Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивная политика 2 страница





 

4.1 Социологический позитивизм.

Позитивизм — философское направление, утверждающее, что источником подлинного, “положительного” (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основателем этого направления является Огюст Конт (1798— 1857), еще в 30-х гг. XIX в. он ввел этот термин. Положительная философия, согласно О. Конту, может стать единственной твердой основой для социальной организации, благодаря которой прекратится кризис, так долго испытываемый наиболее цивилизованными нациями. Не нужно доказывать, продолжает он, что миром управляют и двигают идеи или, другими словами, что весь социальный механизм основывается окончательно на мнениях. Именно умственное безначалие является основанием великого политического и нравственного кризиса современных обществ. Действительно, величайшее зло состоит в глубоком несогласии, существующем в настоящее время между умами относительно всех основных начал, твердость и определенность которых есть первое условие истинного общественного порядка. До тех пор, пока отдельные умы не примут единогласно известного числа идей, способных образовать общую социальную доктрину, народы, несмотря на всевозможные аполитические паллиативы, необходимо останутся в революционном состоянии, допускающем только временные учреждения. Столь же очевидно, что, когда соединение умов в едином общении принципов будет достигнуто, из него проистекут все потребные учреждения без всяких важных потрясений, так как величайший беспорядок уже уничтожится одним единым фактом. Таким образом, получается, что произвести “соединение умов в едином общении принципов” и через это доставить “твердую основу для социальной реорганизации и для действительно нормального порядка вещей” и составляет назначение позитивизма.

По утверждению Конта, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной исторический закон (составляющий открытие Конта, по мнению его самого и всех его последователей). Согласно этому закону, каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходит последовательно через три различных теоретических состояния: состояние теологическое, или состояние вымысла; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положительное. Другими словами, человеческий ум по своей природе употребляет последовательно в каждом из своих изысканий три метода, характер которых существенно различен и даже радикально противоположен сначала метод теологический, потом метафизический и, наконец, положительный. Отсюда три рода философии, или общих систем, обнимающих явления в их целом и взаимно исключающихся: первая система есть необходимая точка отправления человеческого ума; третья — твердое и окончательное состояние, а вторая служит лишь переходом. При этом для позитивизма в соответствии с его же принципом не существует других настоящих наук, кроме естествознания, изучающего явления внешнего мира. Если вдуматься в суть позитивизма во всех его разновидностях, что следует сказать: это реальность развития философской мысли. В какой-то степени это форма выражения определенной неудовлетворенности традиционными классическими философскими системами, зауженное видение лишь отвлеченности от реального процесса научного знания, прежде всего точного, математизированного естествознания. Позитивистские устремления выражают попытку усилить опору на достижения науки, доходя до их отождествления. Словом, эта тенденция усиления связи философии и конкретных наук каждый раз и у всех позитивистов постоянно абсолютизируется, начиная с позитивизма О. Конта. Слабая сторона позитивизма во всех его формах связана с подменой собственно-философского предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Это направление, хотя и называется по самому смыслу слова положительным, но содержит в себе немало отрицательных моментов. Позитивизм, начиная уже с Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает (у кого в большей, у кого в меньшей степени) на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия по самой своей сути (и предмету, и методу) является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человечества.

 


 

4.2 Позитивизм как обоснование науки.

Конт относится отрицательно ко всему разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания (и в теории, и вдействительности), принесенному Революцией, созидательный, позитивный дух. Категория «позитивного» становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для обозначения контовского учения.
Что же такое «позитивное» в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова:
реальное в противовес химерическому,
полезное в противовес негодному,
достоверное в противовес сомнительному,
точное в противовес смутному,
организующее в противовес разрушительному.
К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.
Согласно этому закону индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:
на теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных.
на метафизической, или абстрактной стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет абстракции. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать. Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным. Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху,
основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т.е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.
Иногда Конт высказывается не только против изучения «конечных» причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.
Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов — условие существования науки, их познание с целью рационального предвидения — ее предназначение.
Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность.
Характерно, что в этой классификации нет философии и психологии. Отсутствие первой объясняется тем, что Конт не мыслил философию в качестве особой отрасли знания: для него позитивная философия — это та же наука, наблюдающая наиболее общие законы, обобщающая результаты частных наук и обеспечивающая их единство. Отсутствие психологии объясняется тем, что тогдашняя психология была преимущественно интроспективной, основанной на самонаблюдении что по Конту, не позволяло считать ее наукой, тем более что в период создания своей классификации он придавал главное значение «объективному» методу, основанному на внешнем наблюдении.
Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственный метод, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии, только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.

