1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Текст]// - М.: Просвещение. - 2010.
Литература
2. Гончаров Н. К. О введении фуркации в старших классах средней школы [Текст]// Вопросы педагогики: монография. М., 1960.
3. Гузик Я.Я. Учить учиться. [Текст]/ - М., 1981.
4. Границхая А, С.Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. -[Текст]/ М: Просвещение, 1991.
5. Современное дифференцированное обучение [Электронный ресурс] – Гришенко Л.Н. – Режим доступа http://nsportal.ru.
6. Гроот Р. Дифференциация в образовании. – Директор школы. – 1994. №5, 6.
7. Монахов В.М. Технологические основы проектирования учебного процесса. -[Текст]/ Волгоград: Перемена, 1995.
8. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в
современной школе - [Текст]/ – М.; Институт практической психологии; 1998
9. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.
10. Унт И.Э. -[Текст]/ - М.: Педагогика, 1990.
11. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. -[Текст]/ - М., 1994.
12. Шадриков В.Д.Психология деятельности и способности человека. -[Текст]/ - М., 1996.
13. Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития учащихся. -[Текст]/ – Киев, 1992.
14. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе -[Текст]/М.: Сентябрь, 1996
Справочные издания:
15. Российская педагогическая энциклопедия, [Текст]/ М, Научное общество, 1993, т. 1
16. Педагогическая энциклопедия: В 2-х т.[Текст] /Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1964. Т.1.
Приложение
Содержание:
Приложение 1. Конспект "Когда ты станешь взрослым?"...........................1
Приложение 2. Конспект "Сохраним природу для потомков"...................10
Приложение 3. Конспект "В березовой роще. В низине"..............................21
Приложение 4. Конспект "Кровь. Значение крови".....................................30
Приложение 5. Использование различных приемов дифференцированного обучения......................................................................43
Приложение 6. Дифференцированные задания для учащихся 2 класса к курсу окружающего мира А.А.Плешакова....................................................47
Приложение 7. Дифференцированные задания для учащихся 3 класса (1-3) к курсу окружающего мира А.А.Плешакова..........................................................49
Приложение 1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ: окружающий мир
Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Яшинина Надежда Андреевна
КЛАСС: 1 «В»
ТЕМА УРОКА:"Когда ты станешь взрослым?"
РЕСУРСЫ: УМК «Планета знаний» Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов; раздаточный материал
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ЦЕЛЬ УРОКА: расширить знания учащихся о профессиях;
ЗАДАЧИ:
Обучающая: создать условия для формирования представлений детей о времени, об изменении, происходящих с человеком и окружающим миром;
Развивающая: развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру, показать его разнообразие, через беседу и работу с иллюстрацией.
Воспитывающая: воспитать интерес к окружающем миру через познавательный материал
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД):
Коммуникативные УУД (КУУД): умение отвечать на вопросы в устной форме; интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество.
Регулятивные УУД (РУУД): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; усвоение качества уровня знаний.
Личностные УУД (ЛУУД): собственное отношение к природе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД (ПУУД): формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
№п/п
Этап урока и его цель.
Примерное время проведения
Деятельность учителя
(Содержание учебного материала)
Деятельность учащихся
(виды деятельности)
Формируемые универсальные учебные действия
1.
Оргмомент.
Цель: смотивировать детей для работы на уроке
1 минута
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Андреевна. Сегодня, я проведу у вас урок окружающего мира. Я вам желаю успехов и с рабочим настроением садимся и начинаем урок.
Приветствуют учителя. Садятся.
РУУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.
Актуализация знаний
Цель: проверить ранее усвоенный материал; проверить домашнее задание
10 минут
- Кто в дни болезни
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней.
- Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
- Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
- Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак!
- Что общего у этих слов?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с профессиями, узнаем новые профессии. А ещё нам предстоит выяснить, от чего зависит окружающий мир в будущем.
-доктор
-учитель
-повар
-шофер
-это все профессии
КУУД:
умение отвечать на вопросы в устной форме
ПУУД:
Формулирование проблемы
ЛУУД:
Собственное отношение к природе
КУУД:
умение отвечать на вопросы в устной форме
4.
Изучение нового материала.
Цель: узнать новый материал
25 минут
Физкульминутка
-Посмотрите на фотографию, когда вы были маленькими. Когда вы были такими маленькими?
- Кто вы сейчас?
- Когда вы станете взрослыми?
