Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ трудной жизненной ситуации в сознании девиантного подростка 2 страница




- преодоление ситуации, «выход» из неё - происходит изменение человека в сторону «становления» - личностного роста и трансформация ситуации в новую, более благоприятную для субъекта;

- «фиксацию» на ситуации - на её содержательном компоненте; человек центрируется на ней, у него возникают неприятные переживания, возможно нарушение социально-психологической адаптации и появление защитно-компенсаторных образований (девиаций в поведении).

Рассматривая когнитивные процессы, опосредствующие поведение человека в ситуации, необходимо затронуть понятие «когнитивная структурированность». Когнитивная структурированность - «способность к переработке информации, являющаяся результатом двусторонней зависимости структурированности когнитивной системы субъекта и сиюминутной сложности окружающего мира» [5, с. 68 Ганюшкин А. Д. Исследования состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях. - М.: Просвещение, 2002. - 126 с.].

Когнитивная структурированность обусловливает индивидуальные различия в переработке информации.

Усложнение ситуации ведет к понижению и истощению способности к переработке информации. Это отчетливо проявляется в экстремальных, кризисных, критических ситуациях, возникающих в повседневной жизни человека. Люди с низкой когнитивной структурой действуют стереотипно, они не способны гибко перестроиться, приспособиться к новым требованиям ситуации, склонны к широким обобщениям, часто оказываются зависимыми от внешних обстоятельств.

Такие «обобщения» могут лежать в основе индивидуальных паттернов реагирования, порой несоответствующих актуальным условиям ситуации. Следовательно, ситуации, вызывающие одно и то же действие, не обязательно должны быть внешне одинаковыми, так как здесь важно сходство ситуаций в глазах субъекта - ожидание им одинаковых последствий. Эти последствия есть антиципируемые события, включенные в актуальную ситуацию, но, для того чтобы их видеть и ожидать в ней, человеку необходима индивидуальная способность к дифференциации и генерализации информации.

Объясняя поведение человека с позиции его взаимодействия с ситуацией, необходимо учитывать следующие когнитивные процессы:

· оценка актуальной ситуации;

· антиципация и оценка последствий ситуации;

· проекция, позволяющая сделать выбор направления действий;

· ретроспекция, формирующая самооценку достигнутых результатов.

При когнитивной оценке ситуации, особенности стимуляции

(как внешней — стимулы, находящиеся вне человека и независимые от него,

так и внутренней — преходящие состояния организма, переживания

человека) выступают как источники информации, которая в последующем

перерабатывается в различные формы когнитивных репрезентаций

отдельных событий, входящих в состав ситуации. Благодаря когнитивным

репрезентациям особенности различных, событий трансформируются в

целостный образ окружающей обстановки. Когнитивные репрезентации

«есть не бесстрастные отображения объектов и ситуаций; они есть результат

тндивидуальной активности человека, которая интерпретирует

сложившиеся обстоятельства под воздействием своих жизненных «тем»,

потребностей, мотивов и меняющихся реактивных тенденций» [5, с. 98 Ганюшкин А. Д. Исследования состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях. - М.: Просвещение, 2002. - 126 с.].

Благодаря своей эмоциональной насыщенности, когнитивные репрезентации во внутреннем мире личности выступают как значащие переживания, в которые «втягиваются» мотивационные процессы. Выделяются следующие формы когнитивных репрезентаций: восприятия, представления, схемы (организованные структуры знаний о мире и себе), убеждения, генерализованные и специфические ожидания, прототипы, сценарии и планы. В процессе формирования когнитивных репрезентаций человек озабочен решением проблем своей повседневности - предпринимает действия, способные изменить жизненную ситуацию, его самого, направление собственных мыслей.

