Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка вопроса




Шри Шива сказал Шри Дурге: «О ненаглядная! В отношении данного обета “Пураны” снова и снова возвещают: “Не следует есть! Не следует есть, когда наступает Хари-васар [ Экадаши ]!”» (12.12).

«О царь! “Агама-шастры” и “Итихасы” сотни раз возвещают: “Не следует есть! Не следует есть с наступлением любимого дня Господа Хари [ Экадаши ]!” Все собрания риши и мудрецов во главе с Нарадой громогласно вторят им: “Не следует есть! Не следует есть, когда наступает Хари-васар [ Экадаши ]!”» (12.13-14).

«О Махадэви! Раскалённое до красна железо ввергнут слуги Ямараджа в уста тех, кто ест что бы то ни было в день Хари [в Экадаши ]!» (12.22).

«Лучше иметь половую связь со своей матерью, есть плоть коровы, убивать и пить спиртное, чем принимать какую бы то ни было пищу в Экадаши!» (13.8).

«Хари-бхакти-виласа».

 

Должны ли мы поститься в Экадаши?

«Достаточно отказаться от зернобобовых!» – уверяет подавляющее большинство проповедников. Однако Шрила Санатана Госвами и Шрила Гопал Бхатта Госвами, составившие по указанию Шри Чайтаньи Махапрабху «Хари-бхакти-виласу», поместили в ней приведённые в эпиграфе этой главы стихи, в частности, этот:

«Лучше иметь половую связь со своей матерью, есть плоть коровы, совершать убийства и пить спиртное, чем принимать какую бы то ни было пищу в Экадаши!» (13.8).

Здесь не говорится о зернобобовых – говорится «какую бы то ни было пищу»! Используется слово бходжанам, указывающее на любую еду, на употребление пищи в целом. Также и в других стихах эпиграфа речь не идёт о зернобобовых – используются слова бхоктавйам и бхунджанти, означающие «принимать пищу, есть что бы то ни было»; и великие риши во главе с Нарадой призывают: на бхоктавйам на бхоктавйам! – «Не следует есть, не следует есть [ ничего] в Экадаши!»; Господь Шива предрекает: йе бхунджанти – «Кто принимает [ какую бы то ни было] пищу в Экадаши, тому в уста слуги Ямараджа ввергнут раскалённое до красна железо!»…

 

– Ох, не запугивайте, пожалуйста! – звучит голос “здравого смысла”, ставя под сомнение авторитетность шастр и компетентность Шрилы Санатаны Госвами. – Эти страсти не имеют отношения к преданным!

 

Однако у Кришны другое мнение на этот счёт.

«Если вайшнав по небрежности ест в Экадаши [что бы то ни было – бхунджита ], всё его поклонение Вишну – впустую! Он достигает лишь темнейших из адов». («Хари-бхакти-виласа», 12.32).

О том же свидетельствует стих, определяющий вечную природу Экадаши-вратышримад-экадаши-вратасйа нитйатвам:

«Вечная природа обета в святой Экадаши заключена 1) в любви к Кришне, 2) в исполнении указаний Священных Писаний, 3) в запрете на приём какой бы то ни было пищи [любой – бходжанасйа – еды вообще] и 4) в навлечении на себя вреда при невыполнении этого» («Хари-бхакти-виласа», 12.4).

Как мы видим, первая составляющая вечной природы Экадаши-враты утверждает, что этот обет должен выполняться из любви к Кришне – не из страха перед Папа-пурушей, который входит в этот день в зернобобовые, ища спасение от Шри Экадаши-дэви. Забота о себе, которой проникнуто воздержание от зернобобовых, чужда духу Экадаши-враты! Экадаши-врата свободна от своекорыстия, как любовь к Кришне, потому что состоит из любви к Кришне – такова её вечная природа! Эта любовь к Кришне побуждает преданного доставлять наслаждение Кришне и только Кришне, забыв о самом себе, и вдохновляет его делать это именно так, как Сам Кришна этого хочет. А как Кришна этого хочет? Милость Кришны и Его наставления приняли форму шастр, поэтому шастры знают это.

