Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и особенности развития в России 1 страница




Книга: Господарське право України - Щербина

6) Книга: Господарське право України - Несинова С.В.7) Інтернет сайт http://yurist-online.com/ukr/8) Інтернет сайт http://zakon.rada.gov.ua/

направление 080100.62 «Экономика»

 

 

Работу выполнил

Студент Ундасова Наталия Сергеевна

курс, группа 1, 2212

№ зачетной книжки 22014103

Научный руководитель Соколова Анастасия Александровна

к.э.н., доцент

 

 

Санкт-Петербург 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

Глава 1 Исторические предпосылки и переход России к рыночной экономике....5

1.1 Реформы в России и переход к рыночной экономике........................................6

1.2 Факторы, повлиявшие на углубление кризиса..................................................10

Глава 2 Понятие и сущность рыночной системы хозяйствования........................14

2.1 Американская модель хозяйствования..............................................................14

2.2 Немецкая модель..................................................................................................16

2.3 Шведская модель.................................................................................................17

2.4 Японская модель..................................................................................................19

Глава 3 Особенности рыночной модели хозяйствования в России......................21

3.1 Основные проблемы системной трансформации экономики России на современном этапе.....................................................................................................23

3.2 Специфические черты национального российского менталитета..................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Каждая система хозяйствования содержит свои национальные модели организации хозяйства, поскольку страны различаются уровнем развития экономики, социальными и национальными условиями. В частности, рыночная экономика содержит несколько моделей, различных по своему составу. Они могут отличаться в зависимости от ряда факторов, таких как степень воздействия государства на экономику и приоритетные задачи.

На сегодняшний день Россия находится в процессе перехода к рыночным отношениям. Ее положение неустойчиво, поскольку нет определенного плана дальнейшего развития. Это связано с проблемой выбора модели экономики.

В связи с необходимостью выбора соответствующей нашей стране модели развития, данная проблема становится, бесспорно, актуальной.

У нашей страны существует несколько вариантов формирования экономики. Теоретически возможен выбор между уже показавшими себя национальными моделями хозяйствования. Однако успешное использование мирового опыта в российской экономике должно происходить с учетом существующего уровня производительной базы, национального колорита.

Необходимость дальнейших рыночных реформ, высокий уровень участия государства в экономике, невозможность и нежелание возврата к командно-административной системе сужают теоретически широкий выбор до модели рыночного хозяйства. Поэтому значение пережитого и переживаемого Россией исторического момента — не громкие слова, а суть современной ситуации.

Таким образом, определяется цель нашего исследования, которая заключается в подробном изучении существующих моделей хозяйствования за рубежом, рассмотрению исторического перехода российской системы, ее особенностей на сегодняшний день и применение полученной информации на практике.

Объектом нашего исследования являются различные рыночные модели хозяйствования.

В качестве предмета исследования рассматриваются специфические черты российского менталитета и другие признаки, отличающие экономику Росси от экономики других стран.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· изучить литературу по данной теме;

· описать теоретические основы рыночной модели хозяйствования в России;

· узнать конкретные требования для любой системы хозяйствования;

· определить специфические требования, которые предъявляются модели хозяйствования особенностями менталитета населения страны, в частности России;

· определить проблемы, связанные с процессом развития в России рыночной модели хозяйствования.

При рассмотрении проблемы моделей хозяйствования автором были использованы различные методы научного исследования, среди которых можно назвать изучение и анализ литературы, сбор и обработка информации, обобщение теоретических сведений, сравнительный анализ результатов.

В ходе написания курсовой работы были изучены фундаментальные научные исследования, как отечественных, так и зарубежных авторов по обозначенной теме. К наиболее значимым следует отнести В.М. Кудров, О.Д. Кузнецова, Г.Б. Поляк и др.

 

 

Глава 1 Исторические предпосылки и переход России к рыночной экономике

 

В апреле 1985 г. М.С. Горбачев, генеральный секретарь ЦК КПСС, провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот период датируется 1985-1990-ми годами. Осуществлялся вариант реформирования экономической системы: планировалось при государственном регулировании постепенное разгосударствление части общественной собственности и появление рыночных отношений в экономике, или регулируемого рынка с социальной ориентацией. Логика преобразований, сопротивление со стороны части номенклатуры наряду со стремлением горбачевского руководства расширить общественную опору реформ задали приоритетным задачам социально-политический характер [16, с. 697].

