Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По объекту обложения 2 страница




 

"Подземная армия" первого императора Китая Цинь Ши Хуанди — это гробничный комплекс первого императора. В марте 1974 года в центре Китая, среди долин и холмов лессового плато, произошло одно из самых удивительных событий в истории археологии. Здесь, неподалеку от города Сиань, местные крестьяне, проводя земляные работы, случайно наткнулись на "подземную армию". Она состояла из терракотовых фигур древних воинов, их слуг, лошадей, запряженных в боевые колесницы, вылепленных неизвестными мастерами в натуральную величину. Часть изваяний в казавшихся бесконечными подземных туннелях распалась, но другие лишь слегка наклонились.

Весть о находке облетела весь мир. Она привлекла внимание одной поразительной особенностью. Свет карманных фонариков, попадая на фигуры, выхватывал из темноты подземелья множество непохожих друг не друга, почти живых - с такой тщательностью они были вылеплены - лиц. Значительный "возраст" и явная портретная индивидуальность скульптур натолкнули некоторых исследователей на сравнение их с произведениями искусства других цивилизаций прошлого, и прежде всего с амарнским портретом, появившимся в один из самых интересных периодов в истории Древнего Египта - эпоху фараона Эхнатона.

Дальнейшие исследования добавили оснований для подобных аналогий.

Оказалось, что, как и многие древнеегипетские изваяния, устанавливаемые в гробницах фараонов и знатных вельмож, фигуры китайских воинов предназначались для иного мира, и представлял собой грандиозный, состоящий из семи тысяч скульптур погребальный эскорт первого императора Китая Цинь Ши Хуанди. Это означало, что "подземной армии" - около 2000 лет. Для Цинь Ши Хуанди жизнь после смерти была продолжением жизни.

Но прежде, чем обратиться к более подробному рассмотрению погребального комплекса Цинь Ши Хуанди, стоит рассказать о самой его личности и о том времени, в которое он жил. Ко времени вступления на престол юному наследнику циньского царства исполнилось лишь тринадцать лет, до его совершеннолетия (до 21 года) государством управлял его первый советник. Ин Чжен был сыном Сян Вана - царя Гуаньчжуна (название территории бывшего циньского царства). Придя к власти, он смог положить конец междоусобным войнам, которые вели между собой китайские царства, и в 221 году до н.э. провозгласил себя первым императором Поднебесной - Цинь Ши Хуанди. При Цинь Ши Хуанди началось осуществление грандиозных даже по нынешним масштабам проектов, таких, например, как создание Великой стены. Вскоре после того, как Цинь Ши Хуанди захватил власть, он начал строить себе подземный мавзолей огромных размеров, занимающий площадь в 8 кв. км внутри 225 кв. км похоронного участка. В разработке и постройке мавзолея был использован труд 750 тысяч рабов и заключенных. В то время как обычный человек мог быть похоронен в небольшом глинобитном сооружении, император имел усыпальницу такую же полноразмерную, как и его армия, так как она могла понадобиться после смерти. Терракотовое войско Цинь Ши Хуанди охраняет его с восточного фланга - это единственное направление, по которому враги могли атаковать его столицу Сиань.

Могила Цинь Ши Хуанди содержала в себе полную версию его домена - весь Китай с ртутными морями и реками и драгоценные камни в качестве звезд и планет на покрывавшем гробницу небесном своде. Его 7000 армия из терракоты располагается в километре на восток от его гробницы, имеющей пирамидальную форму. Там есть три основные зоны: основная часть его войска (раскоп № 1), его конница (раскоп № 2) и армейский штаб (раскоп № 3).

Каждый солдат был выполнен с учетом индивидуального сходства с гвардией, действительно охранявшей Цинь Ши Хуанди. Их лица, одежда, очертания тел, прически, бороды и другие элементы их внешности были индивидуализированы более чем 30 специалистами. Поставленные внутри своей вечной гробницы они были разрушены после смерти Цинь Ши Хуанди. Раскоп № 2 все еще находится в процессе раскопок. 6000 солдат раскопа №1 выглядели, конечно, лучше 2 тысячи лет назад, до того, как время разрушило их на части, а затем они были вновь очень усердно собраны. Реставрация каждого из них заняла примерно месяц.

Эти терракотовые фигуры во многом изменили представления об искусстве Китая, и прежде всего о скульптуре. Ранее считалось, что скульптура Древнего Китая в высокой степени соответствовала канонам и догмам религиозного мировоззрения. "Похоже, что в скульптурах воинов подземной армии гораздо больше реализма, чем это бывает в настоящей жизни, больше холодного рассудка, чем эмоций, есть почти научная точность в изображении характеров" - так описал свои впечатления известный китайский искусствовед Лю Сяо Чунь.

Отмечая большое эмоциональное воздействие "подземной армии" на современного зрителя, китайские специалисты выделяют ряд приемов, за счет которых древние скульпторы достигали нужного эффекта. Во-первых, это связано с воплощением величественности и грациозности общего замысла. Для этого циньские мастера использовали довольно простой, но обычно избегаемый художниками метод - персонажи, прототипы которых стоят на одной и той же социальной ступеньке общества, изображены ими с повторяющимися жестами. Войны замахиваются на невидимого врага. Слуги смиренно припадают, командиры ждут приказаний.

Фигуры лошадей, как и людей, выполнены почти в натуральную величину. Их высота - 1,5 метра, длина - 2 метра. Что же касается колесниц, то они не копия, а оригинал, по которому можно с большой точностью судить об уровне развития техники в Древнем Китае.

Не менее важную роль играет и композиция всего ансамбля, которая отличает его от обычных скульптурных групп, устанавливаемых на площадях или в нишах храмов. Скорее всего, ее можно сравнить с городской застройкой китайских кварталов времен средневековья или со сказочным китайским драконом, показывающим сначала только голову и скрывающим хвост. Чтобы по-настоящему рассмотреть и оценить произведения древних мастеров, надо самому пройтись среди фигур воинов, каждая из которых чуть выше человеческого роста, стать как бы частичкой "подземной армии". Поражают динамизм и мощь. Отчасти такой эффект достигается за счет чередования в композиции вертикальных линий, создаваемых строем пехотинцев, с горизонтальными, которые образованы фигурами лошадей и боевых колесниц.

Но главное, что усиливает общее впечатление, - уже упомянутая индивидуальность скульптурного портрета, передающая распространенный во времена Цинь Ши Хуанди тип человеческой натуры. Неизвестные художники изобразили людей, не просто облеченных всеми атрибутами общественного и служебного положения, но прежде всего - характеры, открытые переживаниям своей эпохи. В чертах многих лиц видна сила и храбрость солдата, слегка волнующегося перед боем, застенчивость и лукавость слуги, саркастическая улыбка стражника, необычайная энергия и властность в глазах офицера. Мы как бы получаем возможность воочию увидеть людей, которые жили в глубокой древности.

1 октября 1997 года был открыт Музей терракотовых воинов и лошадей Цинь Ши Хуанди. Подземная армия первого китайского императора предстала перед миром во всей своей славе и великолепии. Открытый музейный комплекс стал самым большим историческим музеем на планете. В нем постоянно действуют шесть основных экспозиций: три раскопа (раскоп № 1, раскоп № 2, раскоп № 3), выставка бронзовых колесниц с лошадьми, выставки культурных реликвий и драгоценностей из мавзолея Цинь Ши Хуанди. В течение 20 лет, прошедших со времени открытия, музей посетили 30 млн. человек. Терракотовые фигуры и лошади были показаны во многих странах мира (Соединенные Штаты Америки, Англия, Франция, Германия, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Дания, Швеция, Швейцария, Италия, Ирландия, Южная Корея и Норвегия), где они были горячо приняты местной публикой.

Раскоп № 1 имеет прямоугольную форму (230 метров в длину и 62 метра в ширину). В нем пять дверей и длинный проход в каждую сторону. Между двумя проходами находятся девять коридоров, идущих с севера на юг, разделенных глинобитными стенами.

