Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие религиозного туризма




 

Религиозный туризм – вид деятельности, связанный с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.

Религиозный туризм подразделяется на две основные категории:

1. Паломнический туризм

2. Религиозный туризм экскурсионно – познавательной направленности

Паломнический туризм – это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество – стремление верующих людей поклониться святым местам.

Причины совершения паломничества:

1. Желание исцелиться от физических и душевных недугов;

2. Помолиться за родных и близких;

3. Обрести благодать;

4. Отмолить грехи;

5. Выполнить богоугодную работу;

6. Выразить благодарность за блага посланные свыше;

7. Проявить преданность вере;

8. Стремление к подвижничеству во имя веры;

9. Обрести смысл жизни.

Идея паломничества подразумевает под собой действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать приходящими материальными ценностями во имя вечных духовных.

Термин паломничество происходит от слова «пальма» – ветви именно этого дерева использовали первые паломники христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника «Вход Господень в Иерусалим». В России этот праздник получил название «Вербное Воскресенье».

Выделяется несколько видов паломничества:

1. По числу участников и семейной принадлежности – индивидуальные, семейные и групповые паломничества;

2. По продолжительности – длительные и кратковременные паломничества (по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);

3. По сезонности – круглогодичные паломничества, а также приуроченные к религиозным праздникам;

4. По объектам посещения – посещения конфессиональных мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, рек, озёр, родников, рощ);

5. По местоположению объекта паломничества – внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;

6. По признаку обязательности – добровольные и обязательные паломнические туры.

Духовно – паломнический туризм имеет узкую социально – психологическую базу и географическую направленность. Под духовно – паломническим туризмом понимаются поездки в различные центры духовных практик в странах Востока, в первую очередь Индию, Китай, Тибет, Непал, Японию. Подобные практики универсальны, они подходят для людей всех конфессий, национальностей, возраста и профессий. Целью такого путешествия является обретение помощи человеком в разрешении его проблем, а также в его духовном и нравственном самосовершенствовании, познании всей внутренней духовной природы.

Религиозный туризм экскурсионно – познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты – действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах и других религиозных мероприятиях. При этом участие в богослужении не является обязательным условием такой поездки. Этот вид туризма тесно связан с научным туризмом религиозной направленности.

Религиозный центр – это место, имеющее большое значение для представителей определённой конфессии, в котором проводятся религиозные обряды и иные мероприятия.

Религиозный туризм в христианстве

Экскурсионные и паломнические поездки христиан играют заметную роль в потоках религиозных туристов. Это обусловлено тем, что в христианстве существует многовековая традиция паломничества, популярны посещения религиозных объектов экскурсантами. Но эти традиции существуют и в других религиях. Дело также в том, что христианство – самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая почти 2 млрд человек (почти каждый третий житель Земли является христианином).

Христианство включает в себя пять основных направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофиситство и несторианство; многочисленные религиозные течения, движения и деноминации. Представители христианских направлений и течений также имеют свои собственные святые места. В них совершают религиозные паломничества адепты соответствующей церкви или организации. Туристы, путешествующие с экскурсионными целями, могут принадлежать к одному направлению христианства, а могут посетить религиозные объекты другого течения.

Специфику христианских паломничеств во многом определяют особенности религиозного сознания верующих, которые, в свою очередь, тесно связаны с характером вероучения и культовой практикой христианства. Мотивами паломничества могут быть желание помолиться чудотворной иконе, находящейся в определенном храме (монастыре), исповедаться в месте, сильном в духовном плане, и (или) у известного религиозного деятеля (священника, монаха, старца), выполнить богоугодные работы по строительству, уборке и т.п. храма или монастыря, сделать пожертвования, приобщиться к благодати и т.д. Это также желание излечиться от болезни, выполнить данное ранее обещание совершить паломничество в случае успеха в каком-нибудь деле, выздоровления родных и самого себя и т.д. Верующие Русской православной церкви (РПЦ) во время паломничества по монастырям по зову своего сердца совершают духовные послушания. Настоятель благословляет послушание, и человеку даются определенный вид работ и их сроки.

