Становление и этапы реформирования механизма платы
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
В современных условиях совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования имеет основополагающее значение. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду является регулятивным механизмом, стимулирующим природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов за свой счет. Принцип платности негативного воздействия на окружающую среду заложен в природоохранном законодательстве (статья 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Перечислять соответствующие взносы в бюджет обязаны все предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, чья деятельность связана с природопользованием.
Экономический механизм охраны окружающей среды законодательно был установлен в 1992 г. в связи с принятием Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Указанный механизм предусматривал платность пользования природными ресурсами, создание системы целевых внебюджетных фондов, аккумулировавших плату за негативное воздействие на окружающую среду и направлявших собранные средства на осуществление природоохранных мероприятий, а также введение специального налогообложения экологически вредной продукции.
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КП.745.13.01.00.00.ПЗ
Во исполнение данного Закона были приняты нормативные правовые акты Правительства РФ, регулирующие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 63214), а также деятельность системы внебюджетных экологических фондов, которую возглавил Федеральный экологический фонд РФ (ФЭФ России) (Постановление Правительства РФ от 29.06.1992 № 442 - утратило силу).
Начиная с 1995 г. ФЭФ России был консолидирован в бюджет в целях сокращения дефицита федерального бюджета, а Федеральным законом от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду была включена в раздел налоговых доходов бюджета.
В 1997 г. в Государственную Думу был внесен проект НК РФ, в части 2 которого содержалась глава по экологическому налогу, которая предусматривала перевод платы за негативное воздействие в налоговую форму. Одновременно с внесением в Госдуму проекта НК РФ среди депутатов Госдумы было распространено издание Минфина России «Проект Налогового кодекса России в схемах», которое иллюстрировало отличия предлагаемой налоговой системы от существующей на тот момент.
В этом издании понятие платы за негативное воздействие на окружающую среду заменялось понятием «экологический налог», а в качестве налоговой базы предлагалось рассматривать массу загрязнений.
В проектах федеральных законов о федеральном бюджете на 1997 и 1998 гг. в строке налоговых доходов Правительством РФ вводилось понятие экологического налога. Однако в результате поправок к проектам указанных законов принималась прежняя формулировка: «плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду».
В 2001 г. был упразднен Федеральный экологический фонд РФ. Система сбора платы за негативное воздействие, относящаяся к федеральному уровню, была полностью подчинена регулированию бюджетным законодательством.
В Федеральном законе от 07.05.2002 № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"» в разделе налоговых доходов бюджета была законодательно закреплена строка доходов в следующей редакции: «1050600 - Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов».
При разработке проекта федерального закона «Об охране окружающей среды» и его согласовании в Правительстве РФ и Главном государственно-правовом управлении Президента РФ, т. е. еще до его принятия, из текста были изъяты нормы, регулирующие форму, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку данная плата, по мнению согласующих органов, подпадала под действие бюджетного и налогового законодательства. В этом Федеральном законе установлено, что форма платы определяется федеральным законом, а порядок ее исчисления и взимания-подзаконными актами, принятыми во исполнение соответствующего федерального закона.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление