Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парламент




Президент республики

Форма правления и государственный режим

Государственные органы

Действующая Конституция Казахстана в отличие от по­давляющего большинства конституций содержит характерис­тику формы правления. Согласно ч. 1 ст. 2 Конституции рес­публика является государством с президентской формой прав­ления. Однако анализ содержания Конституции, в частности системы государственных органов, показывает, что с точки зре­ния принятой классификации форм правления Казахстан пред­ставляет собой не президентскую, а смешанную республику, функционирующую по президентскому типу.

Как известно, в классических президентских республиках отсутствует институт политической ответственности Прави­тельства перед Парламентом, а Президент не вправе распус­кать Парламент. В Конституции же Казахстана мы находим и возможность (хотя и усеченную) выражения Парламентом во­тума недоверия Правительству (п. 6 и 7 ст. 53) и возможность роспуска Парламента Президентом (ст. 63).

Что же касается государственного режима, то мы его можем охарактеризовать как суперпрезидентский, ибо полно­мочия Президента по Конституции выходят за рамки общепри­нятых в демократическом государстве полномочий главы госу­дарства. Содержание его компетенции показывает, что в дан­ном случае прокламированная в ч. 4 ст. 3 Конституции система сдержек и противовесов последовательного применения не на­ходит: в отношении Президента сдержки и противовесы если и существуют, то весьма и весьма слабые. Поэтому мы не можем говорить о существовании в Казахстане дуалистического госу­дарственного режима, характерного для классических прези­дентских республик и даже такой смешанной республики, фун­кционирующей по президентскому типу, как Франция.

Впрочем, для общества, переживающего переходный пе­риод от тоталитаризма к демократии и не имеющего демок­ратических традиций политической жизни, авторитарный поли­тический режим и суперпрезидентский государственный режим, видимо, на какое-то время неизбежны. Опыт России также свидетельствует об этом.

Развитие этого института в Республике Казахстан происхо­дило весьма энергично и противоречиво. В Законе Казахской ССР "Об учреждении поста Президента Казахской ССР" от 24 апреля 1990 г. Президент впервые был назван главой республики. В этом же месяце Верховный Совет избрал Нурсултана Назар­баева Президентом Республики Казахстан. В Законе Казахской ССР "О совершенствовании структуры государственной влас­ти" от 20 ноября 1990 г. он уже назван главой Казахской ССР, ее высшей исполнительной и распорядительной власти. 1 де­кабря 1991 г. Н. Назарбаев был переизбран всенародным голосо­ванием на безальтернативной основе на эту должность, набрав 95,5% голосов избирателей. В ст. 75 Конституции 1993 г. Прези­дент назван главой государства, возглавляющим единую систе­му исполнительной власти, гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов республики.

В соответствии с Указом Президента Республики "О взаи­модействии Президента Республики Казахстан с государствен­ными органами Республики" от 12 сентября 1994 г. на Пре­мьер-министра была возложена обязанность систематически ин­формировать главу государства о работе правительства, на председателя Верховного суда — о работе судов по защите прав и свобод граждан, обеспечению верховенства Конститу­ции, законности и справедливости, на Генерального прокуро­ра — о работе по надзору за исполнением законов.

В 1996 г. должны были состояться очередные президентс­кие выборы. Однако на 29 апреля 1995 г. Н. Назарбаев назна­чил референдум, который продлил его полномочия до декаб­ря 2000 г. Напомним, что через месяц была принята нынешняя Конституция. Затем в конце 1998 г. после конституционной реформы он инициировал досрочные президентские выборы, которые прошли 10 января 1999 г. на альтернативной основе. Помимо Н. Назарбаева баллотировались: С. Абдильдин, лидер Коммунистической партии и бывший председатель Верховного совета (до 1994 г.), Э. Габбасов, член комиссии Верховного со­вета по международным отношениям, обороне и безопасности, рассчитывавший на демократический электорат, и генерал Г. Касымов, председатель Таможенного комитета, выдвинувший "пат­риотическую" программу и призывавший к "наведению порядка". В выборах приняли участие 86,28% зарегистрирован­ных избирателей. Из них за Н. Назарбаева проголосовали 81,08%, за С. Абдильдина — 12,08%, за Г. Касымова— 4,72% и за Э. Габбасова — 0,78%. Можно сказать, что переход к прези­дентским выборам на альтернативной основе свидетельствует о стабилизации политической ситуации в республике и ук­реплении личного авторитета Н. Назарбаева.