Каждая ситуация управляется определенными правилами, при этом правила развиваются таким образом, чтобы цели ситуации могли быть достигнуты. Правила играют роль внешнего стабилизатора поведения, в соответствии с которыми оно санкционируется, поощряется или наказывается. Следование или неследование норме или правилу связано с последствиями для субъекта в виде поощрения или наказания. Таким образом, человек «конструирует ситуацию и участвует в ней на основе алгоритмов, принятых в культуре данного общества и конкретной микросреды» [20, с. 180 Лебедев В. И. Личность человека в экстремальных условиях. - М.: Наука, 2001. - 402 с.].

Совокупности правил образуют сложные нормо-ролевые модели, отражающие социальную действительность и регулирующие совместную деятельность людей. При этом правила задают варианты определенных альтернатив и устанавливают в обществе социальный порядок, поскольку члены общества разделяют общие ценности и нормы и исполняют ожидаемые от них роли. Следовательно, ценности и нормы формируют коллективные рамки системы действия, определяют роли, приемлемые для субъекта, сценарии действий.

В социуме создаются механизмы, призванные согласовывать, состыковывать психологические ситуации одного и другого человека по возможности бесконфликтно. В поле взаимодействия жизненных ситуаций упорядочивается содержание личностных смыслов, которые на уровне социума существуют в качестве значений, объективирующих реальный опыт эмоционально-ценностных отношений многих людей, объединенных общим для них социокультурным контекстом.

Психологическая ситуация является динамической и неустойчивой системой, так как малые возмущения не затухают во времени и не стремятся к нулю, а нарастают, приводя к изменению данной ситуации и конструированию другой. На это указывал К. Левин, проявляя интерес к внешне незначительным, но в действительности важным деталям ситуации. Сам он часто называл их «канальными факторами ситуации»[9, с. 47 Журавлев А. П. Психологические факторы физического и психического здоровья // Безопасность Евразии. - 2004. - №1. - С. 44 - 62.].

Принцип канальных факторов является одним из ключевых для понимания того, почему одни ситуационные факторы обладают большим влиянием, чем можно было бы ожидать, а другие – меньшим. Необходимо учитывать и тот факт, что субъективная интерпретация событий одним и тем же человеком характеризуется значительной изменчивостью.

Кроме того, любая психологическая ситуация имеет начало и конец, она характеризуется определенной динамикой, которая может быть представлена следующим образом: «перцептивная организация средовых констелляций; идентификация их как интегративного образования; когнитивная проработка; оценивание субъективной ситуации; типизация на основе имеющегося опыта и знаний; принятие решения и выбор способа действия; реализация действия; обратная связь» [20, с. 187 Лебедев В. И. Личность человека в экстремальных условиях. - М.: Наука, 2001. - 402 с.].

Психологическая ситуация всегда имеет несколько вариантов развития. Некоторые исследователи употребляют понятие «эвентуальная» ситуация, т.е. «устанавливающая не неизбежность определенных следствий, а лишь их возможность» [18, с. 132 Куликов Л. В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Нева, 2004. - 218 с. ].

В этой связи необходимо выделить еще одно важное свойство психологической ситуации как системы – нелинейность. Принцип нелинейности позволяет описать психологическую ситуацию как сложную систему, «несущую в себе элементы неопределенности, непредсказуемости, множественности своего развития» [13, с. 23 Карташов Ю. И. Контроль состояния адаптационных ресурсов человека // Валеология. - 2001. - № 3. С. 21 - 23.]. Нелинейность заключается, прежде всего, в нарушении прямого, пропорционального соотношения между стимулами среды и их субъективной репрезентацией. Нелинейность в контексте неопределенности проявляется также в наличии «канальных» факторов ситуации, которые оказывают внешне незначительное, но субъективно значимое, критически важное фасилитирующее влияние. Кроме того, нелинейность связана с непредсказуемостью поведения: общество транслирует определенные нормы, правила прочтения ситуационных типов и определенные нормативные сценарии поведения в них, ограничивает выбор действующего субъекта, принуждая его соответствовать социально принятому способу поведения. Однако за субъектом остается право следовать правилу или игнорировать его, право принятия того или иного решения, право выбора конкретного действия и реализации поведенческого рисунка.

