Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вайшнава-дикша – не индульгенция




Теперь, когда мы установили, что такое экадашный пост, Экадаши-врата и соблюдение Экадаши, можно вернуться к утверждению, что «эти страсти [“О Махадэви! Раскалённое до красна железо ввергнут слуги Ямараджа в уста тех, кто ест что бы то ни было в день Хари!” (12.22)] не имеют отношения к преданным». Было сказано, что у Кришны другое мнение на этот счёт, а в подтверждение приводились два стиха «Хари-бхакти-виласы» (12.32 и 12.4). Но есть ещё один угол зрения на эту тему. Кришна говорит:

«Мои преданные прославятся тем, что постятся в Экадаши!» (“Бхавишья-уттара-пурана”).

Кришна подчёркивает эту особенность Своих бхакт. Шрила Санатана Госвами называет её «главной неизменной природой вайшнавов», комментируя в «Хари-бхакти-виласе» два следующих стиха:

«Тот, кто Экадаши светлой и тёмной половин месяца проводит без пищи, а вкушает в двадаши, очень дорог Шри Вишну!» (12.5).

«В Экадаши следует воздерживаться от пищи [любой – на бхунджита ] – это врата Шри Вишну!» (12.6).

Комментарий Шрилы Санатаны Госвами:

«Начиная с этих двух стихов, описывается главная неизменная природа святых слуг Господа Вишну. Фраза “это врата Вишну” означает, что она очень дорога Господу Вишну» (12.5-6, ком.).

Итак, главной неизменной природой святых вайшнавов, по мнению Шрилы Санатаны Госвами и самого Кришны, является то, что они проводят Экадаши без воды и пищи. Значит, к бхактам Кришны «эти страсти», действительно, не имеют отношения, но не потому, что вайшнавы неподсудны, а потому, что они постятся в Экадаши. Быть преданным – не индульгенция, а потребность каждой клеточки тела доставлять удовольствие Кришне, и жить ради Его, а не собственного счастья. Или не жить совсем. Поэтому, если Кришна хочет, чтобы Его преданные ради Его удовольствия не ели, не пили и не спали в Экадаши, у Его бхакт не возникает вопроса «делать это или не делать?», потому что альтернативы «не делать то, что Кришне нравится и что Он ждёт от Своих преданных» у них не существует в силу их неизменной природы. Вот ещё один стих, свидетельствующий, что вайшнава-дикша – не индульгенция и что «эти страсти» имеют прямое отношение к преданным, которые не подтверждают свою преданность Бхагавану экадашным постом:

«Если в дни, когда Я ложусь спать [ Шаяна-экадаши ], переворачиваюсь на другой бок [ Паршва-экадаши ] и пробуждаюсь [ Уттхана-экадаши ], какой-то вайшнав, имеющий духовное посвящение и занятый преданным служением Мне, ест зерновую пищу или только корнеплоды или плоды – за это оскорбление он никогда не увидит от Меня никакого прощения! Я низвергну его в темнейшие из адов вплоть до полного разрушения мира!» («Хари-бхакти-виласа», 12.101-102).

Это слова Бхагавана Шри Вишну. Здесь уже не возникает вопросов: «Кого и за что Верховный Господь низвергает в темнейшие из адов без надежды на прощение?» Мысль выражена ясно: Бхагаван Шри Вишну низвергает вайшнава, имеющего дикшу и занятого преданным служением Ему. За что? За нарушение предписанного шастрами постав перечисленные три Экадаши Чатурмасьи, которые особо дороги Шри Вишну. Даже если в эти дни вайшнав ест только фрукты, говорится в этом стихе, его постигнет эта участь. [А из следующего стиха (12.103), цитируемого ниже, явствует, что эта участь постигает его, даже если он пьёт только воду!]

Это может обескуражить: ведь речь идёт о вайшнавах, о предавшихся Бхагавану душах! А Он, не моргнув глазом, отправляет их в ад из-за воды и фруктов! Как же так? Где же Его, прославляемое великими мудрецами, великодушие?

