Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебная система




Конституция Японии в части первой ст. 76 провозгласила, что вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и таким судам низших инстанций, какие будут учрежде­ны законом. Принцип осуществления правосудия только судом имел для послевоенной Японии особо важное значение, так как означал упразднение произвола тех административных трибуналов, которые действовали в этой стране ранее. Боязнь произвола и желание иметь нормальную судебную систему были настолько сильны, что во второй части указанной ста­тьи Конституции было запрещено учреждать какие бы то ни было особые суды и установлено, что административные орга­ны не могут осуществлять судебную власть с правом вынесе­ния окончательного решения.

Все судьи независимы и связаны только Конституцией и законами; они действуют, следуя голосу своей совести (часть третья ст. 76). Данный принцип служит дополнительной гаран­тией объективности судей при выполнении служебных обязан­ностей. Равно как и принцип несменяемости, получивший выражение в ст. 78, согласно которой судьи не могут быть освобождены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента, за исключением тех случаев, когда су­дья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Административные органы не могут применять к судьям дисциплинарные взыска­ния. К числу конституционных гарантий независимости отно­сится принцип, согласно которому размер вознаграждения судей не может быть уменьшен в период их пребывания в должности (часть шестая ст. 79, часть вторая ст. 80).

Заседатели в японском судопроизводстве не участвуют.

Конституция также гарантирует публичность судебных действий: разбирательство дел в судах и объявление решений производится в открытых заседаниях. Однако если суд едино­гласно решает, что гласность представляет опасность для пуб­личного порядка или морали, разбирательство может вестись при закрытых дверях. Таким образом, для проведения закры­того судебного законодательства необходимо обязательное сочетание двух обстоятельств: установление наличия опасно­сти публичного судебного разбирательства для публичного порядка или морали и единогласного голосования по этому вопросу всех судей. При этом дела о политических преступле­ниях, о преступлениях, связанных с печатью, или дела, в которых затрагиваются права граждан, гарантированные гла­вой III Конституции, ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться при закрытых дверях.

В конце 1990 г. был отмечен 100-летний юбилей рождения современной юстиции в Японии. Как уже упоминалось, воз­главляет судебную систему Японии Верховный суд, кото­рый состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Каби­нетом министров. Это суд высшей инстанции, который полно­мочен решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта. Глав­ный судья Верховного суда назначается Императором по пред­ставлению Кабинета. Выше мы уже обращали внимание на такую особенность статуса членов Верховного суда Японии, как пересмотр назначения их народом при проведении первых после данного назначения всеобщих выборов в Палату представителей и повторный пересмотр — при проведении первых выборов в Палату представителей по прошествии 10 лет; эта процедура повторяется в дальнейшем в таком же порядке. Если большинство избирателей выскажется за смещение какого-либо судьи, то он смещается немедленно (ст. 79, 81 Конституции).

Народному пересмотру в ходе всеобщих парламентских выборов обычно подлежат кандидатуры более 6 судей. Например, в ходе парламентских выборов 20 октября 1996 г. проце­дуру пересмотра проходили 9 судей, которые были назначены за должность после всеобщих парламентских выборов 1993 г. после первого общенационального пересмотра назначения членов Верховного суда в 1949 г. через этот своеобразный тест прошло 115 верховных судей. Однако ни один из них не был уволен от должности в результате волеизъявления избирате­лей. Видимо, сам факт возможности публичного голосования "против" в ходе парламентских выборов для очень многих спо­собен выступать сдерживающим фактором.

Наиболее распространенный способ прекращения полно­мочий, предусмотренный для членов Верховного суда Консти­туцией и Законом о Верховном суде, — уход в отставку по достижении 70-летнего возраста. Поскольку большинство членов Верховного суда на момент их назначения на должность имеют возраст более 60 лет, то продолжительность их карьеры в этом качестве редко превышает десятилетие. Изучение предшествующего опыта работы судей до момента их назна­чения в верховный судебный орган показало, что треть (шесть судей в данное время) были так называемыми карьерными или профессиональными судьями нижестоящих судов, треть (четверо в настоящее время) были частнопрактикующими юристами. Из остальных пяти судей двое были карьерными государ­ственными прокурорами, один был карьерным дипломатом в ранге посла, один служил в качестве генерального директора в законодательном бюро Кабинета министров и последний был профессором права.

Компетенция Верховного суда распространяется на всю территорию страны и условно может быть разделена на три основные сферы: рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел; судебное управление; осуществление конституционного контроля.

