Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие инвестиционной привлекательности региона




Теоретические основы формирования региональной инвестиционной привлекательности

Социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований связано с формированием финансового механизма, представляющего совокупность форм и методов организации, планирования и стимулирования финансово-хозяйственной деятельности в определенном социально-экономическом пространстве. В условиях децентрализации финансовых функций перед региональными и муниципальными властями встает трудная задача по организации хозяйственной деятельности в непроизводственной сфере с учетом социальных интересов населения и требований рынка. Это предполагает разработку эффективных схем привлечения финансовых ресурсов в региональные и муниципальные инвестиционные проекты, имеющие ярко выраженную социальную направленность.

Инвестиционная привлекательность - это ожидаемое соотношение доходности и риска инвестиций в данной стране по сравнению с другими государствами.

Рейтинг инвестиционной привлекательности страны включает следующие понятия:

· Инвестиционная привлекательность;

· Инвестиционный потенциал;

· Инвестиционные риски.

Другим направлением управления социально-экономическим развитием регионов является регулирование инвестиционной деятельности в коммерческом секторе региональной экономики. Важность этого направления обусловлена бюджетным и социальным эффектом, который создают коммерческие инвестиционные проекты [16, с.7].

В условиях финансового и инвестиционного дефицита региональные и муниципальные власти ограничены в возможностях управления капитальными расходами своих бюджетов и вынуждены сосредотачиваться на решении текущих проблем. В этих условия на первый план выходит задача по привлечению на территории муниципальных образований ресурсов частных инвесторов.

В основе дифференцированного подхода по регулированию инвестиционного процесса должна лежать научно-обоснованная типологизация муниципальных образований как объектов инвестиций (инвестиционных территорий). Такая типологизация должна основываться на многокритериальном подходе, и в то же время мониторинг инвестиционной деятельности будет не полным без интегрального показателя. Таким показателем может выступать степень благоприятности инвестиционной привлекательности или степень инвестиционной привлекательности муниципалитета [36, c.160].

Несмотря на важность определения рейтинга инвестиционной привлекательности климата (инвестиционной привлекательности) региона и входящих в него муниципальных образований, для потенциальных инвесторов проблема состоит в неоднозначности трактовки самого понятия «инвестиционная привлекательность» [48, c.259]. Нередко это понятие используется для характеристики инвестиционных рисков. Более взвешенным является подход, при котором инвестиционная привлекательность и инвестиционный риск являются базовыми компонентами инвестиционной привлекательности [18, c.35].

Таким образом, под региональным (муниципальным) инвестиционным климатом следует понимать совокупность процессов и факторов микро-, мезо- и макроуровней, определяющих инвестиционное поведение хозяйствующих субъектов в регионе (муниципалитете) [26, c.22].

Первый компонент (инвестиционные риски) определяет вероятность потерь инвестиций и доходов от них. Инвестиционный потенциал региона можно определить как совокупность возможностей эффективного инвестирования в экономику региона. Под инвестиционным риском следует понимать такие негативные по своей природе процессы, которые отрицательно влияют на инвестированное поведение экономических субъектов. Таким образом, наиболее сложным и полным в методическом плане способом анализа и оценки инвестиционной привлекательности муниципалитета является рейтинг [8].

Рейтинг, как инструмент мониторинга и корректировки инвестиционной политики, ориентирован и на региональные властные структуры. Совершенствование инвестиционной привлекательности – системный процесс, но если инвестиционная стратегия региональных и местных властей направлена на аутсайдеров, то приоритет в развитии получают те компоненты инвестиционной привлекательности, которые имеют решающее значение для привлечения стратегических инвесторов [11].

Напротив, в системах мониторинга, ориентированных на оценку потенциала саморазвития региона, на первый план выходит анализ факторов инвестиционной деятельности предприятий-инсайдеров. Но аналитическая оценка данного показателя в том и другом случае не равнозначна, т. к. инвестиционную деятельность в сфере малого бизнеса в большей степени определяют факторы, которые играют второстепенную роль в инвестиционной политике стратегических инвесторов (например, институциональный и финансовый потенциал региона).

Таким образом, в основу методики оценки инвестиционной привлекательности положен метод квантификации – количественного измерения качественных признаков объекта. Показатели инвестиционной привлекательности – частные и общие – рассчитываются экспертным путем, на основе определения весовых долей каждого из параметров интегрированного показателя.

