Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема Осевого времени




Понятие и природа цивилизации

Исследователи по прежнему выделяют два основных смысла: во-первых, это уровень материального производства; во-вторых - духовная культура.

На наш взгляд цивилизация - это сложная, многоуровневая, социокультурная организация, формирующаяся на основе общих ценностей, занимающая значительную территорию. Цивилизацию, по мнению С. П. Хантингтона, определяют как объективные элементы (язык, история, религия, обычаи, социальные институты), так и субъективные (самоидентификация людей). Отталкиваясь от определения цивилизации, выделим в ней три основных элемента:

· ценностное ядро,

· сложная социокультурная организация,

· территория.

Система ценностей. В любой из цивилизаций существует комплекс ценностей, знаний, и норм, составляющих ее ядро. О характере этих ценностей ведется дискуссия. Для одних, например, С. Хантингтона, главным элементом цивилизации является религия.

Большую роль в любой цивилизации играет и самоидентификация людей. С. П. Хантингтон выделяет несколько уровней, принадлежащих к той или иной цивилизации. Например, житель Рима может ощущать себя в различной степени римлянином, итальянцем, католиком, христианином, европейцем и жителем Запада.

Сложная, многоуровневая организация. Цивилизации являются многосторонними целостностями, несмотря на то что границы между ними редко бывают четкими. Они также имеют длительную продолжительность жизни, могут адаптироваться к окружающей среде, изменяться. По С. П. Хантингтону их уникальная и особенная сущность заключается в «длительной исторической непрерывности». Цивилизации могут пережить смену политических режимов, систем, социально-экономические потрясения.

Территориальный компонент. История цивилизаций «включает и историю установления контактов межу ними» (Ф. Фернандес-Арместо). Это неизбежно ставит вопрос еще об одном важном элементе цивилизаций – их территориях. Любая цивилизация фактически конституируется территорией.

А. Тойнби рассматривал территориальное расширение в качестве критерия развития цивилизаций. Вместе с тем среди ученых есть позиция, согласно которой территориальный рост цивилизаций в последствии ведет к их надлому.

 

Ось мировой истории идет от рождения Христа. Это не так, так как в мире существует множество религий. Ясперс в своей работе относит ось мировой истории около 500 лет до Н.Э., и он считает, что духовный процесс человечества шел между 800-и и 200-и годами до Н.Э. В этот период произошел резкий поворот в истории. Это время называется осевым. К человечеству приходит одухотворение.
Формируются империи. История в ее целостности мыслится как смена различных обществ. Создаются теории, которые определяют современную жизнь человечества. Завершение этого процесса носит политический характер. Насильственно создаются могущественные теории (Китайская империя, Индийская династия Маурья, Римская империя). Предполагалось, что сложившиеся империи будут вечно, но стабильность империй была иллюзорной - отсюда империи гибнут. И даже там, где они восстанавливаются это связано с новыми культурными преобразованиями. Империи существуют, пока существует сильный лидер.
^ ПОСЛЕДСТВИЯ ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ
Осевое время служит ферментом, который связывает человечество в рамках единой мировой истории. Осевое время служит масштабом, позволяющим нам отчетливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом. Разделение народов определяется тем, как они относятся к прорыву осевого времени.
ОСЕВЫЕ НАРОДЫ - те народы, которые продолжают историю, совершая скачек, как бы вторично рождаются в нем, тем самым закладывают в основу духовную сущность человека и его подлинную историю (Китайцы, индийцы, иудей, греки).
Есть народы не знающие прорыва (духовного скачка), прорыв был не повсеместным событием. Были народы, культура которых существовала до прорыва. К осевому времени относится расцвет египетской, вавилонской культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.