где под влиянием этих идей начато строительство новой жизни.

Иногда кажется, что вы скупо знакомите читательницу вашего журнала с позорными явлениями текущей действительности за рубежом Союза Советов, — с той драмой, которую переживает в Европе и Америке женщина — работница и крестьянка, бесправная раба церкви и капиталистического государства. А было бы хорошо — интересно и полезно — рассказывать, хотя бы изредка, о том, как обезумевший паук — капитализм — запутался в своей собственной паутине, как судорожно бьется он в ней и что терпит от этого бесправная женщина…

Женщины Союза Социалистических Республик должны догнать мужчин во всех областях их деятельности. Для этого им необходимо освободиться прежде всего от внутреннего, инстинктивного тяготения к собственности, — тяготения, которое мешало росту их способностей, талантов».

М. Горький, «Работнице и крестьянке», 1933

«Коммунистка». Первый советский женский журнал «Коммунистка» выпускался с 1920 по 1930 год. Издание было адресовано руководящим работницам. Его главной задачей стало воспитание советской женщины, а также руководство женской прессой в целом. Журнал определил основные типологические черты женского советского политического издания: издатель ЦК РКП (б) определял его цели и задачи, основной из которых была пропаганда коммунистического образа жизни; целевой аудиторией являлись работницы, крестьянки, члены партии; структура была подчинена идеологии и почти не включала практические разделы; проблематика и тематика определялись партией.

«Крестьянка». Журнал для сельских жительниц был основан в 1922 году Отделом по работе среди женщин ЦК РКП (б). Сначала его цель состояла в «приобщении тружениц к общественной и культурной жизни СССР», как было напечатано в обращении к читательницам председателя ВЦИК М.И. Калинина. В издании простым языком доносились основы партийной политики, подробно разъяснялось, как проводить ликвидацию безграмотности, организовывать женсоветы, комитеты взаимопомощи, пункты общественного питания, ясли, детские сады («Что дала крестьянке Октябрьская революция», «Как организовать культурно-просветительную работу», «Советская власть и церковь», «Что такое трактор», «Брак и крестьянка»). В разделе беллетристики публиковались произведения, отражавшие задачи издания и пропагандировавшие новую жизнь (П. Дорохов «Женщина», Н. Платоныч «Матрена-воин», А. Неверов «Комитет», «Ясли» и др.). К каждому выпуску журнала прилагалось пособие по вязанию, кройке и шитью.

«Если пролетарий или пролетарка, комсомолец или комсомолка, вместо того, чтобы пропить деньги в пивной или проиграть их в карты, покупают приличную одежду, то это, конечно, положительный факт».

Народный комиссар просвещения А. В. Луначарский, статья «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?»

В 30-е годы в «Крестьянке» стали печатать советы по уходу за собой, кулинарные рецепты, выкройки модных платьев. В это десятилетие на обложки журнала стали помещать модные коллажи без подписи автора. В №3 за 1935 год член президиума II Всесоюзного съезда колхозников-ударников Т. Шаповалова призналась: «Я теперь хозяйка, кухаркой была до 1923 года, а теперь в Кремле дела вершу вместе с партией».

«Работница» (Приложение 3). В 1923 году возобновился выпуск журнала «Работница». Задачей редакции стало воспитание женщины как члена компартии, общественницы и производственницы. Журнал способствовал распространению информации о политике и ее истории. С целью увеличения рядов женского пролетариата за счет домохозяек печатались материалы о профессиях, которые могут освоить женщины.

По мнению «Работницы», наиболее подходящей для женщин была профессия слесаря: «Слесарное дело не требует особенно значительного мышечного напряжения, не требует поднятия больших тяжестей. Слесарное дело вполне доступно человеку средней физической силы, оно не заключает в себе каких-либо особенных вредностей. Женщина без всякого вреда для своего организма может заниматься слесарным делом».

