Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кабинет министров




Так в Японии называется правительство, на которое воз­ложена исполнительная власть (ст. 65 Конституции).

Компетенция. Кабинет министров фактически обладает гораздо большей функциональной автономией, чем это вытекает из" положений Конституции. Формально в ней компетенции ис­полнительной власти посвящена всего одна статья. В соответ­ствии со ст. 73 Кабинет министров выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности:

— добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

— руководство внешней политикой;

— заключение договоров, для чего требуется предваритель­ное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобре­ние Парламента;

— организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом;

— составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;

— издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов, причем уголовные наказания могут предусматриваться правительственными ука­зами только с разрешения соответствующего закона;

— принятие решений об общих и частных амнистиях, смяг­чении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (ст. 73).

В отличие от других государств значительными полномо­чиями в нормотворческой деятельности обладают отдельные министры. Так, согласно ст. 74 Конституции правительствен­ные указы, как и законы, подписываются компетентными го­сударственными министрами и контрасигнуются Премьер-ми­нистром.

Кроме того, Кабинет министров в лице Премьер-министра обладает правом законодательной инициативы. Нередко зако­нодательная инициатива правительства из-за фракционной структуры ведущих политических партий, особенностей зако­нодательного процесса и др. наталкивается в стенах законода­тельного органа на серьезные возражения и активные попытки изменения содержания проектов законов. Как свидетельствует статистика, лишь 83,6% внесенных японским правительством законопроектов принимается безоговорочно, в то время как в большинстве западных стран этот показатель гораздо выше.

Формирование и состав. Кабинет министров со­стоит из Премьер-министра и государственных министров (часть первая ст. 66). В нынешнем составе Кабинета 12 государ­ственных министров, возглавляющих соответствующие мини­стерства, и 8 государственных министров без портфеля, явля­ющихся главным образом советниками Премьер-министра, ко­торым могут поручаться и другие функции. По Конституции все члены Кабинета должны быть гражданскими лицами (часть вторая ст. 66) и большинство министров должны быть членами Парламента (часть первая ст. 68). Фактически в состав Кабине­та очень редко включаются лица, не являющиеся депутатами.

Согласно ст. 67 Конституции кандидатуру Премьер-мини­стра выдвигает Парламент из своего состава, и решение этого вопроса предшествует всем остальным его делам. В случае расхождения между палатами по этому вопросу и недостиже­ния соглашения на объединенном их заседании или в случае непринятия Палатой советников решения в течение 10 дней после решения Палаты представителей (не считая времени пе­рерыва в работе Парламента) решение Палаты представите­лей становится решением Парламента. Избранный кандидат назначается Императором на должность Премьер-министра, и по его указанию Император назначает других министров (каж­дая внутрипартийная группировка представляет главе Каби­нета список кандидатур). Число и отраслевая специализация будущих министров в списке кандидатов на должность строго соответствуют положению и влиянию партийных группировок. Премьер-министр по своему усмотрению может освобождать государственных министров от должности.

Кабинет при осуществлении исполнительной власти несет коллективную ответственность перед Парламентом (часть третья ст. 66 Конституции). Поэтому в случае отставки Пре­мьер-министра или вакансии его должности, а также после всеобщих выборов Палаты представителей они должны уйти в отставку. Правда, ушедший в отставку Кабинет продолжает действовать до назначения нового Премьер-министра.

В случае выражения Палатой представителей вотума не­доверия иди отказа в доверии правительству Премьер-министр принимает решение об отставке правительства, если в тече­ние 10 дней Палата представителей не будет распущена ука­зом Императора (в подавляющем большинстве случаев дела­лось второе).

Помимо политической ответственности правительства речь можно вести и об уголовной ответственности отдельных его членов. В частности, Конституция предусматривает такую воз­можность в отдельных случаях. Государственные министры в период занятия ими своих должностей, указано в ст. 75, не могут привлекаться к судебной ответственности без согласия на то Премьер-министра. Однако этим не затрагивается пра­во привлечения к судебной ответственности. Столь гибкая нор­ма Конституции в отношении уголовной ответственности чле­нов правительства позволяет последним чувствовать себя уве­ренно в плане выполнения профессиональных обязанностей. Но не настолько, чтобы появились самоуверенность и чувство полной безответственности и безнаказанности. Указанная нор­ма не мешает правоохранительным органам проводить рассле­дование правонарушений, совершенных высокопоставленны­ми государственными чиновниками.

В последнее время, когда эра безраздельного господства одной партии подошла к концу и труднее стало скрывать не­которые темные стороны финансирования избирательных кам­паний, размещения выгодных правительственных заказов и т. п., участились скандальные уголовные процессы с некоторыми высокопоставленными лицами в японском правительстве.

