Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ и результаты исследования влияния стрессоров (кардионагрузок) на работу сердца испытуемых




На базе Российского Государственного Университета Физической Культуры Спорта и Туризма, а так же на базе Московской Государственной Академии Физической Культуры, было проведено исследование состояние здоровья, работоспособности у студентов, а предметом исследования были изменения уровней функционального и физического состояния студентов разных факультетов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Участниками исследования явились студенты специальной медицинской группы университетов, обучающихся на 1 курсе, юноши и девушки (по 25 человек, всего 50 человек), обследовались дважды: до физической нагрузки и после.

Состояние сердечно-сосудистой системы определялось по результатам измерения пульса до начала физических нагрузок и сразу после выполнения упражнений. Пульс определялся пальпаторным методом на лучевой артерии, у основания большого пальца за 10 секунд. Проводились:

Рис. 6. Анализ результатов исследования артериального давления у студентов до и после физической нагрузки. 20 приседаний за 30 секунд. Нагрузка приравнивается к разминке.

Рис. 7. Анализ результатов исследования артериального давления у студентов до и после физической нагрузки. 15-секундный бег на месте в максимальном темпе, имитируя скоростной бег.

По результатам измерения артериального давления, в группе обследуемых, отмечалось превалирование молодых людей, с увеличенным АД. Повышение диастолического артериального давления, отражающего состояние сосудистого тонуса, и повышение числа сердечных сокращений, выявили повышение уровня частоты сердечных сокращений, выходящее за пределы нормы.

Результаты исследования. В эксперименте участвовали 209 студентов специальной медицинской группы в возрасте 17 - 20 лет. Значительное количество юношей и девушек с диагнозом вегето-сосудистая дистония (ВСД по гипотоническому, гипертоническому и смешанному типу), которые должны были бы заниматься в составе основного отделения, из - за наличия у них сопутствующих заболеваний, отягощающих состояние здоровья, направлены медицинской частью университета в спецгруппы. Главная причина этого заболевания - нарушение работы регуляторных зон головного мозга, а в сочетании с другими заболеваниями состояния систем организма таких студентов значительно снижают его функциональные резервы. В ходе формирования групп осуществлялся дифференцированный подход к анализу данных, характеризующих функциональные возможности студентов, объединенных их по признаку основного заболевания.

Было организовано шесть групп: вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу; вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу и смешанному типу; заболевания опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз и др.); миопия и другие заболевания зрительного анализатора; заболевания желудочно-кишечного тракта, печени и почек (ЖКТ); особую группу составляли студенты, отнесенные в группу реабилитации (после перенесенных острых заболеваний, травм и оперативных вмешательств).

В группе с ВСД по гипотоническому типу было 15 девушек и 1 юноша; ВСД по гипертоническому типу - 8 девушек и 11 юношей; с заболеваниями опорно-двигательного аппарата - 43 девушки и 6 юношей; органов зрения - 37 девушек и 10 юношей; с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) - 37 девушек и 7 юношей; в группе реабилитации - 33 девушек и 6 юношей.

По результатам измерения артериального давления в группе обследуемых, отмечалось превалирование пациентов с увеличенным АД. Повышение диастолического артериального давления, отражающего состояние сосудистого тонуса, свидетельствовало о лабильности вегетативной нервной системы.

Значение АД соответствовало 94,51+1,04 мм рт. ст. Выявленное повышение уровня систолического АД, значение которого равнялось 151,3+1,51 мм рт. ст., являлось прогностически неблагоприятным признаком для дальнейшего развития гипертонической болезни.

При оценке реакции сердечно­сосудистой системы на функциональную пробу выявили повышение уровня частоты сердечных сокращений, выходящее за пределы нормы, что явилось следствием снижения адаптационного потенциала. Полученные величины ЧСС в покое, показатели вегетативного индекса до проведения коррекционной программы указывали на напряженность симпатоадреналовой регуляции.

Результаты статистической обработки групповых данных студентов с разными заболеваниями не могут служить материалом для серьезных заключений о разнице в значениях функциональных показателей сердечно-сосудистой системы наблюдаемого контингента в зависимости от конкретной патологии, тем более, что кроме основного заболевания (признака, по которому студентка определена в дифференцированную группу), многие из них относились к группе микстов. Однако, некоторые особенности функционирования сердечно-сосудистой системы при таких патологиях все таки можно отметить.

