Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование программы досуговой деятельности старших школьников в общеобразовательной организации




На сегодняшний день вопрос организации досуга молодого поколения, в том числе и старшеклассников, относится к числу наиболее острых. Отсутствие разработанной программы в данной сфере не позволяет получать от досуга старших школьников тех результатов, которые возможны.

Метод моделирования широко применяется в современной педагогике. Само понятие «моделирование» представляет собой изучение объектов познания на их моделях; построение и исследование моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений [32, с.112].

Создание модели досуговой деятельности старшеклассников в условиях образовательной организации является необходимым. Но прежде нужно выяснить точный возраст, интересы, предпочтения учащихся, их хобби, мечты, то, с кем они предпочитают проводить свободное время.

Реализация модели досуговой деятельности старших школьников проходит в три этапа:

1. Подготовительный (диагностика).

2. Реализационный (разработка и проведение программы).

3. Аналитический (подведение итогов).

При реализации модели мы опираемся на три основных принципа:

- плюрализм – разнообразие подходов в организации и содержании досуговой деятельности;

- гуманизация содержания и всего воспитательного потенциала досуга - подчинение интересам, потребностям и установкам личности старшеклассников;

- равенства всех участников досуговой деятельности

Система критериев сформированности навыков организации досуговой деятельности определяется уровнем осознания старшеклассниками рациональной организации своего досуга.

 

Уровневая характеристика готовности старшеклассников к организации рационального досуга

Критерии Уровни Когнитивный Эмоциональный Поведенческий
Высокий Знание понятия «досуг», форм и методов его организации Высокая мотивация к деятельности, к саморазвитию Умение правильно спланировать свое время
Средний Недостаточные знания о досуге, о формах и методах его организации Средний уровень мотивации к деятельности и к саморазвитию Нерациональное распределение своего времени
Низкий Поверхностные знания понятия «досуг», форм и методов организации досуга Низкий уровень мотивации к деятельности и к саморазвитию Неумение рационально распределять собственное время

 

Каждый из вышеупомянутых этапов имеет своеобразное содержание: цели, задачи, используемые средства, формы и методы реализации.

Рассмотрим каждый из этапов реализации программы «Досуг в школе».

1. Подготовительный: на этом этапе осуществляется диагностическая работа, результаты которой необходимы для составления программы мероприятий досуга.

Цель этапа: изучить интересы, склонности и предпочтения старшеклассников в проведении своего свободного времени.

Задачи этапа:

1. проведение анкетирования в старших классах;

2. проведение опросника среди старшеклассников;

3. тестирование старшеклассников.

Используемые средства:

- анкета «Как вы проводите свой досуг?»;

- опросник «Самочувствие. Активность. Настроение»;

- тест «Умеете ли вы отдыхать?».

Первый этап включает в себя:

· Проведение анкетирования «Как вы проводите свой досуг?» (Приложение 1).

Цель анкетирования: получить первичную информацию о предпочитаемом досуге старшеклассников.

Анкета содержит небольшое количество вопросов, помогающих определить пол, возраст, наличие хобби, класс, в котором обучаются респонденты, их знания о досуге, предпочитаемые виды досуга и лица, разделяющие его.

Проведение опросника «Самочувствие. Активность. Настроение» (Приложение 2).

Цель опросника: оперативно оценить самочувствие, активность и настроение каждого старшеклассника.

Содержание опросника совсем несложное, в нем приводятся тридцать пар слов, каждые десять пар отражают изучаемые особенности самочувствия, активности и настроения. Каждому испытуемому нужно соотнести собственное состояние со шкалой (3 2 1 0 1 2 3) каждой пары признаков. По суммарному количеству баллов каждого старшеклассника можно определить его общее эмоциональное и физическое состояние. Суммы баллов активности, настроения и самочувствия приблизительно равны у отдохнувшего старшеклассника, у уставшего – соотношение между ними изменяется.

Проведение опросника позволит определить их эмоциональное и физическое самочувствие перед организацией досуговых мероприятий для старшеклассников.