А) – Работа по учебнику: с. 20 – 21.
- Откройте учебники на с. 20 и прочитаем текст.
- А кем бы вы хотели стать в будущем?
- Конечно, каждый человек не должен стать бездельником, а обязан выбрать дело в жизни, профессию.
- Ребята, как вы думаете, какая профессия всех главней. Важней?
Б) – Чтение стихотворения учителем Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла».
(Картинки на доске).
- Люди, каких профессий здесь нарисованы?
Вывод: Все профессии важны, все профессии нужны.
В) - Первичное закрепление материала:
(Класс делю на 3 группы с относительно одинаковым уровнем умственного развития. Каждой группе учащихся даю дифференцированное задание.)
1 группа: Дети с очень низким уровнем усвоения знаний получают следующее задание.
- Посмотрите на рисунки на с.20
- Люди, каких профессий здесь нарисованы? (Учитель, художник, повар, врач, водитель, шофёр).
2 группа:Дети с низким уровнем усвоения знаний получают листок – карточку с заданием.
-Закончите предложение. Найдите нужное слово и соедините его стрелочкой.
Тракторист водит _______. маляр
Стены выкрасил ________. шахтёр
В шахте трудится _______. тракторист
3 группа:Дети со средним уровнем усвоения знаний работают с тестами:
1. В каком возрасте человека можно назвать взрослым?
А) в 8 лет
Б) в 14 лет
В) в 25 лет
2. Кто готовит пищу?
А) продавец
Б) врач
В) повар
3. Кто доставляет людей к месту работы?
А) строитель
Б) инженер
В) шофёр
-Давайте встанем и немного отдохнем.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
Г) – Теоретическое углубление знаний.
- Знакомство с другими профессиями.
- Отгадайте загадки, узнайте профессию:
Он не летчик, не пилот
Он ведет не самолет,
А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это?
-Ножницы, шампунь, расческа - Всем я делаю прически, Стригу и взрослых, и детей. Отгадай меня скорей!
-По квартирам и домам.
Много писем, телеграмм Он приносит адресатам. Как зовут его, ребята?
-Ходят шумно поезда.
И сигналят иногда Нам гудками или свистом, А ведут их...
-Наведет стеклянный глаз, Щелкнет раз –
И помнит вас.
-Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
-С огнём бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
-Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад.
-На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака.
- Ребята, какая профессия всех главней, важней?
Вывод:Все профессии важны, все профессии нужны.
- Ребята, в будущем, конечно, каждый из вас станет взрослым, выберет профессию. А как вы думаете, изменится ли окружающий нас мирк тому времени?
- Работа с рисунками в учебнике по с. 21
- Перед вами 2 картинки
- Сравните их.
- Что у них общего?
- Чем они отличаются?
- Каким изображен город на 1 рисунке?
- Каким изображен город на 2 рисунке?
- Что изменилось в городе?
ВЫВОД: Город один, а выглядит на рисунках по – разному.
- В каком городе вы бы хотели жить?
- Почему?
- Как вы думаете, от кого зависит, каким станет наш мир в будущем?
ВЫВОД: Наше будущее, наше благополучие зависит от отношения людей в целом, от каждого человека в частности, от нас с вами.
- А что мы с вами можем сделать, чтобы мир стал лучше, чище?
ВЫВОД: Каждый человек ответственный за будущее окружающего мира. Мы должны беречь мир, в котором живем.
-в прошлом
-ученики 1 класса
- в будущем
Ученикам предлагается представить себя взрослыми и рассказать какими они будут
Ответы детей
Ответы детей
Выполняют задания
-космонавт
-парикмахер
-почтальон
-машинисты
-фотограф
-маляр
-пожарник
-водопроводчик
-крановщик
-ответы учеников
-Красивый, с деревьями, с зелеными насаждениями, чистый, ухоженный, прибранный
-Грязный, задымленный, засоренный
-Срубили деревья, не убирали мусор, трубы дымят.
-в чистом
-для здоровья человека
-от нас
Ответы детей
ПУУД:
Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
КУУД:
Интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество
5.
Закрепление изученного материала.
Цель: закрепить полученные знания на уроке
5 минут
Задания выполняют по группам с относительно одинаковым уровнем умственного развития. Каждой группе учащихся даю дифференцированное задание.
1 группа: Дети с очень низким уровнем усвоения знаний получают следующее задание.
