Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы развития городской застройки




 

Говоря о проблемах совершенствования процесса градостроительства в изменившихся социально-экономических условиях, при углублении демократизации общества и развитии принципа самоуправления, хотелось бы еще раз подчеркнуть постепенность этого процесса. Мы уже не раз сталкивались с желанием сразу перескочить из одного состояния в другое - от жесткой централизации к полной децентрализации. Так, одной из причин невозможности резкого перехода к децентрализации градостроительного проектирования является недостаточное количество специалистов-градостроителей на местах. Генеральные планы для многих крупных городов разрабатывают центральные институты Москвы и Санкт-Петербурга, хотя по логике вещей такие проекты должны разрабатываться в самих городах. С перестройкой хозяйства в первую очередь пострадало градостроительство, державшееся на принципах планового регулирования. Уменьшение бюджетного финансирования разработки градостроительной документации привело во многих местных проектных организациях к распаду в первую очередь подразделений по планировке. Поэтому необходимость усиления местного уровня управления на современном этапе, включая разработку градостроительной проектной документации, местных правовых и нормативных актов, потребует, прежде всего, подготовки специалистов-планировщиков, способных комплексно решать градостроительные задачи в новых социально-экономических условиях.

Необходимы также отработка рациональной взаимосвязи всех уровней управления градостроительством, разумное распределение полномочий. Видимо, реальная практика еще не раз будет корректировать решения этих проблем с учетом специфики регионов, подготовленности их для развития принципов самоуправления в отдельных городах. Но важно уже сейчас в разрабатываемых федеральных нормативных и методических документах учитывать не только уже известный со времен плановой экономики процесс принятия решений по принципу "сверху вниз" (от генсхемы расселения до проекта застройки, как это определено и в Градостроительном кодексе РФ), но и учитывать встречное течение "снизу вверх" (от проблем на уровне жилого комплекса, на уровне города, агломерации к более крупным территориальным образованиям и к генсхеме расселения в целом).

Учет этих встречных потоков очень важен для обеспечения условий устойчивого развития городов и территорий. Нужно также отметить необходимость взаимосвязи и взаимодействия всех уровней управления экономикой и развитием социальной сферы. При этом главный вектор развития нужно было направить на включение широких слоев населения для решения градостроительных задач, включая разработку стратегических планов развития городов. У нас этот опыт только нарабатывается, ведь раньше генпланы были секретными и закрытыми документами, в которых население вообще не участвовало.

Градостроительные проблемы пространственного развития Российской Федерации должны рассматриваться в тесной увязке с государственной (национальной) стратегией устойчивого развития страны, включая комплексное поэтапное решение социальных, экологических и экономических задач, на трех основных уровнях: федеральном, субъектно-федеральном, местном (муниципальном).

Методы и пути реализации задач и принципов устойчивого развития территорий и поселений должны учитывать:

§ региональные различия и особенности субъектов Федерации;

§ общую тенденцию децентрализации управления экономикой, развитие самоуправления;

§ переход к рыночным механизмам, оптимальное соотношение государственных, общественных и частных интересов;

§ преемственность историко-культурного развития, сохранение исторического наследия;

§ разные темпы и временные периоды реализации;

§ возможность и перспективы внедрения новых (в том числе информационных) технологий и научно-технического прогресса.

Важно также отметить необходимость координации градостроительной и земельно-имущественной политики, направленной на решение пространственного планирования в рамках Российской Федерации, отдельных субъектов Федерации (регионов) и городов, очевидно, передав эту функцию Госстрою России или в соответствии с Законом об архитектурной деятельности, федеральному органу по градостроительству.

Важным направлением прогнозирования развития градостроительства и обоснования крупных градостроительных решений является градостроительное планирование территорий (районная планировка). Градостроительным кодексом РФ установлено несколько стадий такого планирования: генеральная схема расселения на территории РФ; консолидированные схемы градостроительного планирования, охватывающие территории двух или более субъектов РФ: территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов РФ или их частей; территориальные комплексные схемы градостроительного развития районов и сельских округов.

Наша страна имеет большой и весьма ценный опыт работ по районной планировке, сложившиеся традиции, важные методические и практические достижения. К сожалению, в последние годы этот опыт оказался невостребованным, работы по районной планировке в значительной степени прекращены, а творческие коллективы лишены финансирования, находятся в незавидном состоянии. Жизнь заставляет срочно возродить эти работы, заняться подготовкой методических обоснований для их развития в новых условиях, для которых характерны отсутствие централизованного государственного планирования, развитие рыночных отношений, возрастающая роль в принятии решений органов управления субъектов Федерации и федеральных округов, а также обострение экологической ситуации и повышение значимости этой проблематики, усиление роли и методической сложности всех видов прогнозирования социальных и техногенных явлений. По оценкам специалистов стоимость работ по прогнозированию, в том числе районной планировки, в сотни и тысячи раз меньше, чем затраты на ликвидацию последствий нерациональных решений по территориальному планированию или их отсутствию (а в некоторых случаях негативные последствия вообще необратимы).

