Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования нравственных качеств в младшем школьном возрасте




Т.Г. Самойленко отмечает, что ответственность младшего школьника представляет собой нравственное качество, которое отражает социальный характер взаимоотношений ребенка (субъекта ответственности) с педагогом, сверстниками и родителями (инстанцией ответственности) с точки зрения сознательного и добровольного осуществления субъектом разного рода обязанностей (сферы должного), характеризующее отношение младшего школьника к окружающему миру и самому себе и проявляющееся в различных видах общественно-полезной деятельности.

Различные ученые сходятся во мнении, что ответственность формируется у человека в школьные годы, точнее, в младшем школьном возрасте. Окружающие ребенка люди, события в большой степени влияют на становление чувства ответственности младшего школьника, на отношение его к поставленным задачам. Уровень формирования ответственности у человека определяется отношением к нему окружающих, доверием и уважением. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что главная задача семьи и школы состоит в развитии у ребенка чувства ответственности за все, что он делает или будет делать.

По мнению С.Я. Лайзане, в младшем школьном возрасте волевые качества, а также и ответственность проявляются, в первую очередь, в игровой деятельности, далее в трудовых действиях и только потом с установлением позиции школьника в учебной деятельности [20].

В.С. Мухина считает, что с момента поступления ребенка в школу кардинально меняется весь образ его жизни. К первоклассникам предъявляется большое количество новых требований: ежедневно посещать школу, добиваться результатов в учебе, заниматься входящими в школьную программу видами деятельности, выполнять задачи поставленные учителем, следовать школьному режиму, правилам поведения. Некоторые первоклассники оказываются неспособными адаптироваться к новым условиям жизни в силу того, что у них на низком уровне развиты произвольность и ответственность.

Необходимо отметить, что учителя и родители часто требуют от ребенка прилежания и ответственности, не способствуя развитию этих качеств. Важно научить младшего школьника осознанно контролировать свое поведение и сформировать у него необходимые качества, в частности ответственность. Именно в этом, подчеркивают ученые, заключается основная задача процесса обучения и воспитания.

Определенный интерес для нашего исследования представляет точка зрения О.Ю. Гроголевой. Ответственность детей данного возраста, полагает автор, имеет типологический характер. На основании этого О.Ю. Гроголева называет следующие типы ответственности: оптимальный, исполнительский, избегающий, инициативный, ситуативный [9].

Данные типы ответственности характеризуются различным сочетанием параметров, отражающих когнитивный, эмоциональный и поведенчески-результативный компоненты ответственности; различной степенью выраженности компонентов ответственности.

Среди индивидуально-психологических факторов ответственности автор выделяет уверенность ребенка, мотивацию к обучению в школе и реактивность [9].

Опираясь на проведенные практические исследования, М.В. Матюхина и С.Г. Ярикова приходят к мнению о том, что личная ответственность младшего школьника является недостаточно сформированным качеством. Ребенок, переживая невыполнение задания учителя, не желает брать ответственность за результаты учебы на себя, оправдывая сложившуюся ситуацию внешними причинами [24].

Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что самооценка ответственности, проявление личной ответственности определяют реальное проявление данного качества. Отмечено, например, что ученики с несколько заниженным уровнем самооценки с большей ответственностью относятся к выполнению какого-либо задания. Школьники же с высокой степенью самооценки склонны искать причины невыполнения задания во внешних обстоятельствах, не желая брать ответственность на себя.

Различные ученые сходятся во мнении о том, что ответственно относящийся к процессу обучения младший школьник достигает больших результатов. Практические исследования, проведенные целым рядом авторов, подтверждают наличие взаимосвязи между проявлением ответственности и успеваемостью школьников.

В своих трудах М.В. Матюхина и С.Г. Ярикова описывают основные критерии проявления ответственности в процессе обучения у детей младшего школьного возраста. Назовем их:

1. выполнение требований учителя сразу и до конца;

2. планирование своей деятельности;

3. самостоятельность в подготовке домашних заданий, а также на уроке;

4. умение дать нравственную оценку своего поведения и поведения товарищей;

5. положительное отношение к учению и требованиям учителя, получение удовлетворения от преодоления трудностей в учении;

6. затрата волевых усилий при выполнении задания и др.

Как указывают М.В. Матюхина и С.Г. Ярикова, ответственный ученик понимает социальные ценности учения, способен дать адекватную оценку своего отношения к учению, своего поведения, своих личностных качеств, способен признавать свои ошибки, верно определяя их причины [24].

Формирование, самостоятельности как личностного качества - длительный и сложный процесс, который осуществляется как в школе (уроки, внеклассные мероприятия, общественно - полезный труд), так и в семье. Рассмотрим возможности формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на общее развитие, формирование психических процессов, состояний и свойств, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, в том числе и рассматриваемого нами качества. "Обучение,- отмечает Д.Б.Эльконин, - как основа усвоения выработанных обществом способов действий с предметами, задач и мотивов человеческой деятельности, норм отношений между людьми, всех достижений культуры и науки – всеобщая форма развития ребенка. Вне обучения не может быть никакого развития" [35,с.223]. Понимание смысла учебной деятельности обеспечивает участие младшего школьника в ней по собственной инициативе.

Одним из средств формирования самостоятельности младших школьников является самостоятельная работа. По мнению П.И.Пидкасистого, самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся выделено 4 типа самостоятельных работ, каждый из которых них свои дидактические цели.

Ø Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Ø Реконструктивные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Ø Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.

Ø Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности [3].

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания [34, с. 42].