Особенности паломничества, да и экскурсионных поездок могут различаться в разных направлениях христианства, в разных течениях, церквах одного и того же направления (например, в Русской и Греческой православной церквах), в разных частях территорий проживания верующих. На характер этих поездок, их интенсивность влияют также особенности экономического и политического положения в той или иной стране (странах – в случае международного туризма), уровень материального благосостояния граждан, их социальное и профессиональное положение (возможно, их принадлежность к религиозным меньшинствам). Прямо или косвенно на особенности поездок религиозных туристов влияет история стран и народов, то, как складывались отношения между религиозными организациями (церквами) и государствами, между представителями различных религий. Также важную роль играют географическое положение, характер погоды в местах поездок.

Христианство является второй по времени возникновения после буддизма мировой религией с богатейшим духовным и культурным наследием. Во многих странах мира имеются многочисленные христианские святыни и памятники, объекты привлечения паломников и экскурсантов – храмы, монастыри, скиты, капеллы, базилики, святые источники и т.д. Христианские культурные Ценности представлены в музеях многих городов мира. Перед разговором непосредственно о христианском религиозном туризме дадим краткую характеристику вероучения христианства и его основных течений, расскажем об особенностях культовой практики христиан и их праздниках.

Необходимо быть осторожными при рассмотрении святых мест разных течений христианства. Паломники – представители разных течений – могут молиться, участвовать в богослужении на одной и той же территории, в одном и том же храме (например, в Храме Гроба Господня в Иерусалиме). Или одно и то же место может почитаться как православными, так и католиками. Православные и католики почитают общих святых, мучеников, канонизированных до церковного раскола 1054 г., напримерсвв. Софию, Веру, Надежду, Любовь или св. Николая. В этом случае они посещают одно и то же место, в котором покоятся святые мощи, а службу проводят в своих храмах. Поэтому разделение святых мест христианства на православные и католические часто условно. Вместе с тем некоторые места являются святыми только для католиков, другие – только для православных.

Из Евангелия от Луки известно, что сам Господь и Его Пречистая Мать «ходили в Иерусалим на праздник Пасхи». Возможно, уже в первые десятилетия и века христианства, верующие посещали места, связанные с именем Иисуса Христа. В IV в. святая Елена, мать Константина Великого, совершила паломничество на Святую землю, на которой воздвигла крест. Началась традиция паломничества. В Средневековье в странах Европы выделялись Великие паломничества – посещение Святой земли (Крестовые походы) и Рима и паломничества малые – посещение отечественных святынь. Церковь направляла в паломничества в наказание за проступки и во исполнение наложенной епитимьи. С XIII в. светские суды Западной Европы приговаривали к паломничеству убийц.

Ряд российских ученых считают, что одним из первых русских православных паломничеств была поездка святой княгини Ольги в Константинополь для принятия Крещения. А при князе Владимире, крестившем Русь, был в паломничестве на Афоне и в Константинополе прп. Антоний, будущий основатель Киево-Печерской лавры. В 2012 г. исполнилось 950 лет первому русскому паломничеству на Святую землю: его в 1062 г. совершил игумен Варлаам. Возможно, что в Иерусалим совершались паломничества и ранее. Русский паломник игумен Даниил в начале XII в. дважды посетил и описал Святую землю. Дьякон Игнатий, совершивший паломничество в Иерусалим в 1389–1391 гг., сделал описание храмов, монастырей и других святынь Палестины. Иеродьякон Зосима из Троице-Сергиевой лавры первым из русских паломников описал гору Афон в 1418–1421 гг. В середине XV в., когда турки захватили Константинополь, паломничества на Святую землю прерываются. Набирают силу внутренние паломничества. Мы уже отмечали, что российские государи и императоры часто совершали паломничества, делали богатые подарки монастырям России. Со второй половины XVI в. паломничества на Святую землю постепенно возобновляются. Государев двор посылал туда людей с поручениями и милостынею.

Расцвет паломничеств в Палестину наступает в XIX в. В 1857 г. установлены рейсы пароходов от Одессы до Яффы. В 1882 г. великий князь Сергей Александрович создал Императорское Православное Палестинское общество для оказания помощи паломникам, путешествующим на Святую землю. В России в 1893 г. стали продаваться «паломнические книжки» с пониженным на 35% тарифом на проезд по российским железным дорогам. Паломники ехали на поезде до Одессы, оттуда они добирались на пароходе до Константинополя (Стамбула). В Константинополе они совершали экскурсии, а затем направлялись на Святую землю. В 1885 г. начал издаваться журнал «Русский паломник». Сильные позиции в Палестине занимал рубль, русские паломники были желанными гостями. В арабских школах даже изучали русский язык. К 1914 г. Русская духовная миссия владела большой земельной собственностью в Палестине (более 100 га), на которой были построены церкви, подворья, школы, а также гостиницы, больницы, бани для приезжающих из России.