5. Влияние идей О.Конта на развитие социологического знания в России во второй половине ХIX начало XX века.

 

Говоря о значении социологического творчества французского мыслителя, уместно привести слова американского социолога А. Боскова о том, что О. Конт дал социологии имя и программу. Соглашаясь с такой оценкой, нужно признать, что одного этого уже достаточно, чтобы считать его основоположником и одним из классиков мировой социологии. Исторически ᴨȇрвое направление в ней (выражаясь современными терминами, ᴨȇрвая парадигма) -- позитивизм.

Развитие социологической науки в ХIX и частично в XX в. находилось под довольно сильным влиянием позитивизма. Основным результатом этого влияния было стремление развивать социологию по пути естественно-научного знания. Переоценить роль идей Конта и его вклад в этом отношении невозможно.

Социологию Конта можно рассматривать как попытку понять устройство общества, его политико-динамическую структуру с помощью научных методов. На формирование такого образа общества большое влияние оказал опыт революции; прагматический проект общественного устройства утверждался на научном прогрессе. Наука должна была заменить собой произвольный авторитет королей и стать основой для разумного общественного порядка. Научное знание, согласно представлениям Конта и его предшественников — ученых-энциклопедистов (Д. Дидро и др.), выступает в качестве единого целого. Законы природы должны распространяться и на человеческое общество. Единство всех наук раскрывает единство законов. Контовская социология является положительной наукой, подобной естественным наукам. Огюст Конт может считаться основателем социологии, поскольку он не только занялся изучением общества и социальных вопросов, но и создал проект систематики наук и определил в ней место социологии, что послужило основой для будущей академической институционализации социологии как отдельной науки.

Две идеи, берущие начало в работах О. Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.

Французский социолог обосновывал идею строгого отбора социальных фактов для осмысления общественной реальности и постоянно стремился к этому сам. Это был тот путь, который он использовал, чтобы таким образом показать, как следует анализировать общество, преодолевая спекулятивно-умозрительный подход к нему. Здесь следует сказать о взглядах Конта на общество как на ограническое целое, о его функциональном анализе, о доказательстве стабильности, социальной интеграции и присущей этому постоянно реализующийся идее развития.

Значение социологической концепции Конта определяется его многочисленными попытками найти критерии общественного порядка и социального прогресса в самом обществе, не выходя за его приделы. В последующем социология, после некоторых колебаний и стремления искать ключ к развитию общества за его границами, в конце концов избрала в качестве магистрального путь, предложенный Контом.

Наряду со значительными достижениями, сильным влиянием Конта на последующее развитие социологической мысли в России как в XIX, так и в XXв. В его социологии содержалось немало консервативного, противоречивого и утопического. Именно такой характер имел общественный идеал Конта, оказавшийся тесно связанным в последние годы жизни с религиозными исканиями социолога. Бросалось в глаза противоречие между провозглашенными социологом объективными законами общественного развития и его стремлением «усилить» их за счет введения в науку «субъективного фактора».

Возникновение социологии было вызвано процессами, происходившими, прежде всего в экономической сфере и потребовавшими знания об обществе как целостной взаимосвязанной системе. Особенность России второй половины XIX в. заключалась в том, что эти процессы сталкивались в ней с болезненной ломкой крепостнического уклада, архаическими традициями и как следствие - усложнённой социальной структурой общества. Вызванная социально-исторической реальностью интеллектуальная потребность в ориентации на научно-рационалистическое объяснение социальных процессов в их связи с общественным целым, предрасположенность к точному, практичному пониманию жизни, какой она представляется строгому наблюдателю, привели к тому, что социология в России возникла именно в традиции позитивизма.

В России повсеместно распространялись идеи О. Конта о необходимости создания социологии как "естественной науки о человечестве", которая могла бы способствовать рациональной организации общества.

Наряду со значительными достижениями, сильным влиянием Конта на последующее развитие социологической мысли как в XIX, так и в XX в. в его социологии содержалось немало консервативного, противоречивого и утопического. Именно такой характер имел общественный идеал Конта, оказавшийся тесно связанным в последние годы жизни с религиозными исканиями социолога. Бросалось в глаза противоречие между провозглашенными социологом объективными законами общественного развития и его стремлением «усилить» их за счет введения в науку «субъективного фактора».

Задача анализа его творчества определяется стремлением увидеть «позитивное», т.е. положительное, сохраненное последующим развитием науки и используемое социологами в изучении как общества в целом, так и его конкретных подсистем. Социология Конта живет и по сегодняшний день.


 

Хз

На первом этапе своего становления, хронологические рамки которого могут быть определены 60 - 80-ми годами XIX в., социология в России развивалась в рамках натуралистического и психологического направлений. К первому можно отнести школы географического детерминизма (Л. И. Мечников) и органицизма (А. И. Стронин, П. Ф. Лилиенфельд). Что касается психологического направления, то оно представлено именами Е. В. Роберти, Н. И. Кареева, Н. М. Коркунова и др... Теоретической основой позитивизма были идеи об исторической эволюции человеческого общества, закономерностях общественного развития, прогресса. Особенность каждой школы, каждого направления и исследователя определялось абсолютизацией той или иной стороны общественной жизни, которой придавалось особое значение социально-историческом процессе.

Так, географическая школа выделяла значимость географического фактора (климата, ландшафта, системы рек). В социологической теории Л. И. Мечникова ведущая роль в социальном прогрессе общества отводилась системе рек, морей и океанов, ибо история свидетельствовала: в долинах рек складывались первые цивилизации (Древний Египет, Индия, Китай, Ассиро-Вавилонское царство), жизнь там требовала от людей кооперативного труда, совместной деятельности, солидарности. На географическом факторе жизни общества Л. И. Мечников основывал идею закономерности общественного развития и социального прогресса. Ведущее положение в русской социологии это направление не заняло, как и другое - органицизм, которое представляла общество ("социальное тело") в качестве живого целостного организма и отождествляло социальное с биологическим, социальную структуру общества с разделение функций между отдельными органами живого организма. В рамках этого направления следует особо выделить взгляды А. И. Стронина, считавшего, что социология должна быть "аналогичной с физиологией" (именно это подверг резкой критике Н. К. Михайловский); П. Ф. Лилиенфельда, отождествлявшего социальное и биологическое, поскольку он полагал, что общество живёт той же жизнью, что и все биологические организмы. Идей Лилиенфельда оказали влияние на взгляды западных органицистов. Психологическое направление в русской социологии связано с обращением к психологии как основе человеческого общества. Это направление (Е. В. Роберти, Н. И. Кареев, Н. М. Коркунов) выдвигала на первый план значимость психологических основ формирования социального самосознания индивида и группы. Один из виднейших представителей психологического направления Е. В. Роберти подчёркивал, что задача социологии - "познание законов психологического взаимодействия". В той или иной степени элементы психологизма заметны и у представителей "натуралистических" направлений.

В 90-е годы XIX в. в результате кризиса механического естествознания усиливается антипозитивистское течение, выступавшее против естественнонаучных методов изучения общества, эволюционизма и сближения социологии с естествознанием. Положение О. Конта о том, что социология должна стать "социальной физикой", в среде русских учёных вызывает не удовлетворение, а прогнозы позитивистской социологической мысли о создании рационально организованного общества кажутся всё более иллюзорными. По мнению антипозитивистов, нельзя рассматривать общественную жизнь как механически закономерный, естественнонаучный процесс, а необходимо изучать механизм действия, мотивы поведения индивидов, социальных групп, общественных институтов, подходя к индивиду как к субъекту, обладающему личностной анатомией.

Интерес к Гегелю, Шеллингу, Фихте, Канту выдвигает на первый план духовно-ценностную проблематику. В этот период, отмечал П. Б. Струве, происходит как бы "отставка разуму". Доминирующим для многих исследователей становится лозунг "назад к Канту". Русское неокантианство было представлено именами А. С. Лаппо-Данилевского, Б. А. Кистяковского, В. М. Хвостова, Л. И. Петражицкого, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве и др.

В целом неокантианство, безусловно, расширило круг проблем, охватываемых социологией, и фактическую базу для её выводов и обобщений. Идея соответствия реальностей внешнего мира логическим построениям позитивизма объявлялась не состоятельной. Прежде чем строить науку об обществе, считали представители антипозитивизма, необходимо уяснить его духовный и этический основания, которые предопределяет специфику социального мира, то есть ценности человеческой жизни, "высшие продукты человеческого духа". По всем этим проблемам русское неокантианство находилось в резкой конфронтации не только с позитивизмом, но и марксизмом.

Начало XX в. связано в российской социологии с утверждением неопозитивизма. Отказ от абсолютизации позитивистского эволюционизма и неокантианской нормативно-ценностной интерпретации социальной картины мира нацеливало социологию этого периода на исследование социального поведения. Объектом внимания становятся социальные группы, отношения между ними, проблемы стратификации. Представители этого направления считали, что социальный мир, его законы, нормы культуры находятся в общем ряду "законов Вселенной" и проявляют себя в совокупности взаимоотношений, связи, поведения. В этих связях, поведении материальное и духовное сливаются в единое целое, и они социальны по своей природе. Устойчивые формы взаимодействия, общение, поведение формируют социальную структуру общества.

Неопозитивизм ориентируются на функционализм, на выделение в системе общественных отношений исследуемых отношений объектов и изучение взаимосвязей между ними. Он рассматривает социальные процессы, механизм действия общественных явлений (процесс их изменения, воспроизводство, самоподержания или разрушения).

Социальное поведение, взаимодействие, сотрудничество общества направлены на приспособление, достижения стабильности, что соответствует и законам, действующим в сфере природы, хотя социальные явления и закономерности общественного развития обладают спецификой. Задача социологии - определить, в каком соотношении друг с другом находятся социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу; Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического характера, реализовать идеал "описательной науки". Российская социология, хотя и прошла те же этапы развития, что и социологи на Западе, не ориентировалась исключительно на формализованные модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные ориентации. Это касается и российского позитивизма, и неокантианства, и неопозитивизма. Поэтому "чистого" позитивизма в западном варианте в России не было. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией российской социологической мысли. В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного аппарата, так и со стороны учёных - историков, философов, юристов. И несмотря на это в России постоянно росло число публикаций по социологии, появлялось всё больше переводов, обобщений, комментариев работ западных социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются учебники. Становление социологической мысли в России сопровождалось резкой конфронтацией немарксистской и марксистской социологии. Она шла не только по теоретическим и идейным, но и по политическим вопросам, тем более что большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью или были с ней связанны. Конфронтация немарксистской и марксисткой социологии - это, конечно, предмет социального исследования, требующий нового осмысления. Что же касается российской социологии, представленной названными направлениями, то начавшийся после Октябрьской революции процесс жесткой идеологизации всей системы образования и университетской среды практически прервал развитие немарксистской социологии.

При жизни Конта его философские и общественно-политические были сравнительно мало влиятельны. Однако, начиная с 60-х годов XIX в. интерес к позитивизму как философской доктрине возрос. Особенно важное значение имела апелляция позитивизма к строгому положительному знанию в противовес спекулятивным метафизическим построениям, отвечавшая внутренним потребностям развития науки. Позитивистами провозглашали себя многие видные естествоиспытатели. Возникла позитивистская историография (Генри Томас Бокль, Ипполит Тэн), позитивистская теория культуры (Эрнст Ренан), позитивистская криминология (Чезаро Ломброзо), позитивистская логика и психология, теория литературы и искусства, даже позитивистская «метафизика» (Вашеро, Фулье).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.