Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию




Аналитический учет расчетов с Фондом социальной защиты населения.

Аналитический учет по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" ведется в разрезе каждого вида расчетов.

В пояснениях к этому счету сказано, что при наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения могут открываться дополнительные субсчета. Примером такого случая может быть субсчет по расчетам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В «Кормянском потребительском обществе» учет расчетов с ФСЗН ведется с применением программы 1С «Предприятие» 8,2. Соответственно при документальном оформлении применяют все типовые формы отчетов и документов:

1. Анализ счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

2. Карточка счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

3. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

 

В «Кормянском потребительском обществе» бухгалтерский учет осуществляется с помощью балансовых счетов, имеющих соответствующие наименования и номера (шифры):

На основании первичных документов данные о выплаченных пособиях ежеквартально заносятся в группировочную ведомость. Каждый месяц данные по синтетическому и аналитическому счету заносятся в сальдовую ведомость по счетам финансово-расчетных операций.

Ежемесячно в произвольном порядке ведется накопительная ведомость на выплату пособий семьям, воспитывающим детей.

В качестве обобщений в «Кормянском потребительском обществе» ведется ведомость распределения начисленной заработной платы по счетам затрат.

Ежемесячно после взаимопроверки с другими регистрами бухгалтерского учета итоговые данные в целом и по корреспондирующим счетам переносят в главную книгу.

Также в «Кормянском потребительском обществе» составляется отчет о

средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и

социальной защиты Республики Беларусь и отчет о платежах на

профессиональное пенсионное страхование в Фонда социальной защиты

населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

 

Существует много факторов, которые стали причиной кризисных явлений в системе социального и пенсионного страхования. Последствиями негативных процессов явились глубинная деформация финансовых основ социального и пенсионного страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные адекватным поступлением страховых платежей.

В связи с этим особое значение приобретает поиск оптимальной модели финансового обеспечения систем пособий и пенсий, которая учитывала бы международные принципы и нормы, т.е. необходимо искать новые пути совершенствования расчетов по Фонду социальной защиты населения.

Одно из важнейших направлений совершенствования организации бухгалтерского учета, повышения его роли в управлении производством – использование в учете персональных ЭВМ и создание на этой основе автоматизированного рабочего места бухгалтера.

Бухгалтерский учет на предприятии ведётся по книжно-журнальной форме с применением программы «1С: Бухгалтерия.

Таким образом, труд бухгалтера становится более производительным и приобретает творческий характер.

На предприятиях применяются автоматизация производственных операций, в частности, внедряются гибкие управляемые системы, более усовершенствованные программы обработки бухгалтерской информации. Поэтому для совершенствования расчетов с Фондом социальной защиты населения предприятие может внедрить программу по исчислению пособий. Однако необходимо соблюдать следующие основные требования;

· Пособия должны исчисляться в строгом соответствии с действующим законодательством;

· Использование компьютерной техники не должно затруднять контроль над правильностью исчисления пособия.

Нуждается в изменении система управления пенсионным обеспечением. В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности. Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице).

Система социального страхования требует глубокой трансформации, которая обусловлена необходимостью более справедливого распределения страховой нагрузки между получателями социальных выплат и пособий.

Более жесткое равновесие между суммой уплаченных страховых взносов и системой выплат должно быть достигнуто через подвижную дифференциацию тарифов на социальное страхование относительно базового тарифа. Необходимо осуществить более детальную увязку составляющих тарифных ставок совокупного страхового тарифа по отдельным видам социального страхования:

§ по болезни застрахованного;

§ страхования родителей от болезни детей;

§ в связи со смертью застрахованного;

§ на санаторно-курортное лечение и др.

Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения и отношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, поэтому страховые платежи должны быть строго целевыми, связанными с социальными рисками, возмездными, максимально эквивалентными и выплачиваться только при наступлении страховых событий.

Основной проблемой в организации учета расчетов по социальному страхованию является то, что банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. В связи с чем зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Вместо практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой накапливаются сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице).

Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий.

Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе.

Сегодня большое внимание уделяется совершенствованию форм отчетности и способам их предоставления в Фонд социальной защиты населения.

Так, постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 24.09.2010 г. № 207 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4фонд (Министерства труда и социальной защиты) «Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и указания по ее заполнению» введен новый отчет 4фонд.

Этот отчет о средствах Фонда представляется в орган Фонда по месту постановки на учет с 1го по 15е число месяца, следующего за отчетным кварталом.

Можно сдать отчет и без посещения районного отдела, используя корпоративный портал Фонда. Для реализации этой возможности плательщик обязан зарегистрировать в районном отделе по месту постановки на учет электронно-цифровую подпись (ЭЦП) и получить сертификат, а также иметь выход в сеть Интернет.