Одновременно развивались и внутренние паломничества. Одними из основных его центров были Троице-Сергиева лавра, в которую приезжали поклониться мощам Сергия Радонежского, и Оптина пустынь. В Оптину пустынь приезжали многие представители русской интеллигенции –Н.Гоголь, Ф.Достоевский, Л.Толстой, для того чтобы встретиться с тамошними старцами. В XIX – начале XX в. в России совершалось большое число паломничеств, как внутренних, так и внешних. В Палестину совершили паломничества Н. Гоголь (1848 г.), И. Бунин (1907 г.), В. Поленов. Сто лет назад поездка на Святую землю длилась месяц, а еще раньше — до нескольких лет. В 1844 г. две крестьянки из Пермской губернии отправились в легендарное паломничество в Бари (Италия) поклониться святому Николаю (Николаю Угоднику). До них Бари посещали лишь некоторые российские чиновники, но массового паломничества, особенно простолюдинов, не было: опасались путешествия в страну с другой верой – католической. Эти выдающиеся русские подвижницы проложили тропу паломникам к Николаю Угоднику.

В начале XX в. Афон (в Греции) посещало 8-10 тыс. паломников в год, Святую землю – около 30 тыс. В 1914 г. только на Пасху в Палестине было около 6 тыс. паломников. В Дивеево, к мощам Серафима Саровского, ежедневно прибывали 2– 3 тыс. паломников; там было 11 гостиниц. В 1914 г. в Соловецком монастыре побывало 50 тыс. паломников.

В советские годы гонения на религию сказались и на паломничествах. Даже в наши дни, когда происходит возрождение религии, число паломников, посещающих Святую землю и Дивеево, гораздо меньше, чем до революции 1917 г. Сейчас выдаются свидетельства о посещении Святой земли на русском языке и святой горы Афон – на греческом.

Паломники едут в святые места поклониться святым мощам и чудотворным иконам, получить помощь, исцеление, ощутить связь с Богом, совершить духовное восхождение к Богу, прикоснуться к благодатной силе. Итак, паломничество – путь к святыням. Паломники стремятся посетить:

– храм;

– монастырь;

– мощи, нетленные гробы святых, увидеть их вещи;

– святой источник.

Молитвенный опыт возникает в результате приобщения к посещаемым местам.

Рассмотрим роль паломничества в жизни общества.

1. Духовно-просветительская роль. Во время поездки паломники узнают об истории мест, которые они посещают, их роли в духовной жизни России. Паломники знакомятся с особенностью проведения богослужения, наследием святых, старцев, с именами которых связаны места, входящие в маршрут. Посетители имеют возможность пообщаться с насельниками монастырей, найти себе духовников.

2. Общеобразовательная роль. Монастыри являлись и являются не только духовными, но и культурными и историческими центрами. В некоторых из них находятся музеи. Как паломники, так и экскурсанты знакомятся с изобразительными и архитектурными формами, жизнью и бытом монахов, мирян в разные исторические эпохи.

3. Миссионерская роль. Поездки по святым местам способствуют воцерковлению многих людей из тех, которые были нерелигиозными.

4. Благотворительная роль. Паломнические службы узнают о нуждах монастырей. Эта информация доносится до паломников. Организацией помощи занимается и сама паломническая служба. Паломники привозят в монастыри вещи, продукты, делают денежные пожертвования. Такая помощь бывает часто очень своевременной, особенно для возрождающихся обителей.

Трудно найти статистические данные о численности православных паломников в России. По имеющейся информации, за 2013 год внутреннее паломничество осуществляют около 450 тыс. человек. Возможно, эти данные мужчин. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процентная доля невелика.

В рамках познавательных туров религиозной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты – действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, принимают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.

Познавательные туры религиозной направленности в отличие от паломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах участвуют как паломники, так и экскурсанты.

С точки зрения туристских центров религиозному туризму близок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немногочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие – рукописи, различные культовые предметы, найденные в том числе благодаря археологическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследователи направляются в центры существующих религий, страны и регионы с богатыми религиозными традициями. В России имеется интерес к странам Востока – Китаю, Индии, Японии. Посещаются места исчезнувших религий – Египет, Месопотамия, Греция и Италия, Центральная Америка.

