Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сальдо внешней торговли




Сальдо внешней торговли представляет собой важный элемент конечного использования ВВП и определяется как разница между экспортом и импортом. В случае если сальдо внешней торговли положительно, то имеет место чистый экспорт.[5]

Анализ указанных показателей необходим для определения уровня экономического развития государства.


 

Глава II. Макроэкономические принципы анализа, основные задачи и инструменты макроэкономического регулирования

 

2.1. Понятие и принципы макроэкономического регулирования

 

Макроэкономическое регулирование проявляется через воздействие государства на основные экономические процессы, происходящие в стране. Таким образом, в данной главе следует рассмотреть принципы государственного регулирования экономики, которые основаны на макроэкономических исследованиях и анализ их результатов.[1]

Государству в экономике в настоящее время отведена роль регулятора рыночных процессов, активного хозяйствующего субъекта. В большинстве индустриально развитых стран доля государственного сектора в производстве товаров и услуг составляет около 20 %, а во Франции — 30%.

Большинство современных развитых экономик являются смешанными. Это означает, что саморегулирование дополняется регулированием общественного производства со стороны государства. Такое регулирование отличается от государственного управления централизованной экономикой.

В рыночной системе, или смешанной экономике, государство не вмешивается в жизнь самостоятельных предприятий, допуская лишь правовое и макроэкономическое регулирование рынка (прежде всего с помощью таких хозяйственных рычагов, как деньги, налоги, бюджет, кредит и т.д.).[3]

Макрорегулирование рыночной экономики осуществляется в интересах общества в целом и предполагает проведение государством активной экономической и социальной политики

Государственное регулирование экономики основано на следующих принципах:

1) принцип научной обоснованности - учет требований объективных экономических законов, а также реалий экономической, политической, социальной жизни общества;

2) принцип согласования интересов - государственное регулирование экономики должно быть механизмом согласования интересов различных субъектов экономики: общегосударственных, региональных, групповых (предпринимателей и работников; потребителей и производителей т.д.), индивидуальных интересов;

3) принцип системности - учитывая тот факт, что функционирование национальной экономики как большой сложной системы предполагает существование различных уровней и элементов, государственное регулирование экономики, охватывая различные объекты, должна исходить из системных принципов в решении экономических, политических, социальных, научно-технических, внешнеэкономических, культурных, экологических и других проблем;

4) принцип целенаправленности - государственное регулирование экономики должно быть направлено на достижение конкретных стратегических целей общества путем решение текущих задач и решения текущих проблем, возникающих в функционировании и развитии экономической системы общества;

5) принцип приоритетности - выделение основных социально-экономических проблем развития страны, на решение которых государству принадлежит сосредоточить свои текущие усилия (ввиду ограниченности имеющихся государственных ресурсов - финансовых, материальных, трудовых, информационных и других);

6) принцип комплексности - необходимость использования государством всего арсенала средств и инструментов, которые есть в ее распоряжении (правовых, экономических, административных, прямых, косвенных; неформальных);

7) принцип альтернативности - учет в принятии решений возможностей различных вариантов развития экономики;

8) принцип адаптации - государственное регулирование экономики должно основываться на непосредственной оценке результатов оперативного анализа и корректировки влияния государства на социально-экономические процессы в зависимости от внутренних или внешних условий развития страны;

9) принцип минимальной достаточности - государство должно выполнять только те функции, реализацию которых не может обеспечить рынок; причем функции государственного управления должны определенным образом распределяться - на высших его уровнях предстоит решать те проблемы, которые не могут быть решены на низших;

10) принцип эффективности - управление экономикой обязаны осуществлять специальные органы государственной власти и управления с четко определенными правами, компетенцией и обязанностями путем использования определенных рычагов, адекватных целям и ситуации, сложившейся с обеспечением оптимального соотношения между расходами на содержание государственного управленческого аппарата и результатам государственного вмешательства в экономику.