В 2013 г. сдача отчетов 4фонд и 4платежи через корпоративный портал Фонда стала доступна для всех плательщиков республики.

В настоящее время плательщики страховых взносов все больше представляют документы удаленно через корпоративный портал, без посещения районных отделов Фонда. В течение 2013 г. принято и обработано около 5,7 млн документов, что составило 45,6 % от общего количества всех документов. Наилучших результатов в этом направлении достигли Минское областное и Минское городское управления.

Поэтому для достижения таких результатов Гомельской области необходимо расширение обработки данных через корпоративный портал.

Однако, не смотря на данные совершенствования, существует острая проблема доступа к корпоративному порталу в период сдачи отчета о средствах Фонда с 1го по 15е число месяца, следующего за отчетным кварталом. Так как каналы передачи данных в этот период перегружены, предприятия сталкиваются с проблемой невозможности отправки отчетов или просрочкой их предоставления, и вынуждены прибегать к устаревшим методам передачи отчетности.

В связи с возникшей проблемой предлагается совершенствование и расширение каналов корпоративного портала Фонда для своевременного предоставления данных. Также рекомендуется проведение программно-технического переоснащения органов Фонда, приобретение большего числа рабочих станций, файловых серверов районного и областного уровня. Должна активно вестись работа по расширению пропускной способности каналов передачи данных, в том числе и по средствам перевода на VPN каналы.

Необходима модернизация основного и резервного центров обработки данных центрального аппарата Фонда, расширение перечня информационных услуг, оказываемых плательщикам страховых взносов через корпоративный портал Фонда, а также постоянное консультирование плательщиков по вопросам сдачи документов персонифицированного учета и статистической отчетности через портал.

Однако на сегодняшний день на исследуемом мной предприятии существует еще одна проблема, затрудняющая использование этой системы предоставления документов. Персонифицированный учет в «Кормянском потребительском обществе» формируется в бухгалтерской программе 1С «Бухгалтерия». Она обобщает данные для заполнения форм ПУ3. Однако для предоставления этих форм в электронном виде приходится вручную переносить данные в программу работы с электронно-цифровой подписью на корпоративном портале Фонда. Поэтому для совершенствования персонифицированного учета необходимо предусмотреть и разработать программы, с учетом действия которых происходил бы перенос данных из программы 1С «Бухгалтерия» на корпоративный портал Фонда.

Это позволило бы сэкономить время на формирование данных, исключить возможность ошибок при повторном заполнении форм ПУ3, снизило трудоемкость работы.

Таким образом, исследовав действующую практику учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению работников на предприятии и выявив актуальные в настоящее время проблемы, предлагается разработка программ для удобного ведения персонифицированного учета посредством переноса данных на корпоративный портал Фонда, а также расширение пропускной способности каналов передачи данных, проведение программно-технического переоснащения органов Фонда, модернизация основного и резервного центров обработки данных центрального аппарата.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Сущность социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации, независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Но обеспечить всех социальной защитой невозможно. Рассчитывать на поддержку социальной защиты в первую очередь могут немногие отдельные слои и группы населения наиболее уязвимые и нуждающиеся в ней.

Социальная политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основной субъект, координирующий эту деятельность в решении социальных проблем – государство.

Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создание системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведение соответствующей политики доходов.

Одной из важнейших составляющих государственного регулирования социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, достичь благополучия во всех сферах общества.

В целом, Республика Беларусь в процессе трансформационного перехода смогла не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др. Однако, многое еще предстоит сделать для того, чтобы система социальной защиты была развитой и эффективной. Именно в связи с этим система социальной защиты должна претерпеть серьезные изменения, вызванные необходимостью адаптации к новым экономическим, социальным и демографическим реалиям.

Учитывая многие существующие проблемы в сфере социальной защиты населения Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что основными направлениями совершенствования учета расчетов с ФСЗН являются:

· Необходимость в проведении пенсионной реформы, которая обеспечит адаптацию пенсионной системы республики к меняющимся условиям с учетом экономических, демографических и социальных процессов. В этом направлении целесообразно развивать так называемый «механизм отложенной пенсии», а также целесообразно рассмотреть вопрос увеличения пенсионного возраста.

· Развитие и совершенствование механизма предоставления адресной социальной помощи.