Работы по территориальному градостроительному планированию больших пространств в России необходимо выполнять также и в соответствии с требованиями пространственного развития Большой Европы (включающей всю территорию России), развернувшимися под эгидой Европейского совета.

Проектируемые на территории нашей страны транспортные и энергетические коридоры, освоение новых, крупнейших месторождений нефти, газа, угля и других ресурсов, развитие столичных агломераций и региональных центров, формирование портовых комплексов международного значения, расширение контактных функций пограничных регионов - эти и другие факторы окажут значительное влияние на дальнейшее развитие системы расселения страны, на развитие планировочной структуры ее регионов, международные связи. Все это требует неотложного и своевременного осуществления крупных работ по районной планировке с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Академия архитектуры и строительных наук приступила к методическим разработкам по таким темам, как пространственные особенности и стратегические аспекты развития системы расселения России в качестве основы территориально-градостроительной политики; методическое обеспечение консолидированной схемы градостроительного планирования территории Центрального федерального округа; ряда схем градостроительного планирования субъектов Федерации (Московской области, Краснодарского края и др.).

Есть основание утверждать, что необходимо обеспечить полноценное и своевременное финансирование этих разработок. Опыт подсказывает, что это возможно при консолидации бюджетных - федеральных, региональных и местных - финансовых потоков. При этом было бы правильным, по мнению депутата А.М. Яшина, "финансировать из федерального бюджета лишь те города и муниципальные образования, которые имеют генпланы".

Жилая среда, по существу, является знаком устойчивого развития общества. Сохранение и обновление жилищного фонда в России требует его модернизации и реконструкции. Основными объектами являются районы исторической застройки, дома, морально устаревшие по архитектурно-планировочным и техническим параметрам, треть которых имеет физический износ более 30 процентов, дома первых массовых серий серой и однообразной архитектуры и где важнейшей проблемой является решение вопросов энергосбережения.

За последнее десятилетие прошедшего столетия произошли значительные изменения в жилищном строительстве России. В практике применяется максимально широкий спектр решений жилых комплексов в стилевом, архитектурно-планировочном, архитектурно-техническом отношениях, идет освоение новейших строительных материалов.

Характерной особенностью периода является переход к разноэтажной жилой застройке, обеспечивающей повышение ее плотности, а также художественной выразительности. Появилось так называемое коммерческое жилье, отличающееся повышенным комфортом квартир и новой планировочной структурой. Новой тенденцией стало малоэтажное жилищное строительство в пригородной зоне городов, в условиях реконструкции существующей жилой застройки, под вопросом вообще необходимость высотного жилищного строительства. Очевидно, что в России особой потребности в его развитии нет. И приоритеты устойчивого развития уже определяются близостью жилья к земле, воде, лесу, парку, словом, к живой природе.

Развитие перспективного жилищного строительства немыслимо без дальнейшего совершенствования законодательно-правовой базы. Для проведения широкомасштабной программы обновления жилищного фонда требуется внести ряд решительных дополнений и изменений в Градостроительный, Жилищный и Гражданский кодексы. Целесообразно разработать и ввести в действие новый закон о реконструкции жилых зданий. Это даст возможность исключить конфликтные моменты в процессе проведения работ при реконструкции застройки между органами исполнительной власти, застройщиками и жителями, что повысит устойчивость городских структур и привлечет жителей к соучастию в городском строительстве - характерной черте демократического сообщества.

Вторая крупномасштабная проблема состоит в том, что значительная часть жилых, общественных и производственных зданий находится в состоянии, небезопасном для пребывания в них людей. Это прежде всего здания, расположенные в сейсмически опасных районах, построенные по старым нормам, без учета существенно повысившегося в последнее десятилетие уровня сейсмичности. Это здания, расположенные на территориях с резко возросшим уровнем грунтовых вод, с затопленными или периодически затопляемыми подвалами. Повышенную опасность представляют уже упоминавшиеся жилые здания первых массовых серий, капитально не ремонтирующиеся в течение 35-40 лет. В сложнейшем состоянии находятся здания, построенные на вечномерзлых грунтах. Происходящие изменения уровня мерзлоты приводят к разрушению свайных оснований с возможной потерей устойчивости зданий.

