Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и динамика процесса познания




Что есть знание?

Проблема познания в философии. Познание, творчество, практика

 

Философская дисциплина, исследуемая проблемы познания, называется гносеологией. Главные гносеологические проблемы можно кратко обозначить следующими вопросами: Что есть знание? Как оно возможно? Какими путями достижимо? Что такое истина и каковы её критерии?

В определении знания нужно обязательно включать свойство истинности, неверным знание быть не может. Действительным знанием может быть названа только та истинная информация, которая имеет достаточные основания, а не угадана случайно.

Знание скрывает за собой целый ряд гносеологических проблем. Большинство из них коренится в диалектической (т.е. противоречивой) природе взаимоотношений знания и воспроизводимой им реальности. Знание, например, конечно и ограничено, а представляемая им Вселенная бесконечна и безгранична. Знание стремится к точности, определенности, предсказуемости. Но это возможно лишь в статичном, устойчивом положении. Реальность же изменчива, подвижна, непредсказуема.

Знание – это конечный результат весьма сложного процесса познания.

Виды познания:
- чувственное (перцептивное) – деятельность органов чувств (зрение, слух, осязание)
- рациональное – работа разума, абстрактно-понятийное мышление.

Формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.
Ощущение – элементарный психический процесс, сост. В запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия на наши органы чувств.
Восприятие – целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Особенности восприятия: предметность, целостность, структурность.
Представление – сохранение памятью образов предметов, когда-то ранее воздействовавших на органы чувств.

Рациональное познание сводится к понятийному абстрактному мышлению.
Абстрактное мышление – целенаправленное обобщённое воспроизведение свойств, связей, отношений вещей.
Основные формы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории.
Понятие – мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определённой совокупности признаков.
Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-то утверждается или отрицается.
Умозаключение – рассуждение, в ходе кот. Из нескольких суждений выводится логически новое суждение.
Гипотеза – выраженное в понятиях предположение, предварительное объяснение факту.
Теория – высшая форма организации научного знания, целостное представление о законом. И существен. Связях определённой области действительности.
Две познавательные способности человека: сенситивная (чувственная) и рациональная (мыслительная).
Результат – истина, рождается только вкупе.

Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений – важная задача всего общества. Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно.
Сенсуализм:
1) Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Без опыта разум глух и слеп.
2) Без органов чувств человек не способен к познанию
3) Роль мышления заключается в обработке чувственного материала, разум вторичен
4) В познании встречаются ошибки. Ощущения обманывать не могут
5) Управление предметной деятельностью контролируется органами чувств
6) Установление истинности знания требует контакта с самой реальностью.
Сенсуалисты: Д.Локк, Т.Гоббс, Д.Беркли.
Рационализм:
1) Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию
2) Восприятие одного и того же предмета разными лицами в разное время не совпадает, чувства хаотичны, разум способен внести порядок.
3) Чувства обманывают (Солнце не движется вокруг Земли, как кажется, например)
4) Разум способен получать знания о таких объектах, которые не доступны органам чувств (гены, скорость света)
5) Разум обладает креативной способностью – конструировать предметы.
6) Критерием истинности знания может служить его логическая непротиворечивость.

Практика — матер.чувственно-предметная целеполагающая деятельность чел.; основа всего чел. бытия. Кант: практич. разум (воля) имеет приоритет над теоретич. Это прагматическая концепция истины (греч.софистика). Сущ. в единстве с познанием:

- исходный пункт познания;

- движущая сила развития п. (ставит перед познанием опрел.цель и требует ее решения);

- основа п. (объединяет жизнь людей);

- критерий истинности познания (средство разделения истинных и ошибочных положений); абсолютность практики: дает возможность распознать истинность или неистинность наших знаний; относительность практики: ее историч. хар-р (может подтвердить истинность лишь главного содержания теорий);

- конечная цель п. (удовлетворение практич. потребностей);

Творчество — механизм приспособления чел. к миру (объект. и субъект., внутр. мир); естественное и необходимое дополнение рациональности. Творческийхар-р носит само познание и практич. деятельность. В основе творчества: обществ.потребности и противоречия, возник. в научном познании и практич. деятельности, разрешение к-рых предполагает выход за пределы уровня достигнутого знания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.