Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конструкция




Ми-28 - российский ударный вертолёт, предназначенный для поиска и уничтожения в условиях активного огневого противодействия танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.

Введение

 

 

Роль вертолетов в поддержке войск на поле боя постоянно возрастает. Это верно не только потому, что вертолеты перевозят солдат к месту боя, но они также ведут борьбу с танками, будучи вооруженными ПТУ Рами.

Хотя скорость вертолетов меньше скорости самолетов, они совмещают высокую маневренность и способность «висения», что постепенно открыло им многие возможности в бою. Первые вооруженные вертолеты послевоенного времени использовались для простых экспериментов с пулеметами, ракетами класса «воздух-земля» и противолодочным оружием. Величина полезной нагрузки ограничивалась поршневым двигателем — нельзя было нести много вооружения на большое расстояние или в течение длительного времени.

Поворотной вехой для вертолета стал переход с середины 1950-х на газотурбинный двигатель. Это снизило вес планера, увеличило энерговооруженность, безопасность и надежность. Отказ одного двигателя двухдвигательного вертолета лишь незначительно ухудшает его летные характеристики.

Постоянное совершенствование газотурбинных двигателей, конструкционных материалов, авионики и техники конструирования привело к созданию поколений вертолетов, способных надежно летать в любую погоду, уничтожать чужие бронированные машины или корабли, оставаясь невидимыми или неуязвимыми для противника. Если раньше вертолет был самым беззащитным воздушным аппаратом, то сейчас боевой вертолет сбить очень трудно. Его очевидные преимущества — малый размер и подвижность.

Боевой вертолет Ми-28 (Havoc по классификации НАТО — англ. «Опустошитель») — российский ударный вертолёт, предназначенный для поражения бронированных целей и огневой поддержки сухопутных войск

CSH-2 (AH-2) RooivalkВертолёт предназначен для уничтожения живой силы и техники противника, нанесения ударов по наземным целям, воздушной поддержки и сопровождения, а также для воздушной разведки и действий против партизан.

 

В связи с созданием за рубежом усовершенствованных боевых вертолетов нового поколения, (в 1972 г. в США началась конкурсная разработка опытных боевых вертолетов Белл YAH-63 и Макдоннелл-Дуглас YAH-64) в МВЗ им. М. Л. Миля с 1972 г. также начались исследования усовершенствованного боевого винтокрылого аппарата нового поколения с высокоточным мощным вооружением, с большой дальностью действия и обзорно-прицельной системой, с высокой разрешающей способностью. Для нового винтокрылого аппарата на основе опыта боевого применения вертолетов Ми-8 и Ми-24 была разработана оптимальная концепция по критерию «стоимость-эффективность» и использованы передовые технические решения, обеспечивающие высокие летные и эксплуатационные характеристики при минимально допустимом
техническом риске.

Разработка нового вертолета, получившего обозначение Ми-28, велась совместно с ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ и ВИАМ, НИИАС и ГНИКИ ВВС, ЦКБ «Сокол» и Раменским ПКБ и др. под руководством ведущего конструктора М. В. Вайнберга и заместителя главного конструктора А. Н. Иванова. 16 декабря вышло Постановление Совета Министров СССР о разработке вертолетов Ми-28 и Ка-50 (двухвинтовой соосной схемы ОКБ Н. И. Камова) на конкурсной основе.

Полномасштабная разработка вертолета Ми-28 началась в 1980 г., когда было принято решение о постройке двух опытно-экспериментальных образцов; 10 ноября 1982г. совершил полет первый опытно-экспериментальный вертолет Ми-28 (летчик-испытатель Г. Р. Карапетян и штурман-испытатель В. В. Цыганков) и был передан на государственные испытания, проводившиеся в ГНИКИ ВВС.

По требованиям ВВВ новый винтокрылый аппарат предназначался для поддержки подразделений на поле боя, сопровождения вертолетных десантов, уничтожения танков и борьбы с вертолетами. Вооружение должны составлять ПТУР комплекса «Штурм» и пушка калибром 30 мм, задавалась боевая нагрузка 12 000 кг, экипаж из летчика и оператора и максимальная скорость 380 — 420 км/ч.

Первоначально рассматривались различные схемы скоростных винтокрылых аппаратов, среди которых приоритетным был проект винтокрыла двухвинтовой поперечной схемы с толкающим винтом, обеспечивающей возможность не только достижения больших скоростей, но и катапультирования экипажа. Был построен макет винтокрыла, продемонстрировавший большую сложность его конструкции и повышенный технический риск его создания, поэтому предпочтение было отдано проекту вертолета одновинтовой схемы с использованием опыта разработки и эксплуатации вертолетов Ми-24.