Задачи и компетенция. В соответствии со ст. 40 Конституции Президент является главой государства, его выс­шим должностным лицом, определяющим основные направле­ния внутренней и внешней политики государства и представ­ляющим Казахстан внутри страны и в международных отноше­ниях. Он— символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает согласованное функцио­нирование всех ветвей власти и ответственность органов влас­ти перед народом. Таковы его конституционные задачи и фун­кции, которые как бы выводят его из системы разделения властей. Он представляет собой центральное звено в системе государственных органов и возглавляет их иерархию. В то же время Конституция рассматривает Президента и как непос­редственного лидера народа, о чем свидетельствует положе­ние п. 1 ст. 44, согласно которому Президент обращается с еже­годным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики рес­публики. В ст. 46 Конституция установила, что Президент, его честь и достоинство неприкосновенны, обеспечение, обслужи­вание и охрана Президента и его семьи осуществляются за счет государства, причем эти положения распространяются и на экс-Президентов.

Компетенция Президента установлена Конституцией и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, "О Президенте Республики Казахстан" от 26 декабря 1995 г. Закрепленные в главе 2 Указа полномочия Президента под­разделяются на: внешнеполитические, в области обороноспособ­ности и безопасности государства, в отношении Парламента, Правительства, Конституционного Совета, судов и судей, орга­нов прокуратуры, Центральной избирательной комиссии, Наци­онального банка, Счетного комитета по контролю за исполне­нием республиканского бюджета, республиканского референ­дума, акимов, иные полномочия.

В соответствии с положениями ст. 44 Конституции полно­мочия Президента могут быть разделены на две группы: 1) осуществляемые единолично; 2) осуществляемые при уча­стии других государственных органов.

Обратимся сначала к полномочиям Президента по отно­шению к Парламенту. В этой сфере Президент в соответствии с п. 2 ст. 44 и ч. 2 ст. 45 Конституции назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент республики, созывает пер­вую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана, созывает внеочередные совместные засе­дания палат Парламента, подписывает представленные Сена­том законы и обнародует их либо возвращает для повторного обсуждения и голосования, издает на основании парламент­ского делегирования полномочий законы, действующие в те­чение не более одного года.

Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции Президент имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным.

На основании ст. 63 Конституции Президент вправе распу­стить Парламент в случаях:

— выражения Парламентом вотума недоверия Правитель­ству,

— двукратного отказа Парламента дать согласие на на­значение Премьер-министра,

— политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти.

Парламент не может быть распущен в период чрезвычай­ного или военного положения, в последние шесть месяцев пол­номочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска.

Следует отметить, что реализация данных полномочий Президента зависит не только от конституционных положе­ний, но от целого ряда других факторов. Одним из них явля­ется расстановка политических сил в Парламенте и предше­ствующая партийная принадлежность Президента (в соответ­ствии с ч. 2 ст. 43 Конституции на период осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии).

Например, 15 июня 1999 г. Н. Назарбаев после пятиднев­ных острых парламентских дискуссий и демарша со стороны председателя Мажилиса и оппозиционных партий вынужден был отозвать свой запрос Мажилису в отношении расширения своих законодательных полномочий на период предстоявших парламентских каникул (с 1 июля по 1 сентября). Президент аргументировал свою позицию тем, что указанные полномо­чия ему необходимы вследствие скопления не рассмотренных в Парламенте проектов законодательных актов и ввиду пред­стоящего перерыва в работе Парламента в связи с выборами, тогда как стимулирование экономики страны требует приня­тия нормативных актов. Председатель Мажилиса М. Оспанов отклонил запрос на том основании, что законодательный "за­тор" явился результатом несвоевременного представления Пра­вительством законопроектов в порядке законодательной ини­циативы, а также в связи с тем, что он и другие депутаты согласны перенести свой отпуск ради одобрения указанных законопроектов. Кроме того, президентский запрос был сде­лан на фоне подписанного и опубликованного в конце мая груп­пой лидеров оппозиционных партий и общественных объеди­нений в еженедельной газете "XXI век" меморандума. Они призывали к выдвижению совместных кандидатов от оппози­ционных партий на предстоящих парламентских выборах в нижнюю палату Парламента и обвиняли Назарбаева в "неза­конном расширении своих полномочий в результате референ­дума, проведенного в 1995 г., упразднении Конституционного суда и нарушении принципа разделения властей"*. После ок­тябрьских выборов 1999 г. расстановка политических сил в Парламенте изменилась в пользу Президента, и такие демар­ши вряд ли теперь возможны.