Прямоугольное образование, состоящее из колесниц и пехоты, составляет основное тело войска. С каждой стороны раскопа проходит ряд воинов, обращенных лицом во внешнюю сторону. Они призваны защищать армию по бокам и с тыла. Войны трех рядов с восточной стороны составляют авангард. В девяти коридорах колесницы и пехота расположены чередующимися рядами, образуя основное тело огромного боевого образования. В каждом коридоре находится по четыре ряда воинов (некоторые в военной одежде, другие - в доспехах). Колесницы помещены между войнами, каждая сопровождается возничим и двумя солдатами.

Передние пять коридоров занимают площадь в 2000 кв. м, включают 1087 терракотовых фигур, 8 боевых колесниц и 32 лошади. Все эти объекты в данное время экспонируются. Но подсчитано, что примерно 6 тысяч терракотовых фигур и более180 запряженных колесниц еще будут найдены, когда завершатся раскопки.

Раскоп № 2 имеет форму латинской буквы "L" и занимает территорию в 6000 кв. м. Он разделен на четыре отсека. Раскоп № 2 включает в себя 1300 воинов разных видов, 89 боевых коней, 356 запряженных колесниц и 100 оседланных лошадей.

Первый отсек - это восточный конец, в котором находятся 172 стрелка в положении стрельбы с колена вдоль среднего коридора.

Второй отсек занимает южную часть шахты. Он образован восемью проходами, следующими по два за четырьмя колесницами. Пехоты здесь найдено не было.

В третьем, центральном отсеке, три ряда колесниц расположены в трех проходах (по шесть колесниц в каждом ряду), в каждом из которых содержатся также отряды кавалерии и пехоты, помещенные за колесницами в боевом порядке.

Четвертый отсек расположен в северном конце "L"-образного раскопа. В трех его коридорах находятся две боевые колесницы, сопровождаемые восемью отрядами кавалерии, каждый из которых выстроен в четыре ряда.

Эти четыре части независимы, хотя и расположены тесно друг к другу. Соединение разных видов войск составляет единое боевое построение армии, но при этом может также рассматриваться как независимое образование, состоящее из трех маленьких армий.

Раскоп № 3 занимает территорию в 520 кв. м. Из земли были извлечены одна боевая колесница, 4 запряженных лошади и 68 фигур воинов. Войны в этом раскопе расположена лицом друг к другу, такое положение наводит на мысль о том, что это штаб терракотовой армии

“Подземная армия” Цинь Ши Хуанди среди наследия скульптуры Древнего Китая - несомненно, самая интересная и значимая находка.

 

В 1421 г. минский император Чжу Ди (1403-1424) перенес столицу Китая из Интяна в Пекин, который еще при монголах был правительственной резиденцией. Во время правления династии Мин Пекин был значительно расширен. Его строгая планировка сохранилась и доныне, улицы были ориенти­рованы по компасу — с севера на юг и с востока на запад — и пересекались взаимно перпендикулярно. В центре находился «Зап­ретный город», обнесенный красной стеной, — резиденция импе­ратора. Другой достопримечательностью Пекина был мраморный зал для жертвоприношений в «Храме Неба». Здесь император как Сын Неба приносил жертву, дабы способствовать зимнему пово­роту солнца на весну и лето. Считалось, что без такой жертвы поворот солнца на лето может затянуться.

 

Самые крупные памятники этой поры — императорские гробницы минской династии близ Пекина. В них как бы воскресают древние традиции монументальной скульптуры Ханьской эпохи. К гробницам 13 императоров династии Мин ве­дет дорога, по краям которой стоят каменные изваяния животных и людей. Сановники и воины словно пришли сюда, чтобы отдать последний долг своему повелителю.

О времени правления династии Мин с ее благоволением к тру­дам Конфуция молва уже тогда говорила, что Китаем правят фи­лософы. Известные ученые-конфуцианцы, знатоки древних книг, формулировали основные принципы политики минского двора. Но не только философствующими властями и чиновниками славился Китай при династии Мин. Широкое развитие получили ху­дожественные ремесла и искусство.