Работниц призывали к активному участию в общественной жизни и ликвидации безграмотности, к организации женотделов, общественных столовых, детских домов, к помощи нуждающимся, к культмассовой работе (раздел «Грамотный, обучи неграмотного!», М.Растопчина «Работница в клубе», работница Н. «Работницы ликвидируют свою безграмотность», Н.Крупская «О нашей школе», Антильева «Кружок политграмотности в уездном городе» и пр.).

«Умственное развитие задерживается мелочными заботами, горшками, квашнями, погаными ведрами и прочей мерзостью. Отринув все это, женщины быстро подвинулись бы вперед, почувствовали бы себя совершенно свободными и счастливыми».

 

В литературно-художественной рубрике публиковались произведения, пропагандирующие труд работниц (С. Неунывающий «Ткачиха», Н. Алексеевский «Пряха») или прославляющие советскую жизнь (М. Ильина «Старый груз», А. Ширяевец «Чудесный день»). «Работница» пропагандировала удобную советскую моду, например, публиковала статьи о вреде высоких каблуков:

«Женщинам, которым приходится делать сравнительно тяжелую физическую работу (подымание, переноска тяжестей и т.д.) рекомендуем туго подвязывать живот, носить брюшной бандаж. Мы много раз писали о вреде высоких каблуков. Благодаря высоким каблукам получается неестественная установка и коленных суставов, что вызывает сильные боли в ногах, также они причина «подвертывания» ноги и очень болезненного растяжения связок в голеностопном сочленении. Невзирая на это, высокие каблуки очень прочно удерживаются в быту и из моды не выходят. Пора закончить с высоким каблуком и заменить его гигиеничным низким, широким «английским» каблуком».

В 1933 году за успехи «в деле воспитания женских пролетарских масс в духе борьбы за полное торжество социализма, в духе выполнения великих заветов нашего учителя – Ленина» Иосиф Сталин вручил «Работнице» орден Трудового Красного Знамени.

«Надо расширить сеть детских садов и яслей, улучшить общественное питание, чтобы жены рабочих могли освободиться от домашней работы и уйти на производство».[6]

Женские журналы общественно-политического и литературно-общественного типов дополняли видоизменившиеся модные издания с чертежами выкроек. В 20 – 30-е годы издавались журналы «Новости моды» и «Моды сезона». Они были популярны в основном среди жительниц столиц.

 

«Ателье» (Приложение 8). В 1923 году был выпущен первый номер советского журнала мод «Ателье», задуманного как альтернатива парижским изданиям. Главной идеей издания было понятие, что внимания заслуживает только та мода, которая предназначена простой советской женщине-труженице. К работе над созданием журнала привлекалась творческая элита СССР: модельер Надежда Ламанова, скульптор Вера Мухина, поэтесса Анна Ахматова, художники Кузьма Петров-Водкин и Борис Кустодиев. Коллектив редакции «Ателье» получил аттестат первой степени на Всероссийской художественной промышленной выставке.

 

2.5 1928 – 1945 годы

 

В 1930-е годы в женских журналах воспевались успехи индустриализации, коллективизации, советских пятилеток. Издания призывали пойти на производство, способствуя его социалистическому прорыву, вступить на путь соцсоревнования и ударничества. В 1940-е годы пресса как мощный информационно-управленческий канал связи правительства с женским населением была призвана мотивировать читательниц на ударный труд для бесперебойного обеспечения армии.[17]

К началу 1940-х годов женский журнал общественно-политического типа стал массовым. Появились общественно-политические издания для женщин-домохозяек. Целевая направленность журналов — отражение экономических и политических процессов страны — стала основной особенностью советской женской прессы того периода. В то же время выходило множество специализированных журналов: «Фотограф» (1929), «Искусство и жизнь» (1929 — 1930), «Кино и культура» (1929 — 1930), «Искусство кино» (1931 — 1940), «Кино и жизнь» (1929 — 1941), «Рабочий и театр» (1931), «Деревенский театр» (1931 — 1934), «Советская архитектура» (1931 — 1934), «Искусство» (1933 — 1941), «Колхозный театр» (1934), «Кино» (1935 — 1937), «Пролетарское фото» (1932 — 1933).

