Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проведения церемонии




Посуда и принадлежности

Утварь, используемая в ходе чайной церемонии, должна составлять единый художественный ансамбль, что не означает непременного однообразия, но требует, чтобы предметы подходили друг к другу и ни один из них не выделялся резко из общего набора. Для церемонии необходима шкатулка для хранения чая, котёл или чайник, в котором кипятится вода, общая чаша для совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания чая и мешалка, которой хозяин размешивает чай во время приготовления. Все предметы должны быть простыми, скромного вида и почтенного возраста, отражающегося в их виде. Как правило, чай хранится в простом деревянном ящичке, котёл или чайник — вполне обычный, медный, ложка для чая и мешалка — бамбуковые. Чаши применяются простые, керамические, достаточно грубой работы, без нарочитых украшений. Вся утварь безукоризненно чиста, но при этом никогда не начищается. В отличие от европейцев, натирающих металлическую посуду до зеркального блеска, придающего предметам вид новых, только что изготовленных, японцы предпочитают, чтобы предметы сохраняли «память о своём прошлом» — потемнение от времени, следы длительного использования. «Старый» вид утвари — один из элементов эстетики чайной церемонии.

Перед церемонией гости собираются вместе в одной комнате. Здесь им подаётся горячая вода в небольших чашках. Назначение этого этапа — создать у гостей общее настроение, связанное с ожиданием предстоящей церемонии как важного и приятного действия, встречи с прекрасным.

Затем гости отправляются через сад к чайному домику. Переход через чайный сад по выложенной камнями дорожке считается очень важным — он символизирует удаление от суеты, отход от повседневности, отрешение от обыденных забот, тревог и неприятностей. Созерцая растения и камни сада, гости настраиваются на сосредоточение и освобождают сознание от всего суетного.

В конце дорожки, перед чайным домиком, гостей встречает хозяин. После сдержанного взаимного приветствия гости подходят к находящемуся тут же каменному колодцу и совершают обряд омовения. Вода зачерпывается лежащим тут же маленьким ковшиком на длинной деревянной ручке, гость омывает руки, лицо, прополаскивает рот, после чего омывает после себя ручку ковшика. Обряд омовения символизирует телесную и духовную чистоту.

После омовения гости проходят в чайный домик и располагаются там. Прохождение через низкий и узкий вход символизирует окончательный выход за границы обыденного мира, укрытие от всего, что творится вовне. Неудобство входа и необходимость низко наклониться, входя в чайный домик, символизируют равноправие участников церемонии — поклониться вынужден каждый, вне зависимости от знатности, богатства, известности и общественного положения. В соответствии с обычаем традиционного японского дома, входя в чайный домик, обувь гости оставляют у порога.

На момент прибытия гостей огонь в очаге уже горит, котёл с водой стоит над огнём. Войдя в домик, гость в первую очередь должен обратить внимание на нишу напротив входа — токонома. Перед приходом гостей хозяин вывешивает там свиток с изречением, а также помещает букет цветов и курильницу. Изречение определяет тему, которой посвящается церемония, и передаёт душевное состояние хозяина. Хозяин входит в чайный домик последним, причём не сразу после гостей, а немного погодя, чтобы дать гостям возможность без спешки рассмотреть и оценить предметы в токонома.

Войдя в домик, хозяин кланяется гостям и занимает своё место — напротив гостей, около очага. Рядом с местом хозяина расположены необходимые для приготовления чая предметы: деревянная шкатулка с чаем, чаша и бамбуковая мешалка. Пока вода в котле нагревается, гостям подаётся кайсэки — лёгкая еда, состоящая из простых, не сытных, но изысканных блюд, предназначенных не для насыщения, а для снятия дискомфорта, вызванного чувством голода. Японцы считают, что еда, подаваемая к чаю, должна, в первую очередь, быть приятной для глаза, и лишь во вторую — насыщать. Название «кайсэки» восходит к горячему камню, который в прошлом дзенские монахи держали за пазухой, чтобы приглушить голод. В последнюю очередь подаются «омогаси» — сласти к чаю.

После кайсэки гости на некоторое время выходят из чайного домика, чтобы размять ноги и подготовиться к основной части церемонии — совместному питью густого чая. В это время хозяин меняет свиток в токонома на композицию цветов и/или веток. Композиция составляется по принципу единства контрастов, например, это может быть сосновая ветвь, как символ прочности и долговечности, с цветком камелии, символизирующим нежность в цветочном букете.

