Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные гарантии прав и свобод




В Конституции КНР, как это характерно для социалис­тического "конституционализма" вообще, особое внимание уделено именно "материальным", а не юридическим гаранти­ям прав и свобод, причем, как уже указывалось, эти гаран­тии связаны прежде всего с деятельностью государства. На это прямо указывают формулировки статей Конституции, провозг­лашающих права и свободы. Так, в части третьей ст. 36 говорит­ся, что "государство охраняет нормальное отправление рели­гии", в части второй ст. 42 — что "государство различными путями создает условия для трудоустройства..." и т. д.

Ряд статей, посвященных правам и свободам, содержит отсылки к закону: так, согласно ст. 40 "свобода и тайна пере­писки граждан Китайской Народной Республики охраняются законом". Упоминания о законе встречаются в ст. 37, 39, 40, 41, 55, 56, причем в одних случаях закон призван конкрети­зировать осуществление права или свободы, а в других — урегулировать порядок их ограничения. Указания законодателю относительно содержания будущего законодательного регули­рования в Конституции не даются, и руки у него во многом развязаны.

Специальной нормы, посвященной праву на судебное об­жалование административных решений в Конституции КНР нет, однако это право можно при желании вывести из содер­жащегося в ст. 41 Конституции более общего права на обраще­ние в государственные органы с жалобами, обвинениями или заявлениями. Кроме того, ст. 3 Закона КНР об организации народных судов 1979 г. относит к задачам судов "охрану лич­ных свобод, демократических и иных прав граждан" и тем самым прямо указывает на суд как на одну из гарантий обес­печения прав и свобод. Закон о пересмотре административных действий 1999 г. предусмотрел, что такой пересмотр осуществ­ляется по заявлениям граждан, юридических лиц и иных орга­низаций специализированными подразделениями администра­тивных органов. В случае несогласия лица с решением такого подразделения допускается обращение с административным иском в народный суд, кроме случаев, когда решения адми­нистративных органов считаются согласно законодательству окончательными.

Все же в некоторых статьях Конституции содержатся непосредственные юридические гарантии прав и свобод. Так, свобода личности гарантируется в ст. 37 следующими положе­ниями ее частей второй и третьей:

"Никто из граждан не может быть подвергнут аресту иначе, как органами общественной безопасности с санкции или по постановлению народной прокуратуры или по постановле­нию народного суда.

Запрещается лишать граждан свободы личности или огра­ничивать ее незаконным заключением под стражу или другими незаконными действиями; запрещается незаконный обыск граждан".

В ст. 39 неприкосновенность жилища гарантируется за­прещением незаконного обыска или незаконного вторжения в жилище граждан. В ст. 40 свобода и тайна переписки граждан гарантируются следующим положением: "Никакие организа­ции или отдельные лица ни под каким предлогом не могут препятствовать свободе и тайне переписки граждан, за ис­ключением случаев, когда в интересах государственной безо­пасности или в целях расследования уголовного дела органы общественной безопасности или органы прокуратуры в поряд­ке, установленном законом, осуществляют проверку перепис­ки". В части второй ст. 41, провозглашающей право на обраще­ние в государственные органы, соответствующие государствен­ные органы обязываются рассматривать обращения путем проверки фактов и несут ответственность за их разрешение, причем "никто не может оказывать давление на граждан и мстить им". Выше мы уже упоминали о предусмотренном ча­стью третьей этой статьи праве граждан на компенсацию в случае нарушения их прав государственными органами или государственными служащими.

Что же касается других институциональных гарантий, то такие институты, как конституционный суд или уполномоченный по правам человека, концепция социалистического обще­ства в КНР в настоящее время не предусматривает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.