Ситуация запускает в действие множество автоматизмов и стереотипных реакций и является эффективным инструментом изменения не только поведения, но и таких глубоких личностных структур, как система ценностей, так как при определенным образом выстроенной ситуации (социальном давлении и т. п.), личность может подчиняться, даже не осознавая направленное на неё влияние.

Таким образом, можно сделать вывод о широком диапазоне прочтения понятия ситуации и существовании многообразия и многозначности психологических ситуаций.

При взаимодействии индивида и ситуации особенности его когнитивной структурированности будут определять характер и качество когнитивной оценки ситуации. Это находит отражение в когнитивных схемах субъекта, посредством которых происходит когнитивная интеграция внешних и внутренних стимулов в целостный образ ситуации.

Ситуация способна оказать глубокое влияние на человека, его поведение и психологическое состояние.

 

 

1.4 Изучение проблемы трудной жизненной ситуации в психологии

 

Понятие трудной жизненной ситуации в разных источниках определяется по-разному, что определяется многообразием самих этих ситуаций, требующих от деятеля эффективных стратегий поведения, способности разрешить сложную ситуацию, сохраняя при этом гармоничное эмоциональное состояние.

По мнению большинства исследователей, анализировавших эту проблему, люди, имеющие близость в мировоззрении, находят сходство в определенных жизненных ситуациях, различия же в тех же ситуациях объясняются субъективностью ее восприятия личностью. Более того, «…у каждого человека формируется свое определение понятия «трудная жизненная ситуация», интегрирующее общее и индивидуальное знание, конструируются субъективные внутренние критерии категоризации ситуации как трудной. В силу этого ситуация с определенными объективными характеристиками может одним человеком восприниматься как обычная, другим же – как трудная» [Кубышкина, Корнеева http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/13/psychology/kubyshkina-korneeva.pdf].

(Индивидуальный жизненный путь человека наполнен ситуациями, требующими от него активности, способности принятия решения, варьирования стратегий поведения и при этом сохранения эмоционального благополучия и устойчивости. Эти «моменты проживания» имеют в литературе множество названий, часто близких друг другу по содержанию: «жизненные события» (С.Л. Рубинштейн, Т.Б. Карцева) и «жизненные ситуации» (Л.И. Анцыферова), ситуации психологической угрозы и «биографические события», «события внутренней жизни» (Н.А. Логинова) [10, с. 43]. Это множество определений затрудняет классификацию ситуаций.

)сравнить с текстом далее

Феномен «жизненная ситуация» в науке получает разную интерпретацию: так, если большинство ученых оперирует термином «жизненные ситуации» (Л.И. Анцыферова, Кубышкина, Корнеева и др.), то терминология некоторых исследователей вносит дополнительные нюансы в исходное понятие. Например, в психологических исследованиях С.Л. Рубинштейна, Т.Б. Карцевой используется термин «жизненное событие», Н.А. Логинова предлагает несколько номинаций: понятие «события внутренней жизни», «ситуации психологической угрозы», «биографические события», «события внутренней жизни» [10, с. 43].

В возрастной и педагогической психологии принято говорить о «трудных» и «проблемных» ситуациях. Социальными и медицинскими психологами рассматриваются «кризисные», «критические», «напряженные», «особые», «чрезвычайные» ситуации. Подобное разнообразие затрудняет создание единой классификации трудных жизненных ситуаций в силу отсутствия единого основания для деления.

Например, трудные ситуации можно классифицировать по месту, где они происходят: дома, на работе, на отдыхе. Другой путь - классификация в соответствии с типом отношений - формальные, интимные, конкурентные, сотрудничества. Трудность с таким подходом состоит в том, что обязательно найдется ситуация, не попадающая ни под одну категорию. С другой стороны, разные люди не всегда смогут прийти к соглашению относительно качества одной и той же ситуации, например, игра для любителя и профессионала.

Так же, как и в классификации жизненных ситуаций, основанием для классификации трудных жизненных ситуаций, на наш взгляд, могут служить типичные для большинства людей характеристики их восприятия, такие как:

- включенность – невключенность;

- простая – сложная;

- проявляется активность - проявляется пассивность;

- приятная – неприятная;

- интимная – публичная;

- чувство комфорта - чувство неловкости;

- известно как себя вести - неизвестно как себя вести;

- дружеская – враждебная;

-случайная – регулярная;

- организованная – спонтанная;

- сотрудничество – конкуренция

- формальная - неформальная.

Существует классификация трудных жизненных ситуаций К. Муздыбаева. Он разделяет их по интенсивности, по величине угрозы или потери, По уровню влияния, по длительности (хронические, краткосрочные), по По степени управляемости событий (контролируемые, неконтролируемые) [Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983. - 240с.].

Ф. Е. Василюк, выделяет четыре основных типа в соответствии с особенностями ситуаций: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис [ Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М., 1984. – 200с.].

Некоторые исследователи предлагают классифицировать их по степени участия человека:

1) трудные жизненные ситуации;

2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;

3) трудные ситуации, связанные с социальным воздействием [ Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.: ЛГУ,1989. - 192с.].

В трудных жизненных ситуациях можно выделить такие характеристики, как внутренняя борьба, напряженность, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.

Трудная жизненная ситуация (ТЖС) – это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни»[Осухова Н.Г. Человек в экстремальной ситуации: теоретические интерпретации и модели психологической помощи // Развитие личности, 2006. № 3.].

 

 

Проблема разрешения трудной жизненной ситуации остается в центре внимания ученых, в научной литературе предлагаются разные пути преодоления трудностей. Одним из способов преодоления личностью трудной ситуации является действие, получившее название «копинг-поведение». Традиционно под данным термином понимается индивидуальный способ совладания человеком с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно-средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека [16, с. 52].

Копинг-поведение – явление многогранное и сложное. Разные психологические школы рассматривают разные аспекты объекта. Так, для неопсихоаналитического подхода характерно понимание копинг-поведения как эго-процессов, направленных на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. Копинг-процесс предполагает активизацию спектра структур личности в процессе совладания с проблемой, в частности: подключаются социальные и мотивационные, когнитивные, моральные структуры, функционирование которых и способствует формированию совладающего поведения индивида.

Если человек не справляется с ситуацией, не способен найти психологический механизм преодоления трудной коллизии, в этом случае для адекватной защиты включаются механизмы, способствующие пассивной адаптации, которые получили название ригидных, или дезадаптивных способов совладания с проблемой, препятствующих адекватной ориентации индивида в реальной действительности. Следовательно, в основе копинга и защиты лежат одинаковые эго-процессы, имеющие разнонаправленные вектора в процессе преодоления проблемы.

Американские психолингвисты А. Биллингс и Р. Моос под копингом понимают качества личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации, то есть способами совладания со стрессовой ситуацией могут быть следующие:

1. Копинг, нацеленный на оценку, - преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка и др.

2. Копинг, нацеленный на проблему, - совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса.

3. Копинг, нацеленный на эмоции, - преодоление стресса, включающее в себя когнитивные, поведенческие усилия, с помощью которых человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие [16, с. 57].

В ином ракурсе рассматривают копинг-поведение Р. Лазарус и С. Фолькман, разработавшие методику преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности с когнитивных и поведенческих позиций. Авторы рассматривают копинг-стратегию как сознательное поведение личности, направленное на активное преобразование сложной ситуации, которая, в свою очередь, поддается контролю, или в некоторых случаях, когда ситуация выходит из-под контроля - на приспособление к ней.

Целеустановка социального поведения в совладающем поведении человека позволяет ему справиться со стрессом; при этом подросток выбирает такие способы преодоления угрожающей жизненной ситуации, которые соответствуют личностным особенностям и самой актуальной ситуации, а именно: через осознанные стратегии действий, причем многое зависит от когнитивной интерпретации стрессора.