Экскурсионные туры религиозной направленности рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.

Если для группы религиозно-экскурсионного тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение. Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения. Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смешению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур прежде всего мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован прежде всего познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д.

На сегодняшний момент достаточно полное представление о действующих монастырях РПЦ на территории России, стран СНГ и дальнего зарубежья может дать атлас-путеводитель «Православные монастыри России». Справочник включает краткие описания почти всех ныне действующих монастырей. Рассказывается об истории, святынях, современной жизни монастырей, праздниках, именах настоятелей, даются адреса монастырей и указания, как до них добраться.

В соответствии с данными февраля 2013 года общее число епархий: 247. Общее число архиереев: 290 (в том числе 225 правящих). Общее число храмов: 33 489 (в том числе: 11 731, где литургия совершается чаще одного раза в неделю, 12 644, где литургия совершается раз в неделю, 9 114, где литургия совершается один или несколько раз в месяц, 2 530, где литургия совершается реже одного раза в месяц). За пределами бывшего СССР существует 829 приходов и 52 монастыря в 57 странах, в том числе 409 приходов и 39 монастырей в составе РПЦЗ. Духовенство: 30 430 священников, 3 765 диаконов, в том числе на приходах– 29 183 священника и 3 073 диакона (остальные – в монастырях).[2]

В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.

1. Серафимо-Дивеевский монастырь (прп.Серафим Саровский), Нижегородская область.

2. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.

3. Задонский Богородицкий монастырь (свт.Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.

4. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

5. Троице-Сергиева лавра (прп.Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.

6. Оптина пустынь (прп.АмвросийОптинский), Козельск, Калужская область.

7. Покровский кафедральный собор (свт.Митрофан), Воронеж.

8. Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург[3]

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

1) на территории России;

2) на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например: Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина); Минская, Гомельская, Брестская и др. (Белоруссия); Алмаатинская, Уральская (Казахстан); Ташкентская (Узбекистан, Киргизия, Туркменистан);

3) на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и храмы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других;

4) на двух территориях, играющих особую роль в жизни православных верующих, – Святой земле (Русская духовная миссия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей.

1. Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиалъный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.), Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, ставропигиалъный мужской монастырь (Киев) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом или поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком.

2. Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Следует отметить, что и поездки иностранцев во многих случаях акцентируются на посещении объектов в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве или начинаются и заканчиваются в этих городах.

3. Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. Типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиалъный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиалъный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами-экскурсантами.

4. Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно лишь на вездеходе или вертолете.

Паломников обоих полов принимают многие монастыри России, например, Троице–Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней, при наличии паспорта. Паломникам, прибывающим на несколько дней и больше, в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты строительными работами.

Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города – Мекку и Медину. Еще одна характерная черта – резкий всплеск числа паломников-мусульман именно во время хаджа, который бывает раз в году, причем с меняющимися в зависимости от лунного календаря датами. Мекку и Медину разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, экскурсанты – представители других религий не могут посетить главные святыни ислама.

Рис. 1 Карта религий России

Праздников в исламе два: Ид аль–Фитр (Ураза-Байрам) –праздник разговления после поста в месяц рамадан и Ид алъ-Адха (Курбан-Байрам) –праздник жертвоприношений, совершаемый во время хаджа.

В России насчитывается около 20 млн. мусульман. Наблюдается возрождение ислама, каждый год все большее число паломников отправляется на хадж в Мекку. В современной России имеется примерно 3500 мечетей, действует около 30 духовных управлений, в том числе Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России. Функционируют исламские вузы и медресе, действуют исламские партии.

Мекку ежегодно посещают около 2 млн паломников. Здесь построена одна из самых больших мечетей мира –Харам бейт –Уллах. Внутри мечети находится святилище Кааба. Кааба сложена из каменных плит и имеет форму куба длиной 15 м. В юго-восточном углу Каабы на высоте около метра находится Черный камень, к нему паломники стремятся прикоснуться и поцеловать его, когда они обходят Каабу семь раз против часовой стрелки. Камень установлен в специальной нише и помещен в серебряное обрамление Святилище Кааба покрыто черным покрывалом –кисвой. Большую часть года святилище скрыто под кисвой. По завершении хаджа покрывало снимают, разрезают на кусочки и продают паломникам в качестве сувенира.

Паломничество в Медину обычно совмещают с паломничеством в Мекку. Между Меккой и Мединой – 300 км, паломники преодолевают это расстояние на автомобиле или самолете. Главная мечеть в Медине меньше, чем мечеть в Мекке. В ней похоронен пророк Мухаммед. Рядом находится кладбище аль-Баки, на котором похоронены многие члены семьи и сподвижники пророка (его дочь Фатима, внук Хасан и халиф Осман). В Медине паломники поднимаются на гору Джабал ал-Нур, чтобы посетить пещеру, где пророку было ниспослано первое видение, на гору Джабалат-Таур, где он скрывался от отрядов жителей Мекки. Паломники посещают места знаменитых сражений и мечети. Мечеть ат-Таква построена во время первого вступления Мухаммеда в Медину. Ее интересная особенность– в ней два михраба, один из них обращен в сторону Иерусалима.

Важной исламской святыней в Иерусалиме является мечеть халифа Омара («Купол скалы»). Она находится на горе Мориа, на месте бывшего храма царя Соломона. Это место священно для христиан, иудеев и мусульман, поскольку именно здесь Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака. А для мусульман она важна также тем, что отсюда пророк Мухаммед совершил ночное путешествие на небеса. Мечеть халифа Омара — третья по значимости в мусульманском мире после мечетей в Мекке и Медине. В центре мечети за двойной оградой, деревянной и чугунной, черная скала – вершина горы Мориа. Посетители по традиции обходят священную скалу семь раз.

Паломническими центрами шиитов являются Эн–Наджаф (Ирак), где находится могила халифа Али, Кербела (Ирак), место гибели и погребения имама Хусейна, младшего сына халифа Али, Мешхед (Иран), где почитается гробница имама Али ар-Ризы. Резиденции наиболее уважаемых муджтахидов (религиозных авторитетов, имеющих право высказывать самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам) находятся в городах Кум (Иран) и Самарра (Ирак).

Хадж является одним из пяти столпов ислама. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить Хадж. Однако он не должен совершать его на деньги других и в ущерб семейному бюджету. Паломничество в Мекку будет считаться хаджем, если оно закончилось в праздник Курбан-байрам, и человек совершил все необходимые ритуалы в течение десяти дней. Паломничество, менее продолжительное по срокам и закончившееся в другой день, будет называться умрой.

Во время хаджа мусульманин должен выполнить четыре условия:

1) облачиться в белое одеяние (ихрам);

2) совершить обход вокруг Каабы (таваф);

3) совершить предстояние в долине Арафат (вукуф);

4) вновь совершить обход вокруг Каабы после возвращения из долины Арафат.

При въезде в Мекку человек принимает ограничения (ихрам). Паломнику необходимо надеть белые одежды. Смысл ихрама заключается во всеобщем очищении, равенстве, единоустремленности и самопожертвовании. Место, где паломникам следует облачиться в ихрам (микат), находится примерно в 4 км от Каабы. В наши дни многие паломники облачаются в ихрам заранее. В будущем ихрам будет использован ими как погребальный саван.

Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также ряд регионов России. Эта религия начинает приобретать авторитет и влияние в ряде других стран. Существует много буддийских общин и храмов на Западе. На территории азиатских стран находится много буддийских святынь, в том числе в местах рождения, жизни, Просветления величайшего Духовного Учителя человечества – Будды Шакьямуни.

В буддизме, как и в двух других мировых религиях, имеются свои религиозные святыни и сложились особенности их посещения паломниками и экскурсантами. Причем традицию паломничеств ввел фактически сам Будда. Уходя из этого мира, он назвал места, куда следовало совершать паломничества его последователям. Современные буддийские паломничества имеют свои особенности в плане проведения и организации.

Со временем в буддизме сложились три основных направления: хинаяна (Малая колесница, Узкий путь), махаяна (Великая колесница, Широкий путь), ваджраяна (Алмазная колесница, Алмазный путь, Несокрушимая колесница).