Вертолет Ми-28 меньше боевого вертолета Ми-24, но несколько больше американского вертолета АН-64 «Апач». Экипаж вертолета, как и у боевого вертолета Ми-24, состоял из двух человек: летчика в задней кабине, обеспечивающего пилотирование вертолета и использование неуправляемого оружия, и штурмана-оператора в передней кабине, обеспечивающего поиск, обнаружение, распознавание и уничтожение малоразмерных целей на предельных дальностях с применением управляемого высокоточного оружия и пушечной установки. В отличие от зарубежных боевых вертолетов в фюзеляже Ми-28 имеется свободный объем, в котором могут разместиться два — три человека, если потребуется срочно эвакуировать экипаж пострадавшего вертолета или самолета.

Для повышения живучести вертолета использовано не только бронирование кабины экипажа и отдельных агрегатов, но и конструктивно-компоновочные решения, обеспечивающие взаимное экранирование агрегатов и защиту более важных агрегатов менее важными, чтобы при их повреждении не происходило катастрофическое разрушение за время, достаточное для выполнения задания и возвращения на базу; широко применяется дублирование наиболее важных сторон.

Использование системы катапультирования экипажа было признано нецелесообразным, учитывая, что большая часть полетов производится на малых высотах, поэтому был применен ряд решений, позволяющих экипажу выжить, не покидая вертолет, при аварийном приземлении со скоростями и перегрузками, значительно превышающими нормальные.

Большое внимание было уделено улучшению эксплуатационных характеристик, для чего сокращено число точек смазки благодаря использованию тканевых и эластомерных подшипников, применены встроенные средства автоматизированного контроля и облегчен доступ к силовой установке и отсекам оборудования. В результате общая трудоемкость технического обслуживания по сравнению с вертолетом Ми-24 уменьшилась в три раза, а по отдельным системам и агрегатам — в девять раз. Предусмотрена возможность быстрого перебазирования вертолетов с помощью военно-транспортных самолетов Ан-22 и Ил-76 при минимальной разборке (снимаются только лопасти несущего и рулевого винтов), позволяющей подготовить вертолет в течение одного часа к полетам. Разработку Ми-28Н возглавили заместители главного конструктора В. А. Щербина и В. А. Стекольников.

Дальнейшая разработка вертолета Ми-28 задерживалась из-за недостаточного финансирования, поэтому испытания опытного вертолета Ми-28А, оснащенного всеми системами и оборудованием и высотными двигателями ТВЗ-117ВМА, начались только в январе 1988 г., а в мае 1989 г. вертолет Ми-28А впервые был продемонстрирован за рубежом на авиакосмическом салоне в Париже, а затем и на других международных выставках, вызывая большой интерес специалистов и посетителей. В 1991 г. начал проходить испытания второй опытный вертолет Ми-28А, а в 1993 г. оба вертолета Ми-28А успешно завершили в полном объеме летные испытания, в которых было продемонстрировано, что вертолет Ми-29А, обладая мощным вооружением и большим статическим и практическим потолком, может с большой эффективностью применяться в частях специального назначения и для борьбы с террористами, скрывающимися в труднодоступных местах, для уничтожения их техники и оборонительных сооружений. Во время испытаний 6 мая 1993 г. летчик-испытатель Г.Р. Карапетян впервые выполнил на Ми-28А «петлю Нестерова», а через несколько дней — «бочку».

В 1994 г. Ростовское вертолетостроительное производственное объединение «Роствертол» начало подготовку серийного производства вертолетов Ми-28 для армейской авиации России, где они станут основными боевыми вертолетами.

Вертолет Ми-28А, разработанный в 80-х годах, оснащен комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Поэтому в 90-х годах в МВЗ им. М. Л. Миля под руководством генерального конструктора М. В. Вайнберга в сотрудничестве с Раменским приборостроительным конструкторским бюро (РПКБ главный конструктор Г. И. Джанджгава) была создана глубоко модернизированная модификация Ми-28Н (ночной) с интегрированным комплексом бортового оборудования и вооружения, обеспечивающим круглосуточное боевое применение в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах (5—15 м). Это достигается использованием в составе комплекса БРЛО и его обзорно-прицельных систем тепловизионных каналов, надвтулочной РАС миллиметрового диапазона, очков ночного видения, лазерных дальномеров, системы экстремальной навигации с использованием физических полей земли и ряда других систем.