Но из-за воды ли и фруктов Он это делает? Если мы, на самом деле, предавшиеся Бхагавану души, откуда неповиновение? Сделай или умри, если предался. А если не предался, не имитируй предание.

Бхагаван лечит от лицемерия, которому мы отдаём предпочтение, называя себя Его преданными, но решительно присваивая себе положение «наслаждающегося» и записывая на свой счёт привлекательность бхакти. Шрила Рагхунатха Дас Госвами называет такую практику «омовением в струе ослиной мочи». Каков результат такого «омовения»? Все анги бхакти, включая воспевание Святого Имени, превращаются в апарадху, а садхана-бхакти – в шоу.

Чтобы вывести из тупика тех, кто называет себя Его преданными, Бхагаван устанавливает особые правила для особых дней. Результат исполнения этих правил не зависит от умонастроения человека, поэтому эта практика принципиально исключает возможность совершить апарадху! Она настолько удовлетворяет Верховного Господа, что с а мого беспросветного грешника, выполняющего эти правила даже случайно, Бхагаван Шри Кришна освобождает от всех грехов и наделяет бескомпромиссной преданностью Себе! Он обещает устранить все препятствия на пути духовного развития такой личности и обеспечить ей достижение Своей высшей обители. Эта, даруемая Им, преданность очищает сердце от двуличия и делает садхана-бхакти совершенной. Кто же из садхаков, стремящихся к шуддха-бхакти и Кришна-преме, откажется воспользоваться такой милостью Бхагавана? Казалось бы, все преданные должны жаждать эту милость и жадно вопрошать: «Что это за правила? Что это за правила?». Это правила соблюдения Экадаши-враты – суточный нирджал (“сухой” пост) и бодрствование, не требующие никакой особой квалификации, кроме шраддхи – веры в предписания бхакти-шастр и слова таких наших ачарьев, как Шри Санатана Госвами и Гопал Бхатта Госвами. Всё остальное у нас есть в багаже личного опыта: почти каждый человек когда-нибудь постился во время болезни (или ради здоровья) и почти каждый человек когда-нибудь испытал вкус ночного бодрствования, празднуя Новый год. Значит, опыт есть, но мы капризничаем и не хотим выполнять правила, установленные Бхагаваном – вводим свои! В результате остаёмся лицемерами: называя себя преданными Кришны, мы, под видом служения Ему, без у стали поклоняемся своему ложному эго, языку и желудку! Мы делаем это даже в те дни, которые Он лично провозгласил днями поста для всего рода человеческого, назвав их Мадхава-титхи, Своими днями! Кришна ждёт особое поклонение Себе в эти дни, и весь духовный мир торжествует, радуясь исключительной возможности доставить Кришне наслаждение затребованным Им служением. Весь духовный мир пьёт нектар этого служения, наполняющий сердце блаженством! Заботясь о нашем благе, как соискателях бхакти, Кришна посылает в Свой день мать преданности в этот мир, Шри Экадаши-дэви, и строго-настрого предписывает Своим бхактам держать нирджал и бодрствовать в экадашные сутки, сосредоточившись исключительно на служении Ему – Ему, а не животным инстинктам тела, которое, сколько бы мы о нём ни заботились, всё равно оставим! Но мы игнорируем Его предписания! Это регулярное предательство приносит невыносимую боль Бхагавану! Шри Вишну признаётся в переживании мучительных страданий:

«Если в дни, когда Я ложусь спать [ Шаяна-экадаши ], переворачиваюсь на другой бок [ Паршва-экадаши ] и пробуждаюсь [ Уттхана-экадаши ], кто-то вкушает плоды, корнеплоды или пьёт только воду – он пронзает Мне сердце стрелами!» («Хари-бхакти-виласа»,12.103).

Даже если мы пьём только воду в Экадаши, мы пронзаем сердце Бхагавана стрелами! Но хотим ли мы знать об этом? Мы предались прасада-севе, и если в любимый день Господа Хари наше преданное служение прасаду причиняет Хари боль, – это личное дело Хари! Мы не теряем аппетит – не прерывать же нам из-за страданий Бхагавана наше любимое служение Ему?!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.