 

 

В многочисленных и разнообразных культурных памятников Китая древняя китайская архитектура занимает очень важное место. Выдающиеся образцы древней китайской архитектуры, такие как дворец "Гугун", храм "Неба", парк "Ихэюань" в Пекине, древний город "Лицзян" в провинции Юньнань, древние жилые помещения в южной части провинции Аньхуэй и другие уже вошли в "Каталог мирового культурного наследи.

Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее они обладают характерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, - это те строительные идеи иэстетические устремления,присущие исключительно китайской нации.

В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. На глинобитной платформе устанавливались деревянные столбы, на которых крепились продольные поперечные балки, а на них - крыша, покрываемая черепицей.

У нас в стране говорят, что "стена дома может обвалиться, но дом не разрушится." Это объясняется тем, что тяжесть дома выдерживают столбы, а не стена. В этом и заключается суть дела. Такая каркасная система не только позволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, но способствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях. Например, в северной провинции Китая Шаньси находится буддийский храм высотой более 60 метров, каркас которой был деревянным. Этой пагоде уже 900 с лишним лет, но она очень хорошо сохранилась до сегодняшнего дня.

Другая особенность китайского древнего зодчества - это эффект, дающий целостную композицию, т, е. создается некий ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые сооружения или частные помещения они всегда обрастают дополнительными строениями.

Главное здание окружается дворовыми постройками, которые равномерно отделены от него и симметричны.

Однако, сооружения в архитектурном ансамбле не обязательно размещены симметрично. Например, постройки в горных районах Китая или помещения садово-паркового комплекса иногда сознательно допускают нарушения симметричной формы в целях создания более богатого разнообразия строительных композиций. Погоня за подобным разнообразием форм в ходе строительства домов привела не только к созданию единого строительного стиля в китайском древнем зодчестве, но и одновременно с этим продемонстрировала его многообразие.

Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, придавая им специфическую декоративность. Например, крыши домов не были ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав. Подобные узоры наносились гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей.

Кроме того, древнее китайское зодчество характеризуется применением красок. Обычно крыши дворца порывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы - красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом. Сочетание желтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной в украшении домов не только подчеркивает величественность зданий, но и радуют глаз.

По сравнению с дворцами жилые помещения в южной части Китая очень скромны. Дома покрыты темно-серыми черепичными крышами, их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные каркасы - темно - кофейным цветом. Вокруг домов растут бамбук и бананы. Подобные помещения существуют и в настоящее время в южных провинциях страны Аньхуэй, Чжэцзян, Фуцзянь и других.

Ко времени объединения страны в централизованную империю (периоды Цинь и Хань, III в. до н.э. — III в. н.э.) относятся такие памятники зодчества, как Великая китайская стена, великолепные дворцовые комплексы, пагоды, храмы и дворцы, отличающиеся прочной конструкцией и гармонично вписывающиеся в окружающую природу.

 

Наивысших достижений китайская архитектура достигла во время правления династий Тан и Сун (VII—XIII вв.). Монументальную архитектуру отличали ясная гармония, праздничность и спокойное величие форм. Города строились по четкому плану. Они представляли собой мощные крепости, окруженные высокими стенами и глубокими рвами.

Пагода как тип сооружения восходит к индийскому зодчеству. Ранние пагоды мягкой кривизной и округлостью линий напоминают индийские башнеобразные храмы. В буддийских монастырях пагоды служили хранилищами реликвий, статуй, канонических книг. Многие китайские пагоды отличаются огромными размерами и достигают в высоту 50 м. Лучшие из них поражают почти математически точными и соразмерными пропорциями, в них как бы воплощен дух конфуцианской мудрости. Более поздние башни-пагоды, возведенные в честь буддийских святых, характеризуются слегка изогнутыми вверх заостренными краями кровли. Считалось, что благодаря такой форме они надежно защищают от злых духов.

Прекрасно сохранились созданные на рубеже нашей эры многочисленные комплексы гробниц знати, представляющие собой большие подземные сооружения, к которым вели так называемые аллеи духов, охраняющих могилы. Они были обрамлены скульптурами зверей и каменными пилонами. В комплекс входили и наземные святилища — цытаны. Рельефы на стенах погребальных сооружений изображают стражей в длинных халатах, фениксов, драконов, черепах, тигров. Рельефы погребения Ульянцы в Шаньдуне (II в.) рассказывают о создателях земли и неба, о легендарных героях, о торжественных процессиях, о борьбе между царствами.