- У детей листочки с рисунками.
- Предлагаю вам попробовать себя в роли художника. Раскрасьте рисунки.
2 группа:Дети с низким уровнем усвоения знаний получают задание в тетради на с. 34
- Какие поступки могут привести к такой природе, которая изображена на первом рисунке?
- Соедините зелёными стрелками.
- Какие поступки могут привести к такой природе, которая изображена на втором рисунке?
- Соедините красными стрелками.
3 группа:Дети со средним уровнем усвоения знаний получают листок – карточку.
- Отгадывают загадки и записывают, людям какой профессии нужен этот предмет:
- Мы проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим, в снег бежим,
Уж такой у нас режим. (Лыжи. Нужны лыжнику).
- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней.
Чем у волков и медведей.
(Расчёска. Нужна парикмахеру).
- Костыль кривой
Так и рвётся в бой. (Клюшка. Нужна хоккеисту).
РУУД:
Усвоение качества уровня знаний
КУУД:
умение отвечать на вопросы в устной форме
6.
Подведение итогов урока.
Цель: спросить, что узнали дети на уроке
1 минута
- Подведем итог нашей работы.
- Сегодня мы рассуждали по теме “Когда ты станешь взрослым?»
- О каких новых профессиях вы узнали на уроке?
- Каким бы вы хотели видеть окружающий мир, когда станете взрослыми?
РУУД:
Усвоение качества уровня знаний
7.
Рефлексия.
Цель: дать себе самооценку
3 минуты
- Молодцы Вы все активно поработали на уроке.
-А теперь возьмите наклейки и наклейте на то облачко на которые вы сегодня поработали:
-зеленое облачко, если у вас всё получилось и вы довольны своей работой
-голубое облачко если у вас не совсем всё получилось
- фиолетовое облачко, если у вас ничего не получилось и вы совсем не довольны своей работой.
Спасибо за урок. Досвидания.
Приклеивают наклейки.
ЛУУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Приложение 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ: окружающий мир
Ф.И.О. УЧИТЕЛЯ: Яшинина Надежда Андреевна
КЛАСС: 4 «В»
ТЕМА УРОКА: «Сохраним природу для потомков»
РЕСУРСЫ: УМК «Планета знаний» Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов; раздаточный материал
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе
ЗАДАЧИ:
Обучающая: познакомить учащихся окружающей средой на данный момент на планете
Развивающая: развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру, показать его разнообразие, через беседу и показ иллюстраций.
Воспитывающая: воспитать интерес к окружающем миру через познавательный материал
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД):
Коммуникативные УУД (КУУД): умение отвечать на вопросы в устной форме; интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество.
Регулятивные УУД (РУУД): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; усвоение качества уровня знаний.
Личностные УУД (ЛУУД): собственное отношение к природе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД (ПУУД): формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
№п/п
Этап урока и его цель.
Примерное время проведения
Деятельность учителя
(Содержание учебного материала)
Деятельность учащихся
(виды деятельности)
Формируемые универсальные учебные действия
1.
Оргмомент.
Цель: смотивировать детей для работы на уроке
1 минута
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Андреевна. Сегодня, я проведу у вас урок окружающего мира. Я вам желаю успехов и с рабочим настроением садимся и начинаем урок.
Приветствуют учителя. Садятся.
РУУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.
Актуализация знаний
Цель: проверить ранее усвоенный материал; проверить домашнее задание
10 минут
-Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках?
-Назовите природные зоны, с которыми мы познакомились?
-Сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал.
-У вас на партах лежат листочки с заданиями, которые надо сейчас выполнить. (Задания дифференцированы)
I вариант
1. Отметь животных, обитающих в арктической пустыне: белый медведь, северный олень, песец, тюлень, морж.
Отметь животных лесной зоны: лось, полярная сова, белка – летяга, куница, суслик.
2. Узнай природную зону:
Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. Зима холодная с сильными ветрами, длится 8-9 месяцев. Лето – короткое и холодное. Земля промерзает на большую глубину.
Ответ: ______________________________________
Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Здесь длинное, жаркое лето, короткая зима. Летом часто бывают сильные ветры – суховеи. Почвы плодородны. Их называют чернозёмами.
Ответ:____________________________________
II вариант
1. Отметь животных, обитающих в тундре: песец, белая куропатка, лемминг, белый медведь, северный олень.
Отметь животных степи: олень, дрофа, сайгак, хомяк, белка.
