КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ деятельности юридического отдела ГУ-ОПФР по Белгородской области 1 страница
Поскольку основным направлением деятельности ГУ - Отделения в настоящее время является взаимодействие со страхователями и застрахованными лицами, рассмотрим наиболее подробно функции и задачи юридического отдела в Управлениях Пенсионного фонда по Белгородской области. Юридический отдел является структурным подразделением Белгородского Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации и находится в непосредственном подчинении управляющего отделением[49]. Отдел в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также: - Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России); - постановлениями и распоряжениями Правления ПФР - приказами Исполнительной дирекции ПФР; - распоряжениями и указаниями управляющего Отделением ПФР. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями ГУ - Отделения ПФР. По организационно-методическим вопросам отдел осуществляет взаимодействие с судами, службами судебных приставов, органами прокуратуры. Специалисты юридического отдела управлений области находятся в непосредственном подчинении начальника управления ПФР и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положениями о Пенсионном фонде Российской Федерации, отделении Пенсионного фонда РФ, управлении ПФР, приказами, решениями и распоряжениями Пенсионного фонда Российской Федерации, управляющего отделением Пенсионного фонда Российской Федерации и начальника управления ПФР, Положением об управлении и Должностными обязанностями.
Назначаются на должность и освобождается от неё приказом начальника управления ПФР после согласования в установленном порядке с отделением ПФР. К основным обязанностям юрисконсульта относится[50]: - Проверяет соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись начальнику УПФР проектов приказов и других документов правового характера, а также визирует их; - Осуществляет контроль и принимает меры к изменению или отмене приказов и других нормативных актов, изданных с нарушением действующего законодательства; - Подготавливает совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене фактически утративших силу приказов и других актов, изданных в УПФР; - Принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины; - Организует совместно с другими подразделениями работу по заключению договоров в УПФР (в пределах компетенции), участвует в подготовке указанных договоров и визирует их; - Организует и ведет претензионно - исковую работу, осуществляет методическое руководство этой работой, если она ведется другими подразделениями УПФР; - Представляет в установленном порядке интересы УПФР в суде, в арбитражном суде и других административных органах по вопросам имущественных прав, при рассмотрении правовых вопросов; - Обобщает и анализирует результаты рассмотрения судебных и арбитражных дел, представляет начальнику УПФР предложения об устранении недостатков; - Участвует в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых УПФР, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв УПФР; - Дает консультации, заключения, справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности УПФР; - Подготавливает с участием других подразделений материалы о вскрытых правонарушениях для передачи следственным, судебным и другим органам, а также принимает меры к возмещению ущерба, причиненного УПФР;
- Организует систематический учет и хранение поступающих в УПФР и издаваемых им нормативных актов; Юрист имеет право: 1. Проверять соблюдение законности соответственно в деятельности структурных подразделений УПФР; 2. Получать от должностных лиц в порядке, установленном в УПФР документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения своих обязанностей; 3. Привлекать с согласия начальника УПФР работников для подготовки проектов нормативных актов и других документов, а также для разработки и осуществления мероприятий, проводимых в соответствии с возложенными на него обязанностями; 4. Знакомиться с поступающими в УПФР документами, относящимися к его сфере деятельности; 5. Участвует в совещаниях, созываемых начальником УПФР, при обсуждении на них вопросов, имеющих отношение к практике применения действующего законодательства и иным участкам правовой работы. 6. При обнаружении нарушения законности в работе УПФР или их должностных лиц, обязан доложить начальнику УПФР об этих нарушениях для принятия мер по их устранению; 7. В случае несоответствия действующему законодательству представляемых на подпись начальнику УПФР проектов приказов ведущий юрисконсульт, не визируя проекты этих документов, дает соответствующее заключение с предложениями о законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов. На должность юриста назначаются лица, имеющие высшее юридическое или среднее специальное (юридическое) образование. В отдельных случаях по рекомендации начальника УПФР и лишь с согласия ОПФР на должность юриста могут быть назначены лица, не имеющие вышеуказанного образования, при наличии у них стажа работы в ОПФР не менее 1 года, а также лица, обучающиеся на последних курсах высших юридических учебных заведений. За невыполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей работник может быть привлечен начальником управления к дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с требованиями Законодательства о труде.
За 2009 год управлениями ПФР по Белгородской области предъявлены и рассмотрены в Арбитражном суде и судах общей юрисдикции 12889 исков на общую сумму 281980,6 тыс. рублей[51]. Таблица 3.
Отделение и управления ПФР участвовали в 1305 делах по заявлениям об установлении юридического факта. В таблице 4 приведен анализ наиболее часто встречающиеся категории дел. Таблица 4.