Данная методика, разработанная Р. Лазарусом и С. Фолкманом еще в 1988 году, была воспринята Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой, а позднее дополнительно стандартизирована в НИПНИ им. Бехетерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, Е.Р. Исаевой, М.Ю. Новожиловой, Е.А. Трифоновой, О.Ю. Щелковой [Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.]. В данном направлении исследований особенно ценно то, что учеными разработан комплекс адаптивных индивидуально-типологических (преимущественно когнитивно-стилевых) особенностей (например, копинг- компетентность, оптимизм, самоуважение, интернальный локус контроля, жизнестойкость и т.п.), а также свойства социальной сети и адекватность социальной поддержки.

Если активная форма копинг-поведения является целенаправленным устранением или ослаблением влияния стрессовой ситуации, то пассивное преодоление предполагает использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации.

Р. Лазарус определил три типа стратегий совладания с трудной ситуацией: 1) механизмы защиты Эго; 2) прямое действие - нападение или бегство, сопровождаемые гневом или страхом; 3) совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует [19, с. 73].

Функциональное предназначение копинга - регуляция эмоций (копинг, нацеленный на эмоции) и управление проблемами, вызывающими дистресс (копинг, нацеленный на проблему).

Обе эти функции осуществляются в большинстве стрессовых ситуаций. Их количественное соотношение зависит от того, как оцениваются стрессовые ситуации. [20, с. 74].

В центре внимания ряда ученых А. Нэзу, Т. Дзуриллы, М. Голдфрида был сам копинг-процесс, формирующий активное совладающее поведение личности, процесс психологического разрешения человеком проблем, вызванных трудной ситуацией.

Стратегии разрешения проблем предполагают пять компонентов допинг - процесса:

1. Ориентация в проблеме, подключение когнитивного и мотивационного компонентов для общего ознакомления.

2. Определение и формулирование проблемы, ее описание в конкретных терминах и идентификация специфических целей.

3. Генерация альтернатив, разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы.

4. Выбор оптимального варианта решения проблемы.

5. Выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности [17; 63].

Все наработки ученых-психологов в описании деструктивных и конструктивных стратегий преодоления стресса позволили разработать практические рекомендации и тренинговые программы по индивидуальной и групповой психологической подготовке людей к адекватному реагированию в трудных ситуациях.

Достижения психологической науки в области копинг-стратегий, ориентированных на сформированную личность, с успехом транслируются также и на подростков.

Формирующаяся психика подростка особенно чувствительна к стрессам, преодоление их происходит болезненно и не всегда успешно, имеет тяжелые последствия для психики молодого человека в будущем.

Стресс как адаптивный механизм приспособления подростка к требованиям социума вызывается часто кризисными ситуациями - «ситуациями затруднения выполнения стоящей перед человеком задачи в условиях высокой значимости результата выполняемой им деятельности» [7, с. 129].

Стрессовую ситуацию характеризуют такие черты, как психическая напряженность, внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм - значимые переживания, изменение самооценки и мотивации, выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.

Ситуации, которые вызывают у подростка разного рода затруднения, характеризуются с точки зрения:

1) характеристик объективных условий деятельности («аварийные», «чрезвычайные», «особые» ситуации);

2) отношения человека к возникшей ситуации («трудные», «критические», «проблемные» ситуации);

3) возникающего у человека состояния («гиперстрессовые», «кризисные», «фрустрационные» ситуации);

4) демонстрируемых поведенческих реакций («суицидальные попытки», «аффектогенные ситуации»);

5) предсказуемости возникновения (нормативные критические события жизни (например, экзамены) и ненормативные - события нетипичные, индивидуальные).

