Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Цель: знакомство со значениями слов «правда», «ложь»; учить отличать правду ото лжи, учить детей говорить только правду




Урок правды.

Цель: знакомство со значениями слов «правда», «ложь»; учить отличать правду ото лжи, учить детей говорить только правду, быть честным.

Рассчитан на один урок, на котором дети на основе слова <честность> знакомятся со звуком [ч'] и согласной буквой Ч.

Урок чтения.

1. Запись на доске слов: честность, правда, неправда, ложь.

- Разделить слова на две группы по значению. (Честность, правда, неправда, ложь).

- Что такое ложь?

Ложь- это искажение истины, неправда, обман.

- Почему люди часто обманывают друг друга? (Ответы детей.)

- Что такое честность?

Честность - это качества характера, которое связано с тем, что есть правда.

Честные люди правдивы в своих словах и в своих делах. Они делают мир лучше, потому что им можно доверять. Им можно доверять свои вещи, потому что они не украдут их. На них можно положиться, потому что они выполняют свои обещания. Они не обманывают людей.

2. Послушайте аудиозапись рассказа Л.Н. Толстого «Косточка». Обсуждение:

- Почему Ваня сказал неправду?

- Почему все засмеялись после слов Вани?

- Как повел себя Ваня?

3. Работа с пословицами.

- Как вы понимаете их значение?

- Ложь дружбу губит.

- Маленькая ложь за собой большую ведет.

- У неправды короткие ноги.

4. Игра «Волшебный светофор».

5. В конце урока вывод и заучивание слов:

Ничего на свете нет

Что надолго можно скрыть.

И поэтому не стоит,

Нам неправду говорить.

 

 

 

 


[1] Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2001. – С. 139.

[2] Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2. - С. 67-68.

[3] Капустина Н.Г., Фомина Н.А. Представление младших школьников об основных этических категориях // Начальная школа, 2007, №9.

[4] Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, №6. - С. 3-6.

[5] Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

[6] Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. - Минск: ООО «Красико- Принт», 2004. – С. 108.

 

Стремительное развитие современного мира, научно-технический прогресс, активные культурные и социально-политические связи с зарубежными странами, значительные социально-экономические изменения приводят к тому, что словарный запах современного русского языка постоянно видоизменяется. Из активного словаря уходят слова, которые перестают использоваться и становятся устаревшими. В то же время лексический запас современного человека постоянно пополняется за счет появления большого количества новых слов.

Лексический запас языка может обогащаться разными путями. Так, в настоящее время стало довольно распространенным явлением появление огромного числа заимствованных слов. В то же время пополнение словаря происходит и за счет образования новых лексических единиц на базе родного языка. Используя различные способы словообразования, из давно известных слов образуются новые, которые называются неологизмами.

Особенностью неологизмов является достаточно короткий срок их существования. Так, 20-30 лет назад такие слова, как луноход, фломастер, тренажер, чешки воспринимались как неологизмы, а сегодня они вошли в активный словарный запас людей, говорящих на русском языке и не вызывают непонимания смыслового содержания.

Современные средства массовой информации отражают актуальные, характерные для конкретного времени явления, то есть запечатлевают определенные символы эпохи. Вербальным средством фиксации этих символов становятся словообразовательные неологизмы. Именно в средствах массовой информации неологизмы встречаются наиболее часто. Этим фактом и обусловлен наш интерес к теме нашего исследования.

Актуальность исследования обусловлена важной ролью средств массовой информации в жизни современного общества. Информация, которую несут СМИ, должна быть понятна широкому кругу читателей, а неумеренное использование неологизмов журналистами может затруднить этот процесс.

Практическая значимость. Мы считаем, что полученные в результате исследования данные могут оказать помощь журналистам при работе над лексической составляющей материалов для средств массовой информации. Изучив отношение читателей к неологизмам, причины их появления и место в современных СМИ, мы получим практический материал, который может быть применен в каждодневной работе редакций газет.

Изученность проблемы. Проблему неологизмов как лексических единиц исследовали такие ученые, как Н.М. Шанский [26], Д.Э. Розенталь [19], Н.З.Котелова [11], Е.В. Сенько [20], А.В. Калинин [9], Т.В. Попова [16], А.Г. Лыков [14]. Язык современных средств массовой информации и место в нем новых слов изучали Л.В. Рацибульская [18], С.В. Ильясова [8], Г.Я. Солганик [22].

Вместе с тем мы должны признать, что проблема использования неологизмов в СМИ представляется нам недостаточно изученной. Так, в большинстве исследований мы встречаем лишь констатацию факта существования и использования новых слов, а отношения к нему со стороны читателей, уместности их употребления, как правило, не уделяется должного внимания.

Объект исследования: средства массовой информации Брестской области.

Предмет исследования: новые слова.

Цель исследования: выявить роль неологизмов в языке средств массовой информации и их жизнеспособность.

Задачи исследования:

1) Определить понятие и сущность неологизма как лексической единицы языка.

2) изучить особенности использования новых слов в средствах массовой информации.

3) выявить причины появления новых слов в языке СМИ.

4) определить отношение читателей газет к новым словам.

Гипотезы исследования:

Основная: газеты Брестской области широко используют неологизмы.

Дополнительная: читатели относятся к появлению неологизмов в газетах положительно.

Методы исследования:

1 ) теоретический анализ литературы.

2) интервью.

3) контент-анализ.

4) статистическая обработка полученных результатов.


ГЛАВА 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.