Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №9 Этносоциология




1. Предмет и задачи этнической социологии.

2. Социально–этническая структура общества: этнические общности и их классификация.

3. Этнос и этническая идентичность.

4. Понятие «конфликта» в этносоциологии.

 

Темы докладов

1. Природа этнического: основные подходы к исследованию (Ю.В Бромлей, Л.Н. Гумилев, К.Леви–Стросс и др).

2. Этнический состав России: особенности и специфика.

3. Межнациональные конфликты: причины и пути их разрешения.

4. Роль и значение толерантности в современном обществе.

 

Основная литература

- Волков Ю. Г. Социология: учебник. – М.: Феникс, 2012. – 672с.

 

Дополнительная литература

- Соколова Д.А. Адаптация иностранных студентов в поликультурной образовательной среде. // Социс. 2013. №3. С.114–117

- Вертевская А.В. Проблемы и перспективы европейского мультикультурализма.// Социс. 2013. №3. С.117 – 124.

- Волков В.В. Интеграция общества в Латвии: позиции этнических меньшинств.// Социс. 2012. №4. С.54 – 64.

- Гарипов Я.З. Языковое развитие полиэтнического региона.// Социс. 2012. №4. С.64 – 69.

- Пушкин С.Н. Проблема межэтнических контактов в творчестве Л.Н. Гумилева.// Социс. 2012. №7. С.89 – 99.

– Абрамова М. А., Гончарова Г. С. Степени этничности как основа национальной политики. // Социс. 2012. №10. С.42 – 50.

– Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Этносоциология перед вызовами времени // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 85–95.

– Арутюнян Ю.В. Об этнических диаспорах в российской среде. // Социс. 2013. №7. С. 34 – 44.

– Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Послесл. Н. Я. Бромлей. Изд. 2–е доп. М., 2008. 440с.

– Гумилев Л.Н. Очерки теории этноса. М., 1983. 387с.

– Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. СПб, 1995. 220с.

– Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995. 319с.

- Ильин В.И. Теория социального неравенства (структуралистско–конструктивистская парадигма). М., 2000. 348с.

- Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002. 320с.

- Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М.,1998. 187с.

- Социология межэтнической толерантности/ Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Изд–во Института социологии РАН, 2003. 222с.

- Этносоциология // Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова, 1998. 672с.

- Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб, 1994. 203с.

- Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 389с.

- Титаренко Л.Г. Национальное и наднациональное в социологии // Социс, 2011, № 1. С. 22–29.

Задание 1.

1. Очертите предметную область этносоциологии. Дайте опре­деление ее предмета. В чем вы видите основное различие между этносоциологией и этнологией?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое в вашем понимании «этнос»? Охарактеризуйте ос­новные концепции сущности этноса. Какая из них представ­ляется вам более верной? Приведите аргументы в поддержку своей точки зрения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сравните понятие «этническая общность» с понятиями «на­ция» и «народ».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В период «зрелого социализма» в отечественном общество­ведении было принято положение о формировании «новой исторической общности людей — советского народа». Счи­таете ли вы этот тезис верным? Если да, то существует ли в настоящее время эта общность? Выберите вариант ответа: а) существовала, но распалась с распадом Советского Союза; б) существует до сих пор в трансформированном состоянии; в) существует в неизменном виде; г) ее никогда не было, это искусственное понятие. Обоснуйте свой выбор ответа. Как по–вашему, можно ли рассматривать общность «советский народ» как новый этнос или суперэтнос? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как вы оцениваете известный тезис Маркса: «У пролетариат нет отечества»? Какой смысл вкладывается в эти слова? Попытайтесь опровергнуть или обосновать этот тезис.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Перечислите и охарактеризуйте известные вам типы этничес­кой идентификации. Что такое этноцентризм? Считаете ли вы его негативным или позитивным явлением? Аргументируйте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Здание 3. Как вы оцениваете смешанные браки: а) они полезны, поскольку способствуют интеграции этнических групп в рамках общества; б) они вредны, поскольку способствуют размыванию этносоциокультурных стереотипов и усложняют процесс этнической идентификации следующих поколений; а) они имеют значения, поскольку этническая принадлежность человека вообще не определяется генетическим фактором. Обоснуйте свою точку зрения. Выскажите собственное мнение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4.

1. Дайте определение понятия «конфликт» в этносоциологии.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Известно, что в современном российском обществе нарастают тенденции национализма и ксенофобии. Объясняется ли это явление:

а) исторической ущемленностью и незащищенностью русского этноса;

б) ростом этнического самосознание русских людей; в) неправильным поведением представителей других этнических групп; г) отсутствием правильной национальной политики и соответствующего воспитания;

д) комплексом социально–экономических и политических проблем переходного российского общества; е) исторически сложившимися конфликтными межэтническими отношениями? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

3. Назовите понятные вам объективные и субъективные пред­посылки межнациональных конфликтов.

4. Межнациональные конфликты: причины и пути их разрешения.

5. Каково содержание межнациональных отношений, из каких элементов они складываются?

6. В чем состоят национальные интересы. Как они связаны с на­циональными отношениями?

7. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества.

Задание 5. Прочитайте высказывания знаменитых людей.

ü Величие нации вовсе не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом. (В. Гюго).

ü Величие нации должно уместиться в каждом ее представителе. (Станислав Ежи Лец).

ü Народ может иметь одну душу, одно сердце, одну грудь, которую он подставляет опасности, но беда, если у него только один мозг. (Станислав Ежи Лец).

ü Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. (Б. Шоу).

ü Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, – спроси, что ты можешь сделать для своей Родины. (Д. Кеннеди).

ü Наша истинная национальность – человек. (Г. Уэллс).

ü Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого–нибудь, кто их обидит. (В.Вейднер).

ü Патриот не столько хочет за что–то умереть, сколько кого–нибудь убить. (Геннадий Ефимович Малкин).

ü В душе каждого человека находится миниатюрный партрет его народа. (Густав Фрейтаг).

Какие вам показались интересными, со всеми ли вы согласны?

 

Задание 6. Познакомьтесь с темами и подготовьте интересный устный ответ/ сообщение / комментарий.

1. Природа этнического: основные подходы к исследованию (Ю.В Бромлей, Л.Н. Гумилев, К.Леви–Стросс и др),

2. Этнический состав России: особенности и специфика.

3. Роль и значение толерантности в современном обществе.

4. Охарактеризуйте содержание национального вопроса в со­временной России. Есть ли особенная роль у интеллигенции в нормализации и гармонизации отношений между нациями?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.