· сокращение «теневой» составляющей заработной платы, то есть наличие значительной численности неработающих официально и, соответственно не уплачивающие страховые взносы трудоспособного населения также уменьшают доходы бюджета Фонда;

· постепенный переход к равному участию нанимателя и работника в процессе формирования пенсионно-страхового капитала, предварительно восстановив полную стоимость рабочей силы посредством обоснованного увеличения оплаты труда, а также повышение удельного веса заработной платы в общих доходах населения;

· совершенствование работы с временно-свободными финансовыми ресурсами, то есть инвестирование средств социального страхования в экономику страны должно идти по многим направлениям, не ограничиваться лишь депозитами в банки и покупкой государственных казначейских обязательств. Нужны подготовленные люди, соответствующие структуры в Фонде но эти затраты правомерны и окупятся;

· формирование финансовых резервов, средства которого должны инвестироваться в высоколиквидные вложения. Необходимость в установлении жестких и точных правовых отношений между страховщиком в лице Фонда, страхователями и застрахованными для обеспечения наиболее полного соответствия между размерами страховых взносов и обязательствами Фонда;

· проведение мероприятий по осознанию и оценке социальных рисков физическими и юридическими лицами, принятие мер по их снижению;

· принять жесткие меры для обязательной регистрации граждан в системе персонифицированного учета с целью выявления долговременных неплательщиков страховых взносов либо стабильных плательщиков минимальных платежей в фиксированном размере.

В первом разделе курсовой работы были изучены теоретические и методологические основы бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, экономическая сущность, значение и виды расчетов по социальному страхованию, цели, задачи и принципы учета расчетов по социальному страхованию. Во втором разделе были изучены синтетический и аналитический учет, пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию.

 


 

Список использованных источников

 

 

1. Адаменкова, С. И. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика): учебное пособие / С. И. Адаменкова, О. С. Евменчик. – 3-е изд. доп. и перераб. – Минск: Элайда, 2005. – 568 с.

2. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб. пособие для вузов / В.П.Астахов. – М.: Юрайт, 2011. – 955 с.

3. Бухгалтерский учет: учеб. для вузов / П.Г. Пономаренко учебник / П.Г. Пономаренко [и др.]; под общей редакцией П.Г. Пономаренко – Минск: Выш. шк., 2014. – 543 с.

4. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: практ. пособие / Л.И. Кравченко, П.Г. Пономаренко, Н.В. Пузенко [и др.]; под ред. Л.И. Кравченко. – Мн.: ФУАинформ, 2010. – 728 с.

5. Винокурова, Т. П. Экономическая сущность налогов как объекта бухгалтерского учета и анализа и их классификация для целей управления / Т. П. Винокурова // Бухгалт. учет и анализ. – 2008. – №10. – С. 40 – 44.

6. Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011—2015 годы: утв. постановлением Советом Министров Респ. Беларусь от 29 июля 2010 № 1126 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

7. Мясникович, М. В. Государственное регулирование социальной сферы: учеб. пособие для вузов / М.В. Мясникович, Н.В. Антонова, О.Б. Хорошко. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2011. – 265 с.

8. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): принят Палатой представителей, одобрен Советом Респ. от 19 дек. 2002г., № 166-З (ред. от 26 окт. 2012 № 431-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

9. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): принят Палатой представителей, одобрен Советом Респ. от 30 дек. 2009 г., № 2/1623 (ред. от 26 окт. 2012 № 431-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

10. О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2012 год: Закон Респ. Беларусь от 30 дек. 2011 года №329-З: принят Палатой представителей 16 дек. 2011 года, одобрен Советом Респ. Беларусь 20 дек. 2011 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

11. О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2014 год: Закон Респ. Беларусь от 26 окт. 2012 г. № 430-З: принят Палатой представителей 2 окт. 2012 года, одобрен Советом Респ. Беларусь 10 окт. 2012 года // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

12. О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан: Указ Президента Респ. Беларусь от 18 март. 2012 г. № 136 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

13. О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь от 17 апр. 1992 г. № 1596-XII (ред. от 26 октября 2012 г. № 430-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

14. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: указ Президента Респ. Беларусь от 16 окт. 2009 г. № 510 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

15. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь от 06 янв. 1999 № 230-З (ред. от 19.07.2006 г. № 155-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

16. Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 29 фев. 1996 г. № 138-XIII (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

17. Об основах государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь от 31 янв. 1995 г. № 3563-XII (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

18. Об утверждении Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» // Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 25.01.1999 № 115 (ред. от 02 авг. 2012 г. № 730 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

19. Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-фонд (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о средствах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и указаний по ее заполнению // Постановление Национального статистического комитета Респ. Беларусь от 14 май 2011 № 85 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

20. Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-платежи (Минтруда и соцзащиты) «Отчет о платежах на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и указаний по ее заполнению // Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от от 14 май 2011 № 84 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

21. Перечень выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой): утв. постановлением М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь от 21 июля 2014 г., № 68 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2014.

22. Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: утв. Указом Президента Республики Беларусь 16 янв. 2009 № 40 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2014.

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.