2. Узнай природную зону:
Эта зона – царство снега и льда. Зимой – полярная ночь, летом – полярный день. Из – за суровых природных условий нет коренного населения.
Ответ: _________________________________________
Это самая большая природная зона России. Богат и разнообразен животный и растительный мир. Здесь живёт основная часть населения России.
Ответ: ______________________________________
-Молодцы,хорошо. А теперь переходим к изучению новой темы.
-На прошлых уроках мы говорили о природных зонах России
-Арктическая пустыня, Тундра, Лес, Степь
Решают задания
КУУД:
умение отвечать на вопросы в устной форме
ПУУД:
Формулирование проблемы
ЛУУД:
Собственное отношение к природе
КУУД:
умение отвечать на вопросы в устной форме
4.
Изучение нового материала.
Цель: узнать новый материал
25 минут
- Изучая природные зоны, мы говорили о занятиях населения этих зон. А кто вспомнит, к какому выводу мы всегда приходили?
- Сегодня на уроке мы будем говорить об экологических проблемах нашей страны.
- В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом?
- Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. Если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.
Но со временем человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники.
- К чему привело такое покорение?
-Может ли человек господствовать над природой?
- Кто такой человек по отношению к природе?
- Как выдумаете, может ли планета заболеть?
- Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня на уроке мы будем говорить об этом.
- Но прежде, давайте определим, что такое экология?
-Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует. «Эйкос» — жилище, дом; «логос» — наука, знание. Введено слово «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году.
Экологических проблем много, но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим некоторые из них.
- загрязнение воздуха
- гибель лесов
- загрязнение воды
1.Загрязнение воздуха
- Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха- всего несколько минут. Не случайно американский ученый Л.Дж. Баттан — писал: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на земле станет меньше людей”.
Рассматриваются следующие причины загрязнения воздуха:
автомобильные выхлопы
промышленные выбросы в атмосферу
курение
радиационная опасность
2.Гибель лесов
Лес – это «лёгкие» нашей планеты.
Рассматриваются следующие причины гибели лесов:
истощение леса чрезмерными вырубками
лесные пожары
мусорные свалки
3.Загрязнение воды
Рассматриваются следующие причины загрязнения воды:
загрязнение горючими и смазочными веществами
различный мусор
отходы промышленных предприятий
Последствия загрязнения окружающей
-гибель животного мира
-заражение и гибель окружающей среды радиационными веществами
-увечья человеческого организма
-нарушение экосистемы
-Мы рассмотрели некоторые экологические проблемы нашей страны. Что же надо сделать для того, чтобы их решить?
- А как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами?
-Хозяйственная деятельность человека оказывает отрицательное влияние на окружающую природу
-О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события
-Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных
-Нет, такое господство может погубить ее
-Он часть природы
-нет
Ответы детей
-Нет, здесь надо потрудиться всем людям
ПУУД:
Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
КУУД:
Интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество
5.
Закрепление изученного материала.
Цель: закрепить полученные знания на уроке
5 минут
-Да, охрана окружающей среды — задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью «Международное сотрудничество по охране природы». (с.73 – 74)
- О каких международных организациях вы узнали из этой статьи?
-Кроме названных в статье международных организаций существует Всемирный фонд дикой природы, главной целью которого является сохранение биологического разнообразия Земли.
-Основная цель данных организаций — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей.
Дети читают статью
-Это «Гринпис» и «Международный союз охраны природы
РУУД:
Усвоение качества уровня знаний
КУУД:
умение отвечать на вопросы в устной форме
6.
Подведение итогов урока.
Цель: спросить, что узнали дети на уроке
1 минута
- Какие экологические проблемы России мы сегодня рассмотрели?
- Какова главная причина загрязнения окружающей среды?
РУУД:
Усвоение качества уровня знаний
7.
Рефлексия.
Цель: дать себе самооценку
3 минуты
- Молодцы Вы все активно поработали на уроке.
-А теперь возьмите наклейки и наклейте на то облачко на которые вы сегодня поработали:
-зеленое облачко, если у вас всё получилось и вы довольны своей работой
-голубое облачко если у вас не совсем всё получилось
- фиолетовое облачко, если у вас ничего не получилось и вы совсем не довольны своей работой.
Спасибо за урок. Досвидания.
Приклеивают наклейки.
ЛУУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
ЦЕЛЬ УРОКА: повторить и обобщить знания детей о березовой рощи.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: создать условия для обобщения знаний о типичных представителях растительного и животного мира березового рощи.
Развивающая: развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру, показать его разнообразие, через беседу и показ иллюстраций.
Воспитывающая: воспитать интерес к окружающем миру через познавательный материал
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД):
Коммуникативные УУД (КУУД): умение отвечать на вопросы в устной форме; интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество.
Регулятивные УУД (РУУД): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; усвоение качества уровня знаний.
Личностные УУД (ЛУУД): собственное отношение к природе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД (ПУУД): формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
№п/п
Этап урока и его цель.
Примерное время проведения
Деятельность учителя
(Содержание учебного материала)
Деятельность учащихся
(виды деятельности)
Формируемые универсальные учебные действия
1.
Оргмомент.
Цель: смотивировать детей для работы на уроке
1 минута
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Андреевна. Сегодня, я проведу у вас урок окружающего мира. Я вам желаю успехов и с рабочим настроением садимся и начинаем урок.
Приветствуют учителя. Садятся.
РУУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.
Актуализация знаний
Цель: проверить ранее усвоенный материал; проверить домашнее задание
10 минут
-Посмотрите на слайд и решите ребус?
– Какой лес вы знаете?
-Что называется лесом?
-Чем отличается лес от поля?
-От чего зависит название леса?
-Можно ли лес назвать природным сообществом?
– А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком лесе мы будем сегодня на уроке говорить.
Русская красавица
Стоит на полянке,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
-Определите тему нашего урока?
– Итак, наш разговор будет о березовом лесе, а точнее о берёзовой роще.(иллюстрации березовой рощи на доске)
-Ребята а скажите чем лес отличается от рощи?
– Подумайте, что нам нужно знать о березовой роще?
-Какие вопросы мы можем рассмотреть сегодня на уроке?
-Ну, тогда начнем отвечать на поставленные нами вопросы.
-Лес
-еловый, сосновый, дубовый, смешанный
-природное сообщество
-в лесу растут деревья, а в поле трава
-от деревьев которые там растут
-да
-береза
-тема урока березовый лес
-роща более густая и более дремучая.
– Узнать интересные сведения о березе.
– Какие растения и грибы растут в берёзовой роще?
– Какие животные живут в роще?
КУУД:
умение отвечать на вопросы в устной форме
ПУУД:
Формулирование проблемы
ЛУУД:
Собственное отношение к природе
КУУД:
умение отвечать на вопросы в устной форме
4.
Изучение нового материала.
Цель: узнать новый материал
25 минут
Цель: профилактика переутомления
-что вы знаете о березе?
Берёза – это лиственное дерево высотой до 20 метров. Ровный ствол покрыт белой корой с поперечными полосками тёмного цвета. Толстые ветви берёзы поднимаются вверх от ствола, а тонкие – свисают вниз. Берёза любит свет и легко переносит морозные зимы. Её цветки собраны в серёжки, которые в августе – сентябре рассыпаются на отдельные части – чешуйки. Всего на Земном шаре учёные насчитывают более 120 видов берёзы! Берёзовые леса обычно возникают там, где были вырубки и пожары!
-А какие растения и животные можно встретить в лесу?
– А чтобы это выяснить мы сейчас поработаем в группах. И делится мы будем по рядам. И получится у нас три группы. А в начале повторим правила работы.
ПРАВИЛА
Задание читает один ученик.
Каждый в группе имеет право высказать свое мнение.
Если группа готова, то поднимает руку.
Работа в группах
-У вас на партах лежит текст. Сначала внимательно прочитайте его и выделите главные слова. Потом из конверта возьмете карточки двух цветов и соотнесите с друг другом. Время на это задание,я вам даю 7 минут.
-Вы наверное немного подустали. Так что давайте встанем отдохнем.
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
-Итак, ребята начнем нашу проверку с первого ряда. Ребята,расскажите о чем у вас говорилось в тексте и прочитайте задание в котором вам надо было сделать?
-Хорошо.Молодцы.Вы справились с задание.
Послушайте, что я вам расскажу о грибах.
Изучают грибы ученые – микологи. Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой погоде, а свет для них не так важен.В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют останки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту веществ в природы. Среди грибов есть гриб, который называется дождевик. Если вы случайно наступите на созревший дождевик, то он лопнет, и из него пойдёт дымок. На самом деле, это рассыпаются его споры, которыми он размножается, как растения семенами.