· Проведение тестирования «Умеете ли вы отдыхать?» (Приложение 3).

Цель тестирования: определить, умеют ли старшеклассники организовывать свой досуг и как лучше им проводить каникулы.

Данный тест состоит из десяти вопросов, на каждый из которых приведены по три ответа, которые оцениваются от одного до трех баллов. Каждый вопрос помещает тестируемого в определенную ситуацию отдыха и предоставляет ему три варианта действия. С помощью тестирования можно узнать, какой вид отдыха предпочитают старшие школьники, как должны проходить каникулы и как они проводят свои, некоторые физиологические особенности, например, легко ли учащиеся просыпаются по утрам; их представления о здоровом отдыхе и другое.

2. Реализационный: на этом этапе проводится разработка и реализация программы «Досуг в школе».

Цель этапа: рациональная и эффективная организация досуга старшеклассников в школе.

Задачи этапа:

1. разработка программы досуга;

2. проведение разработанной программы досуга в старших классов.

Используемые средства:

- спортивный инвентарь;

- компьютеры и проекторы;

- транспорт;

- театральные костюмы и декорации; д.р.

Используемые в программе направления:

. физкультурное направление (спортивное соревнование между мальчиками «Спорт – это сила», спортивное соревнование «Девочки спортивные»);

. интеллектуальное направление (интеллектуальная викторина «История моей Отчизны»);

. познавательное направление (экскурсия по религиозным храмам города «Россия многоконфессиональная»);

. патриотическое направление (интеллектуальная викторина «История моей Отчизны», семейный вечер «Ветеран ВОВ в моей семье»);

. коммуникационное направление (вечер откровений «Мой школьный класс – моя вторая семья» с чаепитием в классах семейный вечер «Ветеран ВОВ в моей семье»);

. культурно-творческое направление (совместная театральная постановка старшеклассников «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого);

. профилактическое направление (просмотр документального фильма по профилактике наркомании «Право на жизнь»).

Участники-организаторы программы:

- классные руководители;

- социальные педагоги;

- психолог;

- иные учителя: физической культуры, истории, литературы;

- педагог по внеклассной работе;

- родители и другие члены семьи.

Таблица 2. Календарно-содержательный план программы «Досуг в школе».

Название мероприятия Дата проведения мероприятия Цель мероприятия Основная задача мероприятия
1. Спортивное соревнование между мальчиками «Спорт – это сила»;   февраль 2015 года -пропаганда ЗОЖ и спорта; - развитие физических, интеллектуальных навыков, силы воли, ловкости и т.д.
2. Вечер откровений «Мой школьный класс – моя вторая семья» с чаепитием в классах;   февраль 2015 года - установление теплой и дружеской атмосферы в классе; - сближение учеников между собой и с классным руководителем.
3. Спортивное соревнование между девочками «Девочки спортивные»;   март 2015 года - пропаганда ЗОЖ и спорта; - развитие физических, интеллектуальных навыков, силы воли, ловкости и т.д.
4. Интеллектуальная викторина «История моей Отчизны»;   март 2015 года - изучение истории России; - развитие интеллектуальных способностей, быстроты реакции, смекалки, умения работы в команде и т.д.
5. Экскурсия по религиозным храмам города «Россия многоконфессиональная»;   март 2015 года - знакомство с мировыми религиями; - посещение религиозных храмов, изучение особенностей религий.
6. Просмотр документального фильма по профилактике наркомании «Право на жизнь»;   март 2015 года - профилактика наркомании, пропаганда ЗОЖ; - наглядная демонстрация ужасных последствий наркомании.
7. Семейный вечер «Ветеран ВОВ в моей семье»;   март 2015 года - изучение событий ВОВ из уст участников; - пропаганда патриотизма, изучения истории страны, сближение с семьей.
8. Проект «Совместная театральная постановка старшеклассников «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого».     апрель 2015 года - развитие культурно-творческих способностей старшеклассников; - пропаганда произведений русской классической литературы и тетра.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.