К управлениям ПФР было предъявлено 617 исков по выплате и назначению пенсий, в том числе 265 исков, связанных с назначением досрочной пенсии педагогическим и медицинским работникам. В суды Белгородской области была подана 201 жалоба на отказ включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим и медицинским работникам периодов их работы в должностях и учреждениях, не предусмотренными соответствующими Списками. Спорные вопросы урегулированы Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.04 г. № 2-П. В связи с вступлением в силу указанного Постановления, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении стажа на соответствующих видах работ за период до 1.01.02г. могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. В настоящее время в судах рассматриваются дела по вопросам, возникающим при правовой оценке документов, представленных для установления пенсии, содержащих неполные и (или) противоречивые данные. Таким образом, основными функциями юридического отдела является защита прав и законных интересов ПФР. Пенсионное обеспечение граждан в 2002-2005 г.г. осуществлялось в соответствии с принятым пакетом законодательных актов по реформированию системы пенсионного обеспечения. С начала Пенсионной реформы Управлениями ПФР для пенсионеров области проведено 9 индексаций базовой и страховой пенсии. В результате средний размере пенсии с декабря 2001 на конец 2005 года увеличился в 2,2 раза и составляет 2376 рублей[52]. Следующий этап пенсионной реформы - это проведение конвертации пенсионных прав застрахованных лиц. Вместе с тем в ходе реализации пенсионной реформы Отделение столкнулось с рядом проблем, требующих незамедлительного решения, основными из которых являются: 1. Отсутствие стимулирующего воздействия к пенсионным накоплениям. 2. Наличие длительных сроков назначения пенсий по причине несвоевременного представления страхователями формы «Назначение пенсии», отсутствие законодательно закрепленных сроков представления этих сведений и фискальных мер. 3. Крайне низкий, не привязанный к прожиточному минимуму, размер базовой части пенсии. 4. Существующее ограничение соотношения заработной платы в размере 1,2 и стажевого коэффициента (0,75%) при оценке пенсионных прав застрахованных лиц. 5. В системе персонифицированного учета созданы условия для правильного назначения пенсий, обеспечена достоверность сведений о стаже, заработке и пенсионных страховых взносах. Глава 4. Реформирование Пенсионной службы
4.1. Эффективность деятельности единой пенсионной службы и положительные аспекты пенсионной реформы
Пенсионный фонд Российской Федерации подвел итоги деятельности отделений ПФР, работающих в условиях единой пенсионной службы. В настоящее время в территориях, где работают эти отделения, обслуживается свыше 6 млн. пенсионеров, около 1,3 млн. работодателей-плательщиков страховых взносов и 10 млн. граждан, застрахованных в системе государственного пенсионного страхования[53]. Создание единой пенсионной службы позволило соединить функции сбора и аккумуляции страховых взносов с назначением и перерасчетом пенсий в одной организационной структуре, обеспечить переход от многозвенной к двухзвенной схеме управления финансами. В результате упрощения схемы финансирования выплаты пенсий и ликвидации лишних звеньев в процессе движения средств от плательщиков страховых взносов к пенсионерам сократился срок прохождения денежных средств с 6 до 3 дней и реально предотвращено использование пенсионных средств в коммерческих банках, а также исключены случаи нецелевого и несвоевременного использования средств, так как они направляются только на выплату государственных пенсий и никак не могут быть использованы на выплату пособий и других платежей, источником которых Пенсионный фонд России не является. Достаточно сказать, что в 1998 году выявлено нецелевое использование средств ПФР на нужды бюджетов всех уровней на сумму 75 млн. рублей[54]. Работа в условиях единой пенсионной службы позволила исключить искусственное завышение пенсионными службами заявок на выделение и право расходования средств. По имеющимся данным, точность составления заявки в территориях с единой пенсионной службой доведена до 100%[55]. Уместно вспомнить, что превышение заявок на выделение средств на выплату пенсии органами социальной защиты населения в 1998 году составило 720,3 млн. рублей, а сокращение расходов при переходе от 3-звенного к 2-звенному движению пенсионных средств - 1528 млн. рублей. Соединение функций по пенсионному обеспечению в одной организационной структуре наряду с общим усилением контроля за расходованием пенсионных средств позволило создать эффективную систему предупредительного контроля. Такой контроль осуществляется при приеме документов, представленных для назначения (перерасчета) пенсий. Причем возможность обращения одновременно к информационной базе плательщиков страховых взносов и к базе данных персонифицированного учета обеспечивает неразрывную связь пенсионных решений с уплатой страховых взносов. Каждая справка о заработке (стаже), поступившая в пенсионную службу, проверяется не только на наличие данного плательщика страховых взносов в базе данных ПФР, но и на соответствие сведений, содержащихся в справке, информации об уплате страховых взносов, что невозможно сделать при другом способе