В силу сложности методики рейтинговой оценки анализ конкурентоспособности муниципального образования с точки зрения привлечения инвестиций может быть осуществлен на основе разработки инвестиционного паспорта муниципального образования [27, c.99].

Инвестиционный паспорт включает в себя информацию, необходимую для оценки инвестиционной привлекательности территории, систематизированную, например, следующим образом [37, c.82]:

− общие сведения о регионе, краткая историческая справка, биографические сведения о руководителях;

− административная структура региона, основные государственные органы, административная карта;

− географическое положение и описание территории;

− климатические условия и экологическая ситуация;

− политическая ситуация, национальный состав населения, уровень социальной напряженности, основные религиозные концессии и их местные особенности;

− природные ресурсы и сырьевая база, карта месторождений полезных ископаемых;

− население региона, трудовые ресурсы, квалификация рабочей силы, производительность труда, уровень заработной платы, занятость, структура доходов и расходов населения, система подготовки кадров;

− общая и отраслевая характеристика экономики региона;

− производственная инфраструктура;

− социальная инфраструктура;

− инвестиционная инфраструктура;

− состояние инвестиционного законодательства;

− сводный финансовый баланс;

− потенциальные инвестиционные проекты;

− перспективы развития региона [53, c.44].

В этом случае количественная оценка инвестиционной привлекательности на основе расчета интегрированных показателей заменяется статистическими данными, качественными характеристиками, полученными в результате финансового, организационного, ресурсного мониторинга инвестиционной территории [33, C.140].

Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении определенный набор инструментов, способствующих активизации инвестиционных процессов на территории, в частности, они создают организационные, финансовые и правовые основы привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу муниципального образования. Однако современный опыт привлечения инвестиций в муниципальные образования показывает, что сложившаяся система межбюджетных отношений не позволяет многим муниципальным образованиям и целым регионам обеспечивать эффективное управление финансовыми потоками на своих территориях.

В этих условиях поиск эффективных механизмов мобилизации финансовых ресурсов и привлечения инвестиций в целях финансового обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований приобретает особую актуальность.

Исходным элементом разработки и реализации комплексного развития муниципального образования является стратегическое планирование. Под стратегией понимается видение и выбор будущего в долгосрочной перспективе, обусловленного определенными целями и задачами стратегического развития территории [80, c.163].

Финансовый механизм представляет собой совокупность финансово-кредитных рычагов управления, предусматривающих:

− рациональное использование бюджетных средств, их концентрацию на решении приоритетных социально-экономических проблем;

− максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования;

− размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на конкурсной основе;

− формирование инвестиционной политики территории на основе результатов комплексной оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований.

Бюджетный кодекс РФ (далее по тексту – БК РФ) определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

Также в научной литературе отмечается достаточно низкая обеспеченность муниципальных бюджетов собственными доходами, основу которых составляют отчисления от налога на прибыль организации, налога с продаж, налога на вмененный доход и других налогов и сборов. Большинство из них является федеральными или региональными налогами и сборами, и влиять на их ставки и долю отчислений в вышестоящие бюджеты местные власти не могут [46, c.155].

Высокая зависимость региональных и муниципальных бюджетов от бюджетного регулирования не стимулирует активные действия органов местного самоуправления по наращиванию налогового потенциала на подведомственной территории [63, c.285].

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Одним из направлений управления социально-экономическим развитием регионов является регулирование инвестиционной деятельности в коммерческом секторе региональной экономики. В этих условия на первый план выходит задача по привлечению на территории муниципальных образований ресурсов частных инвесторов. Под региональным (муниципальным) инвестиционным климатом следует понимать совокупность процессов и факторов микро-, мезо- и макроуровней, определяющих инвестиционное поведение хозяйствующих субъектов в регионе (муниципалитете). Совершенствование инвестиционной привлекательности – системный процесс, но если инвестиционная стратегия региональных и местных властей направлена на аутсайдеров, то приоритет в развитии получают те компоненты инвестиционной привлекательности, которые имеют решающее значение для привлечения стратегических инвесторов. Важно отметить, что анализ конкурентоспособности муниципального образования с точки зрения привлечения инвестиций может быть осуществлен на основе разработки инвестиционного паспорта муниципального образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.