«Советский экран». Двухнедельный журнал выпускался с 1925 по 1998 год с перерывом в 1941 – 1956 годах. До 1941 года издание имело название «Кино и жизнь», с 1991 по 1997-ой – «Экран». В этом журнале появились первые советские модные съемки. В 1960 – 80-х годах для «Советского экрана» снимали именитые фотографы Николай Гнисюк, Игорь Гневашев, Валерий Плотников. В 1984 году тираж издания составлял 1 миллион 900 тысяч экземпляров.[25]

«Общественница» (Приложение 7).С 1936 по 1941 год выпускался общественно-политический журнал для домохозяек, жен хозяйственников, руководящих и инженерно-технических работников «Общественница», созданный по инициативе С. Орджоникидзе. Его основной целью было привлечение читательниц к общественному и производственному труду. Журнал состоял из двух блоков: общественно-политического и небольшого семейно-бытового. В основной части присутствовали разделы политического воспитания, общественной деятельности, истории, писем, литературы. Семейно-бытовой блок содержал рубрики домоводства, моды, рукоделия, педагогики, медицины, кулинарии и «Детскую страничку».

 

2.6 1945 – 1950 годы

 

Постепенно в послевоенной России сформировались основные типологические черты системы советской женской прессы, которая была основана на принципе территориального деления партийного аппарата и состояла из трех уровней. Верхний представляли центральные журналы для женщин: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Они служили примером для периодики нижестоящих звеньев. Второй уровень был представлен изданиями, выпускавшимися республиканскими ЦК партии на национальных языках. На третьем уровне находились журналы автономных республик. Все женские издания того времени относились к общественно-политическому типу, они обращались к широкой аудитории, деление на читательские группы (работницы, крестьянки, члены партии) отсутствовало. Система рубрик представляла собой перечень основных сфер жизни женщины в иерархической последовательности: политика — работа (учеба) — организация быта — досуг — лечение/отдых — беременность/роды/воспитание детей — советы, рецепты, выкройки. Тематика и структура изданий изменились в соответствии с программами коммунистической партии. Центральными темами в тот период стали развитие сельского хозяйства, борьба за мир, реформирование экономики. После 1945 года министерство легкой промышленности стало издавать сезонные журналы мод с иллюстрациями и фотографиями, описаниями фасонов, фактуры материалов, аксессуаров, с выкройками и вкладками: «Журнал мод», «Ателье мод», «Платье», «Сшейте сами», «Мода» и др. С середины 40-х гг. приступает к изданию сезонного «Журнал мод», отображающего последние веяния моды.[26]

«Советская женщина» (Приложение 9). В 1945 году появился общественно-политический журнал «Советская женщина», который выходил, кроме русского, на нескольких иностранных языках. Издание было призвано формировать образ советской труженицы и пропагандировать ее стиль жизни за границей. Первый журнал, ориентированный на пропаганду за границей, стремился представить на своих страницах все самое передовое и значимое: биографии женщин-Героев Советского Союза, известных ученых, общественных деятельниц, представительниц искусства, статьи о женских образах в русской литературе, материалы о Московском университете, красотах Карелии, детском лагере в Артеке, музыкальной школе имени Гнесиных и пр. В «Советской женщине» печаталось большое количество фотографий высокого качества, а оформление сильно отличалось от дизайна «Работницы» и «Крестьянки». Приоритетными вопросами ставились проблемы мирного сосуществования, разоружения и участия в нем советской женщины. Журнал имел разделы «Женское движение», «По родной стране», «Советская женщина в дни войны», «Замечательные русские женщины», «Пятилетку – в четыре года», «Совершите экскурсию», «Наша трибуна», «Педагогические беседы», «Новые книги», «Советы молодой хозяйке», «Последние моды», художественную рубрику. Новинки советской моды представляли Надежда Ламанова и Александра Экстер.

