Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акт применения права




Вынесение решения и контрольно – исполнительная стадия правоприменения.

Исходя из толкования права, собранных доказательств и выбранной нормы права, должно произойти принятие решения, что и является следующей стадией - акт применения права, как сам результат всех вышеупомянутых действий, но конкретно эту стадию следует рассмотреть наиболее подробно, ввиду особой важности как самого процесса создания акта, так и его содержания и значения.

После издания акта применения права следует контрольно – исполнительна я стадия - после того как вынесено обоснованное решение компетентным органом государственной власти или должностным лицом, возникает необходимость исполнения принятого решения. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов органов юстиции Российской Федерации. К примеру, согласно ст. 72 Федерального закона «Об исполнительном производстве» порядок исполнения наказания в виде конфискации имущества определяется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Из ϶ᴛᴏй же нормы, а также из п. 1 ст. 62 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что конфискация имущества в принудительном порядке исполняется судебным приставом-исполнителем по приговору суда.

По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права. Данная стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный[12].

 

Контроль за осуществлением исполнительного производства возложен на органы министерства юстиции. Исполнение приговора суда в отношении виновного лица, осужденного к лишению свободы, осуществляется в исполнительно-трудовых учреждениях, а надзор за правильным исполнением наказания возлагается на органы прокуратуры.


 

Акт применения права – это вынесенный в процессе применения права официальный документ, содержащий индивидуально – конкретное правовое предписание.[13] Акт применения права имеет следующие признаки:

- Они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;

- Правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;

- Акты применения права носят индивидуальный характер;

- Правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование. Акты применения права издаются на основе норм права и должны им соответствовать. Только в этом случае он будет отвечать требованию справедливости.

- Акт применения права не создает, не изменяет и не отменяет норм права.

Акты применения права имеют собственную жесткую структура, потому каждый из них состоит из:

- Вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;

- Описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;

- Резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права имеют множество форм и классификаций по разнообразным признакам, поскольку многие ученые – юристы в основу деления закладывают абсолютно отличные друг от друга основания. В основу единой классификации должны быть положены все четыре правила деления объема понятия:

- Наличие одного и того же основания;

- Равенство объема членов классификации объему классифицируемого класса;

- Необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации;

- Логическая непрерывность деления на классы.

Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые разнообразные признаки. К числу таких признаков можно отнести:

- Цель правоприменительного акта;

- Сферу использования;

- Характер регулируемых отношений;

- Характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;

- Степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

- Орган, издающий правоприменительный акт;

- Способ принятия акта;

- Особенности содержания акта;

- Форма выражения.

Вот лишь некоторые из них более подробно:

- По субъектам принятия правоприменительные акты делятся на: акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов, органов местного-самоуправления.

- По способу принятия данные акты систематизируются на: принятые коллегиально и единолично.

- По характеру правового воздействия акты применения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон; охранительные - реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

- По значению в правоприменительном процессе они могут быть вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.д.).

- По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому), форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы), а в наиболее простых случаях - устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).[14]

Правоприменительные акты представляют самостоятельную ценность по причине их особой роли, необходимости и полезности в механизме правового воздействия на общественные отношения. Ценность правоприменительных актов состоит также и в том, что они реализуют определенные социальные цели вместе (одновременно) с нормативными правовыми актами. Результативность в достижении стоящих перед правоприменительными актами целей (мера ϶ᴛᴏй результативности) свидетельствует об их эффективности.[15] Но, для того, чтобы начать действовать, выносимый правоприменительный акт обязан соответствовать трем требованиям (обоснованности, законности и целесообразности) для того, чтобы вступить в силу и соответствовать действующему законодательству:

- Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно фактической стороны дела, например, осуждается невиновное лицо).

- Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента: 1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т. д.; 2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т.д.; 3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае; 4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

- Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности. Это означает следующее: предписание диспозиции (санкции), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей судебной инстанцией, что зачастую и происходит на практике.

Стоит сказать - полная эффективность правоприменительных актов достигается тогда, когда все их цели - и ближайшие, и отдаленные, и конечные - выполнены с наименьшим ущербом для общества, с меньшими экономическими затратами, в наиболее короткий срок[16]


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.