Рельефы идут фризами. На каждой плите показана новая сцена, а рядом помещена надпись, поясняющая изображение. Боги и люди одеты одинаково, но боги и цари даны крупнее, чем простые люди. Примером иного стиля могут служить рельефы из Сычуани, которые отличаются простотой и живостью образов, вниманием к бытовым сюжетам (сцены жатвы, охота на диких уток, театральные и цирковые представления и др.). Все большее значение придается изображению природы.

Великая китайская стена — уникальный памятник крепостной архитектуры. Ее начали сооружать в IV—III вв. до н.э., когда китайские государства были вынуждены защищаться от набегов кочевых народов Центральной Азии. Великая стена, словно гигантский змей, вьется по горным хребтам, вершинам и перевалам Северного Китая. Ее длина превышает 3 тыс. км, примерно через каждые 200 м стоят четырехугольные сторожевые башни с отверстиями-амбразурами. Расстояние между башнями равно двум полетам стрелы, оно легко простреливалось с каждой стороны, что обеспечивало безопасность. Верхняя плоскость стены представляет собой широкую защищенную дорогу, по которой могли быстро передвигаться воинские части и обозы.

Более благоприятные условия для развития архитектуры сложились в XV—XVIII вв., когда она заняла лидирующее положение среди искусств. К этому времени относится окончание строительства Великой китайской стены. Были возведены такие крупные города как Пекин и Нанкин, сооружены замечательные дворцы и храмовые ансамбли. По древним правилам все сооружения были обращены фасадом к югу, а город с юга на север пересекала прямая магистраль. Вырабатываются новые формы архитектурных ансамблей и городов. В минских пагодах начинают преобладать черты декоративности, дробность форм, перегрузка деталями. С переносом столицы в 1421 г. из Нанкина в Пекин город укрепляется, строятся дворцы, храмы и монастыри. Крупнейшим архитектурным сооружением этого времени является дворцовый ансамбль, возведенный в Запретном городе.

Интересна планировка древней части города — Старого Пекина. Он был разделен на Внутренний (Северный) и Внешний (Южный) город, каждый из которых огораживала крепостная стена. Внутренний город заселяли приближенные императора, Внешний — ремесленники и прочая беднота.

Вся территория Внутреннего города покрыта садами, парками, искусственными речушками и каналами с островами и полуостровами.

В древние времена в центре Внутреннего города за особой крепостной стеной был воздвигнут Запретный город, где жили император, члены императорской фамилии, а также чиновники и наложницы. Попасть туда простому смертному было практически невозможно. В этот город ведут великолепные Лунные ворота.

Стены Запретного города окрашены в пурпурный цвет, за что его иногда называют Пурпурным. Считалось, что такой цвет имеет Полярная звезда, являвшаяся, по представлениям древних китайцев, центром вселенной. Ширина стены, опоясывающей запретный город, превышает 10 м, т.е. на ней свободно могут разъехаться две повозки. Мощь стены подчеркивают четыре изящные угловые башни, причудливая архитектура которых породила множество легенд. Согласно одной из них, император вызвал к себе мастеров и приказал им под страхом смерти построить угловые башни самой оригинальной формы. Но вдохновение оставило архитекторов, и они никак не могли придумать что-нибудь необыкновенное. В отчаянии один из них отправился в город, где повстречал старика — продавца цикад. Плетеная клетка с цикадой навеяла архитектору представление о конструкции будущего сооружения. Жизнь мастеров была спасена, а в водах широкого канала, окружающего Запретный город, вот уже много веков отражаются необычные башни.

Императорский дворцовый ансамбль состоял из нескольких частей — центральной парадной (площадей и залов для приемов) и боковых, отделенных коридорами. Монументальность дворцу придавали не размеры отдельных сооружений, а укрупнение всех масштабных пространственных соотношений. Основная магистраль Пекина включала в себя расположенные в Запретном городе в стройном порядке приемные залы, парадные покои, театры, сады и беседки. Каждое здание имело поэтическое название.

