Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс воспитания от семи до четырнадцати лет




 

Затем ребенок (взрослея) достигает семи лет, а это наилучший возраст для воспитания. Это - золотой возраст для обучения, а особенно для заучивания Корана, поскольку сердце его освобождено от дел и мыслей, о которых размышляют совершеннолетние.

Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) стремился обучать детей из числа сподвижников, не смотря на то, что они находились на стадии отрочества.

Ибн 'Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я сидел позади Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) (то есть они ехали верхом - прим. редактора), и он сказал мне: «О, отрок! Поистине, я научу тебя (следующим) словам: соблюдай ограничения Аллаха, и Он будет оберегать тебя; соблюдай ограничения Аллаха, и Он направит тебя ко всякому благу и защитит тебя от всякого зла; если просишь, то проси у Аллаха; если ищешь помощи, то ищи его у Аллаха; и знай, что даже если соберется весь род людской, чтобы сделать что-либо полезное для тебя, они помогут тебе лишь только тем, что уже предписано тебе Аллахом, и если они соберутся, чтобы сделать что-либо вредное для тебя, то они навредят тебе лишь только в том, что уже предписано тебе Аллахом, – перья подняты и свитки высохли» " (Тирмизи 2516).

Это - великий хадис, о котором Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Это хадис включает в себя великие завещания и все правила касающиеся важнейших вопросов религии» (См. «Джами’уль-‘Улум уаль-Хикам» 1/462).

Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обучал Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) тогда как Ибн ‘Аббас не достиг еще совершеннолетия, так как он родился в третьем году до хиджры (переселения из Мекки в Медину).

Также Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) учил аль-Хасана мольбе къунут. Аль-Хасан ибн ‘Али (да) рассказывал: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) научил меня мольбе къунут…». А тогда ему было меньше десяти лет, ибо он родился в третьем году хиджры.

1 – Намаз

Одним из актов (поклонения), к (надлежащему) исполнению которого детьми на этой стадии необходимо уделять (особое) внимание, является то, к чему побуждал сам Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям), приказывая (учить детей) совершению намазов, сказав: “Велите своим детям молиться, начиная с семилетнего возраста, и бейте их за (несовершение) этого, начиная с десяти лет, и укладывайте их спать раздельно” (Абу Дауд, 495).

Поэтому является обязательным для родителей, чтобы они приказывали своим детям, достигшие семи лет, совершение намазов, побуждали их к этому, рассказывали им о его достоинствах и пользах, а так же о том, какое наказание ожидает того, кто не совершает молитву.

Если ты будешь воспитывать в своих детях любовь к совершению намазов и осознание того, что Аллах постоянно наблюдает за ними, то они будут расти в духе богобоязненности и праведности, с дозволения Аллаха. Ведь намаз удерживает человека от мерзких поступков и всего предосудительного[16]. А что касается проявления в этом беспечности и небрежности, то это – (несомненная) потеря и убыток, и нет воспитания и праведности после потери намаза. Всевышний Аллах сказал: «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его» (Таха, 132).

2 – Обучение детей Корану

Один из важнейших средств, способствующих воспитанию детей – это обучение их Корану.

Если мы желаем для наших детей добра и высшую степень, как в этой жизни, так и в жизни Последней и вечной, то нам следует стремиться обучать их чтению Книги Аллаха, заучивать Его, размышлять над Ним и воплощать Его в делах. Особенно важно на этой стадии (развития детей) заучивание (Корана).

Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и учит Ему других» (аль-Бухари 5027).

Также Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Воистину, Аллах возвышает одни народы посредством этой Книги (Корана) и унижает другие» (Муслим 817).

Многие выдающиеся ученые заучили Коран еще до совершеннолетия. (Например,) имам аш-Шафи’и заучил Коран, когда ему было семь лет. Имам ан-Навави заучил его в десять лет. Ибн Таймия так же заучил Коран до совершеннолетия. Точно также и достопочтенный шейх ибн Баз заучил Коран до совершеннолетия, а также и многие другие ученые.

Праведные предшественники стремились заучивать Коран, обучаться Ему и учить Ему своих детей.

‘Ата ибн Сайиб рассказывал, что Абу ‘Абдрахман ас-Сулями сказал: «Мы обучались Корану от людей, которые нам сообщили, что они изучали десять аятов и не переходили к другим аятам Корана, пока не охватывали то, что в них. Мы же обучались Корану и воплощали Его в делах, однако скоро унаследуют Коран люди, которые придут после нас и которые будут читать Его, но Он не пройдет ниже их глоток (т. е. не дойдет до их сердец)» (См. «Сейру а’ламу ан-Нубяля» 4/269).

Праведные предшественники стремились обучаться Корану, понять Его и практиковать Его в жизни. И это является основой, ведь нравом Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) был Коран, как сообщила об этом Айша (да будет доволен ею Аллах)[17].

Поистине, из того, что побуждает родителей к обучению своих детей Корану, является то, что пришло в сообщениях от Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) относительно достоинства этого[18].