Самая важная часть церемонии — приготовление и питьё густого порошкового зелёного чая. Гости вновь собираются в чайном домике, где хозяин приступает к приготовлению чая. Весь процесс проходит в полном молчании. Все внимательно наблюдают за действиями хозяина и вслушиваются в звуки огня, закипающей воды, струй пара из котла, к которым позже добавляются тихие звуки, производимые манипуляциями хозяина с чашей, чаем и утварью. Хозяин сначала проводит символическое очищение всей используемой утвари, затем приступает к приготовлению чая. Все движения в этом процессе строго выверены и отработаны, хозяин движется в такт дыханию, гости внимательно наблюдают за всеми его действиями. Это самая медитативная часть церемонии. Чай засыпается в грубую керамическую чашу, туда же заливается небольшое количество кипятка, содержимое чаши размешивается бамбуковой мешалкой до превращения в однородную массу и появления зелёной матовой пены. Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции.

Чашу с приготовленным чаем хозяин с поклоном подаёт гостям (традиционно — по старшинству, начиная с самого старшего или самого почётного гостя). Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок (фукуса), принимает чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и, кивнув следующему по порядку гостю, отпивает из чаши. Затем он кладёт фукуса на циновку, обтирает край чаши бумажной салфеткой и передаёт чашу следующему. Каждый гость повторяет ту же процедуру, после чего чаша возвращается к хозяину.

Употребление чая из общей чаши символизирует единение собравшихся. После того, как чаша обойдёт всех гостей, хозяин снова передаёт её гостям, теперь уже пустую, чтобы каждый мог внимательно рассмотреть чашу, оценить её форму, снова почувствовать в своей руке.

С этого момента начинается следующая стадия церемонии — хозяин готовит лёгкий чай в отдельной чашке для каждого из гостей. Начинается беседа. Эта часть церемонии — отдых, во время неё не говорят о делах, повседневных заботах. Предметом обсуждения становится свиток в токонома, изречение, написанное на нём, красота цветочной композиции, чаша, другая утварь, сам чай. Непосредственно перед подачей чая гостям подаются сласти. В конце этой части церемонии гостям опять предлагается осмотреть утварь, использованную для приготовления чая на этот раз.

По завершении беседы хозяин, ответив на все вопросы гостей, с извинением покидает чайный домик, показывая тем самым, что церемония подошла к завершению. В отсутствие хозяина гости осматривают очаг, на котором готовился чай, ещё раз обращают внимание на цветы в токонома, которые к моменту завершения церемонии должны раскрыться. Раскрывшиеся цветы служат напоминанием о времени, проведённом вместе участниками церемонии.

Пока гости покидают чайный домик, хозяин находится вблизи от его входа, молча кланяясь уходящим. После ухода гостей хозяин некоторое время сидит в чайном домике, вспоминая прошедшую церемонию и восстанавливая в памяти оставшиеся от неё ощущения. Затем он уносит всю утварь, убирает цветы, протирает татами в домике и уходит. Уборка символизирует подведение окончательного итога происходившему. Чайный домик возвращается в то же состояние, в котором находился до церемонии. Считается важным, что действо, не оставив никаких внешних следов, сохранилось лишь как след в сознании участвовавших в нём людей.