 

2.7 1950-е годы

 

В 1950-е годы партия провозгласила новую программу роста села. Приоритетными направлениями стали увеличение инвестиций в сельское хозяйство, повышение закупочных цен, освоение целины. Женские журналы получили прямое предписание усилить пропагандистскую работу среди читательниц. Были введены новые рубрики, публиковались специальные отчеты, очерки, зарисовки и пр.[22]

Во второй половине 1950-х годов, во время «оттепели», снизилась степень воздействия политико-экономической пропаганды. Для управления населением в прессе стали применять морально-психологические способы влияния на аудиторию. Эталоном женских журналов стал образ советской женщины, где наряду с профессиональными качествами, рассматривался и ее духовный мир. В беседах педагогов и психологов пропагандировалось воспитание в женщине понятий материнства и семейных обязанностей. Публичное обсуждение нужно было для распространения нехарактерных женщине в тоталитарном обществе личных чувств и внимания к внешности. Женские журналы постепенно стали печатать материалы об условиях работы женщин, об уровне жизни в семье, то есть прежние идеалы теряли актуальность. В журналах стало появляться множество познавательных рубрик и материалов. Постепенно журналы начали ориентироваться на оказание помощи женщинам в быту и семейной жизни: появились приложения для всей семьи, разделы по домоводству, рукоделию, воспитанию, психологии. Общественно-политические женские издания стали приобретать универсальный характер.26]

В 1950-е годы журналы стали использовать в качестве иллюстраций репродукции картин известных художников. Читательницы вырывали страницы с ними и вешали на стены в своих домах. Иосиф Сталин украсил вырезанной из журнала репродукцией «Девочки с ягненком» свою дачу в Волынском. После смерти вождя журнал «Крестьянка» поместил его портрет на обложке в траурной рамке.[26]

 

2.8 1960-е годы

 

В 1960-е годы в СССР ощущались последствия экономического кризиса, урбанизации и вымирания села, замедление развития производства. Женские журналы активизировали работу по борьбе с этими явлениями, например, «Работница» ввела разделы «Рейд «Работницы»», «Добрые вести из женских советов», «На общественных началах». С новой силой была запущена пропаганда профессий, которые могла освоить женщина. «Крестьянка» предложила «шире обмениваться опытом», отдав значительное количество полос под материалы с мест. Журнал занялся активной пропагандой химической науки и внедрения ее достижений в жизнь, появились даже спецразделы «Азбука агрохимии» и «Химия – детям». Также в издании появились постоянные рубрики, посвященные кино, литературе, публикации различных занимательных сведений. Обложки «Крестьянки» в 60-е годы стали более разнообразными: героини любовались чистым небом возле трактора, участвовали в соревнованиях по горным лыжам, позировали фотографу на фоне огромных мотков кабеля.

 

2.8 1970-е – 1980-е годы

 

В 1970-х — начале 1980-х годов устойчивое положение занимали три вида прессы: официальная — рупор КПСС, альтернативная неподцензурная (диссидентская) и либеральные издания. Это деление отразилось и на женской периодике. В официальных журналах — «Работнице», «Крестьянке», «Советской женщине» — женщина по-прежнему была представлена как активистка и труженица, но теперь дополнительный акцент ставился на роли образцовой матери, что было связано с серьезным снижением рождаемости. Снова увеличилось количество практических и познавательных материалов в журналах. В изданиях также постепенно стали появляться материалы о личной и духовной сфере жизни: в «Работнице» — рубрики «Поэтическая тетрадь», «Разговор по душам», «Интервью по просьбе читателей», «Совет да любовь»; в «Крестьянке» – «Терем-теремок», «Картинная галерея», «Конкретная забота о конкретном человеке», «Наши нравственные ценности». «Крестьянка» в 70-е годы характеризовалась особой модной свободой: яркими цветами костюмов, романтичными блузами, стильными рубашками мужского кроя, оригинальными аксессуарами.