Одним из этих хадисов является тот, что передал Сахль ибн Му’аз аль-Джухани (да будет доволен им Аллах), который рассказал, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Тому, кто будет читать Коран, и воплощать Его в делах, в Судный День наденут корону. Свет ее будет лучше солнечного света, которая сияет в дома этого мира» (Абу Дауд 1453 и Ахмад «аль-Муснад» 15645. Шейх Альбани назвал хадис слабым «Да’ифа Абу Дауд» 1453 – прим.пер).

А что касается тех родителей, которые сами упустили этот период для заучивания (Корана) и достигли преклонного возраста, то не минует их награда за то, что они учили детей Корану и побуждали их к заучиванию его, ибо после их смерти, дети будут являться праведным деянием для них, если они (дети) будут праведными.

3 – Воспитание детей в повиновении Аллаху и Его Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)

Одна из первочередных обязанностей родителей – это воспитание детей в повиновении Аллаху и Его Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), а также воспитание в них возвеличивания приказов Аллаха и Его Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Они должны рассказывать им аяты и хадисы, которые указывают на обязанность повиновения Аллаху и Его Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям).

Всевышний Аллах сказал: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (ан-Ниса, 69).

Подчинение Аллаху требует поклонения только Ему единственному, не приобщая к Нему сотоварищей.

Проявление любви Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) заключается в необходимости подчинения его повелениям, убежденности во всем, что он сообщил, отстранения от всего, что он запретил и от чего удержал, и в поклонении Аллаху только так, как он установил.

Также родители должны предостерегать своих детей от неповиновения Аллаху и Его Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), рассказывая им о том, что это является причиной вхождения в Ад.

Всевышний Аллах сказал: «В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в Огне, и они скажут: «Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!» (аль-Ахзаб, 66).

И пусть родители будут прекрасным примером для своих детей в подчинении повелениям Аллаха и Его Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)!

4 – Воспитание детей к проявлению любви по отношению к ученым и правителям мусульман

Одним из важных вопросов, к которому родители должны отнестись с особым вниманием, является воспитание ими своих детей к проявлению любви по отношению к ученым и правителям мусульман. Поскольку ученые являются наследниками пророков, а пророки не оставили в наследство ни дирхама, ни динара, однако они оставили знание. И поэтому тот, кто получит его, тот обретет обильный удел из их наследия (Ахмад «Муснад» 21715).

Если родители будут вселять сомнения своим детям относительно ученых и их знаний, проявлять к ним неуважение и выявлять при детях их ошибки, то это послужит причиной нанесение великого вреда народу. И поскольку знание приобретается от ученых и религиозные законоположения получают посредством их, то, следовательно, по причине падения их достоинства в глазах людей, разрушатся религиозные законоположения (устои).

А также когда дети подрастут, то устремятся искать тех, от кого они будут приобретать знания, и они не станут получать их от ученых, поскольку внушили им сомнения относительно ученых и их знаний. И может случиться так, что они будут приобретать знания от заблудших и отклонившихся лжеученых, вследствие чего превратятся в орудие разрушения общества.

Что касается правителей мусульман, то они управляют делами людей, приводят в исполнение законоположения Ислама, сохраняют безопасность, и сплачивается вокруг них слово (или единство). Поэтому Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (ан-Ниса, 59).

Обладающие влиянием – это ученые и правители мусульман.

К огромному сожалению, в некоторых собраниях мусульман имеет место злословие (гъиба), сплетни и клевета в отношении ученых и правителей мусульман, выявляются их ошибки и недостатки. Но если бы кто-нибудь из них взглянул бы на свои недостатки и ошибки, то увидел бы, что они намного превосходят то, что говорит он об ученых и правителях мусульман. А ведь достаточно мужчине греха, когда он передает все то, что слышит (Муслим 5).

Однако, к сожалению, дети сидят в подобных заседаниях, перенимают сказанные там слова и вырастают на ненависти к ученым и правителям мусульман, что и является причиной смут, обвинения в нововведении и нечестии без знания.

Может случится так, что большинство этих слов, которые передают от них, являются ложью и клеветой, которые не основаны на доводах. А распространяют их враги Ислама, враги этой пречистой ‘акъиды, на которой основывается эта исламская страна (то есть Саудовская Аравия – ред).

Шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не является из путей праведных предшественников (саляфов) распространять недостатки правителей мусульман, рассказывая о них с минбаров мечетей, поскольку подобное может привести к перевороту и неповиновению правителю даже в одобряемом. Это влечет за собой народные восстания, которые приносят только вред и не приносят пользы. Однако путем, которого придерживаются праведные последователи предшественников (саляфия) является то, что они делают правителю благие наставления (насыха) наедине и пишут ему послания. Или же обращаются к ученым, которые могут связаться с ним, чтобы указать ему к благу» (См. «аль-Ма’люм мин уаджиб аль-‘алякъа байна аль-Хуккам уаль-Махкум» стр.22).

Путь праведных предшественников (саляфов)- это не порицание правителей публично и не распространение их ошибок среди людей, поскольку подобное может привести к великому нечестию и выходу против них.