Тронный зал Тайхедянь (зал Высшей Гармонии) вобрал в себя наиболее характерные особенности дворцовой архитектуры. Нарядность и торжественность сочетаются в нем с благородной простотой форм.

В интерьерах дворцовых зданий имеется множество изображений драконов. Они везде: на колоннах и карнизах, на стенах и ритуальных чашах. Дракон — символ императорской власти. Он считался предком императорской фамилии, а сам император — живым воплощением дракона. Не случайно предметы обихода, предназначенные для императора и членов его семьи, украшались орнаментами с драконами. Причем носить изображение дракона с пятью когтями имели право только император и императрица. Остальные члены императорской семьи, родственники и особо приближенные чиновники носили изображение дракона с тремя или четырьмя когтями. Образ дракона (крылатого змея) — наиболее характерный символ Китая. В народных сказаниях и легендах он наделен неукротимой мощью и силой.

В ансамбль Императорского дворца входит тенистый парк. На относительно небольшой территории китайские архитекторы смогли создать ощущение значительного пространства, включив в него как разномасштабные здания, так и прихотливые пейзажные композиции. Все устроено так, что радует глаз и дает отдых. Мощенные камнем дорожки ведут к искусственным горкам, сложенным из массивных каменных глыб, к сосновым рощицам, живописным группам деревьев и кустарников. Здесь можно любоваться мозаичными картинами, выложенными из разноцветных камешков (пейзажи, изображения птиц и животных, сцены из традиционной китайской оперы и т.п.), а также своеобразной коллекцией камней необычной формы и цвета, привезенных из различных уголков Китая.

Во многих местах Запретного города стояли огромные бронзовые чаны с водой, являвшиеся сами по себе великолепными декоративными элементами. На самом деле чаны имели сугубо практическое значение: они служили для противопожарных целей, так как большинство построек были деревянными.

Величественная архитектура, пышность и красота убранства Императорского дворца должны были утверждать идею божественного происхождения императора, незыблемости и безграничности его власти. И в этом огромную роль играло искусство китайских архитекторов, художников, мастеров декоративно-прикладного творчества.

Утонченный вкус и чувство прекрасного воплотились в знаменитом шедевре китайского зодчества — Храме Неба. В древнем и средневековом Китае большое значение придавалось обрядам жертвоприношения, связанным с почитанием Неба и Земли как дарителей урожая. Священным правом совершать жертвоприношения обладали только императоры — «сыновья Неба». Вот для этого ритуала и был построен в 1420 г. Храм Неба (впоследствии неоднократно перестраивался и достраивался). В своих величавых формах он воплотил древние символические образы и представления о вселенной.

Храм Неба представлял собой целый комплекс сооружений — дворцов, храмов и парков. Это был целый мир, таинственный и прекрасный. Обширная территория, на которой расположен ансамбль храма, обнесена двумя рядами глухих стен, окрашенных в красный цвет, и образует в плане квадрат, символизирующий землю. Округлые очертания беломраморного резного алтаря и храмов, увенчанных синими коническими крышами, символизируют небо (круг — знак солнца или неба). Такое сочетание квадрата и круга обозначает союз Земли и Неба. Беспрерывно варьируясь и повторяясь, знаки круга и квадрата вместе с остроконечными синими вершинами конических крыш — символами неба — напоминают о беспрерывном круговороте природных стихий.

Дважды в год император покидал свой дворец, чтобы отправиться на богослужение в Храм Неба, который располагался на южной окраине Пекина, во Внешнем городе. Он был построен за городской стеной, в уединенном и тихом месте, вдалеке от суеты. Следуя из дворца в Запретном городе в Храм Неба, император не должен был касаться ногами земли. И он ее действительно не касался, так как его несли в паланкине над мраморными ступенями лестницы, обрамленной изваяниями драконов. Несущие паланкин слуги проходили по ступеням из простого камня. Сразу за воротами внешней стены начинался густой лес из могучих темно-зеленых кипарисов и кедров, сквозь который пролегала прямая, вымощенная камнем дорога. Уже само шествие по темному хвойному лесу создавало особое настроение.

