Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности уровневой дифференциации на уроках окружающего мира в начальной школе




Наиболее часто в начальной школе на уроках окружающего мира используется уровневая дифференциация. При которой ученики, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований

Рассмотрим несколько видов уровневой дифференциации.

1. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов, разработанная В.В. Фирсовым. [10, с.123]

В данном подходе предлагается введение двух стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику)и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, который должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Концептуальные положения:

- Базовый уровень нельзя представить в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и контролю, за их достижением.

- Совокупность планируемых обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима.

- Обязательность базового уровня означает, что вся система планируемых обязательных результатов обучения должна быть заранее известна и понятна школьнику.

-Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленностей.

-Признание права ученика на выбор уровня обучения.

Новая психологическая установка для учащихся: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

Данный подход предусматривает:

-наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый;

-система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют)

-наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки.

Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову-это систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём организации пересдачи зачётов.

Оценивание знаний

Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является её органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников. Альтернативной традиционному способу оценки «вычитанием» является оценка «методом сложения», критерии более высоких уровней строятся на базе учёта того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачётов.

Предусматривается: (Приложение 3, 7)

-тематический контроль;

- полнота проверки обязательного уровня подготовки;

-открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

-оценка методом сложения;

-повышенные оценки за достижение сверх базового уровня;

- «закрытие» пробелов.

2. По- своему подошёл к проблеме дифференцированного обучения Н.П.Гузик. [3, с. 69]

Он назвал свою систему Комбинированной системой обучения», имеющей две отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.

Уроки по каждой учебной теме составляют 5 типов, следующие друг за другом.

1. Уроки общего разбора темы.

2. Комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся.

3. Уроки обобщения и систематизации знаний;.

4. Уроки межпредметного обобщения материала;

5. Уроки – практикумы.

Учитель организует уровневую работу учащихся на уроке, на всех этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН

Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности. (Приложение 1)

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их, ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Его должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе.

Задания программы «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приёмами учебной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных задач в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют основное знание,показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объём сведений, помогает глубже понять основной материал.

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приёмами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, даёт развивающие сведения, углубляющие материал, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребёнку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

При повторении материала применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий;

Выбор программы изучения предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого учащегося) Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.

3.Педагогическая технология основы проектирования учебного процесс.(В.М.Монахова) [6, с. 46]

В технологии В.М.Монахова определены три главных объекта проектирования учебного процесса:

- Технологическая карта (ТК);

- Информационная карта развития учащихся (ИКРУ);

- Информационная карта урока (ИКУ)

Технологическая карта -«паспорт» проекта учебного процесса. В ней представлены пять компонентов: целеполагание, диагностика, дозирование домашнего задания, логическая структура учебного процесса, коррекция.

Остановимся подробнее на компонентах технологической карты.

1. Целеполагание – это система микроцелей. Они формулируются в форме: «знать», «уметь», «понимать».

С точки зрения В.М. Монахова, в педагогической технологии гарантируется конечный результат обучения: он задаётся в виде самостоятельной работы (СР)

2. Сущность блока «Диагностика» излагается в виде правил:

Первое правило: СР состоит из двух типов заданий: задания на уровне образовательного стандарта, задания на повышенном уровне;

Второе правило: СР имеет четыре задания: два – на уровне стандарта, два – на повышенном уровне;

Третье правило: Общий вид самостоятельной работы представлен таким образом: (Приложение 2)

- два задания на уровне требований образовательного стандарта;

- задание на уровне требований к оценке «хорошо»;

- задание на уровне требований к оценке «отлично».

Четвёртое правило: Два первых задания должны быть одинаковы по трудности, просты и абсолютно

Пятое правило: Каждый ученик обязан достигнуть уровня стандарта, а далее он имеет право или оставаться на этом уровне, или двигаться дальше;

Шестое правило: Задание №3 на «хорошо» должно быть более трудным, чем задания №1, №2;

Седьмое правило: Задание №4 на «отлично» должно быть труднее, чем задание №3.

Система оценок успехов учащихся.

- Ошибки в заданиях №1 и №2 – ученик попадает в группу коррекции;

- выполнено задание №1 или №2 – даётся дозированный объём заданий в блоке «Дозированное домашнее задание»;

- выполнены задания №1 и №2 – ученик получает «зачёт» («удовлетворительно»- что означает: «ученик удовлетворяет требованиям государственного стандарта».)

3.Дозирование домашнего задания. Цель данного блока -гарантированно подготовить ученика через самостоятельное выполнение определённого объёма системы упражнений к диагностике, преодоление перегрузки учащихся.

4.Логическая структура учебного процесса – цепочка уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей., соответствующих главным вопросам темы. Заканчивается каждый отрезок выполнением самостоятельной работы.

5.Коррекция рассчитана на учащихся, которые не получили «зачёт» на диагностике, т.е. не достигли уровня стандарта.

Главное достоинство педагогической системы В.М.Монахова заключается в том, что она гарантирует достижение конечного результата обучения, рассматривает школьника как равноправного участника учебного процесса, учитывает его возрастные и индивидуальные особенности.

Во всех случаях смысл уровневой дифференциации сводится к тому, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, методы и формы обучения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.