Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Силой какой магии затмеваются шастры?




Возникает вопрос: силой какой магии затмеваются шастры?

Это магия материальных желаний! Примером является каламбур: он зиждется всего на двух желаниях, закамуфлированных демагогией. Первое из них – желание наслаждаться пищей! Наслаждаться во что бы то ни стало, любой ценой, при любых последствиях, вопреки воле Господа и предписаниям шастр – всё приносится в жертву языку, желудку и раскапризничавшемуся манасу! Буддхи пускает пузыри – захлебнувшись слюной, утонул в желудочном соке. Человек признаётся в абсолютной неспособности контролировать чувства даже в течение одного дня, специально выделенного для этого Кришной, но не хочет, чтобы это было обнаружено и повредило его имиджу – это второе спонтанное желание – а потому старается оправдать эту неспособность в глазах окружающих. Как оправдать? Маскируя её возвышенной причиной и кружевами ораторской техники, позволяющими ввести слушателей в заблуждение и склонить их на свою сторону, то есть кружевами демагогии.

Эти «кружева» легко «входят в моду» и обретают популярность, потому что спонтанное желание покушать и счастье наслаждаться пищей знакомо не только ораторам, плетущим эти кружева, но и их слушателям. Поэтому, когда миссионеры каламбура объясняют, что нет необходимости откладывать это счастье на экадашные сутки, подвергая себя аскезе нирджала, те, кто не понимает трансцендентной природы Экадаши-враты и того, какой ущерб себе наносит, охотно становятся последователями этих миссионеров и каламбура и благодарят Кришну за наставника, научившего их этой мудрости. Так культура соблюдения трансцендентного Экадаши уходит с лица Земли, уступая место героям прасада-севы, бесстрашно бросающимся на амбразуру нарушений шастр. Под наркозом полемических приёмов, ласкающих сердца этих героев, они, даже садясь с самого утра Экадаши начищать горы овощей к обеду, а затем к ужину, свято верят, что о еде в Экадаши думают те, кто постится, а не они, составляющие меню блюд, которые им предстоит съесть. Таково могущество иллюзорной энергии Бхагавана! И их не нужно переубеждать в этом и говорить, что они едят именно потому, что думают об этом, а думали бы о Кришне – постились бы! И воспевали, как обещали в каламбуре, а не проводили драгоценное экадашное время на кухне! И не ложились бы спать, покушав, вместо того, чтобы бодрствовать во славу Святого Имени, ради которого они, якобы, и нарушают нирджал …. Ничего этого им говорить не нужно! А то, что нужно, Шри Кришна говорит Арджуне, описывая Утпанна-экадаши:

«В Экадаши, избегая дневного сна, не принимая ни воды, ни пищи, надлежит всю ночь радостно воспевать славу Господу и играть на музыкальных инструментах, чтобы доставить Ему наслаждение» («Бхавишья-уттара-пурана»).

«Хари-бхакти-виласа» описывает детали этого процесса:

«В Экадаши как растущей, так и убывающей Луны, воздерживаясь от пищи, совершив омовение строго по правилам, заповеданным Писаниями, облачившись в чистые одежды и подчинив себе чувства, с верой, неотступным вниманием и в строгом соответствии с предписаниями шастр следует провести поклонение Вишну, предлагая Ему чандану, цветы, благовония, лампаду, в изобилии приготовленную для Него пищу и благоприятные вещества. Следует повторять джапу, совершать хому, парикраму вокруг мурти Господа и возносить многочисленные стотры, а также вдохновенно петь и танцевать, подыгрывая себе на музыкальных инструментах и громко восклицая: «Джайа! Джайа!», а также приносить дандаваты и бодрствовать всю ночь, как указано в Писаниях» (13.55-58).

Всё ясно изложено, но желающие быть обманутыми не будут прислушиваться к словам Кришны и мнению Его вечных спутников, служанок Шримати Радхарани, которыми являются Шрила Санатана Госвами и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур. Они отдадут предпочтение сладким демагогическим спекуляциям, подменяющим обретение загадочного вкуса бхакти более понятным и желанным вкусом пищи и сновидений.

Вайшнавы надёжно защищены от ловушек спекулятивной логики установленным для них Кришной принципом свидетельства истины – свидетельством шастр, передаваемых через гуру-парампару вайшнавской сампрадайи. Самые утончённые перлы изящной словесности, облекающие логику в располагающую её принять форму, не произведут на вайшнава ни малейшего впечатления – он просто спросит: «Какие свидетельства шастр могут подтвердить, что в Экадаши действительно лучше принять прасад и воспевать Харинаму, чем держать нирджал и думать о еде?»