Проведение экономических реформ сказалось на стране негативно: произошел рост криминализации экономики, остался не разрешенными проблемы собственности, обострились финансовые проблемы, вследствие чего уже в первые годы перестройки нарушился макроэкономический баланс. Положение усугублялось и внешними, экстраординарными обстоятельствами: снижение мировых цен на энергоносители, расходы на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении, продолжение войны в Афганистане и др. В результате дефицит консолидированного бюджета, обычно покрывавшийся за счет сбережений населения в государственном Сбербанке, начал стремительно расти.

В условиях финансового и бюджетного кризисов начался процесс эрозии власти, развернулась борьба с коммунистической идеологией.

Денежная реформа, проводившаяся с целью стабилизации рубля и сокращения дефицита бюджета, привела к падению жизненного уровня большей части населения. Таким образом, стремительно сократилась опора идеологии перестройки [9, с.475-482].

Подъем сепаратистских настроений в национальных республиках стал одним из факторов кризиса. Вопрос о так называемом региональном хозрасчете, когда объем национального дохода, оставляемый в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны, не был и не мог быть решен [16, с.698-700].

В этих условиях началась подготовка нового союзного договора, однако, в августе 1991 г. было введено чрезвычайное положение в стране и в декабре этого же года руководителями России, Украины и Белоруссии было объявлено о прекращении действия Союзного договора от 1922 г. и создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Социально-экономическое положение государства в мире ухудшилось, также распад СССР привел к значительным экономическим потерям в каждой из бывших республик СССР.

 

1.1 Реформы в России и переход к рыночной экономике.

После распада СССР в России начался этап радикальных реформ. Сформированное новое правительство России при проведении реформ опиралось на монетаристский опыт стабилизации, оздоровление рынка денег, финансово-кредитной сферы и так называемой «шоковой терапии». Эта программа включала курс ускоренной приватизации государственной и развитие других форм собственности, отказ от прежнего государственного регулирования экономикой, ценами, создание валютной системы, планового распределения продукции предприятий, проведения бюджетной, налоговой, внешнеэкономической политики и др. [9, C. 483].

После начала в 1992 г. либерализации цен, уже в этом же году индекс цен вырос в 26 раз, или 31% в месяц, в 1993 г. — в 9,4 раза, или 10% в месяц, в 1995 г. — 2,3 раза, или 7,3%. Вместе с тем резко снизился спрос покупателей. Рост цен, открытие границ, импорт товаров и продовольствия – это все способствовало насыщению и стабилизации потребительского рынка, а также изъятию денежной массы у населения, тем самым, обеспечив, стабильность. Однако низкая возможность конкуренции отечественной продукции привела к сокращению продаж, а потому и производства российской продукции. Уже в 1992 г. промышленное производство сократилось на 18%, ВВП снизился на 19%, а в 1993 г. ВВП снизился на 12%, а промышленное производство — на 16%.

С осени 1991 г. началась подготовка масштабной приватизации. Для ее проведения была разработана и утверждена схема, которая включала в себя акционирование государственных промышленных предприятий, пакеты акций которых разделялись между трудовыми коллективами и государством.

Была проведена эмиссия ценных бумаг — ваучеров. Стоимость одного ваучера составляла одну стопятьдесятмиллионную долю стоимости всего государственного имущества Российской Федерации. Владельцами ваучеров стали все жители страны, включая и новорожденных [9, C. 487].

Однако рассматриваемая схема приватизации вносила в общество неравенство. Члены трудовых коллективов производственных предприятий получили пакеты акций приватизированных компаний, что и стало отданным им преимуществом. Работники непроизводственной сферы, учреждений, состоящих на бюджете, практически ничего не получили, так как ваучеры, которые были переданы в инвестиционные фонды, пропали вместе с развалившимися фондами. По причине этих условий произошла резкая имущественная и политическая поляризация населения России.

Наиболее интенсивно приватизация проходила в сфере торговли, бытового обслуживания и общественного питания — предприятия в этих сферах практически даром перешли в частную собственность.