Во время перестройки впервые «в женской прессе речь зашла о противоречиях в отношении общества к женщине, опротиворечиях между провозглашенными Конституцией СССР политическими и социальными правами женщин и их реальным положением в действительности» (Р.П. Овсепян). Стало говориться о том, что женщине сложно совмещать все предложенные ей социальные роли: жены, матери, работницы, общественницы. Журнал «Работница» ввел раздел «Неженская работа», где публиковались материалы о непосильном труде женщин-монтеров, шахтеров, грузчиков. Статьи о выдающихся женщинах стали дополнять фактами из личной жизни, тексты стали более художественными и эмоциональными.[26]

На обложки «Крестьянки» до 80-х годов помещали делегатов очередного съезда, спортсменов, летчиков, космонавтов, ударниц труда. В эпоху перестройки авторы старались показать свободу страны: в 1981 году героиней обложки была счастливая девушка со снопом сена, в 1985-м — немолодая женщина, зоотехник села Коровицы, в 88-м– 4 смеющиеся девушки в модных пестрых нарядах, в 89-м — молодожены. В 1989 году тираж одного номера «Работницы», а затем и «Крестьянки» превысил 20 миллионов экземпляров.

С 1987 года начал выпускаться как бюллетень журнал «Моды сезона», существующий с 50-х. В 80-е годы также издавался ежеквартальный журнал Общесоюзного дома моделей одежды «Кузнецкий мост, 14», распространяемый по всем союзным республикам. Среди москвичей было популярно издание «Рижские моды», выпускаемое в 50 – 80-е годы Домом моделей Риги на русском и латвийском языках.[6]

«Женщина и Россия». В 1979 году в Ленинграде вышел неподцензурный журнал «Женщина и Россия» (позднее – «Мария»). Группа феминисток описывала жизнь советских женщин как цепь бесконечных унижений, издевательств и мук, рассказывала о наличии в стране жестокой дискриминации по половому признаку во всех областях жизни – в труде, семье, тюрьме, искусстве. Группа была выдворена из страны и журнал увидели лишь единицы.

К середине 80-х годов женские журналы стали ориентироваться на практические темы: в изданиях появились рубрики по домоводству, рукоделию, психологии, воспитанию детей. Женские журналы из общественно-политических стали преобразовываться в прессу для женщины и ее семьи. В марте 1988 года в России появилась первая отечественная версия западного журнала — «Burda Moden». Этот момент стал предвестником новых изменений в типологии женских журналов, прообразом российского глянца.[34]


Российская пресса смогла развить рынок глянцевых изданий в предельно короткие сроки,менее чем за сто лет. Особое развитие глянцевых изданий началось после перестройки и этап становления современных глянцевых изданий принято с начала 1990-х годов,периода распада СССР. В конце 1980-х годов женские журналы стали уделять внимание семейной жизни читательниц, заботиться об их психологическом состоянии. Пресса теперь обращалась не к женщине-общественнице и ударнице труда, а к женщине-жене, матери, хозяйке, бизнес-леди. Основной целью периодики стало оказание помощи женщине в социальной и бытовой сферах жизни. В связи с этим к началу 1990-х годов структура изданий принципиально изменилась. Содержание теперь отражало личные и, в меньшей степени, профессиональные интересы женщин.[26]

После распада Советского Союза издателями смогли становиться редакторские коллективы, фирмы, объединения. Прибыль стала приносить реклама на страницах изданий. По данным Российской книжной палаты, в 1997 году выпускались 24 газеты и 22 журнала для женщин. В 2002 году издавались уже 62 женские газеты и 63 журнала. В настоящее время женская журнальная периодика занимает первое место по тиражам среди других типов изданий.