организации работы, когда пенсионные службы и органы ПФР разъединены. Так, в 1998 году управлениями Пенсионного фонда Российской Федерации, работающими в условиях единой пенсионной службы, было проверено 58 343 справки о заработке и 54 751 документ о стаже, среди них с недостоверными данными выявлено 1 539 и 12 858 соответственно. В случае расхождения данных по справкам с уплатой страховых взносов к плательщику применяются соответствующие меры и проводится документальная проверка с выходом на предприятие, в которой участвуют одновременно уполномоченные ПФР и работники пенсионных служб. В результате предотвращаются попытки получения незаконной пенсии, случаи установления ее в большем размере. Всего в 1998 году в результате проведенных проверок предотвращены переплаты пенсий: по справкам о заработке на сумму 221,6 тыс. рублей, по документам о стаже - на 3346,8 тыс. рублей[56]. В ходе проверок документов для назначения пенсий в отделениях ПФР с единой пенсионной службой выявляются незарегистрированные плательщики страховых взносов в ПФР (за 1998 год - 403) и факты сокрытия фонда оплаты труда (за 1998 год дополнительно начислено страховых взносов на сумму 1503,4 тыс. рублей)[57]. С образованием единой пенсионной службы и введением персонифицированного учета увеличивается количество зарегистрированных плательщиков и расширяется база для начисления страховых взносов, что позволяет повысить уровень собираемости страховых взносов до 1,5-2,0%, а их сумму - до 2,0-2,5 млрд. рублей в год. Передача функций от органов местного самоуправления (назначение и выплата пенсий) федеральному органу позволила в условиях единой пенсионной службы повысить управляемость системы, ввести единые нормативы нагрузки на одного работающего, через оплату труда влиять на итоги работы, что невозможно осуществить в системе социальной защиты населения, входящей в структуру органов местного самоуправления. В регионах, работающих в условиях единой пенсионной службы, к правовой оценке документов, содержащих сведения о стаже, привлекаются работники пенсионных служб. В отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации, где нет единой пенсионной службы, эту работу выполняют специалисты по оценке пенсионных прав в системе персонифицированного учета. До создания единой пенсионной службы имелись нарекания со стороны пенсионеров на организацию приема и режим работы пенсионных служб, которые вели ограниченный прием населения в течение недели. В настоящее время жалоб по этим вопросам нет, так как прием населения организован практически везде ежедневно. Предыдущая пенсионная модель по природе своей является моделью перераспределительной. Как известно, в ней высокие зарплаты в интересах работника учитываются не полностью – часть ее, превышающая 2000 рублей не принимается в расчет при назначении пенсий, хотя взносы с нее уплачиваются. Новая пенсионная модель призвана в большем объеме учитывать пенсионные обязательства государства перед теми, кто больше зарабатывает и больше вносит в общие средства пенсионной системы. А для этого – хотя бы частично персонифицировать средства, которые перечисляются в виде пенсионных платежей за каждого конкретного работника. Иными словами, в новой пенсионной модели объем перераспределяемых средств должен отчасти уменьшиться. Новая пенсионная модель, учитывая в большей мере обязательства государства перед каждым конкретным работником, в то же время при исчислении пенсий сглаживает различия в уровнях их доходов на протяжении трудовой деятельности. Один из механизмов, позволяющих обеспечить это, - разделение пенсионного тарифа. Ведь персонифицированные пенсионные права учитываются только в той его части, которая поступает в бюджет Пенсионного фонда в виде страховых взносов, и составляет 14 процентов от фонда оплаты труда. Вторая же половина – 14 процентов – будет взиматься в форме налога, проводиться через государственный бюджет и направляться на перераспределение[58]. Да и страховые взносы будут по-прежнему направляться на финансирование текущих пенсионных выплат. А это означает, что новая пенсионная модель остается в значительной мере распределительной, основанной на солидарности поколений. И, если говорить о базовой пенсии, то источником ее финансирования, конечно же, будут налоги с заработной платы более высокооплачиваемых. В стране сегодня около 63 миллионов работающих пенсионеров, и платежами, которые делают за них работодатели, обеспечивается поступление доходов в Пенсионный фонд. За счет этих доходов и финансируется выплата пенсий, оплата их доставки и другие строки расходной части бюджета Пенсионного фонда[59]. Пенсионная модель, которая в результате реформы заменила старую, так же основана на принципе солидарности поколений. На счетах граждан будут накапливаться не собственно средства, а пенсионные обязательства государства перед гражданами. Иными словами, платежи за работающих будут поступать в ПФР и фиксироваться на их лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплату пенсий нынешним пенсионерам. А поскольку денег будет поступать больше, и размер выплат окажется больше, чем ныне. Одна из распространенных «пугалок», которыми по сей день пытаются настроить население против пенсионной реформы, - утверждения, будто в ходе ее будет повышен пенсионный возраст: для мужчин