- Переходи ко второму ряду. Ребята,расскажите о чем у вас говорилось в тексте и прочитайте задание в котором вам надо было сделать?
--Хорошо.Молодцы. Про растения мы услышали.
А теперь послушайте что я вам расскажу.
Если весной поранить кору берёзы, потечёт прозрачный сок. Это берёзовица. Прозрачен лишь свежий берёзовый сок. Люди собирают вкусную и полезную берёзовицу. Они пьют её свежей и заготавливают впрок. Сладковатый сок любят не только люди. Множество разных комаров, мух и бабочек собирается на стволах берёз. Дятлы добывают сок сами. Они пробивают берёсту клювом и слизывают выступающие капельки. Напьётся дятел и улетит. А снова захочет — летит к той же берёзе. Но дырочку пробивает новую.
- Переходи к третьему ряду. Ребята,расскажите о чем у вас говорилось в тексте и прочитайте задание в котором вам надо было сделать?
-Хорошо. Молодцы.
-А вот в низине березовой рощи можно встретить ядовитую змею- гадюку(показ картинки)
Узнать ее можно по темной извилистой полосе вдоль спины. Обычно гадюка охотится на мышей. На человека она не нападает, кусает только тех, кто неосторожно прикасается к ней или наступает.
Так же в сырых местах живут ужи(показ картинки) Уж легко узнать по двух ярким желтым пятнам на голове. Все остальное тело у него черного цвета. Уж- безобидная змея. Питается уж в основном лягушками.
-Ребята, а почему гадюка опасна для человека?
-Как отличить ужа от гадюки?
Ответы детей
Слушают учителя.
Ответы детей
Ответы детей.
Соотносят карточки
Отвечает 1 ряд.
Отвечает 2 ряд.
Отвечает 3 ряд.
-она может укусить человека
-по внешности
ПУУД:
Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
КУУД:
Интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество
5.
Закрепление изученного материала.
Цель: закрепить полученные знания на уроке
5 минут
– Сегодня на уроке мы узнали много интересного.
– Сейчас мы проверим сами себя, что же вы запомнили.
– Будем работать в парах. Ваша задача вставить в текст подходящие по смыслу слова.
“Летом на дачу к Маше и Пете приехал друг семьи – биолог Николай Иванович. Однажды утром он предложил детям пойти на прогулку. Вскоре они подошли к лесу. Дети очень удивились тому, что вокруг стояли одни белоствольные деревья. Дети их узнали, ведь это – _____________________.
Николай Иванович сказал: “Мы с вами пришли в _______________________
________________. В берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут светолюбивые растения ______________, _________________, _____________, _______________.”
Вдруг в лесу раздался резкий крик, а потом запела какая-то птица. Её песня напоминала звук флейты. “ Это поет ____________________” – объяснил Николай Иванович и рассказал Маше и Пете много интересного.
Гуляя по лесу, ребята собирали грибы ____________________________, и заметили между берёзками небольшие кучки рыхлой земли. Это работа
_____________________. Погуляв ещё по лесу, юные путешественники вскоре вышли на дорогу, ведущую к дому.
– Давайте зачитаем, что у вас получилось.
- а теперь нарисуйте на листах которые я вам выдала березовую рощу, как вы ее себе представляете.
Зачитывают.
Рисуют.
РУУД:
Усвоение качества уровня знаний
КУУД:
умение отвечать на вопросы в устной форме
6.
Подведение итогов урока.
Цель: спросить, что узнали дети на уроке
1 минута
-Итак, ребята о чем мы сегодня говорили на урока?
- А давайте ответим еще раз на наши вопросы которые мы задавали в конце урока?
-о березовой роще
Отвечают на вопросы
РУУД:
Усвоение качества уровня знаний
7.
Рефлексия.
Цель: дать себе самооценку
3 минуты
- Молодцы Вы все активно поработали на уроке.
-А теперь возьмите наклейки и наклейте на то облачко на которые вы сегодня поработали:
-зеленое облачко, если у вас всё получилось и вы довольны своей работой
-голубое облачко если у вас не совсем всё получилось
- фиолетовое облачко, если у вас ничего не получилось и вы совсем не довольны своей работой.
Спасибо за урок. Досвидания.
Приклеивают наклейки.
ЛУУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление