Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние спортивных игр на воспитание обучающихся




Физическое воспитание это неотъемлемая часть в этом процессе.Основная цель физического воспитания – содействовать всестороннему развитию личности.

Суть физического воспитания состоит в том, чтобы с помощью средств физического воспитания придать естественному процессу становление форм и функций растущего организма оптимальный характер, обеспечить, возможно, гармоничное в этот период физическое развитие, содействовать нормальному функционированию организма, укрепить здоровье.

Важное место в системе физического воспитания детей школьного возраста занимают спортивные игры.

Отмечая важность поведения и деятельности воспитателя, А. С. Макаренко указывал: «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас».Важная особенность спортивных игр – сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников.

От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха. Воспитание занимающихся осуществляется в процессе урока, дополнительных занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий, в личных беседах. Перед каждым занятием преподаватель должен ставить конкретные задачи.

Большое внимание следует обращать на развитие инициативы и творчества. В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой.

В зависимости от того, насколько учитываются возрастные особенности, физические возможности дошкольников, спортивные игры и упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении. Отличная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность.

Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии, когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука приходит тогда, когда ребята остаются без дела, когда их заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей: они порой "забывают" о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с желанием продолжить его.

Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.

Во время занятия очень важно определить оптимальное число повторений упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.

Польза волейбола:

Регулярная игра в волейбол оказывает закаливающее действие на организм, повышает выносливость организма.

Укрепляет сердечно-сосудистую систему и улучшает кровообращение.

Положительно влияет на дыхательную систему.

Разнообразие движений и переменная интенсивность нагрузки при занятиях волейболом тренирует практически все группы мышц. Волейбол укрепляет опорно-двигательный аппарат, улучшает подвижность суставов.

Тренирует мышцы глаз, расширяет поле зрения.Волейбол положительно влияет на нервную систему, улучшает настроение, помогает бороться со стрессами и депрессиями.

Волейбол тренирует ловкость, точность движений, подвижность и гибкость.

Занятия волейболом развивают у детей и взрослых такие качества как трудолюбие, смелость, упорство, настойчивость, дисциплинированность и умение быстро реагировать на изменение ситуации.

Помогают человеку преодолеть комплексы, раскрепоститься, найти общий язык сверстникам и людям разных поколений.

Волейбол и другие командные виды спорта воспитывают чувство ответственности перед коллективом, умение работать в команде и доверять окружающим.

Развивают привычку регулярно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Польза волейбола для детей:

Вышеперечисленное воздействие волейбола относится и к влиянию на детский организм. Кроме этого, эта игра обучает необходимым двигательным навыкам, воспитывает морально-волевые качества, способствует правильному физическому и психологическому развитию ребенка.

Польза большого тенниса:

Большой теннис благоприятно влияет на работу сердечнососудистой системы.

Развивает дыхательную систему, что повышает поступление кислорода ко всем органам и системам организма.

Большой теннис, как и другие виды физической активности, помогает укрепить иммунитет, закаливает организм, делает его более выносливым, улучшает общее состояние здоровья.

Этот вид спорта помогает справиться с физическим и психологическим напряжением, оказывает положительное влияние на нервную систему, помогает справиться со стрессами и депрессиями.

Во время занятий большим теннисом задействованы практически все группы мышц. Это позволяет формировать красивую гармонично развитую фигуру, не прибегая к различным упражнениям и занятиям на нескольких тренажерах для проработки разных групп мышц.

Регулярное занятие большим теннисом помогает решить проблему лишнего веса.

Этот вид спорта дисциплинирует человека, развивает внимание и повышает скорость реакции.

Польза большого тенниса для детей:

1. Как уже было сказано выше, при занятиях теннисом работают практически все группы мышц, что помогает гармоничному физическому развитию ребенка.

2. Большой теннис благоприятно воздействует почти на все внутренние органы и системы детского организма, способствует укреплению иммунитета.

3. Улучшает координацию движений, тренирует вестибулярный аппарат.

4. Регулярные занятия теннисом хорошо влияют и на умственную деятельность ребенка, ведь большой теннис относится к интеллектуальным видам спорта, который развивает умение логически, а также нестандартно мыслить и быстро принимать решения.

5. Очень большое влияние теннис играет на психологическое развитие ребенка. Теннис дисциплинирует, развивает волевые качества, воспитывает умение работать в команде, и, в целом, помогает личностному росту и самореализации.

Польза футбола:

1.Футбол улучшает общее состояние здоровья человека.

2.Способствует укреплению иммунитета.

3.Уменьшает вероятность возникновения сердечнососудистых заболеваний, выводит плохой холестерин, снижает кровяное давление.

4.Улучшает циркуляцию крови и соответственно снабжение кислородом всех органов.