Дальнейшее развитие рыночного хозяйства порождает новые явления в экономике, а именно: цикличность общественного производства, высокий уровень монополизации и интернационализации, значительные экономические и социальные требования к результатам производства. Это в значительной степени ограничивает регулирующие возможности самого рыночного механизма. Эти ограничения, с учетом рассмотренного выше, можно охарактеризовать следующим образом.[6]

Во-первых, рыночный механизм в этих условиях самостоятельно уже не может противостоять таким негативным явлениям макроэкономического уровня, как затяжной спад производства, высокий уровень долгосрочной инфляции, чрезмерный уровень безработицы. Во-вторых, рыночный механизм не может самостоятельно обеспечивать удовлетворение всех общегосударственных нужд, поскольку он реагирует на те из них, которые оказываются через платежеспособный спрос. В-третьих, рыночный механизм не может устранить или минимизировать такие побочные негативные эффекты, как поляризация населения по уровню его доходов, чрезмерное развитие отдельных регионов, нарушение экологических условий жизни людей и т.д.

Эти негативные явления, как уже становится понятным, могут быть компенсированы только через специальный государственный механизм.
В этом механизме важное место занимает воспроизводства совокупного капитала: государство решает такое важное глобальное экономическое задачи, как развитие всей экономической системы общества. Без широкомасштабного вмешательства государства в экономику во всех сферах общественного воспроизводства современная экономическая система не смогла бы существовать. Поэтому государство объективно вынуждена исполнять роль субъекта регулирования через реализацию определенных экономических функций.[4]

Следовательно, необходимость государственного регулирования экономики обусловлена экономическими функциями государства.

Определим и рассмотрим их. В контексте данного вопроса необходимо обратить внимание на тот факт, что существуют различные точки зрения разных ученых относительно определения экономических функций государства в управлении экономикой. Однако, также следует отметить, что принципиальных различий и различий между ними нет.
Так, в экономической литературе выделяются следующие основные экономические функции государства в управлении экономической системой общества:

- определять главные цели и приоритеты макроэкономического развития страны, исходя из состояния экономики и перспектив ее развития (разработка стратегии социально-экономического развития страны; определение экономических ресурсов, необходимых для ее реализации; определение приоритетных направлений социально-экономического развития страны);

- разрабатывать и утверждать правовые аспекты функционирования экономической системы общества, которые закрепляют права собственности, регламентирующих деятельность предприятий и регулируют товарно-денежные отношения между субъектами рынка;

- обеспечивать макроэкономическую стабилизацию экономики, в частности обеспечивать устойчивый экономический рост, стабильный уровень цен, достижение полной занятости;

- стимулировать экономический рост и экономическое развитие страны;

- осуществлять целенаправленное воздействие на экономическую деятельность субъектов хозяйствования через систему таких экономических регуляторов, как государственный бюджет, налоги, кредит, деньги, цены, заработная плата и т.д.;

- защищать конкуренцию и в соответствии с этим разрабатывать, внедрять и осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

- корректировать социальные параметры общества через установление социальных гарантий минимального уровня заработной платы, различных льгот при налогообложении доходов и т.п.;

- заниматься организацией и финансированием производства таких “общественных товаров” (“коллективных благ”), как благоустройство населенных пунктов, строительство дорог, трубопроводов, энергетических сетей, содержание армии, обеспечения внутренней безопасности, а также услуг науки, образования, культуры, медицины, реализацию крупных НИОКР и прочее;

- учитывать и регулировать так называемые “побочные эффекты” (“внешние эффекты”). “Побочный” (“внешний”) эффект - это перемещение некоторых затрат или выгод, связанных с производством и потреблением определенных товаров, к субъектам, которые не являются их непосредственными производителями (продавцами) и потребителями (покупателями);

- регулировать внешнеэкономические отношения страны через систему государственных мероприятий;

- решать глобальные проблемы.

Американские ученые, авторы учебника “Экономикс” К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю выделяют следующие экономические функции государства.

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы с целью содействия эффективному функционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение доходов и богатства.

4. Корректировка распределения экономических ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.