В целях ускорения создания первоначального капитала предпринимателей была отменена государственная монополия на производство и реализацию алкогольной продукции. При этом бюджетная система не получила примерно четверть бюджетных доходов. Это привело к быстрому имущественному расслоению общества.

К 1994 г. – окончанию массовой приватизации – были приватизированы почти все предприятия торговли (75,4%), общественного питания (66,3%), бытового обслуживания (76,4%), треть промышленных предприятий (70% промышленного потенциала страны). В негосударственном секторе трудилось около половины занятых в народном хозяйстве. Доля негосударственного сектора в создании ВВП составляла 62%, а государственного, соответственно, — 38%. Вместе с тем, быстро развивалась инфраструктура рынка. Создавались товарные биржи, фондовый рынок, финансовые фонды и компании.

Помимо количественных показателей, также следует отметить и качественные: были формированы новые группы собственников, среди которых приоритет принадлежал инсайдерам. Таким образом, по окончании приватизации весь пакет акций трудовых коллективов составил около 30%.

Однако, главные цели — макроэкономического уровня — повышение эффективности экономики и микроэкономического уровня — повышение эффективности приватизированных предприятий — не были достигнуты [16, C. 705-707].

Вместе с тем, в стране не было политической стабильности, поскольку в политических и экономических кругах не было единой позиции. Усиление конфронтации между двумя ветвями власти по мере реализации курса на ваучерную приватизацию привело к политическому кризису (октябрь 1993 г.). Методами решения данной ситуации стали роспуск Верховного Совета РФ и принятие Конституции.

В 1994—1996 гг. продолжался спад российской экономики и начался новый этап денежной приватизации. В ходе денежной приватизации были сформированы олигархические структуры народного хозяйства. Возросла криминализация хозяйственной сферы. Многие предприятия не признавались банкротами, хотя переставали производить товары и услуги. Рабочие, занятые на этих производствах, не увольнялись, но и зарплату не получали [9, C. 488-489].

Вместе с тем, увеличивался бюджетный дефицит, поскольку в бюджет не поступали доходы в виде налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц. Меры, направленные на преодоление кризисного положения носили деструктивный характер, приводили к противостоянию центра и регионов.

В аграрном секторе экономики колхозы и совхозы были преобразованы финансово-промышленные группы. Создание холдингов и дальнейшее развитие олигархических структур происходило двумя способами.

Первый — горизонтальный, происходил без вмешательства государства, основывался на том, что банком скупались отдельные предприятия в одной или нескольких отраслях с целью создания монополии в отрасли.

Второй — вертикальный, образование холдингов происходило с участием государственных органов. Такие холдинги, как РАО «ЕЭС России» создавались постановлениями правительства и указами Президента. В соответствующие ведомства передавались контрольные пакеты акций холдингов, а затем, они приватизировались.

В итоге сложилась структура собственности с высокой степенью ее концентрацией отдельными аутсайдерами, а именно банками.

Страна начала переходить на капиталистический путь развития, поскольку именно такому направлению развития способствовали проведенные реформы. В России к этому времени было создано бесклассовое общество, поэтому серьезных препятствий к осуществлению перехода не было. Не было как правящего класса, обладающего факторами производства, на его месте была правящая элита, которая не противилась проведению дальнейших реформ, что касательно класса рабочих и крестьян, то между ними практически исчезли различия. Собственность на средства производства также оставалась государственной.

Население не было обеспечено нормальным уровнем жизни, поскольку людям внушалась мысль, что при социализме и государственной собственности невозможно эффективное организованное производство. Свою роль в психологической подготовке людей к такому положению, которое охарактеризовал К. Маркс: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца» [10, C. 115], сыграли следующие факторы: многолетний постоянный товарный и продовольственный дефицит, а также низкая заработная плата. Поэтому изменения происходили без сопротивления, не смотря на то, что это был переход к бескровному, болезненному для населения и экономики страны, капитализму.

Таким образом, к экономическому и политическому кризисам привели следующие события в стране: милитаризация экономики, ведение военных действий, оказание военной и экономической помощи государствам, чрезмерная гонка вооружений, неэффективное ведение хозяйства и бесхозяйственность привели к истощению государства и расстройству экономики страны.