Необходимо срочное натурное обследование состояния застройки городов и сельских поселений страны, конструкций зданий, инженерных систем, оборудования, параметров внутренней и внешней среды, оснований, сетей и коммуникаций с их обязательной паспортизацией и созданием системы постоянного мониторинга. Уверен, что проблема безопасности жилой среды должна быть одним из приоритетных направлений архитектурно-строительной науки. Об этом было заявлено на расширенном заседании президиума Госсовета, Совета безопасности и Совета по наукам и высоким технологиям в апреле этого года и поддержано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Наконец, состояние сельского строительства, села, в котором живет треть населения. Сегодня - это зона бедствия. Необходимы изучение процессов, новое регулирование, политика.

Важнейшей функцией государства и всех уровней управления и регулирования архитектурно-строительной деятельности в условиях множественности ее субъектов является контроль за соблюдением норм как средства обеспечения безопасности, минимального комфорта и доступности среды жизнедеятельности. Это значит, не следует отказываться от централизованной системы разработки, утверждения и корректировки норм на федеральном уровне и согласования федеральным органом региональных норм. В связи с этим мы категорически против проекта федерального закона "Об основах технического регулирования в Российской Федерации", принятие которого приведет к тяжелейшим для страны последствиям. Глубоко ошибочна концепция закона, определенная статьями прямого действия:

§ принцип добровольности соблюдения норм и стандартов (чего нет ни в одной стране мира);

§ разработка технических регламентов любым лицом (т.е. в массе, без должной научной, экспериментальной и испытательной базы).

Закон должен исходить из определенной Конституцией России ответственности государства за обеспечение безопасной и благоприятной жизнедеятельности граждан. При этом должна быть сохранена действующая система государственного технического регулирования двумя федеральными органами: Госстандартом России по продукции производственно-технического назначения и предметам потребительского рынка; Госстроем России в области строительства и градостроительства.

Решение проблем градостроительства России в XXI веке потребовало разработать Национальную доктрину градостроительства России. Текст доктрины, первый опыт в своем роде, РААСН опубликовала в декабре 2001 года. В настоящее время потребность в ней возросла. С 1998 года введен Градостроительный кодекс Российской Федерации, который устанавливает своего рода "Правила деятельности" в нашей сфере. Но надо определить содержательно и саму "суть деятельности" - долгосрочную основу стратегии и тактики практической градостроительной и архитектурной работы - в виде Национальной доктрины градостроительства.

В подготовленной Национальной доктрине раскрыто три блока актуальных вопросов организации градостроительного дела:

§ первый - поставлены стратегические цели развития градостроительства, в том числе по преодолению кризисных явлений и переходу к устойчивому развитию системы расселения городов;

§ второй - сформулирована современная демократическая и гуманистическая концепция градостроительной деятельности, включая "внешние" и "внутренние" основы и условия осуществления деятельности, основные задачи и пути реформирования;

§ третий - изложена содержательная научная стратегия развития городов на ближайшую и отдаленную перспективу.

Новая политика предполагает вместо отжившей идеологии сдерживания стратегию развития крупного города в агломерации; взамен функционального размежевания территорий предлагается интеграция планировочной городской структуры; вместо застройки окраин - инвестиционно-строительная активность на всей территории города; на смену внешней экспансии - реконструкция всех освоенных территорий; вместо пассивного учета памятников культуры и архитектуры - интенсивная система реставрации, технической и функциональной модернизации зданий и сооружений и т. д.

Монополия немногих строительных систем должна смениться активным осуществлением различных типов технологии строительства. Что касается внешней среды, то механическое сокращение загрязнений должно перейти в комплексное оздоровление окружающей среды. Неумеренное потребление ресурсов - в ориентацию на ресурсосберегающие. Полагаю, что эта редакция доктрины должна быть обстоятельно рассмотрена в штабе отрасли с привлечением специалистов и принята как государственный документ.

Сложной остается проблема кадров для градостроительной деятельности. До сих пор нет специальности градостроитель. Кадры градостроителей-практиков и ученых "стареют", а молодежь неохотно идет работать в сферу градостроительства. В 2011 году по специальности "Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов" в России было защищено всего 7 кандидатских и ни одной докторской диссертации.

Ненормальная ситуация сложилась с работой специализированных советов по защите диссертаций по градостроительству. Такие советы сегодня есть только в Москве и Санкт-Петербурге, что не только затрудняет процесс защиты диссертаций, но и сказывается на резком снижении количества диссертационных работ в области градостроительства в Сибири и Приморье.

Трудно размещать госзаказы на специалистов. В государственном реестре специалистов нет градостроителей. Есть и другие нерешенные вопросы, связанные с подготовкой кадров. Надо надеяться, что профессиональная общественность, федеральные, региональные, законодательные органы примут самые решительные меры для решения острейших градостроительных проблем. Россияне заслужили того, чтобы жить в лучших условиях.

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Г.ТЮМЕНИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.