Некоторые украинские экономисты ставят упор на таких функциях государства, как:

- определение цели и приоритетов макроэкономического развития;

- реализация социальных ценностей;

- регулирование экономической деятельности, направленное на выравнивание совокупного спроса и предложения;

- защита конкуренции;

- перераспределение доходов, направленный на устранение чрезмерных различий в уровне доходов различных слоев и групп населения, присущих рыночной системе;

- финансирование “общественных благ”;

- регулирование внешнеэкономических отношений и валютного рынка;

- стабилизация экономики, которая обеспечивает полную занятость и стабильный уровень цен.

Хотя, как видим, экономисты называют неодинаковое количество экономических функций государства в условиях рынка, однако суть их в принципе сводится к одному: в современной экономической системе общества есть много социально-экономических проблем, неподвластных рынка, решение которых возможно лишь при государственном вмешательстве.[2]

Таким образом, на основе выше сказанного, можно констатировать наличие и выполнение государством таких экономических функций, как: создание правовой базы; защита конкуренции; обеспечение макроэкономической стабилизации экономики; распределение и перераспределение экономических ресурсов и результатов общественного производства и доходов; производство “общественных товаров”; минимизация негативных экстерналий; защита национальных экономических интересов.

 

 

2.2. Значимость практического применения принципов макроэкономического регулирования

 

Из написанного выше можно сделать вывод, что макроэкономическое регулирование очень важно для благополучия государства. Рассмотрим яркий пример из истории. Во время Великой Депрессии (мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 году и продолжавшегося до 1939 года), макроэкономическое регулирование помогло наиболее пострадавшей от экономического спада стране (США) восстановить экономику.

В 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945), в предвыборный штаб которого входил приглашенный из Англии Дж.М. Кейнс. К этому моменту положение в США было чрезвычайным. Для выхода из него требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс Рузвельта». Несмотря на то, что «Новый курс» не был заранее обдуманной системой нововведений, он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса».

Отрицая политику «грубого индивидуализма» Гувера, президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами.

Теоретической базой «Нового курса» стало статьи выдающегося английского экономиста Джона М. Кейнса. В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие государства в регулировании хозяйственной жизни.

Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.

В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный — с 1933 до 1935 гг. и второй этап — с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево. Этапы “Нового курса Рузвельта”:

Конкретные мероприятия «Нового курса» следующие:

1. Прежде всего, началось спасение банковской и финансовой систем. Для их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. В Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функции и получение правительственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только благополучным, т.е. наиболее крупным банкам. К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резервной системы. Было объявлено о государственном страховании частных депозитов.

2. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара.

3. Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов — закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Этот закон вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела:

Первый - предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма;

Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительными — на них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.[1]

В числе других мер борьбы с безработицей были — создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18—25 лет.

Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день.

Второй важный закон — закон о регулировании сельского хозяйства — Конгресс США принял в начале 1933 г. в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В их числе:

1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсации и премию.

2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.

3. Инфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, ремонетизировать серебро, выпустить на 3 млрд. долл. Казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 г. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Таким образом, удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе – доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом.

Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США. Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали приверженцы старых методов антирабочего законодательства — представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон.

В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как переход к централизованному планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не полностью принимал предложения экономиста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалансированного бюджета. Только в 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что «бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся».

Активная политика государственного вмешательства позволила США преодолеть кризисное состояние экономики. К 1937 г. по основным экономическим показателям Америка вышла на отметку 1929 г.

В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок, а Дж. М. Кейнс (еще до выхода его знаменитой книги в 1936 году) получил мировое признание.[5]

Таким образом, макроэкономическое регулирование помогло стране справиться с сильнейшим кризисом. Но, конечно, стоит учитывать тот факт, что одни и те же методы могут быть как менее, так и более эффективны, в зависимости от экономической ситуации и огромного количества других факторов. Таким образом, снова приходим к выводу, что грамотный макроэкономический анализ является чрезвычайно важным элементом в государственном регулировании.