Премьер-министр руководит работой Кабинета ми­нистров, координирует функции остальных членов правитель­ства и направляет их деятельность. Конституция предоставля­ет ему особые полномочия и отводит более половины содер­жания главы о правительстве.

Премьер-министр как глава Кабинета и в силу права на­значать и смещать министров имеет возможность поддержи­вать единство в Кабинете, направлять и контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени Кабинета в Парламент. Он также регулирует разногласия между членами Кабинета.

Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура заседаний и принятие решений не регулируют писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются консенсусом, а не голосованием.

В сфере управления государственным аппаратом, а так­же исполнения положений Конституции, законодательных актов и собственных решений у японского правительства име­ется достаточно много нерешенных проблем. Прежде всего это проблемы исполнительской дисциплины и эффективности управления. Не случайно поэтому последние избирательные кампании проходили под лозунгом административной рефор­мы и сокращения административных структур. Готовится пе­ресмотр Закона о Кабинете министров с целью расширения полномочий Премьер-министра, в том числе установления права Премьер-министра на личную инициативу в определе­нии принципиального политического курса и внедрения прин­ципа принятия решений Кабинета министров большинством голосов его членов, а не консенсусом. Предлагается расши­рить и укрепить аппарат помощников Премьер-министра, чтобы фактически образовать его собственный "мозговой центр", а также преобразовать канцелярию Премьер-министра в канце­лярию Кабинета министров, оставив ее в подчинении Премьер-министра. В канцелярию Кабинета министров предлагается включить государственный комитет общественной безопаснос­ти (общее руководство полицией, морской охраной, нарколо­гическим надзором), управление финансового надзора, управ­ление императорского двора, а также управление обороны. Для обеспечения успешной работы Кабинета министров в це­лом, возможно сохранение в составе Канцелярии кабинета ми­нистров секретариата.

Во главе каждого министерства находятся министр и два его заместителя — парламентский (член Парламента, который уходит в отставку вместе с министром)* и административный. Последний является представителем высшего чи­новничества и сохраняет свой пост, невзирая на частые смены министров (именно эти заместители министров сохраняют пре­емственность политики и руководства).

* Министры финансов, сельского и лесного хозяйства, внешней торгов­ли и промышленности имеют по два парламентских заместителя.

 

Внутренняя организация министерств включает бюро (ди­ректораты), подразделяемые на секции. При наиболее важ­ных министерствах создаются административные комиссии (по типу американских административных комиссий и управлений), а также консультативные комиссии для изучения, разработ­ки назревающих проблем и информирования правительства. Они играют важную роль в ограничении всевластия чиновничьего аппарата.

Японские министры, как правило, не являются специали­стами и потому целиком зависят от компетентности своих под­чиненных. В соответствии с поправкой, принятой в 1974 г. к Закону о Кабинете министров, министр может возглавлять более одного министерства или иного ведомства, что делает ротацию министров более естественной. Реально аппаратом министерства руководит административный заместитель мини­стра — профессиональный чиновник со специальным образо­ванием.

Министр — прежде всего представитель правящей партии, который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными интересами, тесно связан с одной из парламент­ских фракций и вынужден большую часть времени уделять не делам министерства, а решению партийных вопросов. Средний срок пребывания на посту — около года. Это, впрочем, не означает, что освобожденный от должности министр не воз­главит вскоре другое министерство, а возможно, и это же. Частая сменяемость не позволяет министрам вникнуть в дела министерства, а высшие чиновники по этой причине не спе­шат вводить их в курс дела. Деятельность министра может быть подвергнута проверке только со стороны Премьер-министра, но такое вмешательство — отступление от общепринятых норм.

Будучи членом Парламента, министр не должен забывать своих избирателей. Насколько тесными бывают порой такие связи, может освидетельствовать пример бывшего премьер-министра К. Танаки, который, находясь под стражей по делу "Локхид", был переизбран в Парламент.

Публичная администрация. В Японии структура правительственного аппарата состоит из трех взаимосвязанных звеньев: карьерного чиновничества; полуправительствен­ных корпораций, выполняющих некоторые функции государственного управления и координации деятельности различных звеньев исполнительной власти, и персонала вспомогательных государственных органов.

Отличительные особенности японской публичной службы состоят в том, что:

1) в категорию государственных служащих здесь принято включать не только работников государственного аппарата, но также и лиц, работающих на предприятиях, принадлежа­щих государству (служащих государственных железных до­рог, работников телевидения, муниципальных школ);

2) по численности государственных служащих Япония ус­тупает странам Западной Европы или США. Эта численность составляет лишь 40% от численности государственных служа­щих Великобритании и 50% — в ФРГ;

3) система пожизненного найма государственных служащих практически исключает межведомственную мобильность и рота­цию кадров и позволяет иметь незначительный по численнос­ти персонал государственных служащих всех трех категорий.