Пытаясь самостоятельно справиться с тревожащими его ситуациями, подросток приобретает стихийный опыт их преодоления. Он ищет человека или группу людей, способных оказать поддержку и предоставить возможность для самовыражения, ищет деятельность, компенсирующую тревожные переживания и охраняющую его самооценку и т.д. Результаты этих поисков часто оказываются неконструктивными. Например, подростку обычно легче включиться в дворовые компании, чем в различные клубы и секции, поскольку последнее требует определенных волевых усилий и работы для достижения желаемого статуса.

Недостаточность стихийного опыта может проявляться также в большем объеме нервных затрат, во множественности разочарований, перенасыщенности опыта душевными кризисами, то есть в том, чем чреват слепой метод проб и ошибок. Часто неудачи стихийного опыта еще больше усугубляют неудовлетворенность подростка. Растет его неуверенность, появляется озлобленность, агрессивность, формируется негативизм как качество личности, неверие в свое успешное будущее. Любая из формирующихся при этом защитных техник: «уход в себя», избегание неприятностей или открытая агрессия оказываются неблагоприятной для развития личности.

Процесс овладения развивающейся личностью методами и приемами саморазвития сложный и противоречивый. Важнейшими условиями его реализации являются сознательное стремление к равновесию и гармонии индивида между собой и окружающим миром, готовность принимать кардинальные решения по совершенствованию собственной личности, соизмеряя их с потребностями общества. В основе данного процесса заложена множественность противоречий между разнородными компонентами, разнокачественными связями, между готовностью личности к адаптивному и преобразующему поведению в новых условиях и инерцией старых способов функционирования, когда личность вынуждена преодолевать возникающие изнутри и извне препятствия, тем самым, стимулируя свое саморазвитие.

Стратегии поведения подростков в кризисных ситуациях можно разделить их на 4 группы: преобразующие; приспособительные, дистанцирующие, фиксирующие на стрессе [2, с. 105].

В первую группу - «преобразующие» - входят стратегии поведения подростков, направленные на трансформацию кризисной ситуации: конструктивный поиск выхода из ситуации, поиск социальной поддержки.

Во вторую группу - «приспособительные» - входят стратегии поведения подростков, направленные на трансформацию личностных параметров и отношений сообразно характеру кризисных ситуаций: переосмысление ситуации, изменение себя, примирение.

В третью группу - «дистанцирующие» - вошли стратегии поведения подростков, направленные на устранение, уход, дистанцирование от ситуации: отвлечение, уход в учебу, уход в себя, игнорирование, компенсация, переключение, избегание, альтруизм, вытеснение.

В четвертую группу «фиксирующие на стрессе» вошли стратегии поведения подростков, имеющие ярко выраженный деструктивный характер: агрессия, фиксация на стрессе.

Таким образом, ситуации по-разному влияют на подростков, что зависит от уровня стихийного опыта подростка, психологической готовности его личности к адаптивному и преобразующему поведению.

 

 

Другие исследователи выделяют устойчивые и адаптивные копинг- стратегий: 1) преобразование (активная, преимущественно незащитная адаптация);2) уход из ситуации (это пассивный способ, но более безопасный); 3) приспособление к ситуации. Отмечается, что третья стратегия возможна за счет создания "не проблемного субъективного образа", а также путем изменения Я-концепции индивида. [3] Анализируя взгляды различных зарубежных и отечественных исследователей данной проблематики, мы отмечаем, что выбор стратегии поведения в проблемной ситуации для индивида является довольно сложным и неоднозначным процессом. Ведь каждая новая ситуация заметно отличается от всего того, с чем ранее приходилось сталкиваться индивиду на своем жизненном пути. Поэтому, как правило, он останавливает свой выбор на самой «успешной» стратегии, к которой он прибегал в похожих обстоятельствах. Таким образом, индивид «создает» собственную классификацию приемлемых и неприемлемых копинг-стратегий: во избежание повторного неуспешного поведения и как следствие - испытания стресса. Очевидно, что принципиальным моментом при этом становится субъективная оценка человеком своих копинг-стратегий. Литература: 1. Анцыферова, Л. И. Личн

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.