Однажды Усаму ибн Зайда (да будет доволен им Аллах) спросили: “Почему ты не заходишь к ‘Усману, чтобы поговорить с ним?!” Он сказал: «Вы хотите, что бы я рассказывал вам все, о чем говорю с ним?! Клянусь Аллахом, я говорил с ним наедине, и я не хочу быть первым, кто раскроет то, что было между нами» (аль-Бухари 3267 и Муслим 2989).

Къады ‘Ийяд (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Усама не хотел открывать двери публичности, в порицании правителя, поскольку опасался последствия этого. Напротив, он обходится с ним любезно и делает ему тайно благие наставления (насыха), ибо это самый подходящий путь для принятия насыхи» (См. «Фатхуль-Бари» 13/67).

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) разъяснил позицию праведных предшественников относительно этого вопроса, сказав: «У некоторых людей вошло в привычку при каждой встрече заводить разговоры о правителях, бесчестить их и распространять сведения об их недостатках и ошибках, не упоминая об их достоинствах и успехах. Подобные действия и поношение правителей, безусловно, усугубляют положение, не решают никаких проблем и не способствуют устранению несправедливости, а только приводят к новым бедствиям, вызывают ненависть к правителям и побуждают людей отказываться от выполнения тех их велений, которые они обязаны выполнять. Мы не сомневаемся в том, что правители могут совершать дурные дела и ошибаться, как и все другие люди, ибо каждый человек ошибается, а лучшими из допускающих ошибки являются приносящие покаяние. Мы не сомневаемся и в том, что нам нельзя замалчивать действия любого человека, допустившего ошибку, ибо мы должны изо всех сил стараться проявлять искренность по отношению к Аллаху, к Его Книге, к Его посланнику, к правителям мусульман и к простым мусульманам, что входит в число наших обязанностей. Таким образом, если мы увидим, что представители власти допустили какую-нибудь ошибку, наша обязанность будет состоять в том, чтобы дать им доброе наставление, поговорив с ними лично или написав им письмо. Именно это является кратчайшим путем к тому, чтобы сначала разъяснить представителям власти истину и показать, в чем состоит их ошибка, а потом дать им наставление и напомнить о том, что они должны хорошо относиться к подвластным им людям, заботиться об их интересах и ограждать их от притеснений». (См. «Уджубу та’ату ас-Султан фий гъайри ма’сыя ар-Рахман» стр.23-24).

Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Злословить за спинами правителей мусульман и клеветать на них запрещено самым суровым запретом после многобожия, особенно если это злословие будет в отношении ученых и правителей, поскольку за этим последует нечестия, раскол единства, плохое мнение об обладателях власти и внушение отчаяния в человеческие сердца» (См.«аль-Аджуибутуль-Муфид ‘ан асьилатиль аль-минхаджиль-джадида» стр. 60).

И такой вывод сделали ученые первых и последующих поколений из утвержденных хадисов от избранного Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Например:

1 - Ибн Аббас рассказывал, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Кто заметил в своем правителе нечто, что ему не нравится, пусть терпеливо отнесется к этому, потому что всякий, кто отделится от мусульманской общины на пядь и умрет на этом, тот умрет смертью времен невежества» (аль-Бухари 7054 и Муслим 1849).

2 - Анас рассказывал: «Взрослые из числа сподвижников Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) запрещали нам порочить правителей, и они говорили, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Не поносите ваших правителей, не обманывайте их, и не проявляете к ним ненависти. Бойтесь Аллаха и терпите, ибо поистине, облегчение близко!” (аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб” 6/96).

3 - Ибн Кусайб аль-‘Адауи рассказывал: “Однажды, когда я находился вместе с Абу Бакрой возле минбара Ибн ‘Амира, который читал проповедь в тонкой одежде, Абу Биляль сказал: “Посмотрите на нашего амира, который носит одежду нечестивцев!”. И тогда Абу Бакра сказал ему: “Замолчи, ибо я слышал, как Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Тот, кто будет унижать правителя, того унизит Аллах !»” (Ахмад 5/42, ат-Тирмизи 2224).

5 - Выбор школы

Необходимо отцу стараться выбрать лучшую школу. Он выбирает наилучшую школу, а не ту, которая находится ближе к его дому. Спрашивает воспитателей и учителей, которые искреннее дают добрый совет, о том, чтобы они посоветовали наилучшее учебное заведение, ибо школа сильно влияет на ученика. Ученик проводит в школе четверть своего дня, и это является наилучшим периодом времени для него. Там он обучается, воспитывается и находит друга и приятеля. Поэтому является обязательным для отца, чтобы он постоянно был на связи со школой, в которой обучаются его дети, путем посещений и звонков, интересовался о положении сына или дочки, спрашивая об их нравах, воспитанности и друзьях, прежде чем он будет спрашивать об их уровне успеваемости.

Также он следит за учебой своих детей и проверяет их тетради. Интересуется замечаниями учителя, сделанных его детям, дабы он смог исправить их, занимаясь со своими детьми.

Таким образом, внимательное отношение к учебе детей, крепкая связь с их школой и учителями, слежение за их тетрадками и успеваемостью - все это благотворно влияет на их праведность и учебу, с дозволения Аллаха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.