На территории распространения буддизма имеются многочисленные религиозные объекты – монастыри, храмы, ступы. Некоторые из них являются действующими культовыми, соответственно их посещают паломники и экскурсанты, другие –памятниками истории и архитектуры, привлекающими интерес экскурсантов, но в них бывают и паломники. Все национальные формы буддизма – буддизм тибетский, японский, бирманский, тайский и т.д., их направления имеют свои черты не только в религиозной философии и в особенностях культовой практики, но и в традициях паломничества, в создании тех объектов, которые возбуждают чаяния паломников и интерес экскурсантов. Религиозные объекты буддизма: храмы, монастыри (дацаны, хурулы) есть и в России.

Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака (Махапаринир-вана-сутра) Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини), получил Просветление (Бодхгая), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх) и ушел из этого мира (Кушинагара).

Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. Паломничества в буддизме вначале были имитацией паломничеств индусов, но позже они приобрели свои индивидуальные черты. На санскрите и пали паломник обозначался как правраджья, или пабаджъя. Эти понятия обозначают отход от мирских дел. В буддийской литературе отход от мирского нужен для того, чтобы, человек смог добиться ранга и статуса члена буддийской сангхи. Однако странствование аскетов не были бесцельными и заключались в посещении святых мест. Аскетические привычки буддийских монахов и странствующий образ жизни без постоянного места обитания способствовали пропаганде буддизма. Монахам полагалось находиться в одном месте только в сезон дождей и странствовать в другие сезоны. Таким образом, странствования стали неотъемлемой частью канонов и обязанностей буддийских монахов. В более поздней буддийской литературе махаяны и тхеравады также говорится о паломничествах. Буддхачарита называет паломнические места лесенками, ведущими на небо.

Классификация святых мест буддизма в Индии и Непале

Буддийские святые места Индии и Непала могут быть разделены на пять категорий.

1. Святые места, связанные с важными этапами жизни Гаутамы Будды: Лумбини (рождение), Бодхгая (Просветление), Сар–натх (первая проповедь) и Кушинагара (уход в махапаринирвану).

2. Святые места, которые посещал Гаутама Будда или где он провел часть жизни. Это Капилавасту (Тилауракот), Раджгир, Наланда, Санкасья, Шравасти, Вайшали, Паталипутра (Патна), Каушамби.

3. Святые места, связанные с выдающимися святыми и мастерами буддизма.

4. Святые места, связанные с буддизмом как религией, его историей и культурой.

5. Святые места, в которых продолжается буддийская жизнь, -- вихары и монастыри.

Объекты первых двух категорий преобладают в Индии. В Непале –только Капилавасту и Лумбини. Святые места третьей категории находятся как в Индии, так и в Непале, четвертой категории – много в Индии, меньше в Непале. Пещеры Аджанты, Эллоры, Карла, Канхери (Индия) связаны с буддийскими искусством и архитектурой, Санчи (ступа) – с историей, искусством ц архитектурой. Места четвертой категории также связаны с буддийскими святыми и просветленными мастерами. Например, в Санчи находятся останки двух известных учеников Будды Шари-путры и Маудгалъяяны. В буддийских пещерах Индии монахи медитировали и проповедовали буддизм до X в., периода прихода мусульманских завоевателей. Несколькими местами с пещерами, где медитировали буддийские монахи в Непале, являются Ваджраджогни, холм Нагарджун. Там отсутствуют произведения искусства и скульптуры. Лишь несколько образов Будды было помещено в них.

Паломнические центры буддизма в Индии и Непале

Паломнические места «жизненного пути» Будды. Есть 8 центров почитания Будды Шакьямуни, 4 являются главными: Лумбини (Непал, недалеко от границы с Индией), Бодхгая (шт. Бихар), Сарнатх (около города Варанаси, шт. Уттар–Прадеш), Кушинагара (около города Горакхпур, шт. Уттар-Прадеш) (Индия) (см. рис. 5); 4 других –Вайшали, Шравасти, Раджгир и Санкасья (Санкисса) (Индия). Многие паломники посещают все 8 мест. Определенным различием между этими местами является то, что в некоторых из них, особенно в Бодхгае и Лумбини построено много буддийских монастырей и ступ буддистами из разных стран мира. Там также ведется издательско-просветительская деятельность. С другой стороны, Вайшали и Санкасья в настоящее время представляют интерес для туристов, увлекающихся историей буддизма и индийской, а также мировой культурой, хотя они также посещаются я паломниками. Эти особенности важно учитывать при практической разработке туров.