5.Футбол полезен для улучшения обмена веществ в организме.

6.Специалисты утверждают, что регулярная игра в футбол помогает укрепить костную ткань и благоприятно влияет на опорно-двигательный аппарат.

7.При игре в футбол движения очень разнообразны, что позволяет укрепить практически все мышцы организма.

8.Эта игра развивает ловкость и улучшает координацию движений.

9.Футбол – отличный помощник в борьбе с лишним весом.

10.Эта игра, как и другие виды физической активности, помогает бороться со стрессами и депрессиями, повышает настроение и улучшает сон.

11.Очень важен футбол для развития личностных качеств, таких как умение работать в команде, воля к победе, целеустремленность, ответственность, коммуникабельность и другие.

Подводящими упражнениями могут служить:

1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.

2. Имитация изучаемых двигательных действий.

3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно важны при обучении новым двигательным действиям, связанным с возможностью падения и травм.

4. Само изучаемое двигательное движение, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает меньше ошибок.

Общие требования к воспитателю точно выражены в словах Н.Г. Чернышевского: "Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника… или, по крайней мере, всеми силами к тому стремиться"

Особое место в развитии детей отводится спортивным играм, которые помимо положительного влияния на здоровье, способствуют развитию других сфер жизни ребенка.

1. В процессе игры дети следуют правилам и учатся анализировать конкретную ситуацию. Это способствует развитию аналитических способностей.

2. Дети учатся действовать сообща, что способствует обретению навыков коммуникации.

3. Подчинение правилам развивает силу воли, выдержку и самообладание.

4. Спортивные игры дают возможность развить у детей чувство сопереживания.

Занятие физической культурой оказывает положительное влияние на здоровье человека. К сожалению, современные дети предпочитают проводить своё свободное время, сидя у телевизора или компьютера, тем самым ограничивая себя в движении, а ведь движение - естественная потребность организма человека. Особая ценность подвижных и спортивных игр заключается в возможности одновременно воздействовать на психическую и моторную сферу занимающихся. Игры содействуют нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенству - все эти качества могут успешно формироваться в занятиях подвижных и спортивных играх. Чрезвычайно разнообразно образовательное значение игр.

С их помощью развиваются практически все двигательные качества, и, прежде всего, быстрота и ловкость. Условия игрового соревнования требуют от участников довольно больших физических усилий. Особое место занимают в семейном быту в отдыхе детей.

Занятия подвижными и спортивными играми в свободное от школы время играют исключительно важную роль в воспитании детей вне школы, улучшают условия для здорового отдыха и восстановления сил школьников и способствуют вовлечению молодежи в спортивные секции.

Быстрота как качество с успехом развивается во многих подвижных играх, где хорошо сочетаются такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела или его частей в пространстве. Это можно проследить даже на примере несложных игровых эстафет.

Поскольку упражнения на развитие быстроты выполняются в предельно быстром или околопредельном темпе, это также соответствует характеру большинства игр с активным соревнованием двух сторон: «Скакуны», «Мяч ловцу», «Баскетбол» и другие.

Все выше сказанное свидетельствует о том, что подвижные и спортивные игры являются важным средством оздоровления и полноценного физического развития.

Учитывая выше сказанное начинать обучение спортивным играм нужно в младшем школьном возрасте. Упражнения в бросании, катание мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются: быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в расположенную на значительном расстоянии.Недостаток движения, ограничение двигательной активности (так называемая гипокинезия) отрицательно сказывается на формировании организма.

Положительный эффект использования спортивных игр в целях воспитания достигается лишь в том случае, если учебный процесс соответствующим образом организован, если весь коллектив повседневно и целеустремленно занимается воспитанием.


 

Заключение

Здоровье – способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, взаимодействуя с ними свободно на основании своей биологической, психологической и социальной сущности.

В наши дни основная масса школьников самостоятельно совершает лишь около половины необходимого для них количества движений. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.

Не вызывает сомнений утверждение о наличии тесной зависимости между здоровьем детей, подростков и их двигательной активностью.

Принцип оздоровительной направленности физического воспитания конкретизируется в физкультурно-оздоровительных технологиях. В практику воспитания здоровья естественным образом вписываются современные оздоровительные системы.

Итак, методика обучения спортивным играм определяется целями и задачами, которые решают с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие занимающихся может быть достигнуто только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм.

Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю. Организуя обучение, преподаватель должен стремиться:

- воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;

- укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому развитию;

- содействовать формированию жизненно важных двигательных качеств, навыков и умений.

Важное условие успешной игровой деятельности — ясность понимания содержания и правил игры, здесь, прежде всего, важны четкость и наглядность, объяснения.

Краткое, образное объяснение сюжета игры при необходимости дополняют показом отдельных приемов и правил, объяснив главное, преподаватель начинает игру. Первая попытка позволяет ему проверить, как поняли дети игру.