* См.: Keesing's Record of World Events. 1999. Vol. 45. No. 6. P. 43000.

 

В компетенцию Президента входит также принятие реше­ния о проведении республиканского референдума (п. 10 ст. 44 Конституции).

В сфере исполнительной власти в соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции Президент назначает на должность Премьер-ми­нистра республики с согласия Парламента, но освобождает его от должности по собственному усмотрению. По представ­лению Премьер-министра Президент определяет структуру
Правительства республики, назначает на должность и осво­бождает от должности его членов, а также образует, упразд­няет и реорганизует центральные исполнительные органы рес­публики, не входящие в состав Правительства. Президент принимает присягу членов Правительства, председательству­ет на его заседаниях по особо важным вопросам, поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис. Кроме того, Президент отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и акимов областей, городов республиканского значения и столицы республики. Он
утверждает государственные" программы республики, а так­же по представлению Премьер-министра единую систему фи­нансирования и оплаты труда работников для всех органов,
содержащихся за счет государственного бюджета республики (п. 8 и 9 ст. 44).

Кроме того, Президент республики вправе по собствен­ной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-министра означает пре­кращение полномочий всего Правительства. При отклонении отставки Правительства или его члена Президент поручает ему дальнейшее осуществление его обязанностей (ч. 6, 7 ст. 70 Конституции).

Президент участвует в формировании также некоторых других государственных органов, осуществляющих преимуще­ственно или частично функции исполнительного характера. С согласия Парламента Президент назначает председателя На­ционального банка, с согласия Сената — Генерального проку­рора и председателя Комитета национальной безопасности и по своему усмотрению освобождает их от должности (п. 4 и 5 ст. 44 Конституции). Согласно п. 6 и 7 ст. 44 он назначает и отзывает глав дипломатических представительств и назначает председа­теля и двух членов Счетного комитета по контролю за испол­нением государственного бюджета.

Согласно п. 19 и 20 ст. 44 Конституции Президент назнача­ет и освобождает от должности Государственного секретаря республики, определяет его статус и полномочия, формирует Администрацию Президента. Он образует Совет безопасности, Высший судебный совет и иные консультативно-совещатель­ные органы.

Президент наделен рядом важных полномочий в области внешних сношений, обороны и безопасности, предусмотренных п. 11, 12, 16—18 ст. 44 Конституции.

Он ведет переговоры и подписывает международные до­говоры республики, подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств.

Президент — по должности Верховный главнокомандую­щий Вооруженными силами, назначает и освобождает от долж­ности высшее командование Вооруженных сил, в случае аг­рессии против республики либо непосредственной внешней уг­розы ее безопасности вводит военное положение на всей или части территории страны, объявляет частичную или общую мобилизацию, незамедлительно информируя об этом Парламент.

Когда демократические институты, независимость и тер­риториальная целостность, политическая стабильность респуб­лики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функциони­рование конституционных органов государства, то после офи­циальных консультаций с Премьер-министром и председателя­ми палат Парламента Президент принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей тер­ритории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычай­ного положения, применение Вооруженных сил, с незамед­лительным информированием об этом Парламента.

Президент также формирует подчиненные ему Службу охраны Президента республики и Республиканскую гвардию.

Пунктами 13—15 ст. 44 Конституции урегулированы пол­номочия Президента в сфере личного статуса — награждение государственными наградами, присвоение почетных, выс­ших воинских и иных званий, классных чинов, дипломатических рангов, квалификационных классов, решение вопросов граждан­ства республики и предоставления политического убежища, помилование граждан.

Конституция в п. 21 ст. 44 предусмотрела, что Президент осуществляет и другие полномочия в соответствии с Консти­туцией и законами.

Обычные акты Президента — это издаваемые на основе и во исполнение Конституции и законов указы и распоряже­ния, имеющие обязательную силу на всей территории респуб­лики (ч. 1 ст. 45). Однако, как отмечалось, Президент может издавать временные законы на основании делегации Парла­мента, а в случае нерассмотрения Парламентом в течение ме­сяца законопроекта, который Президент объявил срочным, Президент вправе издать указ, имеющий силу закона, кото­рый действует до принятия Парламентом соответствующего закона. На практике Президент издает и указы, имеющие силу конституционного закона. Например, мы уже упоминали, что осуществление избирательных прав урегулировано имеющим силу конституционного закона Указом Президента Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" от 28 сентяб­ря 1995 т. То же относится и к осуществлению права участво­вать в референдуме, которое урегулировано Указом Прези­дента, имеющим силу конституционного закона, "О республи­канском референдуме" от 25 марта 1995 г. Правовой статус иностранных граждан установлен Указом Президента, имею­щим силу закона, "О правовом положении иностранных граж­дан в Республике Казахстан" от 19 июня 1995 г.

Иногда Президент вносит изменения в действующие за­коны. Например, Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 3 октября 1995 г. были внесены измене­ния в Закон "О гражданстве Республики Казахстан" от 20 декаб­ря 1991 г.

Акты Парламента, подписываемые Президентом, а так­же акты Президента, издаваемые по инициативе Правитель­ства, предварительно скрепляются соответственно подписью председателя каждой из палат Парламента либо Премьер-ми­нистра, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данных актов (ч. 3 ст. 45).

Избрание, срок полномочий, несовмести­мость и замещение. Порядок избрания Президента оп­ределен ст. 41 Конституции и Указом Президента Республики, имеющим силу конституционного закона, "О выборах в Рес­публике Казахстан" от 28 сентября 1995 г., положения кото­рых мы рассмотрели выше — в п. 4 § 4 настоящей главы. Кон­ституция не требует, чтобы выборы проводились на альтерна­тивной основе. Этот принцип записан в упомянутом Указе о выборах. Как отмечалось, срок полномочий Президента — семь лет. Конституция не допускает избрания на должность Прези­дента республики одного лица более двух раз подряд. 27 июня 2000 г. Парламент принял Закон "О первом Президенте Рес­публики Казахстан", согласно которому Н. Назарбаеву после того, как в 2006 г. истечет второй срок его полномочий, будут предоставлены пожизненно следующие полномочия:

— обращаться к народу, государственным органам и долж­ностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам разви­тия казахстанского общества;

— выступать перед Парламентом и на заседаниях Прави­тельства, когда там обсуждаются наиболее существенные воп­росы, возглавлять Ассамблею народов Казахстана, входить в состав Совета безопасности;

— ежегодно присуждать премии мира и прогресса;

— давать рекомендации действующему Президенту по воп­росам кадровой политики, введения

чрезвычайного положения и объявления войны*.

* См.: Известия. 2000. 17 и 28 июня.

 

Президент вступает в должность с момента принесения народу присяги. Присяга приносится в точно обозначенную дату — во вторую среду января в присутствии депутатов Парламен­та, членов Конституционного совета, судей Верховного суда, а также всех бывших президентов республики. Полномочия Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента, а также в случае досрочного освобождения или отрешения Президента от должности либо его кончины. Экс-президентами считаются все бывшие прези­денты, кроме отрешенных от должности. Если Президент вы­был досрочно, лицо, принявшее на себя его полномочия, при­носит присягу в течение месяца (ст. 42 Конституции).

Согласно ст. 43 Президент не вправе быть депутатом пред­ставительного органа, занимать иные оплачиваемые должно­сти и осуществлять предпринимательскую деятельность. На период своих полномочий он приостанавливает деятельность в политической партии.

На основании ч. 1 ст. 47 Конституции Президент может быть досрочно освобожден от должности в силу стойкой неспо­собности исполнять обязанности вследствие болезни. В этом случае Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой палаты числа депутатов и специалистов в соответ­ствующих областях медицины. Решение о досрочном освобож­дении принимается на совместном заседании палат большин­ством не менее 3/4 от общего числа депутатов каждой из палат на основании заключения комиссии и заключения Конститу­ционного совета о соблюдении установленных конституцион­ных процедур.

В случае досрочного освобождения или отрешения от дол­жности Президента, а также его кончины исполнение его обя­занностей на оставшийся срок переходит к председателю Сената. При невозможности для него принять на себя обязан­ности Президента они переходят к председателю Мажилиса, а в случае невозможности и для него — к Премьер-министру республики. Лицо, принявшее на себя полномочия Президента, покидает свою прежнюю должность, которая замещается в ус­тановленном порядке. Оно, однако, не вправе инициировать изменения и дополнения Конституции (ст. 48 Конституции).