Несмотря на то, что по сравнению с другими государ­ствами в Японии имеется относительно компактный государ­ственный аппарат, правительственная реформа затронула и его. Реорганизация последнего предусматривает два направле­ния. Одним из них намечено к концу 2002 г. уменьшить штаты государственных служащих на 35,2 тыс. человек (на 4,1%). По второму направлению предусматривается пересмотр системы оплаты труда государственных служащих. Ежегодный доход типичного государственного служащего (6319 тыс. иен при воз­расте 40,5 года) предполагается в течение двух лет уменьшить на 69 тыс. иен (на 1,1%). Еще раньше управление по кадровой политике правительства рекомендовало заморозить премию, выплачиваемую чиновникам по итогам года. Правда, указан­ные изменения коснутся не всех государственных служащих. Правительство рекомендовало поднять на 434 иены ежеме­сячное содержание тем государственным служащим, которые имеют детей и других иждивенцев. Право на такое повыше­ние имеют около 40% государственных служащих*.

* См.: The Japan Times. 2000. Sept. 20.

 

Вспомогательные органы. В послевоенный период в Японии начала создаваться широкая сеть консультативных органов, которые в своей работе опираются на помощь пред­принимательских, академических, профсоюзных кругов; кон­сультируются с представителями Парламента и служащими государственного аппарата. При помощи этих органов правитель­ство имеет возможность получать дополнительную информацию помимо официальных каналов, проверять объективность инфор­мации, поступающей по официальным каналам, проводить не­зависимые экспертизы, исследования и в конечном итоге полу­чать лучшую возможность контроля бюрократического аппарата.

Вспомогательные органы при правительстве Японии раз­виваются быстрыми темпами. Например, секретариат Премьер-министра увеличился с 1979 по 1987 г. более чем в два раза — со 158 до 322 человек. Тем не менее значение неправитель­ственных консультативных органов в процессе формирования государственной политики Японии не идет ни в какое сравне­ние с той ролью, которую подобные органы играют, напри­мер в США.

В целом же система вспомогательных органов имеет доста­точно отлаженную структуру. Органы, создаваемые при мини­стерствах и ведомствах, позволяют координировать и контро­лировать работу различных департаментов и отделов внутри ведомства, готовить согласованные и сбалансированные про­екты документов, поддерживать тесные контакты с другими заинтересованными ведомствами и соответствующими комис­сиями парламента. Сведения об их количестве в различных источниках достаточно противоречивые. Так, по данным жур­нала "Сэкай", в 1985 г. их насчитывалось 214 (при одном из влиятельнейших — министерстве внешней торговли и промыш­ленности их имелось 33).

Во многом сходные задачи, только на более высоком уров­не, приходится решать органам, создаваемым при правитель­стве. Например, координировать работу министерств и ве­домств, а не департаментов и отделов министерства. При Ка­бинете министров действуют секретариат, законодательное бюро, совет по делам персонала, совет национальной оборо­ны, а также канцелярия Премьер-министра, по правам при­равненная к министерству. Они занимаются подготовкой важ­нейших вопросов государственной деятельности.

Среди органов, подчиненных Кабинету, важнейшие — административные советы (всего 9) и специализированные комитеты (всего 23). Административные советы действуют главным образом в таких сферах управления, где требуется высокая степень подготовки или где необходимо согласовывать противоречивые интересы (например, совет по соблюдению пра­вил деловой жизни, совет по урегулированию вопросов земле­пользования). Специализированные комитеты занимаются вопросами, разрешение которых имеет более широкий характер и выходит за пределы компетенции какого-то одного министерства. Все вышеуказанные органы подчиняются Премьер­-министру.

Помимо вспомогательных органов, создаваемых при органах исполнительной власти, в Японии также существует развет­вленная сеть так называемых "персональных консультативных органов", которые подчинены непосредственно руководителям, прежде всего министрам и Премьер-министру. Юридически эти органы отличаются тем, что учреждаются не Парламентом, а Кабинетом министров. Они ориентированы на интересы конк­ретного политика.

Независимые органы. Это органы, которые неза­висимы от правительства. К их числу относятся прежде всего Ревизионный совет и Совет государственных учреждений.

Ревизионный совет призван контролировать государствен­ный бюджет и государственные расходы. Согласно ст. 90 Кон­ституции заключительный отчет о государственных доходах и расходах ежегодно проверяется Ревизионным советом, кото­рый представляет свой доклад вместе с докладом Кабинета министров в течение финансового года, следующего за отчет­ным.

Совет государственных учреждений ведает вопросами службы государственных чиновников и следит за тем, чтобы при занятии государственных должностей не получала пре­имущества ни одна из партий, а назначения производились исключительно на основании профессиональной квалификации и опыта претендентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.