 

Глава III. Основные теоретико-методологические принципы построения системы национальных счетов. Назначение, структура и функции СНС

3.1. Теоретические основы системы национальных счетов

 

В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов.

Система национальных счетов (СНС) — свод балансовых экономических таблиц, отражающих расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров и их доходы от результатов хозяйственной деятельности.

Структура СНС:

1) сводные счета ВВП, капитальные вложения, доходы и расходы домохозяйств и госучреждений и внешнеэкономических операций;

2) балансовые таблицы, расшифровывающие сводные показатели.

Роль СНС — это упорядочивание информации о хозяйственной деятельности. СНС не проводит различий между материальным и нематериальным производством и учитывает все оплаченные товары и услуги. СНС не учитывает производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего пользования и производство промежуточного продукта, потребляемого внутри бизнеса.

На базе системы национальных счетов рассчитываются следующие макроэкономические показатели:

1. ВВП (валовый внутренний продукт) — стоимость товаров и услуг, произведенных в стране за год всеми субъектами экономической деятельности независимо от национальной принадлежности.

Основными принципами расчета ВВП являются:

1) исключение двойного счета, т.е. учет конечных, а не промежуточных товаров.

Конечные продукты – товары и услуги, которые покупаются для конечного использования, а не для дальнейшей обработки, переработки или перепродажи. Поскольку многие продукты продаются несколько раз, прежде чем войдут в конечный продукт, учет стоимости промежуточных товаров приведет к многократному завышению стоимости ВВП;

2) исключение из расчета непроизводительных сделок, т.е. тех сделок, за которыми не стоит увеличение производства товаров и услуг.

Непроизводительными сделками являются:

• чисто финансовые сделки. Они бывают трех видов:

1) купля-продажа ценных бумаг; 2) государственные трансфертные (переводные) платежи, выплачиваемые государством отдельным категориям граждан (выплаты по социальному страхованию, по безработице, пенсии, пособия, стипендии); 3) частные трансфертные платежи, например разовые дары от родственников, ежемесячные субсидии студентам от своих родителей;

• продажа подержанных вещей. Каждая вещь должна быть учтена при расчете ВВП только один раз. Если учитывать все сделки по перепродаже подержанных вещей, то это приведет к завышению объема годового производства.

Цели использования ВВП:

- во-первых отметим, что именно ВВП является исходным показателем всей системы национальных счетов. Прочие показатели получаются из ВВП расчетным образом: путем прибавления к нему или вычитания из него определенных компонентов. Кстати, именно поэтому ВВП обычно подсчитывается более оперативно, чем иные макроэкономические показатели. Для экономиста-практика это обстоятельство имеет важное значение, поскольку для принятия верных решений очень важно знать, что происходит в экономике страны в данный момент, а любая задержка поступления информации грозит ошибками.[5]

- во-вторых, динамика ВВП является важнейшим показателем состояния конъюнктуры в стране: циклических колебаний экономической активности, глубины структурных и иных кризисов и т.п.

По существу падение или рост ВВП служит основным критерием перехода экономики от кризиса к подъему и наоборот. В частности, практиками давно замечено, что о перемене тенденций в экономике можно уверенно говорить, если объем ВВП три квартала подряд изменяется в одном и том же направлении (три квартала растет, или три квартала падает). В России такой поворотный пункт выхода из затянувшегося кризиса трансформации экономики был пройден в 2000 г.

- в-третьих, ВВП используется для анализа проблем денежного обращения и инфляции.

Нормальное выполнение функции денег как средства обращения возможно только при наличии определенных пропорций между размерами денежной массы и массы товаров и услуг в экономике.
Из всех показателей системы национальных счетов именно ВВП больше других приспособлен для оценки массы товаров и услуг, произведенных в стране. Прочие показатели отличаются более высокой степенью очистки от двойного счета, что само по себе хорошо, но не позволяет оценить, на какую общую сумму в экономике совершаются акты купли-продажи. Значит, сложно становится сопоставлять с ними и обращающуюся в стране денежную массу.