«Человеческое тело – это надёжная лодка, на которой можно переплыть океан самсары, доверив её управление опытному капитану, сад-гуру, а паруса – ветру милости и наставлений Шри Кришны, принявших форму Священных Писаний» («Шримад-Бхагаватам», 11.20.17; «Шри Рай-Рамананда-самвад», 8.33, ком.).

Значит, никто иной, как Сам Кришна, определил все детали и установил в шастрах правила проведения экадашного праздника Самому Себе! Поэтому исполнение указаний Священных Писаний становитсявторой составляющей вечной природы Экадаши-враты. Сердц а преданных, погружаясь в нектар затребованного Кришной служения Ему, наполняют этот процесс глубокими бхавами переживаний и размышлений о Кришне, поэтому бхактам Кришны в Экадаши – не до еды (третья составляющая). Любовь к Кришне оставляет четвёртую составляющую без работы. Тем не менее, незримо и неизменно она сопровождает первые три, оставаясь начеку и во всеоружии. Подобно охраннику, который не проявляет своё мастерство, когда в этом нет нужды, но пребывает в полной боевой готовности, она не пропускает даже малейшего пренебрежения к Кришне, наставлениям шастр и предписанному шастрами посту в Экадаши: «навлечение на себя вреда» неотступно следует за невыполнением этих составляющих Экадаши-враты. Поэтому каждый человек заинтересован в том, чтобы точно знать, какие действия шастры признают соблюдением Экадаши.

Шрила Гурудэв придал этой заинтересованности особую остроту:

«Если кто-то следует Экадаши, бхакти придёт к нему. В противоположность этому, если кто-то пренебрегает Экадаши, он никогда не достигнет столь редкого положения» (Brisbane, Australia, 23.02.2002).

Это гарантия в достижении диаметрально противоположных результатов: одним Шрила Гурудэв гарантирует обретение бхакти, а другим – что они никогда его не получат! В какой компании мы?

Чтобы это выяснить, нужно точно знать: что Шрила Гурудэв имеет в виду, говоря «следовать Экадаши», и что он имеет в виду, говоря «пренебрегать Экадаши»?

В принципе, ответ на этот вопрос уже дан: «следовать Экадаши» – это выполнять составляющие вечной природы Экадаши-враты, без которых Экадаши-врата не может состояться; а «пренебрегать Экадаши» – это игнорировать выполнение этих составляющих. Но чтобы исключить спекуляции на эту тему, предоставим возможность самому Шриле Гурудэву объяснить это:

«Нужно стараться удовлетворять Бхагавана так, как это предписывают шастры …. Понять то, что следует делать и что не следует, можно только с помощью Писаний. Вот почему Шриман Махапрабху попросил Рамананду Рая привести доказательства из шастр» («Шри Рай-Рамананда-самвад», 8.58, ком.).

Кришна конкретизирует этот принцип служения Ему, сформулированный Шрилой Гурудэвом, применительно к Экадаши:

«В Экадаши каждый должен придерживаться правил и предписаний, ибо Экадаши разрушают все грехи и возносят в духовную обитель! Тот, кто строго соблюдает Экадаши, становится очень дорог Мне и всячески почитаем Мной!» («Бхавишья-уттара-пурана»).

Это ещё раз доказывает, что освещение любой темы и любой таттва-сиддханты должно осуществляться на основе шастр. Экадаши-таттва не является исключением. Шастры, передаваемые по парампаре, – это единственный чистый источник трансцендентного знания, нисходящего из духовного мира, на который нам указывает Шрила Гурудэв и Кришна. Все другие способы доказывать истинность тех или иных утверждений без подтверждения слов свидетельством передаваемых по парампаре шастр почерпнуты вне линии вайшнавской ученической преемственности (вне парампары), а значит, порождены иллюзорной энергией Бхагавана. От кого бы они ни исходили, их следует отвергнуть, потому что это дорога в ад:

«Нужно стараться удовлетворять Бхагавана так, как это предписывают шастры. Отклонения от наставлений шастр могут иметь разрушительные последствия и, в конечном итоге, привести в ад!» («Шри Рай-Рамананда-самвад», 8.58, ком.).