Последствиями стали крах экономических процессов и хозяйственных связей, а также утрата экономических выгод от межрегиональной интеграции, соответственно, упадок экономики, снижение жизненного уровня населения, идеологическая разрозненность, неустойчивое внутриполитическое положение, психологический дискомфорт в обществе. С геополитических позиций распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав в мире и гегемонии США. [16, C. 703]

 

1.2 Факторы, повлиявшие на углубление кризиса

Реформы, проводимые после распада СССР, привели к углублению кризиса в экономике. Во-первых, это связано с сильными изменениями, такими как смена форм собственности, а также политических институтов. Во-вторых, реформы, проводимые без достаточной методологической базы и организационной подготовки, также не способствовали уменьшению кризиса. В-третьих, был разрушен командно-административный уклад экономики, а на создание рыночных отношений требуется время. Реформы акцентировались на снижение денежной массы в стране, то есть монетаристской политике. Вместе с тем, снизились и темпы роста инфляции. В 1996 г. индекс инфляции вырос на 21,8%, а в 1997 г. — на 11%.

Одновременно с этим, в связи с ощутимой нехваткой денег, в оборот были введены вексели, бартера для осуществления товарооборота между производителями, взаимных расчетов между ними, а также между ними и бюджетом.

Данные действия привели к ослаблению финансового контроля государства, увеличению возможностей уклонения от налогов, и в итоге к значительной несобираемости налогов, и как следствие, к росту дефицита бюджета: не было обеспеченности расходов, а также в бюджетной сфере многомесячные задержки зарплаты рабочим.

Бюджет стал покрываться за счет выпуска внутренних и внешних краткосрочных обязательств (ГКО), которые в предкризисный 1997 г. обеспечивали приблизительно половину доходной части бюджета. В 1998 г. государственный долг составил 500 млрд. долл., в том числе 130 млрд. — внешний долг и 370 млрд. — внутренний долг. Доля расходов федерального бюджета по обслуживанию государственного долга составила 27% к общим расходам [9, C. 492].

Немаловажным фактором стала высокая криминализация общества. Деятельность преступных организаций стала распространяться и в экономике страны: сфере обращения и производственной сфере. Города, области, территория страны были разделены на зоны влияния этих группировок, а предприятия обложены данью. Преступный мир методами коррупции и угроз соединился с частью чиновничества, а также кредитной системой. Таким образом, в теневой экономике оказались огромные суммы денег, по некоторым расчетам, свыше 50%, которые не могли контролироваться государством и, следовательно, налогообложением.

Снижение не только экономических, но и демографических, и социальных показателей явилось результатом влияния негативных факторов. За период с 1992 по 1997 гг. объем ВВП снизился на 40%, в том числе промышленного производства — в два раза, сельскохозяйственного — на 35%.

Реальный доход населения снизился на 43%, а доля жителей, доходы которых ниже прожиточного минимума, составила 25% к общей численности. Данные процентные изменения отражают другую тревожную тенденцию. Показатель сдачи жилых помещений снизился с 29,2 млн. кв. м. до 9,5 млн. кв. м. Естественный прирост населения в 1992 г. был 1,5 промилле, а в 1995 г. — 5,7 промилле. Несмотря на то, что эмиграция составила 3,8 млн. человек, число жителей России снизилось с 148,3 млн. до 147,9 млн.

Также на развитие кризисной ситуации оказал влияние такой внешний фактор, как неблагоприятная конъюнктура, а именно падение мировых цен на энергоносители. Касательно внутренних причин, то это первая война в Чечне, которая снизила ВВП страны на 1%, а также ряд других причин, повлиявших на углубление кризиса в бюджете страны [16, C. 710].

Таким образом, из негативных последствий кризиса можно выделить основные:

· значительное падение производства;

· сокращение налоговых поступлений и отсутствие средств в бюджете страны;

· рост бюджетного дефицита;

· создался расширяющийся круг – когда деньги, полученные в бюджет от эмиссии ценных бумаги собранный налогов, все в большем размере становились доходами коммерческих банков и, следовательно, не поступали в сферу производства.

В этих условиях Правительство и Центральный Банк приняли ряд неэффективных решений, таких как объявление о расширении коридора обменного курса валюты, т. е. практически о девальвации рубля; о моратории на оплату банками валютных долгов перед иностранными кредиторами; о замораживании выплаты по государственным краткосрочным обязательствам.

Последствиями таких действий стали:

1) потеря одного из источников дохода бюджета — иностранных инвесторов, которые ушли с российского рынка ценных бумаг;

2) многие банки оказались в тяжелом, кризисном положении, поскольку вложили средства своих вкладчиков в государственные ценные бумаги. В свою очередь банковский кризис сделал невозможными дальнейшие расчеты между предприятиями, а также между ними и бюджетом, поэтому проблема сбора налогов в бюджет еще более обострилась;

3) банки стали скупать доллары с целью восполнения своих сократившихся ликвидных активов, а это вызвало повышенный спрос на них и повышение цен на валюту. Центральный Банк прекратил продажу долларов, чтобы завершить поддержу рубля на валютном рынке. За две недели курс доллара вырос в три раза. Это повлекло рост цен и на потребительском рынке, они выросли в три—четыре раза.

Все это стало причиной финансового кризиса – так называемого дефолта 1998 г. - углубления общего экономического и политического кризиса в России. Он выразился в перестройке народного хозяйства, смене правительства и руководства Центрального Банка. Страна вновь оказалась в ситуации первого этапа реформ [16, C. 704].

Однако кризис 1998 г. выявил ошибочность опоры исключительно на монетарное реформирование, был скорректирован дальнейший курс преобразований.

Многие отечественные отрасли хозяйства находились в условиях ослабления конкуренции с импортными товарами, поэтому данное обстоятельство способствовало росту производства, поскольку временно были созданы благоприятные условия для этого, и прежде всего на потребительском рынке. А также низкий курс рубля усилил конкурентоспособность отечественных экспортеров. Вместе с тем положительные последствия кризиса были кратковременны и быстро исчерпали себя.

В дальнейшем политика государства в экономической сфере проводилась с учетом полученного негативного опыта и опиралась исключительно на монетарные методы.

 

Таким образом, в третье тысячелетие новой эры Россия вошла экономически ослабленной, с множеством нерешенных социальных проблем и с огромным потенциалом недовольства населения существующим положением в стране.

Глава 2 Понятие и сущность рыночной системы хозяйствования

 

По определению, модель хозяйствования — это совокупность структур, норм, форм, и методов управления, обеспечивающих рациональное и согласованное протекание процессов производства и потребления в конкретной хозяйственной системе. Если в качестве таковой рассматривать государство, то говорят о национальной модели хозяйствования [2, C. 288].

Рассмотрим сравнительную характеристику каждой из существующих моделей хозяйствования за рубежом (см. Рисунок 1).

  Модели
Критерии Неолиберальная экономика Либеральная экономика Корпоративная экономика
Направление государственных программ Защита интересов граждан Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупных предприятий
Доля государственного сектора Около 30% Около 10% Незначительная
Наиболее типичные страны Швеция, Германия США Япония

 

Рисунок 1 - Модели современного рыночного хозяйства

 

2.1 Американская модель хозяйствования

Истоки американской, или либеральной, модели социально-экономических процессов восходят к идеям классика английской политэкономии А. Смита.

На сегодняшний день широко используется в США и других странах Американского континента, но с определенными изменениями. Она основана на высоком уровне производительности труда, направлена на достижение стабильности в развитии экономических процессов, ориентируется на частную собственность [13, C. 569].

Важнейшей чертой рассматриваемой модели является ее ориентация на ускоренный научно-технологический прогресс, на формирование инновационной модели своей экономики. По существу, институционная модель – это инновационная модель экономики. По уровню инновационности и конкурентоспособности своей экономики США идут впереди Японии и ЕС.

Традиционно модель опирается не только на рыночные, биржевые и инновационные ценности, но и на ценности протестанизма (прагматизм, личная ртветственность и инициатива, независимость). Также имеет в своей основе единое рыночное пространство, высокий уровень образования работников, зрелый конкурентный механизм и государственную антимонопольную политику, высокий уровень корпоративной культуры [5, C. 196].

Американская социально-экономическая модель, в отличие от других моделей, ориентируется на минимальную роль государства в производстве товаров и услуг, на дерегулирование своей экономики. Существующее на сегодняшний день госрегулирование, осуществляется индикативно, т.е. преимущественно косвенными методами воздействия на интересы и поведение субъектов хозяйственной деятельности.

Таким образом, основными отличиями американской социально-экономической модели являются следующие черты:

1) наличие прозрачной конкурентной среды, мощный предпринимательский дух, а также надежная и детально проработанная законодательная база.

2) в США, по существу, создан «народный капитализм», где 70% жителей страны являются акционерами, и капитал легко и быстро перетекает из одной сферы экономики в другую.

3) опорой экономики является не государство и чиновничий аппарат, а бизнес и предпринимательский дух, широко распространенные в народе. Государство поддерживает бизнес, конкурентную среду и все, чтобы американская экономика развивала свою инновационность и была лидирующей в мире.

 

 

2. 2 Немецкая модель

Немецкая, или неолиберальная, модель хозяйствования направлена на воспроизведение условий свободной конкуренции, поскольку при свободной конкуренции рост рынка происходит на основе роста числа хозяйственных субъектов и углубления разделения труда на основе структурной перестройки экономики.

В основе немецкой модели хозяйствования лежат следующие принципы: рынок для всех, благосостояние для всех, что означает рост суммы товарных ценностей, при котором они противостоят друг другу как эквиваленты, а общий экономический рост сопровождается ростом доходов субъектов рынка и покупательной способности денежной единицы.

В Германии государству отведена регулирующая функция. Государственное влияние выражается в таких важных формах, как кредитно-денежная и валютно-финансовая системы регулирования. Посредством поддержки оптимального соотношения между величиной совокупного капитала и величиной капитала, занятого в промышленности и торговле, через связанную с ним величину процента, осуществляется влияние на уровень цен, структуру спроса и предложения.

Заметим, что немецкая модель согласует интересы всех субъектов рынка. Именно этот принцип лежит в основе государственного регулирования экономики. С ростом экономики согласуются объем налогов и госбюджета. Государство отбирает ту часть доходов, которая не может быть эффективно реализована на рынке без «перегрева» конъюнктуры и усиления инфляционного давления. Налоговая политика сдерживает чрезмерный рост неэффективной структуры экономики и осуществляет замораживание инфляционных доходов.

Политика доходов и занятости трудового населения играет важную роль в немецкой модели хозяйствования. Правительство поощряет всех производителей (собственников и наемных работников), которые носят вклад в рост рынка (включая экспортную часть), способствуют прогрессивности структуры экономики. Однако, незанятость часто становится привлекательнее, чем работа. Из 2,7 млн чел., получающих социальную помощь, по меньшей мере, 1 млн чел. способны нормально трудиться [4, С. 72].

Одновременно действует разветвленная система социальной защиты: помощь безработным, заболевшим, инвалидам; тем, кто пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. Доля иностранцев среди всех получающих социальную помощь в Германии составляет около 23% при их доле в общей численности населения страны, равной около 9% [1, С. 42].

Таким образом, данная модель создает социальные и правовые условия для проявления экономической инициативы. Они воплощаются в равенстве прав, стартовых условий и правовой защиты, то есть в социальном равенстве граждан.

 

2.3 Шведская модель

Шведская модель хозяйствования отлична от других своей сильной социальной политикой, в которой путем высоких налогов сокращается неравенство в доходах население, то есть перераспределение национального дохода происходит в пользу наименее обеспеченных слоев населения. По-другому такая модель организации хозяйства называется «функциональная социализация», поскольку обеспечение высокого уровня жизни населения — это прерогатива государства, а частные предприятия в условиях рыночной конкуренции берут на себя функции производства.

В целом в рассматриваемой модели поддерживается высокий уровень занятости и капиталовложений. В ней сочетаются полная занятность населения и стабильность цен. Эти характеристики обеспечиваются за счет проводимой рестриктивной экономической политики, которая дополняется селективными мерами. Политика в Швеции направлена на устранение неравенства, что также объясняет поддержание полной занятости и выравнивания цен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.