- в-четвертых, ВВП является наиболее часто употребляемым мерилом уровня развития страны и уровня жизни в ней. Для этого чаще всего используется показатель ВВП в расчете на душу населения.

2. ЧВП (чистый внутренний продукт) — представляет собой ВВП за вычетом амортизационных отчислений. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производ­ственные возможности будущих периодов:

ЧВП = ВВП – сумма амортизационных отчислений.

Та­ким образом, в ЧВП включаются только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит в ВВП. Амортизация отражает запас капитала, который использовался в текущем году.

3. НД (национальный доход) — величина доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП.

Структура НД является важнейшим показателем распределения доходов разных слоев населения и социальной стратификации общества.
Основными компонентами НД являются:

1. Вознаграждение за труд.

2. Доходы некорпорированного сектора (мелких производителей).

3. Доходы от собственности.

Для определения показателя общего объе­ма заработной платы, процента, прибыли и ренты, т.е. платежей, получен­ных при производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладыва­ет в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика эко­номических ресурсов. Таким образом, мы получаем показатель националь­ного дохода (НД). С точки зрения собственников ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за теку­щий период.[1]

НД = заработная плата + прибыль + дивиденд + рента + проценты.

4. ЛД (личный доход) — сумма, используемая для личного потребления населения, отражающая перераспределительные процессы в национальном доходе.

ЛД = НД – (налоги + объем нераспределенной прибыли корпораций) + (взносы на социальные страхования + трансфертные платежи населению).

Доходы домохозяйств не сводятся только к доходам от реализации факторов производства.

Значительную роль играют разнообразные пособия и дотации, получаемые разными слоями населения от государства:

• пособия по безработице,

• пособия по нетрудоспособности, бесплатные и льготные лекарства и другие платежи системы социального страхования,

• пенсии, стипендии и т.п.

Одновременно, само население платит государству известные суммы неналогового характера. Например, взносы в пенсионный фонд не являются налогами, поскольку они возвращаются к плательщику, но тем не менее уменьшают реальный размер дохода, находящегося в настоящий момент в распоряжении домохозяйств. Наконец, разнообразные частные трансферты (дарения, спонсорство, благотворительность и т.п.) увеличивают доходы одних лиц и снижают у других.

5. НБ (национальное богатство) — это совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

Фактически речь идет о стоимостной оценке всего богатства страны, в какой бы форме оно ни выступало. В его состав, в частности, входит следующее:

1. Невоспроизводимое имущество:

• Сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли.

• Полезные ископаемые.

• Исторические и художественные памятники и произведения.

2. Воспроизводимое имущество:

• Производственные активы (основной и оборотный капитал).

• Непроизводственные активы (имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций).

3. Нематериальное имущество:

• Интеллектуальная собственность (патенты, торговые марки, объекты авторского права и т.п.).

• Человеческий капитал (продукты сферы услуг, в частности, образование, здравоохранение, юриспруденция и т.п., овеществившиеся в знаниях, профессиональных навыках и здоровье населения, а также в эффективной институциональной структуре общества).

4. Сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к зарубежным странам.

В теоретическом плане главными особенностями показателя национального богатства является то, что в нем:

1. Учитываются все имеющиеся в стране экономические блага по состоянию на определенную дату, а не созданные за определенный период.

2. Значительную часть национального богатства составляют природные блага (земля, полезные ископаемые и т.п.), не являющиеся результатом хозяйственной деятельности человека. Их стоимость связана с уровнем развития экономики, причем эта взаимосвязь имеет очень сложный характер.
Стоимость одних природных благ растет, а других падает в ходе технического прогресса.

Скажем, стоимость залежей урановых руд после изобретения атомной бомбы и появления атомных электростанций резко выросла, в то же время стоимость дров как энергоносителя упала.

3. Только с помощью показателя национального богатства делается попытка комплексно учесть нематериальное имущество.

 

 

3.2. Соотношение основных показателей в СНС

 

Как уже отмечалось, основными показателями в СНС выступают три показателя совокупного продукта: валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).