Высший судебный орган Японии является последней ин­станцией для рассмотрения всех гражданских, уголовных и административных дел. Суд окончательно разрешает по второй инстанции дела о преступлениях против государства, а по третьей инстанции — остальные уголовные и гражданские дела. При этом простые дела рассматриваются членами любого из трех отделений.

Верховный суд также осуществляет определенные полно­мочия судебного управления в соответствии с традициями су­дебного централизма данной страны. В этом качестве он обоб­щает судебную практику, издает руководящие указания для нижестоящих судов, а также положения о прокуратуре при судах, акты о судебной дисциплине и об управлении судами (акты, имеющие административный характер). Он наделен также властью устанавливать правила процедуры судопроиз­водства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами.

Важную административную роль в управлении судебной системой играет генеральный секретариат Верховного суда. При Верховном суде действуют на постоянной основе юриди­ческие курсы, имеющие исключительно большое значение для подготовки кадров не только для судебных, но и для дру­гих юридических органов.

Решения, касающиеся принципиальных положений руко­водящих указаний и других важных вопросов управления, принимаются особой коллегией, состоящей из членов Верхов­ного суда и других высших судов Японии. При этом Верховный суд может делегировать судам низших инстанций право уста­навливать правила своей процедуры.

Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством главного судьи или в соста­ве отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляют 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Эта практика основана на анг­лосаксонской системе права, но не соблюдается нижестоящи­ми судами.

Верховный суд вправе решать вопрос о конституционно­сти любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 судей. В случае признания закона неконституционным, копия решения посылается в Парламент и в Кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск о неконституционности акта подается в суд первой инстанции.

Японские юристы отмечают большую консервативность Верховного суда. Так, профессор Е. Нода отмечает: "В первые двадцать пять лет своей деятельности он признал неконститу­ционным только одно положение закона. С 1948 по 1956 гг. он рассмотрел в общей сложности 41 991 иск о конституционно­сти — более чем 5000 исков в год!"*

* Noda Y. Introduction to Japanese Law. Tokyo, 1984. P. 76—78.

 

Верховный суд Японии, в отличие от большинства евро­пейских конституционных судов, не имеет дела исключитель­но с конституционным контролем, а также не имеет специаль­ной схемы выбора дел. Он не вправе по своему усмотрению истребовать у другого суда дело для проверки и исправления решений по вопросам права в порядке certiorari, как это име­ет место у Верховного суда США. Загруженность делами чле­нов Верховного суда чрезвычайно велика, и поэтому Верхов­ный суд определяет себе около 30 "научно-исследовательских судей" из числа весьма опытных судей нижестоящих судов. Для подготовки дел к слушанию имеется 20 "исследовательских секретарей". Почти все они должны иметь опыт судейской ра­боты в течение нескольких лет. В отличие от практики США, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работа­ют на суд в целом.

Исследовательские секретари имеются также в высших и окружных судах. В окружных судах они проводят расследова­ние только в отношении дел, касающихся налогов и промыш­ленной собственности. Исследовательские секретари, избран­ные из числа судей, приостанавливают свой судейский статус на весь срок нахождения в этом качестве.

В рамках традиционной для Японии централизации в от­ношении "управления правосудием" Конституция (часть пер­вая ст. 80) устанавливает, что судьи судов низших инстанций назначаются Кабинетом министров из списка лиц, предложен­ных Верховным судом. Все такие судьи занимают свою долж­ность в течение 10 лет и могут быть затем назначены вторично. Однако при достижении возраста, установленного законом, они выходят в отставку.

Высшие суды (всего 8, имеют 6 отделений) суть суды первой инстанции по делам о государственной измене и дру­гим преступлениям против государства, а также апелляцион­ной инстанции по гражданским и уголовным делам, рассмот­ренным нижестоящими судами. Дела рассматриваются колле­гией из трех судей, коллегия из пяти судей рассматривает дела о некоторых государственных преступлениях.

Окружные суды (всего их 50, имеют 242 отделения) рассматривают основную массу гражданских и уголовных дел, а также являются апелляционной инстанцией по решениям, вынесенным дисциплинарными судами. Они расположены в каждой из 47 префектур. Дела рассматриваются чаще всего судьей единолично либо коллегией из трех судей, если дело касается большой суммы иска или обвинения в преступлении, которое наказывается лишением свободы" на срок более одного года. Законодатель стремится вывести судей этих судов, на­сколько возможно, из-под влияния местных властей. В этих целях границы судебных округов построены таким образом, чтобы они не совпадали с границами территориальных единиц местного самоуправления.

Суды по семейным делам имеют такую же структуру, как и окружные суды, и действуют при окружных судах и их от­делениях. Они выполняют примирительные функции и выно­сят решения по делам, связанным с семейным правом, спора­ми о наследстве, рассматривают мелкие уголовные преступ­ления, совершенные несовершеннолетними (в возрасте до 20 лет). Как вспомогательные органы для разрешения отнесенных к их компетенции определенных законом категорий гражданско-правовых дел при семейных судах существуют примиритель­ные комиссии, в каждую из которых входят судья и предста­вители населения. В штатах семейных судов для подготовки к рассмотрению дел несовершеннолетних действуют так назы­ваемые исследователи (тёсакан), в обязанности которых вхо­дит изучение на научной основе личности несовершеннолет­него, окружающей его социальной среды, обстоятельств со­вершения им преступления или иного антиобщественного деяния и т. п. При необходимости получить более полную и глубокую характеристику личности несовершеннолетнего се­мейный суд направляет его в классификационный пункт для несовершеннолетних (сёнэн камбэцусё). Эффективность семей­ных судов достаточно высока, однако их перегруженность мешает индивидуализации подхода к несовершеннолетним.

Дисциплинарные суды (всего 575) рассматривают незначительные гражданские дела с ценою иска не свыше 900 тыс. иен и мелкие уголовные дела. Дела рассматриваются одним судьей, который не обязательно должен иметь юриди­ческое образование.

Прокуратура действует на основе Закона о прокуроpax 1947 г. Определенное противоречие между принципом не­зависимости прокуратуры и субординационными отношениями с министерством юстиции формально разрешается тем об­стоятельством, что относительно конкретных дел министр мо­жет давать указания лишь Генеральному прокурору, но не нижестоящим прокурорам.

Прокуроры должны следовать правилам, установленным Верховным судом. Согласно этим правилам, основные функции прокуратуры включают следующее:

— предварительное (досудебное) расследование наиболее важных и сложных уголовных дел;

— разрешение ряда уголовных дел без передачи их на судебное рассмотрение (эта процедура, именуемая "отсроч­кой возбуждения обвинения", применяется даже при наличии улик, достаточных для направления дела в суд);

— возбуждение судебного преследования;

— поддержание обвинения в суде;

— надзор за разрешением мелких дел полицией;

— общий надзор за следствием в органах полиции;

— надзор за исполнением наказаний, назначенных судом.

Существуют комиссии по контролю за деятельностью прокуратуры. Они создаются из представителей населения и имеют ограниченную компетенцию: прокурор "учитывает" мне­ние комиссии, которое, однако, его не обязывает.

Правовую основу для организации и деятельности японской полиции составляет Закон о полиции 1954 г. В соответствии с его предписаниями полиция существует как самостоятель­ное государственно-муниципальное ведомство. Государствен­ную часть полицейской системы составляет главное полицейс­кое управление и состоящие при нем учреждения (штаб двор­цовой полиции, полицейская академия, НИИ полиции), а также его периферийные органы. К числу периферийных органов от­носятся управления полицейских округов. При этом каждый округ охватывает территорию нескольких префектур. Как и в упоминавшейся нами ситуации с судебными округами, здесь также преследуется цель оградить органы полицейского уп­равления от влияния местных властей. Кроме того, это пре­следует еще одну важную цель — концентрацию управления и средств. Муниципальную часть полицейской системы обра­зуют полиции префектур. Так называемую муниципальную по­лицию каждой префектуры возглавляет штаб, которому подчиняются отделения полиции — основные рабочие органы полицейской системы.

В некоторых крупных городах, где это позволяют местные бюджеты, дополнительно созданы городские полицейские отделы, руководящие отделениями полиции. Указанная допол­нительная структура оправданна тем обстоятельством, что позво­ляет координировать усилия многих не подчиненных друг дру­гу отделений на территории крупной городской агломерации.

Низовые звенья полицейской системы, образующие ее фундамент, — полицейские будки и полицейские посты.

Адвокаты ведут свою профессиональную деятельность на основе. Закона об адвокатах 1949 г. В соответствии с его положениями они осуществляют защиту сторон в судебных процессах, а также оказывают содействие и дают консультации; по юридическим вопросам. Кроме того, чтобы профессиональ­но заниматься адвокатской практикой, необходимо предвари­тельно зарегистрироваться в Японской федерации адвокатов. После такой регистрации адвокаты постоянно работают в кол­легии адвокатов, создаваемой при отделении окружного суда и имеющей статус юридического лица.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.