Если необходимо, то ее вскоре останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях остановка делается лишь для введения мелких правил и разъяснений ошибок играющих.

Если первые два этапа могут следовать непосредственно друг за другом, то последний может быть отнесен на конец игры или следующие ее повторения.

Объяснение полезно проводить на исходном месте, расстанавливая играющих и распределяя роли.

Обучать детей целесообразно с самых простых некомандных игр имитационного характера, постепенно усложняя их и по сюжету, и по содержанию двигательной деятельности.

На следующих занятиях дети изучают игры с элементами коллективной деятельности — переходные.

Завершающий этап — командные игры, когда от сравнительно простых игр с поочередным участием переходят к играм с активным противодействиям и командным соревнованиям

 

 

Литература

1. Васьков, Ю. В. Рабочая тетрадь учителя 1-4 классы / Ю. В. Васьков, И. М. Пашков. – Харьков: Торсинг, 2004. – 210 с.

2. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.

3. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

4. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

5. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67

6. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992. -

7. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.

8. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

10. Баландин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - Краснодар, 2009. – 144 с.

11. Бальсевич В.К., Большенков В.Г., Рябинцев Ф.П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - №2. - С. 13-18.

12. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить. - Харьков, 2008. – 263 с.

13. Борисенко А.Ф. Совершенствование управления двигательным режимом учащихся начальных классов. - Киев, 2008. – 254 с.

14. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития. - М., 2000. – 241 с.

15. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр./ Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 2000. – 34 с.

16. Васильева О.Н., Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии/ О.Н Васильева, Л.А.Леонова. - 1990. - № 114.- С. 101-105.

17. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом/Л.В. Волков - М.: Астрель, 2003. - 80 с.

18. Волкова Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников/ Л.М. Волкова. - М.: АСТ, 2009. – 220 с.

19. Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2002. - 56 с.

20. Гогунов Е.H. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Гогунов, МартъеновБ.Н.. - М.: Физкультура и спорт, 2006. – 256 с.

21. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Роспедагенство, 1998.

22. Харламов И.П. Педагогика. - М., 1998.

23. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998.

24. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.

25. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. - Ростов на Дону: Феникс, 2003.

26. Титова Е.В. Если знать, как действовать. - М., 1999.

27. Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.

28. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2001.

29. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

30. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1986.

31. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе. Современная школа: проблема гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М.: АПН СССР, 1993.

32. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948, 250 с.

33. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.-М.: Просвещение, 1981.-96 с.

34. Вильчковский Э.С. Развивайте двигательные функции у детей.-Киев: Здоровье, 1983.-205 с.

35. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков.- Киев: Здоровье, 1981.-177 с.

36. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.- М.: Физкультура и спорт,1970.-200 с.

37. Кожухова Н.Н., Рыжова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб.заведений / Под ред.С.А. Козловой.- М.: Издательский центр "Академия", 2002.-320 с.

38. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М., "Просвещение", 1967, 209 с.

39. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: Кн. Для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., испр.-М.: Просвещение, 1987.- 160 с.: ил.

40. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. Пед. соч., т. 4, "Физкультура и спорт", 1953, 270 с

41. Лях В., Панфилов Н. Развивать координационные способности // Дошкольное воспитание, 1991.- № 7.-с.16-19.

 

42. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников.-СПб,1993.

43. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., "Просвещение", 1973. 288 с. с ил.

44. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Издательский центр "Академия", 2001. – 368 с.

45. Тарасова Т.А. Контроль физ. состояния детей дошкольного возраста: мет.-е рекоменд. для руководителей и педагогов ДОУ – М. ТЦСфера, 2005, 85 с.

46. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада-М.: Просвещение, 1979. – 96 с., ил.

47. Фомина А.И. физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот к школе группы 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984. – 159 с., ил.

48. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. №2010 "Воспитание в дошкол. учреждениях". – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 208 с., ил.

49. Шустова А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: (Из опыта работы) / Сост. Л.И. Баканенкова, Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 1982. – 159 с.

50. Агеевец, В. К. Внедрение оздоровительных систем йоги в практмку психофизической рекреации / В. У. Агеевец // Теория и практика физической культуры. – 2004. - № 2004. - № 5. – С. 12-16

51. Акбашев, Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый / Т. Акбашев // Народное образование. – 1995. - № 5. – С. 105-110

52. Апанасенко, Г. Л. Проблемы управления здоровьем человека / Г. Л. Апанасенко // Наука в олимпийском спорте. – 1999. – Спец. выпуск. – С. 56-60.

53. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.

 

54. Волков, В. К. Современные и традиционные оздоровительные системы / В. К. Волков // Теория и практика физической культуры. – 1996. - № 12. – С. 7-10.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.