На территории современного городка Лумбини в 543 г. до н. э. в саду Румминдеи родился Сиддхартха Гаутама, ставший впоследствии Буддой (Пробужденным). В находящемся рядом Капилавасту паломники и экскурсанты посещают руины царского дворца, в котором до 29 лет жил Сиддхартха. Здесь также сохранились храм матери Будды – царицы Майядеви, пруд, в котором она совершала омовения перед рождением сына, и источник, в котором было первое омовение ребенка. В Лумбини имеется более 20 монастырей буддистов из разных стран мира.

Бодхгая (шт. Бихар) находится в 12 км от известного центра лндусских паломничеств Гая. В Бодхгае к Будде пришло замечательное состояние Просветления. Центром привлечения паломников является Махабодхимандир, храм, находящийся на том месте, где Будда обрел Просветление. Этим храмом управляют совместно буддисты и индусы, так как индусы считают Будду девятой аватарой (воплощением) бога Вишну. У западной стены растет смоковница, она считается отпрыском того дерева, под которым Будда сидел в медитации. Здесь находится Ваджрасана– каменная плита, отмечающая место, где сидел Будда. К северу от храма тянется каменная дорожка Чанка Романа. Она была выложена в I в. до н. э. и обозначает то место, по которому Будда гулял, будучи в медитативном состоянии. С южной стороны храма расположен пруд, поросший лотосами. Посреди пруда стоит статуя Будды, охраняемого коброй. В Ботхгае также расположен археологический музей.

С октября по март в Бодхгаю приезжает большое количество паломников-тибетцев из Дхарамсалы. Далай-лама здесь читает лекции. В Бодхгае есть монастыри, построенные представителями Тибета, Мьянмы, Таиланда, Японии, Китая, Шри-Ланки, Бутана, Непала, Вьетнама, Кореи, Тайваня и Бангладеш. Монастырь Таи БодхиКхам был построен представителями племенных общин индийских штатов Ассам и Аруначал-Прадеш. Туристам, приехавшим на экскурсию в Бодхгаю, интересно видеть людей из разных (в том числе западных) стран, архитектурных стилей, особенностей проведения церемоний, медитаций. В Бодхгае находится статуя Великого Будды высотой 25 м, построенная в японском стиле Камакура в 1989 г.

Сарнатх расположен в шт. Уттар-Прадеш в 6 км к северу от одного из главных центров индусских паломничеств – Варанаси. В Сарнатхе Будда сделал первый поворот колеса Дхармы, прочитав свою первую проповедь о четырех благородных истинах своим первым ученикам. Здесь находятся останки древнего оленьего парка –Мригадава, буддийская ступа Дхамекх.

В Раджгире (шт. Бихар), находящемся в 90 км к северо-востоку отГаи, Будда провел пять сезонов дождей. Здесь он сделал второй поворот колеса Закона, открыв учение о пустоте. Бамбуковая роща Ввнувана была в свое время подарена Будде царем государства Магадха, столицей которого и был Раджгир (Раджагриха). В роще находятся тайский буддийский храм и бассейн Каранда Танк, в котором совершал омовения Будда. Важным местом для паломников и экскурсантов по буддийским местам является пещера Сап-тапарни, в которой проходил первый буддийский собор. В Раджгире также находятся монастырь Джарасандхаки-Байтхак, большой японский храм ордена НиппондзанМюходзи, бирманский храм. Самым священным местом в Раджгире является холм Грид-хракута. Из Мадцакуччи идет канатная дорога к вершине холма Ратна Гири, на котором японскими буддистами была построена ступа ВишваШанти (Покой мира). На каждой стороне ступы воздвигнуты по четыре золотых статуи, напоминающие о рождении Просветлении, учении и уходе Будды в паринирвану.

В 12 км к северу от Раджгира находятся руины крупнейшего в Индии университета Наланда, уничтоженного мусульманами в 1199 г. В этом месте читали свои проповеди Будда и Махавира. Туристы, посещающие места жизненного пути Будды, приезжают на экскурсию в Наланду. При раскопках в Наланде было обнаружено 6 храмов (чайтья) и 11 монастырей (вихара). В вихарах посетители могут увидеть остатки студенческих келий, лекционных залов, ванных комнат, кухонь, библиотек, складов и колодцев. Недалеко от руин находятся музей, в котором собрана индусская и буддийская скульптура, а также памятник в форме китайского храма. Это сооружение было построено в память о китайском паломнике Сюань Цзане, учившемся в Наланде в VII в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 8121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.