Первый опытный вертолет Ми-28Н был построен в августе 1996 г. и совершил первый полет 14 ноября 1997 г. (летчик-испытатель В.В. Юдин и штурман С. В. Никулин), а с 30 апреля 1997 г. начал проходить заводские летные испытания. Внешне Ми-28Н отличался от Ми-28А установленной в сферическом обтекателе надвтулочной РАС, разработанной в ЦКБ «Алмаз» и позволяющей вертолету обнаруживать наземные и воздушные цели, прячась за укрытиями и в складках местности. В дополнение к комплекту вооружения вертолета Ми-28А вертолет Ми-28Н будет вооружен сверхзвуковыми УР «Игла» «воздух—воздух» с модернизированные тепловыми головками самоведения.

Ми-28НЭ — экспортный вариант боевого вертолета круглосуточного и всепогодного действия, является развитием боевого вертолета Ми-28А с новым интегрированным комплексом бортового оборудования, обеспечивающим пилотирование со следованием рельефу местности в ручном и автоматическом режиме, поиск, обнаружение и распознавание целей и управление вооружением. Комплекс вооружения и оборудования на Ми-28НЭ такой же как и на Ми-35М, дополнительно установлен надвтулочная РЛС кругового обзора. Впервые демонстрировался на МАКС-2001. Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД, трехопорным шасси и вспомогательным крылом.

Вертолет вы­полнен по одновинтовой схеме с ру­левым винтом, двумя ГТД, трехо­порным шасси и вспомогательным крылом.

Фюзеляж цельнометалличес­кий, полумонококовой конструк­ции из алюминиево-литиевых спла­вов с широким использованием КМ, имеет значительно меньшие размеры, чем у вертолета Ми-24. В носо­вой части размещена двухместная кабина экипажа с отдельными ка­бинами штурмана-оператора и летчика, сиденья которых располо­жены уступом, как на Ми-24. Каби­на экипажа образована плоскими поверхностями и полностью бро­нирована с использованием облегченной титановой брони с керами­ческими наружными плитками и малобликующего броневого остек­ления, выдерживающего прямое попадание пуль калибром 12,7 мм. Поврежденные керамические плитки брони могут заменяться. Между кабинами штурмана-опе­ратора и летчика имеется брониро­ванная перегородка. Система спа­сения экипажа на малых высотах включает энергопоглаощающие кресла, снабженные системой при­тяжения экипажа к креслам для со­здания необходимой изготовочной позы: на больших высотах экипаж может покинуть вертолет с помо­щью парашютов через большие боковые двери, открывающиеся влево у штурмана-оператора и вправо у летчика. За кабиной эки­пажа расположен специальный тех­нический отсек, в котором в случае необходимости могут разместиться два человека, доступ в отсек осуще­ствляется через люк и откидной трап с левого борта.

Крыло малого удлинения, разма­хом 4,88 м средне расположенное, с отрицательным поперечным V, име­ет кессонную конструкцию из алю­миниевых сплавов, носок крыла и хвостовая часть изготовлены из КМ. Крыло обеспечивает разгрузку несу­щего винта и используется для под­вески вооружения и контейнеров с оборудованием или подвесных топ­ливных баков на четырех узлах под крылом и двух на концах крыла.

Шасси трехопорное, с хвосто­вым колесом, неубирающееся, глав­ные опоры имеют амортизаторы с увеличенным ходом амортизации, обес-печивающие снижение пере­грузок при ударе о землю с верти­кальной скоростью 12 м/с до уров­ня, который физиологически может переноситься экипажем; колеса главных опор имеют давление 0,53 мПа/5,4 кг/ см2. Колея шасси 2,29 м, база шасси 11 м.

Несущий винт пятилопастный, такого же диаметра, как на Ми-24, но с новыми лопастями, имеющими профили с увеличенной кривизной, создающие большую подъемную силу. Лопасти прямоугольной фор­мы в плане, хорда лопасти 0,67 м. Кон­цевые части лопастей имеют стрело­видность по передней кромке. Лопа­сти имеют стеклопластиковый лон­жерон, изготовленный методом спиральной намотки на станках с ЧПу, к которому присоединены стек­лопластиковые секции с сотовым за­полнителем; вдоль носка лопасти проходит противоэрозионная тита­новая накладка с электрической противообледенительпой системой. Ти­тановая втулка несущего винта имеет эластомерные шарниры и гидравли­ческие демпферы. Скорость враще­ния несущего винта 242 об/мин, ок­ружная скорость концов лопастей 216 м/с.