Содержательное отличие ВВП (Gross Domestic Product – GNP) от ВНП (Gross National Product – GDP) уже было рассмотрено ранее. Величина ВНП отличается от величины ВВП на величину чистых факторных доходов (ЧФД):

ВНП = ВВП + ЧФД

Соответственно,

ВВП = ВНП – ЧФД

Величина чистых факторных доходов представляют собой разницу между доходами, полученными гражданами (резидентами) данной страны на принадлежащие им (национальные) факторы производства в других странах и доходами, полученными иностранцами (нерезиденты) на принадлежащие им (иностранные) факторы производства в данной стране. Эта разница может быть как положительной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП), так и отрицательной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, тогда ВВП больше ВНП).

Что касается ЧНП (Net National Product – NNP), то в отличие от ВНП, который характеризует национальный объем производства, этот показатель характеризует производственный потенциал экономики, поскольку он включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧНП, следует из ВНП вычесть амортизацию: ЧНП = ВНП – А. ЧНП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам.

ЧНП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (I net) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)

ЧНП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги

Национальный доход (National Income - NI) - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е. сумма факторных доходов. Его можно получить: а) либо, если из ЧНП вычесть косвенные налоги: НД = ЧНП – косвенные налоги; б) либо, если просуммировать все факторные доходы:

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций

Личный доход (Personal Income - PI), в отличие от национального дохода, является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы рассчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т.е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД:

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям или ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям

Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход (Disposal Personal Income – DPI) – это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь, подоходных) налогов:

РЛД = ЛД – индивидуальные налоги

Домохозяйства тратит свой располагаемый доход на потребление (consumption - С) и сбережения (saving - S):

РЛД = С + S

Различают следующие виды сбережений:

1) личные сбережения (personal savings) или сбережения домохозяйств, которые могут быть подсчитаны как разница между располагаемым личным доходом и расходами на личное потребление:

S personal = РЛД – С;

2) сбережения бизнеса (savings of business), включающие амортизацию и нераспределенную прибыль корпораций, которые служат внутренними источниками финансирования и основой для расширения производства;

3) частные сбережения (private savings), т.е. сбережения частного сектора, состоящие из суммы сбережений домохозяйств и сбережений фирм, т.е. суммы личных сбережений и сбережений бизнеса:

S private = S personal + S business;

4) государственные сбережения (government savings), которые имеют место в случае излишка (положительного сальдо) государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают расходы.

S government = доходы бюджета – расходы бюджета > 0.

К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др.:

Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.

Сальдо бюджета = доходы бюджета – расходы бюджета

5) национальные сбережения (national savings), которые представляют собой сумму частных сбережений и государственных сбережений:

S national = S private + S government

6) сбережения иностранного сектора (foreign sector savings) имеют место в случае дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса данной страны, когда импорт превышает экспорт, т.е. чистый экспорт отрицателен. Это означает, что доходы иностранного сектора от продажи своих товаров и услуг данной стране (для данной страны это расходы по импорту) превышают расходы на покупку товаров и услуг данной страны (для нее – это доходы от экспорта):

S foreign = Im - Ex > 0

Сумма сбережений всех секторов (частного, государственного и иностранного) равна величине совокупных инвестиций

I = S private + S government + S foreign = S + (T – G) + (Im – Ex)

Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста. Для характеристики уровня благосостояния, как правило, используются такие показатели как а) величина ВВП на душу населения (GDP per capita), т.е. ВВП / численность населения страны; или б) величина национального дохода на душу населения (NI per capita), т.е. НД / численность населения страны. Для обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах США.[3]

Однако эти показатели весьма несовершенны и не в состоянии точно отразить качество жизни. Их основные недостатки заключаются в том, что:

1) они усредненные (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю);

2) они не учитывают многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину НД на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.);

3) они игнорируют разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров);

4) они не учитывают негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т.п.).