Эта фраза – идеальный пример демагогической ловушки, в которую может попасть человек, недооценивающий важность свидетельства бхакти-шастр в установлении истины. «Лучше принять прасад и воспевать Харинаму!» Создаётся впечатление, будто провозглашается торжество Святого Имени и Его приоритет по отношению к тапасье низшего уровня – тапасье нирджала, будто всё делается ради воспевания и ему в жертву приносится второстепенная практика….

Однако принципиальным является вопрос «Кто установил эту практику? Чьё предписание соблюдать нирджал в Экадаши мы отменяем?» Здесь-то многих и ожидает сюрприз: Учредителями Экадаши-враты в материальном мире являются Господь Вишну и Его внутренняя энергия, мать бхакти, известная как Шри Экадаши-дэви. Они сделали почему-то условием соблюдения Экадаши не воспевание Святого Имени, а именно нирджал и суточное бодрствование. Почему? Недооценивают важность воспевания? Или потому, что 64 круга «Харе Кришна» маха-мантры мы и без Экадаши каждый день повторяем? Тогда к чему ломать копья? Если кому-то нравится воспевать и кушать одновременно, для этого есть все условия в обычные дни! Зачем портить Экадаши, аннулируя его уникальность? Зачем приземлять Хари-васар ожиданиями трапезы, превращая любимый день Господа Хари в рядовые будни? Да ещё спать, несмотря на обещание посвятить этот день воспеванию? Во все другие дни – пожалуйста! – можно повторять Харинаму и закусывать, чем Бог послал! И спать не возбраняется! Спи, ешь в своё удовольствие, если это так любо и дорого! Но Экадаши – день поста и бодрствования! Кришна-катха и воспевание Намы, конечно же, наполнят экадашные сутки вайшнава, но это не особенность Экадаши: шраванам-киртанам – это особенность каждого дня вайшнава! Вместе с тем, в силу своей сокровенной природы, которая постепенно раскрывается в эссе, Экадаши являются днями максимально благоприятными для Нама-бхаджана! Поэтому искренние истинные бхакты Святого Имени счастливы, что в Экадаши создаются идеальные условия для увеличения количества воспеваемых кругов и посвящения себя Харинаме! За счёт чего создаются эти условия? Они создаются именно за счёт освобождения времени, которое в обычные дни уходит на сон и всё, что связано с пищей, а также за счёт освобождения сознания от этого бремени! А ещё эти бхакты счастливы потому, что чисто арифметическая выгода во времени воспевания, которую получает Святое Имя в подарок от нирджала и суточного бодрствования в Экадаши, в сочетании с милостью Учредителей, удовлетворённых совершением предписанной Ими аскезы, объединёнными усилиями вдохновляют Наму одарить Своего преданного более совершенным качеством воспевания. Это усиление шраванам-киртанам возможно только в Экадаши, потому что особенностью праздника любимого дня Господа Хари (устраиваемого не для нас, чтобы мы брались диктовать свои условия)является нирджал и бодрствование, которые подносятся лотосным стопам Шри Кришны вместе со шраванам-киртанам! Причём, это не так, что хочу – делаю, не хочу – не делаю! Экадашный пост предписывается всему роду человеческому как священный долг (дхарма), невыполнение которого влечёт за собой дурные последствия! Это уже было подтверждено приведёнными выше стихами, включая стих, определяющий вечную природу Экадаши-враты («навлечение на себя вреда при невыполнении этого»), и будет подтверждено другими, цитируемыми в эссе.

Кроме того, наша любовь к пище и сну бесконечно превосходит любовь к Святому Имени, как бы авторы каламбура ни пытались это замаскировать; ещё и поэтому нирджал и бодрствование имеют первостепенное значение в Экадаши, ибо важно не имитировать жертву Кришне, а научиться на самом деле её приносить, что означает жертвовать то, что представляет для нас ценность, что мы любим, чем дорожим, а не то, что наметили выбросить. К Святому Имени у нас нет такой любви и привязанности, как к телу, поэтому мы легко приносим Его в жертву любой севе; нет и реализации тождественности Намы и Нами, а значит, ответственности перед Именем, поэтому ради красного словца можно что угодно о Нём пообещать! Но еда, питьё и сон – это сама наша жизнь, её услада, её изюминка и красота! Конечно же, мы – не тело, но… оно всё-таки наше!

В такой заботе незаметно угасает искра смысла жизни, как если бы мы жили ради своего костюма или автомобиля. Сколько можно проповедовать другим, что они не тело, и не применять это знание по отношению к себе, чтобы не идти на поводу у своих чувств в Экадаши?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.