Срочным приспособительным реакции сердечно­сосудистой системы организма у юношей и девушек с большей выраженностью признаков морфофункциональной перестройки сердца свойственны меньшая частота сердечных сокращений, более интенсивное снижение конечного систолического объема и увеличение ударный объема левого желудочка в условиях велоэргометрических нагрузок возрастающей мощности.

Потребность в значительном увеличении систолического и минутного объемов крови при физических нагрузках и связанная с этим длительная гиперфункция сердца приводят к его увеличению за счет тоногенной дилатации и умеренной гипертрофии миокарда. Особая роль в адаптации сердца к физическим нагрузкам отводится приросту сократительной способности сердечной мышцы и увеличению ударного объема. Повышение сердечного выброса является более экономичным, если оно осуществляется не за счет увеличения частоты сердечных сокращений, а благодаря приросту ударного объема, который обеспечивается большим базальным резервным объемом крови. В процессе мышечной работы характер адаптационных изменений в деятельности сердечно­сосудистой системы находится в зависимости не только от мощности и длительности нагрузок, но и от характера выполняемых упражнений. При статических нагрузках, наряду с увеличением частоты сердечных сокращений, происходит снижение ударного объема и показателя фракции выброса. Динамическим нагрузкам свойственно повышение систолического давления, незначительные колебания диастолического и среднего давления с характерным снижением общего периферического сопротивления сосудов. Значительный интерес вызывает проблема оценки приспособительных реакций сердечно­сосудистой системы организма с учетом особенностей морфофункциональной перестройки сердца. Однако, сведения в данной сфере остаются недостаточными. Исходя из этого, целью исследования стало изучение особенностей срочных приспособительных реакций сердечно­сосудистой системы организма в условиях динамических нагрузок у юношей с разными параметрами конечного диастолического объема и массы миокарда левого желудочка.

Анаэробная нагрузка - это нагрузка силового характера, которую обеспечивает работа со свободными весами и занятия на тренажёрах. Этот вид нагрузки обеспечивает рост мышц и их силу, а также, частичное расщепление жировых клеток. Аэробная нагрузка направлена на сердечно-сосудистую систему, т.е. это кардионагрузка, которая вызывает ускорение расщепления жировых клеток и тренировку выносливости.

Анализ средне статистических значений параметров функционального состояния сердечно-сосудистой системы организма студентов, отдельно по дифференцированным группам, позволил констатировать, что ЧСС у студентов всех возрастно-половых групп находилась в пределах возрастно-половой нормы. Величина ЧСС в группах реабилитации, ВСД по гипотоническому типу и с заболеваниями органов зрения была выше (р > 0,05), чем у студентов - юношей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ЖКТ; в дифференцированных группах девушек эти значения имели достоверное (р < 0,05) отличия. Наименьшие значения ЧСС отмечено в группах ВСД по гипотоническому типу.

Результаты восстановления после функциональной пробы (Руфье) в обеих половых группах испытуемых констатируют, что наилучшие показатели - в группе реабилитации среди юношей (хороший и удовлетворительный уровень); в группе девушек с ЖКТ и ВСД по гипотоническому типу и юношей с ВСД по гипертоническому типу (средний уровень); в остальных дифференцированных группах значения индекса Руфье соответствовало удовлетворительному уровню.

На основании полученных результатов исследований среднестатистические значения изучаемых параметров сердечно-сосудистой системы позволяют предположить, что физические возможности организма наблюдаемых студентов позволяют рекомендовать объединять в общую группу для проведения занятий физическими упражнениями студентов с ВСД по гипертоническому типу и реабилитации; а студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта - с ВСД по гипотоническому типу.

Все студенты, за некоторым исключением, должны были бы быть отнесены к низкому и ниже среднего уровню физического состояния, поскольку по данным литературы, лица, имеющие низкий уровень физического состояния находятся на грани нормы и патологии.