Рулевой винт диаметром 3,84 м, четырехлопастный, образован дву­мя двухлопастными винтами с эластомерными горизонтальными шар­нирами. Лопасти рулевых винтов установлены под углами 45° и 135° для уменьшения уровня шума. Лопасти прямоугольной формы в плане, из стеклопластика, хорда ло­пасти 0,24 м.

Силовая установка состоит из двух турбовальных ГТД со свобод­ной турбиной ТВЗ-117БМ Санкт- Петербургского научно-произ­водственного объединения им.

Климова (главный конструктор А.Саркисов) взлетной мощнос­тью 1620 кВт/ 2200 л. с., установлен­ных в отдельных гондолах по бокам фюзеляжа и снабженных модерни­зированной электронной системой регулирования. Вспомогательная силовая установка — ГТД, располо­женный за редуктором несущего винта сверху фюзеляжа, обеспечи­вает подачу сжатого воздуха для запуска двигателей и привода систем. Воздухозаборники ГТД снабжены пылезащитными устройствами, а сопла охлаждаются потоком возду­ха, поступающего через воздухоза­борники по бокам мотогондол и смешиваемого с потоком газов ГТД для уменьшения ИК-излучения. Топливо содержится в мягких топливных баках общей емкостью около 1900 л с латексным самозатягивающимся протектором. Для перего­ночных полетов возможна установка подвесных топливных баков.

Система управления механичес­кая, с гидроусилителями, предпо­лагается разработка электродистадионной системы управления. Управ­ление вертолетом максимально скомплексировано: в кабине летчика раз­мещены органы управления полетом, в кабине штурмана-оператора—уп­равление вооружением.

Гидравлическая система дуб­лированная. Рабочее давление в си­стеме 15,2 мПа/155 кг/см2.

Электрическая система пере­менного тока с напряжением 208 В получает питание от двух генерато­ров с приводом от главного редук­тора.

Оборудование: комбинирован­ная обзорно-прицельная система с высокими разрешающими способ­ностями и уровнем автоматизации на гиростабилизированной плат­форме с подвижностью +110°-110° по азимуту и +13° -40° по углу мес­та для наведения ПТУР и стрельбы из пушки. В дневном варианте сис­тема имеет два оптических канала с широким и узким полями зрения (3-кратное увеличение и 13-кратное соответственно). Для действий в темное время суток может ис­пользоваться оптико-телевизион­ный канал (с TB-системой для низ­ких уровней освещенности и 20- кратным увеличением). Установлен лазерный дальномер-целеуказатель, определяющий текущую даль­ность до цели и выдающий ее ЭВМ для вычисления поправок при стрельбе из пушки и пуска НАР, а также для пуска управляемых ракет. Возможно использование экипажем очков ночного видения. Приборное оборудование кабины летчика включает ИЛС и нашлемный при­цел для управления пушкой. Каби­на штурмана-оператора оснащена индикатором на ЭЛТ—для отобра­жения данных оптико-электронной системы. Установлен вертолетный комплекс РЭП «Витебск», имеются устройства подавления ИК-излуче­ния и автоматы сбрасывания ЛТЦ, установленные в контейнерах на концах крыла.

Вооружение. Состоит из моди­фицированной танковой пушки 2А42 калибром 30 мм с большой на­чальной скоростью снаряда, скоро­стрельность 900 выстр./мин по воз­душным целям и 300 выстр./мин по наземным целям; боекомплект 300 снарядов размещается в двух пат­ронных ящиках. Пушка размещена на турельной установке под фюзе­ляжем, работает синхронно с при­целом и имеет такую же подвиж­ность. Специально для вертолета Ми-28 разрабатывается новая одно­ствольная пушка (30 мм, 500 и 600 выстр./мин, 250 снарядов).Под крылом могут подвеши­ваться до 16 ПТуР «Штурм» с радио- командной системой наведения или «Атака-В» с радиолокационной сис­темой наведения и два блока НАР калибром 57 мм, 80 мм и 130 мм. Воз­можна установка ПТУР «Вихрь» с лазерной системой наведения. Уп­равляемое оружие (пушка, ПТУР)применяется штурманом-оператором из передней кабины, НАР мо­гут запускаться из обеих кабин. В пределах визуальной видимости, без использования увеличивающей оптики, летчик также может наво­дить пушку и вести из нее огонь с помощью ИЛС либо нашлемного прицела. На четырех точках подвес­ки могут также крепиться контейне­ры с гранатометами и пушками ка­либром 23 мм, бомбы калибром до 500 кг. Вертолет оснащен приспо­соблениями для постановки мин




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.