18. Чайные церемонии

Наиболее известны два вида чайной церемонии: китайская и японская.
Японская чайная церемония возникла на основе древних китайских традиций, которые затем были дополнены японцами. Чайная церемония — это наука о искусстве употребления чая. У японцев для чайной церемонии строятся специальные чайные беседки, обычно во дворе дома, где собираются гости и хозяева для того, чтобы выпить ароматного и вкусного чая. В Японии пьют только зеленый или цветочный чай. Хозяин дома обязан удобно разместить гостей – они сидят на циновках или на низких скамейках, проследить за тем, чтобы всем было удобно. Хозяин дома сам редко пьет чай. Во время чайной церемонии ведутся беседы, часто так собираются творческие люди для обсуждения дальнейших планов. Особое оформления беседки, дорожки, ведущей к ней, сада и аксессуаров так же придается большое значение, так как они влияют на общее настроение. К чаю подаются пирожные. Сначала подается большая чашка крепкого чая, из которой по кругу пьют все гости. Затем по чашкам разливается свежий легкий чай.
Чайная церемония в Китае имеет отличия от японской. Сначала гости осматривают емкость с сухим чаем, пока хозяин готовит напиток. Чашки, как и заварочный чайник, нагреваются и подаются к столу вместе с остальной посудой. Первый раз чай заваривают и воду просто сливают – для того, чтобы отогнать плохих духов. На чайных церемониях китайцы употребляют только зеленый чай. Чай второй раз заливается горячей водой, настаивается и наливается в чашки, накрытые другой емкостью. Чашка является мужской энергией, а емкость сверху – женской. Переданные гостям чашки с чаем переворачиваются, и чай пьют из емкости с женской энергией. В идеале считается, что гости, присутствующие на китайской чайной церемонии не могут уйти не выпив, хотя бы 7 чашек.
За несколько веков культуры чая в Китае было перепробовано много способов его приготовления, начиная с примитивной варки сухого чая и кончая мгновенным растворением экстракта чая в горячей воде. Однако как самые простые, так и самые сложные способы были с течением времени отвергнуты. Оставлен самый рациональный — тот, который лег в основу международного способа заваривания и которому в общих чертах следуем мы.
Новый метод совпал с появлением улучшенной фарфоровой посуды — из белого фарфора, глазированного внутри. Это сразу позволило различить не только вкус, но и оттенки, отливы цвета, и главное — аромат чая.
Так, примерно в ХV-ХVI вв. целиком перешли на заваривание в гайванях — специальных чашках типа пиалы объемом 200—250 мл, но с резким расширением в верхней части и с крышкой, диаметр которой меньше диаметра верхнего края чашки. Если хотите провести церемонию у себя дома, рекомендуем вам найти в магазине полный китайский набор чайной утвари. Цена набора зависит в основном от количества включаемых ииструментов (с чайными инструментами или без), чайных пар и материала, из которого сделан набор — фарфор, исинская глина и др) Для заваривания чая используются различные инструменты:
* ложка (ча чи) используется для перекладывания заварки;
* игла (ча цзинь) используется, если забился носик чайника;
* воронка (ча сяньло) нужна для того, чтобы не просыпать драгоценный чай мимо маленького чайника;
* щипцы (цзя цзы) – служат для того, чтобы брать горячие чашки, доставать из чайника спитую заварку;
* кисточка (ча би) – с её помощью ухаживают за чайником, убирая подтёки.
Итак, вы купили набор, принесли его домой и расставили на ча-бани (чайной доске) чайничек, гайвань, чайные пары. (инструменты держите справа от доски).
В гайвань засыпают 4—5 г чая и тотчас же заливают водой на 2/3 объема или до половины объема. Время заваривания не превышает 2—2,5 минут, максимум 3—4 минуты для некоторых сортов чая. Для измерения времени можно воспользоваться песочными часами.
Из гайваня чай наливают в чашку для питья так, что крышка даже не приподнимается (чтобы не выпустить аромат), она лишь неплотно прижимается к краям гайваня, и чай выливается через образовавшийся таким образом зазор. Чаи пьют в горячем виде маленькими глоточками, без сахара и иных приправ, которые, по мнению китайцев, совершенно искажают истинный аромат чая.

В сдабривании и приукрашивании чая у китайцев нет необходимости отчасти и потому, что они употребляют главным образом желтые, красные и зеленые ароматизированные чаи, имеющие исключительно нежный и сильный аромат. Выпив 3/4 содержимого гайваня, оставшуюся четверть настоя вновь заливают кипятком.

Высококачественный чай можно заливать в гайванях до четырех раз (не сливая его), а другие — лишь два, максимум три раза.

Первый настой чая при таком заваривании обыкновенно более слабый, светлого колера, но ароматный. Вкус же чая появляется после второй, третьей заливки. Поэтому у китайцев можно встретить такое утверждение, что наиболее вкусна вторая заварка чая. Но это относится только к завариванию в гайванях. Заваривание чая в простой чашке или пиале совершенно не может сравниться с завариванием в гайванях. Поэтому те, кто заваривает чай в чашках, полагая, что следуют китайскому способу, не только ошибаются, но и портят чай: без крышки он сразу же выдыхается и слабо настаивается, а при закрывании чашки блюдцем и вовсе теряет вкус, так как задыхается, преет, ибо в блюдечке нет дырки для выхода пара.
В наборы чайной утвари обычно входят небольшие чашечки – низкие и высокие.
Как их использовать шаг за шагом в чайной церемонии:
1. Кипятим воду. Она должна быть мягкой, в идеале — родниковой. Снять с огня воду нужно, когда на поверхности появляются и лопаются большие пузыри.
2. Знакомимся с чаем. Предназначенный для заварки чай насыпается в чахэ (чайную коробочку). Делаем вдох, наслаждаемся ароматом...
3. Подогреваем заварочный чайник, наполняем его сухим чаем, заливаем кипятком.
4. Закрываем чайник крышкой, укутываем полотенцем, взбалтываем, раскачивая чайник из стороны в сторону.
5. Первый настой чая не пьют — его используют для омовения чайного листа и подогрева чайной пары — высокой чашечки (вэнсябэй) и низкой, питьевой (чабэй).
6. Заварившийся чай разливают по вэнсябэй на три четверти объема. Затем накрывают чабэй. Плотно прижимают друг к другу и переворачивают.
7. Когда чай выпит, процесс повторяют вновь. Чай заваривают три-четыре раза, пока он не потеряет свой вкус и аромат. Китайцы говорят так: выпил — доливай, долил — выпей.
____________________________

В Китае существует понятие "Гун фу" либо "Кунг фу", переводимое как свободное время и в зависимости от контекста трактуемое как "время, затраченное на приобретение мастерства", "время, затраченное на повышение своего искусства", "время, затраченное на постижение истины". Термин очень древний и многозначный. Название "Гун фу ча" подразумевает демонстрацию искусства приготовления чая, как правило улунского, с соблюдением всех требований технологии приготовления напитка и традиционного этикета.