Главные сооружения всего комплекса — Храм Молений об урожае, Храм Небесного Свода и Алтарь Неба расположены по одной оси с севера на юг в пределах внутренних стен. Их соединяет Дорога духов, выложенная ровными светлыми плитами. Она олицетворялась с образом Дао, который пронизывает все средневековое китайское искусство: это образ пути вселенной.

Первым по Дороге духов перед путниками возникает Храм Молений об урожае, построенный в XV в. и перестроенный в XVIII—XIX столетиях. Он представляет собой выкрашенную красным лаком ротонду, стоящую на трехступенчатой белокаменной террасе. Синяя, сверкающая в лучах солнца черепица покрывает его трехъярусную крышу.

Внешне храм не кажется очень большим. Но размеры внутреннего зала потрясают. В этом храме нет ни одной случайной детали, все подчинено символике, уходящей корнями в традиционные верования китайцев. Колонны окрашены в красный цвет — цвет огня, символизирующего союз неба и земли. Четыре центральные колонны храма высотой около 20 м обозначают четыре времени года, 12 колонн среднего ряда — месяцы года, 12 колонн наружного ряда — 12 двухчасовых отрезков времени суток. Все вместе 28 колонн символизируют 28 созвездий.

На куполе изображены золотые фигуры драконов, играющих в облаках. Они олицетворяют водную стихию. Над ними парит большой золотой дракон, играющий жемчужинами — знаками молнии и грозы (посредством дождя выражено соединение неба и земли). Этот владыка небесных вод находится в самом центре купола, и исходящее от него золотое сияние связывается с исходящей на мир благодатью.

В каменный пол храма вделан искусно подобранный полукруглый кусок узорчатого, с прожилками мрамора, на котором сама природа начертила фигуры, напоминающие дракона и феникса. Это знаки воды и огня, солнца и грозы — вечно противоборствующих и вместе с тем дополняющих друг друга стихий.

В Храме Молений об урожае нет ни алтаря, ни статуй, характерных, например, для буддийских храмов. Человек, приходящий в храм, обращался с мольбами непосредственно к небу.

В Храме Небесного Свода хранились ритуальные таблицы неба. Достопримечательность храма — круглая «Стена, возвращающая звук» (или, как ее еще называют, Шептальная стена), — сложена из тщательно пригнанных друг к другу кирпичей. Повернувшись к ней лицом, человек слышит слова, произнесенные от него на любом расстоянии. Эффект достигается благодаря многократному эху, секрет которого заключается в особой кладке кирпичей. Говорят, что в былые времена так осуществлялся контроль над мыслями и настроениями подданных.

Храмовый комплекс завершается Алтарем Неба, где приносились жертвенные дары небу. Это круглая ступенчатая трехъярусная пирамида, сооруженная из белого, искрящегося на солнце мрамора. Четыре ведущие на вершину лестницы, многочисленные уступы алтаря окружены мраморными балюстрадами, украшенными резными рельефными изображениями драконов и фениксов. Всего балюстрада имеет 360 фигурных столбиков, что соответствует числу градусов, на которые астрономы разделяют небесный свод.

Алтарь точно ориентирован по сторонам света и построен так, что количество основных его элементов, как и каменных плит, выстилающих площадь, ступеней и элементов балюстрады, кратно девяти — числу, которое в Древнем Китае считалось священным.

Все плиты алтаря также расчерчены по радиусам на нумерологические знаки. В союзе неба и земли благоприятными считались только нечетные числа. Число ярусов алтаря — 3 являлось важнейшим, так как символизировало три основные силы Вселенной — небо, землю и человека; три источника света — Солнце, Луну и звезды; три рода уз, связывающих людей: между государем и чиновниками (справедливость), между отцом и сыном (любовь), между мужем и женой (согласие). Цифра 5, символ пяти стихий, отождествлялась со счастьем. Цифра 7 — символ добродетели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.