В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 году два американских экономиста – лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз (соавтор лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона в написании всемирно известного учебника «Экономикс») – предложили методику расчета показателя, названного «Чистое Экономическое Благосостояние» (Net Economic Welfare). Этот показатель включает в себя стоимостную оценку всего, что улучшает благосостояние, но не учитывается в ВВП (value of goods) (например: количество свободного времени для повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования; труд на себя; улучшение уровня и качества медицинского обслуживания, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т.п.).

Но при расчете этого показателя из величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни, снижает уровень благосостояния (value of bads), (например: уровень заболеваемости и смертности, качество образования, продолжительность жизни, уровень преступности, степень загрязнения окружающей среды, негативные последствия урбанизации и т.п.).

Таким образом, в настоящее время система национальных счетов способна дать более близкую к реальному состоянию экономики государства картину его экономического развития.


 

Заключение

 

В ходе написания курсовой работы была изучена методология макроэкономического анализа и рассмотрена возможность практического применения его результатов. Актуальность исследуемой темы была доказана на примере рассмотрения влияния макроэкономического регулирования на благосостояние государства. Оценка влияния макроэкономического регулирования экономики показала, что используемые государством методы могут быть крайне эффективными. Методы макроэкономического анализа являются главным инструментом в вопросах регуляции экономики государством. На основе таких исследований разрабатываются и воплощаются в жизнь различные государственные программы, что делает их чрезвычайно значимыми. Однако для положительного эффекта важно проанализировать экономическую ситуацию и принять грамотное решение относительно выбора методов регулирования.

Также, проведенные в данной курсовой работе исследования, позволили сделать вывод, что:

1) Макроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

2) Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение.

Макроэкономика анализирует поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика изучает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.

3) Основными специфическими методами исследования в макроэкономике являются агрегирование и моделирование. Агрегирование - укрупнение экономических показателей посредством их объединения в единый общий показатель (создание агрегатов, совокупных величин). Моделирование — это описание экономических процессов или явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов с целью выявления функциональных зависимостей между ними.

4) Государственное регулирование экономики способно как вывести страну из кризиса, так и наоборот, привести к упадку в экономике страны. Зависит все от правильности анализа и выбора методов государственного регулирования экономики.

Подводя итог написанному выше, можно сделать вывод, что макроэкономика является важной наукой. При помощи макроэкономического анализа можно выявить проблемные сферы в экономике страны и направить все внимание на них для дальнейшего устранения этих проблем. Также можно увидеть и общий уровень развития государства, темпы роста экономики или, наоборот, замедление ее развития, что также может послужить сигналом к дальнейшим действиям государства по регулированию национальной экономики.


Список использованной литературы

1) Агапова, Т.А Макроэкономика. Учебник/Т.А. Агапова, Серегина С.Ф. - М.: МГУ им.М.В.Ломоносова, Изд-во «Дело и Сервис», 2013. - 416 с.

2) Богомолов В.А., Богомолова А.В. Антикризисное регулирование экономики. 4-е изд. Теория и практика: Учеб. Пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 258с.

3) Ивашутин, А.Л. Макроэкономика: учебное пособие. / А.Л. Ивашутин– Минск: Амалфея, 2014. – 340 с.

4) Институт современного развития. Экономический кризис в России: экспертный взгляд // Вопросы экономики. — 2012. — № 4., 2013. — 288 с.

5) Калинин С.А. «Взаимосвязь истории экономики и экономических учений. Теория как инструмент мышления». Приложение 2// Учебное пособие. Москва/ВГИК 2013. – 155с.

6) Макконнелл, К. Экономикс: принципы, проблемы и политика: учебник / К. Макконнелл, С. Брю. – 17-е изд. – Москва, 2013. – 970 с.

7) Медников В.В., Маховикова Г.А. Экономические теории и экономическая политика зарубежных стран. Часть 5. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2013. – 601с.

8) Селищев А.С. Макроэкономика: Учебник./ А.С. Селищев - СПб.: Изд-во «Питер», 2012. - 448 с.

9) Экономическая теория: в 2-х ч. Ч. 1 / под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск, 2013.– 261 с.

10) Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Идеология экономической политики. 2012. – 522с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.196 сек.