1. Подготовка посуды, чая и воды

Основные компоненты: чайник для чая, чайные пары, подставки, Ча Хай, ситечко, чайная коробочка для подачи чая, чайный столик, набор инструментов, чайное полотенце, стеклянный чайник для кипятка, горелка для кипячения воды, спиртовка для поддержания температуры кипятка в чайнике и сам чай.
«Цюй xа» — извлечение чая из плотно закрытой чайницы. Зажигается горелка, на неё ставится чайник с водой. Пока готовится вода, выкладываем чай из традиционной чайницы в бамбуковый или фарфоровый Чахэ и подаем гостям для ознакомления с внешним видом и ароматом сухого чайного листа.

2. "Чжи ча" — пересыпаем листья в Ча ху "традиционный заварочный чайник".

3. Прогрев посуды.

Наливаем кипящую воду в чайник и накрываем его крышкой. Затем воду из чайника изящным движением переливаем в Ча хай "чашу справедливости", а от туда аккуратно и точно разливаем по чашкам для вдыхания аромата, таким образом прогревая всю посуду.

4. Засыпка чая.

С помощью специальной Ложки "Ча чи" из инструментов для чайной церемонии, чайный лист аккуратно и не торопясь пересыпаем в прогретый и слегка просушенный чайник. Иногда в горлышко чайника для удобства вставляется воронка, чтобы не растерять чайные листья.

5. "Си ча" — Омовение чая.

Чай заливается кипятком, чайник накрывается крышкой, и первый настой через несколько секунд выливается в Ча хай "чашу справедливости". Он не для питья, это делается для промывки чая от пыли, которая образовалась на нем из за долгого хранения, при его сушке "ферментации".

6. "Си бэй" — Омовение посуды чайным настоем.

Первый настой чая, традиционно используется для омрвения и прогрева чашек. Несколькими несложными движениями мастер чайной церемонии обрабатывает настоем чая чайные пары.

7. Заварка чая.

Заполняем чайник кипятком. Обливаем его горячей водой, выдерживаем непродолжительную, индивидуальную паузу "в зависимости от вида и сорта чая". Настой чая мягким движением переливаем в Ча хай "чашу справедливости", а оттуда — аккуратно и точно разливаем по чашечкам для вдыхания аромата и накрываем их сверху дегустационными чашечками. Обхватываем эту чайную пару пальцами правой руки, переворачиваем. Ставим ее на подставку. Аналогичную процедуру производим для остальных чайных пар и раздаем их гостям. В последующем, гости переворачивают чайные пары сами.

8. Дегустация аромата и вкуса чая.

Вынимаем чашечку для вдыхания аромата "Вэн сян бэй" из дегустационной чашечки "Пин мин бэй" и вдыхаем из неё аромат. Дегустируем чай. Чай можно заваривать многократно, это зависит от сорта чая и от желания гостей продолжать чаепитие.
В Поднебесной считалось, что в процессе приготовления чая гостям, лучше не разговаривать, это может помешать правильному настрою на чай. Но вряд ли ведущий чайную церемонию будет делать гостям какиелибо замечания или давать навязчивые советы — это не в правилах китайского гостеприимства. Задача мастера, проявить высшее мастерство в приготовлении чая "Гун фу ча" — предоставить возможность Вам приобщиться к древней традиции, а не заставлять чувствовать себя неловко.

 

19.Китай — одна из древнейших цивилизаций мира. Она стоит в одном ряду с цивилизациями шумеров Тигра и Евфрата, индийцев Инда и египтян Нила. Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров. Её достижением стала, в первую очередь, логографическая система письма, которая используется сегодня в странах Восточной Азии.

Чай в Китае относят к «семи вещам, потребным ежедневно» вместе с дровами, рисом, маслом, солью, соевым соусом и уксусом. Китайская чайная культура отличается от европейской, британской и японской как способами приготовления и питья, так и поводами для чаепития. Чай в Китае пьют как в повседневных ситуациях, так и во время официальных мероприятий и ритуалов. Чай здесь – не только напиток; он играет важную роль в традиционной китайской медицине и китайской кухне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.