Ум не хочет принять подчинённое шастрам положение и порождает спекуляции на тему спонтанной преданности: «Всё это так, но только для вайдхи-марга; рагануга-бхакта не нуждается в наставлениях шастр»…

Те, кто имел счастье слушать Хари-катху такого расика и бхавука вайшнава, как наш Шрила Гурудэв, научились говорить о рагануга-бхакти и поэтому знают, что квалификацией для вайдхи-марга является шраддха, вера в предписания шастр, а для рага-маргалобха, духовная жажда или горячее желание развить настроение жителя Враджа.

«Духовная жажда не подчиняется доводам шастр и логике и возникает сама собой по милости Бхагавана или Его преданного, когда человек слушает об объекте такой жажды или видит того, кто ей обладает» («Шри Рагавартма-чандрика», 1.5).

Значит, ум прав? «Шри Рагавартма-чандрика» – это книга Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, описывающая рагануга-бхакти. Читая о возникновении духовной жажды (текст 1.5), может показаться, что рагануга-бхактам, на самом деле, нет нужды в руководстве шастр. Но тогда для кого написана «Шри Рагавартма-чандрика»? И почему Шрила Гурудэв, расика-вайшнав высшей категории, всегда подтверждает свои слова шастрами? Разумеется, ум неправ!

«Томимый духовной жаждой, словно рыба на берегу, садхака отчаянно молится о том, чтобы пережить сладостные чувства, которые испытывают враджаваси к Кришне: “Смогу ли я когда-нибудь испытать такие чувства? Как этого достичь?”» – комментирует Шрила Гурудэв текст 1.5 «Шри Рагавартма-чандрики».

“Как этого достичь?” – этот вопрос становится единственным смыслом жизни с появлением лобхи, и садхака мечется туда-сюда в поисках ответа, но…. Как невозможно развить лобху, руководствуясь предписаниями шастр, так невозможно, имея лобху, развить сладостные чувства враджаваси к Кришне без их руководства:

«Преданные обеих категорий (практана и адхуника), жаждущие развить настроение вечных спутников Шри Кришны, нуждаются в помощи шастр и способствующей этому логике. Это настроение можно обрести, только следуя логике шастр. Другого метода не существует!» («Шри Рагавартма-чандрика»,1.7).

Здесь речь идёт о преданных двух категорий, в сердцах которых в прошлой или в этой жизни уже проявилась лобха, духовная жажда, побуждающая развивать настроение жителя Враджа. Жажда эта сопоставима с жаждой выброшенной на берег рыбы – столь огромна её сила! И вот им, имеющим такую жажду, необходимо следовать логике шастр, чтобы развить настроение вечных спутников Шри Кришны! «Другого метода не существует!» – говорит Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур. Возможно, это будут другие шастры, нежели те, которыми преданные руководствовались до появления лобхи, а возможно, и те же самые, но в ракурсе рагануга-бхакти: «Садхака, преисполненный духовной жажды, нуждается в соответствующих наставлениях и руководстве. Никто не может обрести знание лишь собственными усилиями», – завершает Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур стих 1.7, приводя в заключение слова Брахмы из «Шримад-Бхагаватам» (8.6.12) о важности подходящего настроению садхаки общения. Это доказывает, что рагануга-бхакти не является исключением, и для обретения спонтанной преданности необходимо следовать соответствующим предписаниям бхакти-шастр.

Шрила Рупа Госвами:

«Для успешного продвижения по пути бхакти необходима твёрдая вера в утверждения шастр и гуру, чьи слова находятся в полном соответствии с шастрами» («Упадешамрита», 3.2).

Cлова гуру должны находиться в полном соответствии с шастрами! В этом случае ученик, имеющий твёрдую веру в эти слова и утверждения шастр, может успешно продвигаться по пути бхакти. Значит, если слова гуру расходятся с шастрами, ученик не сможет прогрессировать в бхакти, даже имея твёрдую веру в гуру. Другими словами, это уже не гуру. Это ещё раз доказывает, что слова, не подтверждённые шастрами, следует отвергнуть, как и того, кому они принадлежат, если мы хотим прогрессировать в бхакти.

На основании вышесказанного можно сделать окончательный вывод: «следовать Экадаши» – это исполнять правила соблюдения Экадаши-враты, которые даются в шастрах. Поскольку в шастрах («Хари-бхакти-виласа», 12.4) провозглашена вечная природа Экадаши-враты, и эта вечная природа проявляет себя в 4-х составляющих, без выполнения этих составляющих Экадаши-врата не может состояться. Поэтому «следовать Экадаши» – это выполнять составляющие вечной природы Экадаши-враты. Буквально, – это из любви к Кришне (или во избежание навлечения на себя вреда) исполнять указания шастр, описывающих Экадаши-врату, и воздерживаться от приёма какой бы то ни было пищи.

Обратим внимание: «воздерживаться от какой-либо пищи» автоматически входит в «исполнение указаний шастр», потому что шастры дают такое указание; и всё же «воздержание от пищи» становится отдельной составляющей вечной природы Экадаши-враты! Настолько это принципиально!

Позже, в свидетельствах Шрилы Гурудэва и Шрилы Бхактивиноды Тхакура, описывающих правила соблюдения Экадаши, будет использовано слово «нирамбу», означающее «без воды». Это значит, что воздержание от какой-либо пищи в Экадаши подразумевает также и воду. Поэтому, говоря о третьей составляющей вечной природы Экадаши-враты, уместно использовать слово нирджал, «без воды».

Итак, мы определили, что значит «следовать Экадаши».

В противоположность этому, «пренебрегать Экадаши» – это действовать по своему усмотрению или следовать правилам, не подтверждённым свидетельством шастр, то есть игнорирующим выполнение составляющих вечной природы Экадаши-враты.

Теперь, зная смысл выражений «следовать Экадаши» и «пренебрегать Экадаши» и изучив правила соблюдения Экадаши-враты, описанные в шастрах и изложенные в следующей главе эссе, каждый может понять, какую гарантию Шрилы Гурудэва он имеет: гарантию обрести бхакти или гарантию никогда не достичь этого положения.

Далее в этой катхе (Brisbane, Australia, 23.02.2002) Шрила Гурудэв говорит о вещах более сокровенных:

«Кришна становится Экадаши-титхи. Он хочет освободить из этого мира тех, кто следует Экадаши. Он хочет привести их к их служению на Голоке

Просто дух захватывает! Кришна хочет привести тех, кто соблюдает Экадаши, к их служению на Голоке! К лотосным стопам Шримати Радхики!

Эпиграф данного эссе начинается с намёка Самого Кришны на это:

«Тому, кто строго соблюдает Экадаши, Я дарую высшую обитель!»

«Строгим соблюдением Экадаши» Кришна называет в этом стихе «не есть, не пить, не спать ни днём, ни ночью, воспевая Харинаму и играя на музыкальных инструментах, чтобы доставить Ему удовольствие».

Итак, и Шрила Гурудэв, и Шри Кришна однозначно определили результат «строгого соблюдения Экадаши» – это служение на Голоке. Тот, кто принимает этот результат целью своей жизни, кровно заинтересован изучить все детали и правила такого «строгого соблюдения Экадаши», которое, собственно, и является соблюдением Экадаши. Суть этих правил в следующем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.