Российский модельер Макс Черницов в статье «Российская мода. Итоги десятилетия. Модная журналистика» проанализировал историю отечественного глянца 1990 — 2000-х годов. Он пришел к выводу, что наибольшего успеха достигли журналы, обращенные к рядовым покупательницам, такие как «Mini», «Glamour», «Cosmo shopping». «Большой глянец» — «Vogue», «L’Officiel» — был вынужден перейти в премиум-сегмент, что выразилось в повышении розничной цены и создании пафосной атмосферы журналов. Макс Черницов отметил, что ни одно издание не стало общенациональным авторитетом в области моды. Причинами этого дизайнер назвал подражательность, переизбыток рекламы в глянцевой прессе, использование одних и тех же имен дизайнеров при невнимании к другим. В постсоветский период российский рынок СМИ стали осваивать зарубежные медиакорпорации, что привело к распространению западной модели женского журнала. Возникновение совместных изданий было обусловлено как сложившимся в России отсутствием планомерно распределенного отечественного капитала, так и существенными льготами иностранным инвесторам. Появились российские филиалы международных издательских групп: Independent Media («Cosmopolitan», «Yes!»,, «Cosmo Shopping», «Cosmo Beauty», «Gloria», «Магия Cosmo», «Домашний очаг», «Women’s Health»); Hubert Burda Media («Oops!», «Mini», «Лиза», «Лиза. Girl», «Даша»); Hearst Shkulev Media («Elle», «Elle Girl», «Marie Claire»); Conde Nast («Glamour», «Vogue», «Allure», «Tatler»)[13].Российские версии известных глянцевых журналов стали использовать не только финансовые ресурсы зарубежных изданий, но также информационные и технические. Они стали первыми вестниками глобализации в России, внедрив вненациональные элементы массовой культуры в национальный контекст. Они принесли свои идеи, рекламу и формат еще до массового распространения интернета. В изданиях стали рассматриваться новые женские идеалы: спутница жизни, деловая женщина, сексуальный партнер, воспитательница детей, хозяйка. Значимую роль стали играть внешние стандарты красоты. К XXI веку версии западных журналов большей частью стали печатать собственные материалы. Кроме того, они стали носителями глобальной локализации: почти любые материалы, попавшие на российскую почву, приобретали национальные черты. Современные российские глянцевые издания для женщин характеризуются значительным объемом (140 — 500 полос), высоким качеством полиграфии, большим количеством полноцветных иллюстраций, обилием прямой и скрытой рекламы, четким образом читательницы (например, «девушка в стиле Cosmo»), фиксированной структурой номера. В 1993 году появился первый собственно российский глянцевый журнал «Империал». Затем в России были выпущены издания для женщин «ОНА(SHE)», «Gala», «Красота и здоровье», «Женское здоровье», «Домашний очаг», «Женские хитрости», «Fashion Collection», а также тонкие массовые «Лиза», «Verena», «Даша», «Anna», «Sabrina» и пр. В 90-х годах появились женские издания газетного типа: «Сударушка», «Натали», «Дочки-матери», «Деловая женщина», «Женское счастье» и пр. 1990-е годы стали периодом появления журналов, ставших культовыми для своего времени – «ПТЮЧ», «ОМ», «Амадей», «НАШ», «Красный». Отечественный женский журнал начал возвращаться к выработанному еще в начале ХХ века универсальному типу, но так и не смог составить достойной конкуренции более популярным в стране западным изданиям, пришедшим на российский рынок. Кризис в 1998 году повлиял на тиражи глянцевых изданий, но из-за их небольшого количества практически ни одно не закрылось. Из-за кризиса отменился выпуск новых журналов: на сентябрь 1998 года был назначен выход издания «Show», но ни один номер так и не вышел официально.Позднее его нишу занял журнал «Афиша».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.