Ответственность. Как указано в ч. 2 ст. 47 Конститу­ции, Президент республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвине­ния и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не ме­нее чем 1/3 его депутатов. Расследование обвинения органи­зуется Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном засе­дании палат большинством не менее 3/4 от общего числа голосов депутатов каждой из палат при наличии заключения Верховного суда об обоснованности обвинения и заключения Конституцион­ного совета о соблюдении установленных конституционных про­цедур. Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Президента отклоненным. Откло­нение обвинения на любой его стадии влечет за собой досроч­ное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, иниции­ровавших рассмотрение данного вопроса.

Согласно ч. 3 указанной статьи вопрос об отрешении Пре­зидента от должности не может быть возбужден в период рас­смотрения им вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.

Согласно ч. 1 ст. 50 Конституции Парламент состоит из двух палат; Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. В Конституции особо выделен принцип представительности этого органа. Мажилис представляет интересы народа Казахстана. Сенат представляет отдельные административно-терри­ториальные образования и выражает региональные интересы и мнения, а также мнение Президента как главы государства, что находит свое выражение в способах формирования этой палаты, описанных выше в п. 3 § 4 настоящей главы. Вместе с тем Сенат — государственный орган всей республики. Депутат каждой из палат Парламента приносит присягу народу Казах­стана.

Компетенция. Конституция в ч. 1 ст. 49 определяет Пар­ламент Республики Казахстан как высший представительный орган республики, осуществляющий законодательные функ­ции. По сравнению с парламентами демократических стран эта характеристика весьма узка, ибо сводит компетенцию Парла­мента только к законодательной деятельности. В действитель­ности же компетенция казахстанского Парламента, как свидетельствуют другие положения Конституции, не ограничивается законодательствованием.

В Конституции выделены четыре труппы вопросов, со­ставляющих компетенцию Парламента: компетенция Парла­мента, осуществляемая на совместном заседании палат (ст. 53);
компетенция Парламента, реализуемая посредством раздель­ных заседаний палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате (ст. 54); воп­росы, составляющие исключительное ведение каждой из па­лат Парламента (ст. 55, 56); самостоятельная деятельность каж­дой из палат без участия другой палаты (ст. 57).

На совместном заседании палат Парламент:

1) по предложению Президента Республики Казахстан вно­сит изменения и дополнения в Конституцию; принимает кон­ституционные законы, вносит в них изменения и дополнения;

2) утверждает республиканский бюджет и отчеты Прави­тельства и Счетного комитета по контролю за исполнением рес­публиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет;

3) проводит повторное обсуждение и голосование по за­конам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента республики;

4) по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одно­го года;

5) дает согласие на назначение Президентом Премьер-ми­нистра Республики, председателя Национального банка респуб­лики;

6) заслушивает доклад Премьер-министра о программе Правительства и одобряет или отклоняет программу;

7) может выразить вотум недоверия Правительству;

8) решает вопросы войны и мира;

9) принимает по предложению Президента решение об ис­пользовании Вооруженных сил для выполнения международ­ных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

10) проявляет инициативу назначения республиканского референдума;

11) заслушивает ежегодные послания Конституционного совета о состоянии конституционной законности в республике;

12) образует совместные комиссии палат, избирает и ос­вобождает от должности их председателей, заслушивает отче­ты о деятельности комиссий;

13) осуществляет иные полномочия, возложенные на Пар­ламент Конституцией.

Таким образом, первую группу полномочий, осуществля­емую посредством совместных заседаний палат Парламента, составляют наиболее важные вопросы государственной жиз­ни. Собравшись вместе, депутаты обеих палат могут более легко в процессе непосредственного общения друг с другом прийти к единому мнению по определенному вопросу. Вместе с тем именно наиболее важные проблемы, затрагивающие интере­сы всего общества, особенно по вопросам изменения и допол­нения Конституции, утверждения республиканского бюджета требуют консолидации всего общества, опосредованно пред­ставленного в палатах Парламента.

В раздельных заседаниях палат путем последовательного рассмотрения вопросов в нижней и верхней палатах Парла­мент:

1) принимает законы;

2) обсуждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении, изменения и дополнения в бюджет, устанавливает отменяет государственные налоги и сборы;

3) устанавливает порядок решения вопросов администравно-территориального устройства республики;

4) учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, определяет государственные символы республики;

5) решает вопросы о государственных займах и оказании республикой экономической и иной помощи;

6) издает акты об амнистии граждан;

7) ратифицирует и денонсирует международные договоры республики.

Как видно из приведенного перечня данной группы пол­номочий Парламента, это вопросы, которые требуют само­стоятельного учета палатами различных мнений. Поскольку в каждой из палат представлены относительно однородные внут­ренние интересы, но различные по отношению к интересам другой палаты, то лучше, когда без прямого влияния извне и без оглядки на представителей другой палаты каждая опреде­лится в отношении конкретной проблемы.

Еще большей степени специализации и учета особых ин­тересов представителей каждой из палат требуют вопросы, составляющие самостоятельную компетенцию каждой из палат.

К исключительному ведению Сената относятся:

1) избрание и освобождение от должности по представле­нию Президента республики Председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда, принятие их присяги;

2) дача согласия на назначение Президентом Генерально­го прокурора и председателя Комитета национальной безопас­ности;

3) лишение неприкосновенности Генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда;

4) досрочное прекращение полномочий местных представи­тельных органов в соответствии с законодательством республики;

5) делегирование двух депутатов в состав Высшего судеб­ного совета;

6) рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания палат.

Нетрудно видеть, что значительную часть этих полномочий образуют кадровые полномочия, относящиеся к высшим долж­ностным лицам республики. Неудивительно, что решение этих вопросов доверено палате, которая должна состоять из лиц, более старших по возрасту и имеющих высшее образование.

К исключительному ведению Мажилиса относятся:

1) принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов;

2) подготовка предложений по возражениям Президента республики в отношении законов, принятых Парламентом;

3) избрание и освобождение от должности по представле­нию Президента республики председателя, заместителя предсе­дателя, секретаря и членов Центральной избирательной ко­миссии республики;

4) объявление очередных выборов Президента республики;

5) делегирование двух депутатов в состав Квалификаци­онной коллегии юстиции;

6) выдвижение обвинения против Президента республики в совершении государственной измены.

Каждая из палат самостоятельно, без участия другой палаты:

1) назначает трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;

2) делегирует половину членов комиссии, образуемой Пар­ламентом в случае стойкой неспособности Президента испол­нять обязанности вследствие болезни;

3) избирает половину членов совместных комиссий палат;

4) прекращает полномочия депутатов палат, а также по представлению Генерального прокурора решает вопрос о ли­шении депутатов палаты их неприкосновенности;

5) проводит по вопросам своей компетенции парламент­ские слушания;

6) вправе заслушивать отчеты членов Правительства по вопросам их деятельности и обращаться к Президенту с предложением об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов;

7) формирует координационные и рабочие органы палаты;

8) принимает регламент своей деятельности и иные реше­ния по вопросам, связанным с организацией и внутренним распо­рядком палаты.

Подробно компетенция Парламента урегулирована Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституци­онного закона, "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов" от 16 октября 1995 г.

Компетенция Парламента Казахстана в законодательной сфере носит абсолютно ограниченный характер, так как ч. 3 г. 61 Конституции устанавливает закрытый перечень из 11 пред­метов, по которым Парламент вправе издавать законы. Прочие отношения подлежат регулированию подзаконными актами. Нетрудно видеть в этом регулировании недостаточную юридическую грамотность разработчиков казахстанской Конститу­ции. Взяв за образец ст. 34 Конституции Франции 1958 г., они нe уразумели, что понятие "подзаконные акты" не может служить синонимом употребленному французами выражению "регламентарная власть". Подзаконные акты должны основы­ваться только на законе и не могут выходить за его пределы, тогда как акты регламентарной власти не связаны законода­тельными границами.

Законодательная компетенция Парламента Казахстана вклю­чает следующие предметы, по которым Парламент может уста­навливать основополагающие принципы и нормы, касающиеся:

1) правосубъектности физических и юридических лиц, граж­данских прав и свобод, обязательств и ответственности физи­ческих и юридических лиц;

2) режима собственности и иных вещных прав;

3) основ организации и деятельности государственных орга­нов и органов местного самоуправления, государственной и во­енной службы;

4) налогообложения, установления сборов и других обяза­тельных платежей;

5) республиканского бюджета;

6) вопросов судоустройства и судопроизводства;

7) образования, здравоохранения и социального обеспечения;

8) приватизации предприятий и их имущества;

9) охраны окружающей среды;

10) административно-территориального устройства республики;

11) обеспечения обороны и безопасности государства.

Акты. Из анализа положений приведенных выше статей Конституции следует, что Парламент принимает три вида за­конов: изменения и дополнения в Конституцию, конституци­онные (по особо указанным в Конституции вопросам и по осо­бой процедуре) и обычные. Кроме того, Парламент и его пала­ты принимают постановления. Все эти акты, исходящие из Парламента, в ч. 1 ст. 62 Конституции именуются законода­тельными, и все они имеют обязательную силу на всей терри­тории республики.

Акты Парламента и его палат не должны противоречить Конституции, а постановления — также законам.

Организация палат. В соответствии со ст. 58 Кон­ституции для руководства работой каждая из палат Парла­мента из числа своих депутатов, свободно владеющих государ­ственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов палат избирает своего председате­ля. Кандидатура на должность председателя Сената выдвига­ется Президентом Республики Казахстан. Кандидатуры на дол­жность председателя Мажилиса выдвигаются депутатами па­латы. Председатели палат могут быть отозваны, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов палат.

Председатель Мажилиса помимо осуществления полномо­чий по руководству палатой:

1) открывает сессии Парламента;

2) созывает очередные совместные заседания палат, пред­седательствует на очередных и внеочередных совместных за­седаниях палат.

По вопросам своей компетенции председатели палат изда­ют распоряжения.

Надо иметь в виду, что председатели палат — не просто их должностные лица, они наделены некоторыми самостоятель­ными властными полномочиями: назначают по два члена Кон­ституционного совета и могут в установленных случаях при­нимать на себя функции Президента.

Координационные органы Парламента — это бюро Сената и бюро Мажилиса, формируемые председателями палат.

Обе палаты Парламента из своего состава избирают по­стоянные и иные органы для ведения законопроектной рабо­ты, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат. Согласно ст. 60 Конституции в палатах образуются постоянные комитеты, число которых не превышает семи в каждой. В них проводится основная законоподготовительная работа. Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности палат, в том числе и преодоления разногласий между палатами по проектам законов, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совме­стные комиссии. Комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления. Порядок образования, полно­мочия и организация деятельности комитетов и комиссий оп­ределяются законом.

Статус депутата в основе своей урегулирован ст. 52 Конституции. Депутат Парламента не связан каким-либо им­перативным мандатом. Депутаты Парламента обязаны прини­мать участие в его работе. Голосование в Парламенте осуще­ствляется депутатом только лично. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях палат и их органов более трех раз, как и передача права голоса, влечет за собой приме­нение к депутату установленных законом мер взыскания.

Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые дол­жности, кроме преподавательской, научной или иной твор­ческой деятельности, осуществлять предпринимательскую де­ятельность, входить в состав руководящего органа или наблю­дательного совета коммерческой организации. Нарушение этого правила влечет за собой прекращение полномочий депутата.

В течение срока своих полномочий депутат не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыс­кания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголов­ной ответственности без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совер­шения тяжких преступлений.

Полномочия депутата Парламента прекращаются в случа­ях подачи в отставку, признания депутата недееспособным, роспуска Парламента и в иных предусмотренных Конституцией случаях. Депутат Парламента лишается своего мандата при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении него, при выезде на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.

Подготовка вопросов, связанных с применением к депута­там мер взыскания, соблюдением ими требований несовмести­мости депутатского мандата с другой оплачиваемой должнос­тью или деятельностью, правил депутатской этики, а также прекращением полномочий депутатов и лишением их полномочий и депутатской неприкосновенности, возлагается на Цент­ральную избирательную комиссию.

Общая процедура. Согласно ст. 59 Конституции сес­сия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его палат. При этом некоторую особенность имеет начало работы первой сессии. Первая сессия Парламента со­зывается Президентом республики не позднее 30 дней со дня опубликования итогов выборов. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентяб­ря и по последний рабочий день июня.

Сессия Парламента открывается Президентом республи­ки и закрывается на совместных заседаниях палат. В период между сессиями Президент по собственной инициативе, по предложению председателей палат или не менее 1/3 от обще­го числа депутатов Парламента может созвать внеочередное совместное заседание палат, на котором могут рассматривать­ся лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва. Совместные и раздельные заседания палат проводятся при ус­ловии присутствия на них не менее 2/3 от общего числа де­путатов каждой из палат.

Совместные и раздельные заседания Палат являются от­крытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания. Президент республики, Пре­мьер-министр и члены Правительства, председатель Нацио­нального банка, Генеральный прокурор, председатель Коми­тета национальной безопасности имеют право присутствовать на любых заседаниях и быть выслушанными.

Законодательный процесс. Право законодатель­ной инициативы в соответствии со ст. 61 Конституции при­надлежит депутатам Парламента, Правительству республики и реализуется исключительно в Мажилисе. Президент респуб­лики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, что влечет обязанность Парламента рассмот­реть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом этого требования Президент вправе издать указ, имеющий силу закона, который действу­ет до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.

Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается в течение не более 60 дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сена­та проект становится законом и в течение 10 дней представля­ется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большин­ством голосов от общего числа депутатов Сената проект воз­вращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный проект закона не может быть вновь внесен в те­чение той же сессии.

Внесенные большинством голосов от общего числа депу­татов Сената изменения и дополнения в законопроект направ­ляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными измене­ниями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путем согласительных процедур.

В целях воспрепятствования появлению популистских и финансово необеспеченных законопроектов Конституция уста­новила, что проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положитель­ного заключения Правительства республики.

В связи с непринятием внесенного Правительством проек­та закона Премьер-министр вправе поставить на совместном заседании палат вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее чем через 48 часов. Если предложение о вотуме недоверия не наберет установлен­ного Конституцией необходимого числа голосов, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год.

Если обычные законы принимаются абсолютным большин­ством состава палат Парламента, то для изменения или допол­нения Конституции требуется, как отмечалось, большинство в 3/4 от общего числа депутатов каждой из палат. Конститу­ционные же законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из палат. По этим двум категориям законов обязательны не менее двух чтений.

Конституция в ст. 62 установила, что законы республики ступают в силу после их подписания Президентом. Правильнee, однако, было бы предусмотреть, что они вступают в силу после официального опубликования. Это вытекает из обяза­тельности опубликования, предусмотренной в ч. 4 ст. 4 Кон­ституции. Президент обязан подписать и обнародовать пред­ставленный Сенатом закон в течение 15 рабочих дней, однако в этот же срок может вернуть закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования. В этом случае Парламент должен провести это обсуждение и голосо­вание на совместном заседании палат в месячный срок. Несоб­людение срока означает принятие возражений Президента. Если же Парламент большинством 2/3 голосов от общего чис­ла депутатов каждой палаты подтвердит прежнее решение, Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Если такого большинства не будет, закон считается не принятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.

Делегирование Президенту законодательных полномочий Парламент осуществляет на совместном заседании 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из палат, причем делает это по инициативе Президента. Установление каких-либо со­держательных пределов законодательной деятельности Прези­дента и соответственно контроль за их соблюдением не пре­дусматриваются.

Порядок разработки, представления, обсуждения, введе­ния в действие и опубликования законодательных и иных нор­мативных правовых актов республики регулируется специаль­ным законом и регламентами Парламента и его палат.

Контрольные процедуры. Хотя возможности пар­ламентского контроля в Казахстане и невелики, тем не менее некоторые контрольные процедуры получили отражение в Кон­ституции.

Так, согласно п. 6 ст. 53 Парламент на совместном заседа­нии палат заслушивает доклад Премьер-министра республики о программе Правительства и одобряет или отклоняет програм­му. Повторное отклонение может быть осуществлено большин­ством 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой из палат и означает выражение вотума недоверия Правительству. От­сутствие такого большинства означает одобрение программы. Она, следовательно, может быть одобрена и меньшинством депутатов. Такого нет даже во французской Конституции, известной своей антипарламентской направленностью.

Каждая палата самостоятельно согласно п. 6 ст. 57 Консти­туции вправе по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов палаты заслушивать отчеты членов Правительства республики по вопросам их деятельности и большинством 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты обращаться к Пре­зиденту с предложением освободить члена Правительства от должности в случае неисполнения им законов республики. Если Президент такое обращение отклоняет, то депутаты вправе большинством не менее 2/3 от общего их числа по истечении 6 месяцев после первого обращения повторно поставить перед Президентом этот вопрос, после чего Президент обязан осво­бодить члена Правительства от должности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.