Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уральский филиал




Выводы

Итак, конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.

Преимущества:

1. Способствует более эффективному использованью ресурсов;

2. Вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

3. Создаёт условия по оптимальному использованью научно – технических достижений в области создания новых видов товаров и т.д.;

4. Обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

5. Нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

 

Недостатки:

1. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (животные, полезные ископаемые, леса, вода и т.д.);

2. Отрицательно сказывается на экологии окружающей среды;

3. Не обеспечивает развития производства товаров и услуг общественного пользованья (дороги, общественный транспорт и т.д.);

4. Не создаёт условий для развития фундаментальной науки, системы образования, многих элементов городского хозяйства;

5. Не гарантирует права на труд (стимулирует безработицу), доход, отдых;

6. Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

К сожалению лишь недавно мы осознали необходимость экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства. Такая необходимость объясняется прежде всего невозможностью без действенной системы материальных стимулов. В недавнем прошлом доминировало стремление сделать стержнем этой системы стимулы, устанавливаемые "сверху", в директивном порядке. Но эффективность такой системы была весьма ограничена.

Именно принудительная сила конкуренции побуждает фирмы предпринимать энергичные усилия, чтобы снизить свои издержки производства и сбыта до минимального уровня. Иными словами, угроза огромных материальных потерь во многих случаях заставляет предпринимателя "добиться невозможного" и "подогнать" свои издержки к низким рыночным цена.

В целом же, эта форма экономических отношений несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.


Список использованной литературы

1. Макконнелл. К., Брю. С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика. 1992. Т. 1

2. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994

3. Самуэльсон П.А. Экономика. Т.2. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992 Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., «Экономика».- М.: издательство «Дело», 1993.

5. Чемберлин Э. Х., «Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости».- М.: Изд. иностранной литературы, 1959.

6. Стародубровская И. От монополизма к конкуренции.-М.-1990

7. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и М.,Центр экономики и маркетинга

8. Кирцнер И.: Конкуренция и предпринимательство Пер. с англ. Под редакцией проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001

9. ФатхудиновР.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М.-2000.

10. Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика. М., 1996

11. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М., Логос, 1999

12. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Международные отношения. 1986

13. Зайдель. Х, Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994

14. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.

 


[1] Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1.М.:1993.С.54.

 

[2]Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. М., 1959

[3] Самуэльсон П.А. Экономика. Т.2. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992. С. 120.

Кафедра теории и истории права и государства

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.