до 65-70 лет, для женщин – до 60-65. Будет увеличен и стаж, дающий право на пенсию. В этих утверждениях, будоражащих народ нет ничего общего с истиной. Повышение пенсионного возраста и увеличение трудового стажа пенсионной реформы не предусматривается. Во-первых, потому, что мера эта непопулярна среди населения и вызовет ненужную социальную напряженность, настроив народ против преобразований пенсионной системы. А, кроме того, это не даст никаких существенных позитивных результатов с точки финансовой устойчивости пенсионной системы и повышения ее доходов. Подсчеты, проведенные специалистами ПФРФ, показали, что повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин на 5 лет повысило бы доходы пенсионной системы всего на 15-17 млрд. рублей в год. Это не та сумма, из-за которой стоит будоражить население. Будь увеличение доходов более существенным, народ может быть, поворчав, и согласился на повышение законного возраста выхода на пенсию. А суммы, недостаточной даже для финансирования обычного 10-процентного повышения пенсии на один месяц, создавать в обществе ненужные проблемы – сторонников у такого решения не нашлось. Новым пенсионным законодательством установлены новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии (напоминаем - это та часть пенсии, которая будет выплачиваться всем, отработавшим этот установленный законом срок и достигшим пенсионного возраста) будет составлять всего 5 лет. Что касается стажа, который будет учитываться при назначении страховой части пенсии, то здесь законом не установлено никаких ограничений: сколько гражданин сможет и захочет отработать для накопления себе пенсионных прав, столько и будет учтено на его личном счете. А затем на основе этих данных и исчислена ему пенсия. Таким образом, в новой модели заложен принципиально новый подход к стажу – регистрационный. И само понятие стажа приобретает совсем иной смысл. В нынешней модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. В новой пенсионной модели необходимости в подсчете процентов нет, поскольку процентами работника к уплате взносов в пенсионный фонд не заинтересуешь. Не проценты, а сумма рублей на личном счете – вот основной показатель, который определяет величину пенсии. А сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем большим окажется пенсионный капитал, тем более высокой - пенсия[60]. Это принципиально новый подход к трудовому стажу и оценке его результатов. И подход этот стимулирует работника на протяжении всей своей трудовой деятельности не отрабатывать, как бывало это раньше, а зарабатывать. А от этого будет польза и экономике, нуждающейся в резком повышении производительности труда, и для тружеников, получающих шанс заработать к старости приличные пенсии. О новой пенсионной модели часто говорят как о модели накопительной. Но это не так: реформа призвана лишь изменить существующую распределительную модель, дополнив персонифицированным учетом или накоплением государственных обязательств на личном счете каждого гражданина, а также накопительной частью для более молодых поколений. Из публикаций некоторых комментаторов складывается впечатление, будто главной целью введения накопительного элемента в страховой части пенсии является создание ресурса для инвестиций в крупные проекты в России и за рубежом. В частности, так оценивает накопительный элемент будущей пенсионной системы Михаил Дмитриев, первый заместитель министра экономики России. На деле же цели у накопительной составляющей совсем иные. Накопительную часть пенсии Михаил Зурабов порой называет демографическим резервом. И, действительно, эта часть пенсионных обязательств должна компенсировать ухудшение демографической ситуации в стране и сокращение числа работающих в новых трудовых поколениях. Когда обсуждался второй прогноз изменения соотношения работающих и пенсионеров, отмечалось, что для нормальной выплаты пенсий при нынешней пенсионной модели нужно иметь трех работающих на одного пенсионера. У нас же число работающих неуклонно сокращается – уже сегодня их 1,28 на одного пенсионера. К 2020 г. число занятых в экономике и пенсионеров сравняется, а затем трудоспособное население начнет уступать по численности пенсионерам[61]. Для того, чтобы гарантировать пенсионные права тех поколений россиян, которые будут выходить на пенсию в неблагоприятные демографические периоды, необходимо начать уже сегодня резервировать им те финансовые ресурсы, которых будет недоставать для оплаты обязательств государства перед ними, когда они выйдут на пенсию. И единственный источник для этого – те платежи, которые в форме налогов или страховых взносов выплачиваются за них работодателями. Критики пенсионной реформы, пытаясь посеять недоверие к ней, обычно утверждают, что она приведет к перебоям с выплатами пенсий, возникновению забытой уже многомесячной задолженности, уменьшению размера пенсионных выплат. Но это не так. В 2002-2004 годы пенсии прирастали с ежегодным темпов 35-40 процентов. Это на сегодня наивысший показатель роста доходов граждан – зарплаты прирастают с темпом 18-20 процентов, банковские вклады достигают 10-12 процентов годовых, инвестиционный доход составляет в среднем 7-8 процентов (о привычных населению ставках в Сбербанке говорить просто не приходится)…[62]
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |