Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ трудной жизненной ситуации в сознании девиантного подростка 1 страница




Положение по содержанию, организации выполнения и защиты курсовых проектов и курсовых работ. Сосновый Бор, Институт ядерной энергетики (филиал) СПбГПУ, 2012.

Серов А.Е. Трансформаторы. Учебное пособие для лабораторно-практических занятий. Сосновый Бор, Институт ядерной энергетики (филиал) СПбГПУ, 2010.

Герман-Галкин С.Г., Кардонов Г.А. Электрические машины. Лабораторные работы. СПб. Корона, принт. 2003 г. Данилов И.А., Лотоцкий К.В. Электрические машины, Москва, «Колос»,1972 г. – 527 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты исследования образа трудной жизненной ситуации в сознании девиантного подростка

1.1 Понятие девиантного поведения………………………………….

1.2 Возрастные особенности подростков, способствующие формированию девиантного поведения………………………………

1.3 Ситуация и ее восприятие как психологическая проблема……..

1.4 Изучение проблемы трудной жизненной ситуации в психологии..

Выводы по теоретической части…………………………………………………

2. Эмпирическое исследование представлений о трудной жизненной ситуации девиантными подростками

2.1 Цели, задачи и гипотезы исследования……………………..

2.2 Описание и особенности интерпретации методик…………

2.3 Результаты исследования и их обсуждение…………………

Выводы по эмпирической части……………………………………………

Заключение…………………………………………………………………..

Список использованных источников…………………………………………..

Приложение А………………………………………………………………….

 

 

Введение

 

Современное общество характеризуется множеством факторов, которые вызывают стрессовые ситуации в жизни людей разного возраста. Подростковый возраст - возраст, подверженный негативным влияниям социальных факторов, период особенно повышенной чувствительности, уязвимости подростков к повреждающим воздействиям из внешней среды.

Оказавшись в конфликтной ситуации, взрослеющий молодой человек должен самостоятельно решить множество сложных психологических задач, в противном случае стресс может усугубиться и перерасти в болезненное состояние, которое может потребовать уже медицинского вмешательства. И напротив, для того чтобы развить психологическую устойчивость, подросток должен овладеть эффективными способами разрешения трудных ситуаций, умением адекватно использовать их в соответствии с условиями жизни. Следовательно, способность подростка справиться с трудными жизненными ситуациями оказывается необходимым показателем уровня развития его личности.

Ощущение уверенности в своей способности преодолевать жизненные трудности повышает самооценку человека, его уверенность в собственных силах, способствует развитию чувства собственного достоинства, вызывает чувство самодостаточности, уверенности в том, что подросток может принимать самостоятельные решения, а, следовательно, реализовывать жизненную потребность данного возраста, состоящую в его стремлении к взрослости. Поэтому так важно описать процесс становления способности подростка справляться с жизненными трудностями, тем более что в а современной литературе по психологии в основном превалирует описание самих жизненных ситуаций, вызывающих стрессовые состояния у подростков. Однако, на наш взгляд, важнее представить описание факторов, которые позволяют снять стресс, нейтрализовать конфликт, не причинив подростку морального и психологического ущерба.

Л. И. Анцыферова, один отечественных психологов, разрабатывающих проблему трудных жизненных ситуаций, отмечает возрастающее теоретическое и прикладное значение проблемы совладания.

Одним из важнейших направлений практической психологической работы являются приемы преодоления типичных повседневных трудностей, решения повседневных проблем.

В современной психологической литературе, в частности в работах К. Вагнера, Р.М. Грановской, Е.Е. Даниловой, Б. Кирш, И.М. Никольской, Н. А. Сироты и др., активно изучается онтогенетический аспект данной проблемы. И хотя в целом научный интерес к проблеме стрессовых ситуаций в жизни подростка и способов их преодоления в последние годы существенно возрос, однако до настоящего времени мало исследований, посвященных изучению стратегий поведения преодоления стрессовых ситуаций в подростковом возрасте.

Еще одним важным фактором, детерминирующим необходимость раскрытия данной проблематики, является специфика данного периода в жизни человеческой личности. Так, разнообразие жизненных ситуаций, в которые попадает подросток в этот период своего существования, само расширение границ его жизненной сферы чертами данного возрастного периода не только классификацию этих событий, но и соотнесение их со специфическими чертами данного возрастного периода, обладающего существенными, различными по характеру и содержанию особенностями, определяемыми, с одной стороны, повышенной чувствительностью, уязвимостью подростков к повреждающим воздействиям (описание данного возрастного периода находим в трудах Н.С. Лейтес, К. Н. Поливанова, Д. Б. Эльконина и др.), а с другой – активным стремлением в этом возрастном периоде преодолевать стрессовые ситуации в связи с формированием готовности к личностному и жизненному самоопределению (И.В. Дубровина).

Работа психологов «над выявлением конструктивных, неконструктивных и самопоражающих стратегий в драматических жизненных условиях» привела к выделению личностных характеристик, которые «либо способствуют, либо препятствуют индивиду совладать с ситуациями, заключающими в себе угрозу человеческим ценностям: жизни, здоровью, самоуважению, смыслу существования» [Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // ПЖ ­­­­– 1994. – Т.1. – №1]. Изучение копинг-стратегий восходит к трудам зарубежного психолога Л. Мерфи, который впервые начал описывать способы преодоления детьми кризисов в собственном развитии. В более поздний период понятие «coping» применяется психологами при изучении социально-психологического механизма стресса. Общенаучная парадигма знаний в области психологии включает разные трактовки понятия «копинг»: когнитивные психологи рассматривали копинг как сумму когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых личностью для снятия или ослабления стрессового влияния; другие психологи применяли понятие для изучения поведения личности в любых критических ситуациях.

В результате понятие копинга в трудах психологов расширяется: оно включает фрагменты когнитивной сферы личности, определяющие выбор и осуществление совладающего поведения: субъективное видение человеком кризисной ситуации, фактор его социального окружения и взаимодействие с близкими людьми, способы совладания с угрожающей ситуацией.

Актуальность темы связана недостаточной изученностью социальных представлений девиантных подростков о мире, влияющих на их особое социальное поведение. У подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, формируется особое мировоззрение, особый взгляд на мироздание, что и оказывается в фокусе внимания родителей, учителей, общественности. Это и определило педагогический заказ, связанный с необходимостью исследовать образ девиантного подростка, их представлений о мире.

Объект исследования - трудные жизненные ситуации в сознании девиантных подростков.

Предмет исследования – взаимосвязь содержательных характеристик образа трудной жизненной ситуации в сознании девиантного подростка со стратегиями преодолевающего поведения.

Цель исследования: изучить особенности представлений девиантных подростков о трудной жизненной ситуации, выявить взаимосвязь содержательных характеристик образа трудной жизненной ситуации в их сознании со стратегиями преодолевающего поведения.

Гипотеза исследования:

Образ трудной жизненной ситуации в сознании девиантных подростков, практикующих различные копинг-стратегии, будут иметь свои специфические характеристики.

Для проверки сформулированной гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Сделать теоретический анализ проблемы трудных ситуаций в сознании девиантных подростков:

- раскрыть понятие девиантного поведения, его специфику;

- определить возрастные особенности подростков, детерминирующие формирование девиантного поведения;

- предложить классификацию трудных жизненных ситуаций в подростковый период формирования личности.

2. Изучить представления девиантных подростков о трудных жизненных ситуацях.

- рассмотреть копинг-стратегии, преобладающие у девиантных подростков;

- сравнить копинг-стратегии у девиантных подростков с разными представлениями о трудной жизненной ситуации;

- дифференцировать образы трудной жизненной ситуации по видам асоциальной направленности личности подростков (корыстная, насильственная направленность, корыстно-насильственная).

Методики исследования:

1. открытые вопросы;

2. методика «Индикатор копинг–стратегий» Д. Амирхан, адаптированный вариант Т.А. Крюковой.

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты исследования образа трудной жизненной ситуации в сознании девиантного подростка

 

1.1 Понятие девиантного поведения

 

Общество в процессе развития человечества выработало систему норм поведения личности в социуме. Проблема девиантности всегда стояла в центре внимания педагогов и психологов, так как это создает значительные трудности в общении коммуникантов, сказывается на становлении личности человека, мешает нормальному процессу социализации. Общество уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Непреходящая актуальность проблемы отклоняющегося поведения обусловлена возникновением в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) - психологии девиантного поведения.

Теоретическое осмысление данная проблема получила в трудах современных учёных В.В. Деларю, Е.В. Змановская, В.Т. Кондрашенко, Э.В. Леус, В.Д. Мамайчук, В.Д. Менделевич, О.С. Осиповой и др. [9, 12, 15, 17, 18, 19, 21].

1) В медицинской литературе под девиантным поведением понимается

отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии.

2) В работах педагогов девиантное поведение рассматривается как

отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

3) В психологической литературе в трактовке понятия девиантного

поведения акцент делается на отклонении от социально-психологических и нравственных норм; такое поведение рассматривается как ошибочное антиобщественное решение конфликта, заключающееся в нарушении сложившихся в обществе норм.

При определённой разнице в подходах специалистов в области педагогики и психологии учёные приходят к выводу, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям.

Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В естественных и общественных науках норма понимается, как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем [Багаева Н.В., 1].

Девиация или девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от ожидаемого (от групповой нормы), от одобряемого в социуме и потому влекущее за собой формальное или неформальное наказание нарушителя (изоляция, лечение, тюремное заключение, выговор и пр.).

Структура девиации включает в себя три основных компонента:

- человек, которому свойственно определенное поведение,

- норма, являющаяся критерием оценки поведения, девиантного по виду,

- другие люди или организации, реагирующие на поведение этого человека.

Этапы формирования девиаций в обществе включают в себя следующие этапы [Леус Э.В., 17]:

1. Создание норм

2. Определение сущности и статуса этих норм

3. Совершение людьми девиантных поступков

4. Признание поступков девиантными

5. Признание человека девиантным

6. Стигматизация

7. Процесс «вживания» в образ девианта (ролевое поглощение)

8. Коллективные формы девиации.

Выделяются два вида девиантного поведения- дезадаптивное и асоциальное:

1) дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное, аутичное, суицидальное, аддиктивное. В основе такого поведения лежат нарушения психического и личностного развития, психическая депривация и психологический дискомфорт.

2) асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное и криминогенное. В основе - нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, социальная дезадаптация, десоциализация.

Можно сказать, что девиантные формы поведения это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.

На сегодняшний день составлена определенная система форм девиантного поведения. К основным формам относятся: преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид, побеги из дома и бродяжничество, страхи и навязчивости, вандализм и граффити, агрессия, враждебность. [Кондрашенко В.Т., 15].

Признаками девиантного поведения являются [Змановская Е.В., 12]:

1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).

3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией [Змановская Е.В., 12].

 

1.2 Возрастные особенности подростков, способствующие формированию девиантного поведения

 

Раньше считалось, что подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет, но в настоящее время подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет, который знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Этот период жизни человека считается кризисным, так как именно в нем происходят качественные изменения, затрагивающие все стороны жизни и развития, так называемый «переходный» возраст от детства к зрелости. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития. Социальная ситуация развития — система социальных условий, определяющих психологическое развитие людей [Головин С.Ю., 6]. То есть это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

В этот период становления личности ребенка важную роль играет семья и школа, так как эти институты должны способствовать здоровому развитию личности подростка, его социализации. Это важно, так как именно в подростковом периоде складываются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые впоследствии определяют личность взрослого человека.

Полярность психики характерная черта подросткового возраста. Сначала подросток может проявить настойчивость, целеустремленность, самоуверенность, но затем сменить это на ранимость и неуверенность в себе. С одной стороны, подросток проявляет стремление к общению, но тут же может появиться желание побыть одному. В каких-то моментах он проявляет застенчивость, а где-то может быть развязным. Романтизм граничит с цинизмом и расчетливостью. Также он может проявлять нежность, ласку и тут же совершать жестокие поступки.

Также для этого возраста характерны любознательность, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

В подростковый период происходит два личностных кризиса: кризис идентичности и кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Кризис идентичности связан с выбором новой взрослой
идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Подростки постоянно пытаются что-либо доказывать друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения. Это вызвано бурным развитием сознания и самосознания.

Ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию. Происходит становление нового уровня самосознания, формируется относительно устойчивый образ «Я» или «Я-концепция». Я- нонцепция (англ. self-concept) - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов [Большой психологический словарь, 4].

Подросток стремится понять себя,
свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», - вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы. Из-за этого может снизится ценность
общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

Для подростка очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в референтной группе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь. Важно, чтобы потребность в общении и самоутверждении были реализованы в благоприятной среде. Если по каким-то причинам это не происходит, самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных проявлений- выпивка, курение, нецензурные высказывания, хулиганство [Васильев В.Л., 5 ].

Другой же кризис связан с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Здесь большую роль играет подростковое чувство взрослости. Подросток пытается быть самостоятельным и независимым. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно в подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно. Здесь для подростка важно признание взрослыми его возможностью самостоятельно распоряжаться собой. Но подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.

Итак, дляподросткового возраста характерны следующие особенности [Берн Ш., 2]:

· половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

· изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

· смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

· открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

· познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

· появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

Подводя итог, можно говорить о том, что подростковый возраст является сложным периодом психического развития личности ребенка. Подросток переживает внутренние противоречия, переживает два личностных кризиса: кризис идентичности и кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Чувство взрослости, занимающее одно из существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого, прибегая к девиантным формам поведения (алкоголь, наркотики, курение) как к особому «способу разрешения» кризисной ситуации.

 

1.3 Психологический аспект анализа ситуации и ее восприятия

 

Впервые понятие ситуации находим в трудах Платона: в своих диалогах он говорит о гармоничном взаимодействии социума и самого индивида (оратора). Но часто это взаимодействие между коммуникантами нарушается в силу различных факторов. Параметры, определяющие данное взаимодействие, составляют понятие трудной ситуации.

Любой человек постоянно оказывается в ситуациях, требующих от него скоординированных действий, умения учитывать разнообразные факторы, условия коммуникаций. Понятие «ситуация» может конкретизироваться в зависимости от таких понятий как событие, положение, состояние, процесс, конфликт.

В словаре «Социальная психология» под ред. М.Ю. Кондратьева понятие ситуации определяется как система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность. Качество "быть внешним" по отношению к субъекту означает: в пространственном отношении — воспринимаемая внеположенность субъекту, во временном отношении — предшествование действию субъекта, в функциональном отношении — независимость от него соответствующих условий в момент действия. К элементам ситуации могут относиться и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обусловливают его последующее поведение. Полное описание ситуаций подразумевает выделение требований, которые предъявлены индивиду извне или (и) выработаны им самим, выступая для него в качестве исходных [Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева ].

Наиболее распространенным является понимание Ситуации как совокупности элементов среды, иначе как фрагмента
среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида [Л. Магнуссон (L. Magnusson), А. Фарнхейм и
М. Аргайл (A. Furnheim, М. Argyle), Л. Фергюссон
(L. Ferguason), В. Мишель (W. Mischel), Г.В. Балл и др]. Соглас-
но такому пониманию, структура ситуации включает в себя
действующих лиц, осуществляемую ими деятельность, ее вре-
менные и пространственные аспекты:

Кодирование Декодирование

Говорящий ------------ Речь ------------- Слушающий

Обратная связь

Классификации Ситуаций опираются на экологические, географические, архитектурные, психосоциальные и другие переменные среды и их атрибуты.
Понятие «ситуация» в психологическом ракурсе возможно как понимание ее не как совокупности элементов объективной действительности, а как результата деятельности, то есть активного взаимодействия личности и среды. В этом случае ситуации можно дифференцировать на основании преобладающей роли внешних обстоятельств или личности (объективные и субъективные ситуации) [Л.Ф. Бурлачук, Е.О. Коржова Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие\ Москва\ 1998 Российское педагогическое агентство. - С. 8]. Ссылки делать так: [Бурлачук, Коржова 1998: 8].

С психологической точки зрения, деятельность как переживание ситуации представляет собой единицу человеческого опыта, связанную с временными (прошлое, настоящее и будущее субъекта) и локальными (там - здесь) параметрами, которые и определяют качественный характер субъективного опыта человека. При этом следует помнить о том, что практически любая ситуация конфликтогенна, так как конфликты – это одна из сторон общения, которая периодически возникает в работе каждого, поэтому так важно осознать их существование и правильно устранить их последствия.

Структура проблемной (конфликтной) ситуации, описанная в научной литературе [Шейнин???], предполагает скрытую, «подводную», фазу развития конфликта (имплицитную), связанную как с внешними факторами так и с внутренней, субъективной составляющей, и внешнюю сторону, представленную эксплицитно. В этом заключается выход ситуации за ее пределы, включение ее в бесконечную систему взаимосвязей и взаимозависимостей. На уровне сознания либо на уровне действования человек может выходить за пределы ситуации, так как в ней есть имплицитно – заданное, и он, преодолевая различные ситуации, изменяет их и самого себя по пути становления - развития или регресса - «инволюции» как личности.

Существует два подхода к употреблению понятия «ситуация» - более узкий, где она употребляется как объективная совокупность условий и обстоятельств, которые воздействуют на субъекта и определяют характер протекания его деятельности. В более широком понимании ситуация является моментом диалектического процесса взаимодействия субъекта и его окружения [9, с. 46 Журавлев А. П. Психологические факторы физического и психического здоровья // Безопасность Евразии. - 2004. - №1. - С. 44 - 62.].

Такое понимание ситуации заложил немецкий, а затем американский психолог Курт Цадек Леви́н, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления. Он полагал, что поведение человека в каждый момент времени определяется как самой личностью, так и ее актуальным окружением. Он рассматривал субъект и его окружение как «взаимозависимые переменные: окружение определенным образом воздействует на личность, а актуальное состояние личности, ее предшествующий опыт модифицируют понимание и способ отношения субъекта к соответствующим воздействиям среды [9, с. 47 Журавлев А. П. Психологические факторы физического и психического здоровья // Безопасность Евразии. - 2004. - №1. - С. 44 - 62.].

О психологической ситуации следует говорить как об открытой системе, «поскольку на нее воздействуют группы детерминант; к ним относятся как минимум два системных образования: система личности и совокупность факторов психологической среды» [11, с. 91 Зинченко И.В. Психология личности в кризисных ситуациях. Методические указания. Часть 1. Ростовский государственный университет. Ростов-н/Д., 2006. – 132 с.]. Личность задает свой собственный формат различным психологическим ситуациям, ее цели и потребности являются системообразующим фактором, который определяет качественную специфику психологической ситуации.

Д. Магнуссон предлагает разложить факторы внешней среды, обусловливающие определение ситуации в виде иерархий с четкой структурной системой [12, с. 299 Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. М. ВЛАДОС, 2004. – 716 с.]. Но системообразующим фактором развития конкретной психологической ситуации будут являться цели, потребности и личностные свойства индивида, которые наиболее актуальны в данный момент времени.

Во взаимодействии человека и ситуации личностные диспозиции субъекта и особенности ситуации не противостоят друг другу как «внутреннее» и «внешнее», а «репрезентированы в когнитивных схемах, которые важны как для понимания особенностей актуальных ситуаций, так и собственных личностных диспозиций» [20, с. 179 Лебедев В. И. Личность человека в экстремальных условиях. - М.: Наука, 2001. - 402 с.].

При анализе взаимодействия человека и ситуации необходимо учитывать проекцию ситуации в когнитивной сфере, в виде когнитивных схем, репрезентированных в сознании. «Когнитивные схемы непрестанно конструируются и реконструируются в циклических процессах, включающих действие и воспринимающую обратную связь с его последствиями... Модификация схем обеспечивает все более эффективное взаимодействие со средой» [3, с. 98 Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М., 1984. – 200с.].

Особенности когнитивных схем отражаются на функционировании компенсаторного и совладающего поведения, а также на механизмах психологической защиты, что в свою очередь влияет на качество взаимодействия индивида и ситуации; на характер её проживания. При взаимодействии «итоговое» поведение человека оказывает обратное влияние как на личность, так и на ситуацию. Оно может обусловить:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.