Оценка уровня их физического состояния по методике Е. А. Пироговой выявила, что среди них достаточно много юношей и девушек со средним, и выше среднего и даже высоким УФС (с высоким УФС - 12,4% от общего числа студентов; выше среднего - 22,5%; среднего - 41,6%; ниже среднего - 18,7% и низкого - 4,8%). Наибольшее количество студентов специального отделения ВУЗов имело средний УФС. Высокий и выше среднего УФС выявлен в дифференцированных группах с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ЖКТ. Возможно, что до травмы, операционного вмешательства, длительного постельного режима при остром заболевании или обострении хронического, эти студенты активно и систематически занимались физической культурой, спортом, танцами или другими видами физической рекреации. Низкие значения ЧСС, АД повышали оценку УФС наших испытуемых, но они обусловлены особенностями значений этих показателей, характерных для конкретных заболеваний.

Уровень физической подготовленности оценивали по результатам педагогического тестирования в контрольных упражнениях, доступных при патологиях исследуемого контингента и в соответствии с условиями для процесса физического воспитания в университете.

В группах студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ЖКТ и реабилитации отдельные юноши и девушки проявляли интерес к своим максимальным способностям, остальные не имели желания и положительной мотивации показывать максимальный результат во время выполнения тестов, что можно объяснить некоторым страхом перед выполнением отдельных нормативных упражнений с максимальной отдачей из-за невысокого уровня предварительного двигательного опыта, определенной степени детренированности и наличия диагностированной патологии.

Особенности контингента, занимающихся в специальном отделении ВУЗов, не позволяют стандартизировать вопросы организации и методики проведения занятий физическими упражнениями с ними. Каждое заболевание оказывает специфическое влияние на проявление функциональных возможностей организма и его резервы. Физическое воспитание студентов специального отделения ВУЗов призвано решать общие и специфические задачи, связанные с индивидуальными особенностями личности и проявлениями заболевания, влияющего как на общее состояние организма, так и на отдельные его системы, затронутые болезненным процессом. Поэтому, в занятиях по физическому воспитанию специальной группы ВУЗов, кроме общеоздоровительных, общеразвивающих и специально развивающих физических упражнений используются средства реабилитационной и лечебной физкультуры, рекомендуемые при конкретных заболеваниях.

Близкие по значениям среднестатистические показатели кардио-респираторной системы организма позволяют предположить, что физические возможности студентов разных дифференцированных групп относительно одинаковы, что в свою очередь, позволяет использовать в занятиях средства и методы физического воспитания, которые могут решить общие задачи, необходимые для укрепления здоровья и совершенствования физических возможностей. На основании этого - возможно проведение объединенных занятий в группах юношей и девушек с ВСД по гипертоническому типу и реабилитации; группах с ЖКТ и ВСД по гипотоническому типу. Нежелательно объединение в общие группы студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора. Этот контингент требует отдельных специфических подходов в реализации программы специального отделения по физическому воспитанию.

Мотивация к занятиям физическими упражнениями у студентов с хроническими заболеваниями, после травм или хирургических операций значительно снижена, чаще всего из-за гипотетической опасности проявления болевых ощущений, возникновения обострения или чувства дискомфорта при выполнении тех или иных упражнений, а также неуверенности в своих силах.

Оценка уровня физического состояния по методикам, предложенным специальной литературой для здоровых и "практически здоровых" лиц может быть использована в работе со студентами спецгруппы ВУЗов только для оценки внутри групповой разницы их физических возможностей при определении направленности и параметров нагрузок в занятиях.

У основной массы студентов специального отделения отсутствует положительная мотивация для выполнения тестов на максимально возможный результат, есть определенный страх перед выполнением отдельных нормативных упражнений с максимальной отдачей из-за отсутствия предварительного двигательного опыта, определенной степени тренированности и наличия диагностированной патологии.

Среднестатистические значения показателей функционального состояния основных систем организма могут служить характеристикой, для обоснованного объединения разных, дифференцированных по основному заболеванию групп, в общую группу студентов для занятий физическими упражнениями. Близкие по значениям среднестатистические показатели кардио-респираторной системы организма обследованных студентов позволяют рекомендовать проведение объединенных занятий в группах юношей и девушек с ВСД по гипертоническому типу и реабилитации; группах с ЖКТ и ВСД по гипотоническому типу Занятия со студентами в группах с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора должны проводится раздельно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.