Формирование самостоятельности младших школьников происходит в различных видах деятельности. Чем в большем количестве видов развивается самостоятельность, тем более успешным будет ее становление. Формирование самостоятельности ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. В учебной деятельности у него формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

За самостоятельностью ребенка всегда стоит руководящая роль и требования взрослого" [41,с.378]. Автор считает, что учитель должен найти разумное сочетание педагогического руководства и самостоятельной деятельности учащихся. Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы поставить ребенка перед необходимостью принять самостоятельное решение, постоянно контролировать и оценивать результаты своей работы.

Педагог, формирующий самостоятельность младших школьников, способствует благоприятной ситуации развития ребенка, выстраиванию его жизненных перспектив, т.е. реализует цель воспитания, ибо результатом его педагогической деятельности предстает личность ученика как "активное творческое начало, порождающее мир, проектирующее действительность и собственное будущее, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя" [42,с.8].

Большие возможности для развития и проявления самостоятельности учащихся имеет учитель на уроке и во внеурочной работе.

Представлены как минимум три основных типа совместной деятельности учителя и учащихся. Первый тип построен на инструктивно-исполнительских началах. Взрослый предстает перед ребенком как носитель социально заданной суммы знаний, умений, навыков, которые ребенок должен усвоить путем копирования и подражания при строгом контроле со стороны педагога. В этом типе совместной деятельности едва ли можно разглядеть источники самостоятельности ребенка.

При втором типе совместной деятельности образовательное содержание внешне облекается взрослым в проблемную форму ̶ приобретает вид разного рода задач, которые предлагаются ребенку. При этом происходит имитация поиска и принятия решений. При такой совместной деятельности задача полноценного усвоения культуры, обеспечивающего духовный рост ребенка не поддается решению: хотя форма представления образовательного содержания и претерпевает известное изменение, между ребенком и взрослым не складываются развернутые отношения.

Третий тип совместной деятельности радикально отличается от первых двух: ребенку не известен принцип решения поставленной перед ним задачи, взрослого интересует путь поиска и открытия этого принципа детьми. В контексте третьего типа совместной деятельности становиться возможным творческое приобщение ребенка к культуре, его самостоятельное действие.

Общественные поручения, помощь товарищам, коллективные дела — все это следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать школьникам возможность проявить свою самостоятельность.

Важное значение, в формировании самостоятельности младшего школьника, по мнению Г.С.Поддубской, играет семья. Ведь между уровнем самостоятельности школьника и характером помощи, мерой руководства самостоятельной деятельностью детей в семье существует самая тесная зависимость. В связи с этим для обеспечения единой позиции семьи и школы в формировании ведущих качеств личности младшего школьника, родители должны: привлекаться к сотрудничеству с детьми; создавать гуманный стиль взаимоотношений в семье с учетом "принципа меры", при котором должно быть сочетание ласки и строгости, близости к детям и "расстояния", самостоятельности ребенка и помощи старших; создавать условия для самостоятельной деятельности ребенка; вводить систему постоянных трудовых поручений в семье; вовлекать детей в различные виды бытового труда по самообслуживанию (уборки, покупки, приготовление пищи, простейший ремонт одежды, выращивание растений, уход за младшими и другие) [44,с.18-19].

С учетом сказанного можно определить следующие средства и способы развития самостоятельности у детей данного возраста. Ребенку необходимо поручать, больше дел выполнять самостоятельно и, при этом, больше ему доверять. Приветствовать всякое стремление ребенка к самостоятельности и поощрять его. Чрезвычайно важно с первых дней обучения в школе сделать так, чтобы свои домашние задания и дела ребенок выполнял самостоятельно. Благоприятной для развития этого качества у детей является такая социально-психологическая ситуация, в которой ребенку поручается какое-либо ответственное дело и, выполняя его, он становится лидером для других людей, сверстников и взрослых, в совместной с ними работе. Хорошие условия для реализации этой задачи создают групповые формы учения и труда.

Таким образом, все вышеперечисленные пути, средства, формы и методы воспитания самостоятельности, при их систематичном, правильном использовании формируют у учащихся изучаемое нами качество.

 

Выводы по 1-ой главе

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что начало формирования чувства ответственности как личностного качества происходит в младшем школьном возрасте. Пунктуальность, верность в выполнении обязанностей и готовность дать отчет своим действиям позволяют говорить об уровне сформированности ответственности младшего школьника. Недостаточная сформированность ответственности в силу возрастных особенностей школьников признается психологами одной из особенностей младшего школьного возраста. Это связано, в том числе, и с тем, что в этот возрастной период активно развивается произвольность, эмоционально-волевая сфера.В младшем школьном возрасте можно успешно формировать исследуемое качество, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. Психологами отмечается активное стремление ребенка к самостоятельности, проявляющейся в психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших школьников возрастает потребность в самостоятельности, они хотят обо всем иметь свое собственное мнение, быть самостоятельными в делах и оценках [26].

Работу по формированию самостоятельности личности необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Целью нашего исследования было выявление педагогических условий формирования самостоятельности в деятельности младших школьников. В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты. Так, теоретический анализ исследований по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «самостоятельность". Была изучена психологическая характеристика младшего школьника, что дало возможность определить особенности данного возраста, способствующие развитию самостоятельности. Данные исследования дают основание выделить наиболее значимые для младших школьников стимулы, способствующие формированию самостоятельной деятельности.

Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий. Все виды самостоятельной деятельности младших школьников имеют большое значение. Трудно, невозможно переоценить работу ученика с книгой. Выполнение письменных упражнений, написание сочинений, рассказов, стихов и тому подобное ─ это самостоятельные творческие работы, требующие большей активности, работоспособности.

Н.К.Крупская в статье ''Методика задавания уроков на дом'' писала: ''Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знаниями, навыками’’ [40].

 

 


Глава 2. Опытно-эксперементальный опыт работы по формированию нравственных качеств у младших школьников




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.