Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Профессиональная этика библиотекаря отдела обслуживания




Профессиональная этика библиотекаря отдела обслуживания.

Библиотекарь как участник процесса библиотечного обслуживания.

Библиотекарь отдела обслуживания. Основные требования к профессии.

Повышение квалификации

Профессиональная этика библиотекаря

Профессиональные требования к библиотекарю на современном этапе.

Библиотечный специалист: основные требования к профессии

Курсовая работа

Библиотекарь отдела обслуживания: профессиональные требования

 

 

Исполнитель: Казеева Нуржамал Куанышевна,

 

студентка группы____________

Заочного отделения

 

Научный руководитель: Камскова Т.А.,

Доцент____________

 

Завкафедрой: Камскова Т.А., канд. пед. наук,

Доцент___________________

 

Дата допуска к защите:_______________

 

Оренбург, 2014г.

 

Научный руководитель: КамсковаТ.А. ст.преподаватель ________(подпись)

 

Рецензент: Сковородко Л.П., директор областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупская ___________________(подпись)

 

 

Защищена:____________

 

с оценкой_____________

 

 

Члены комиссии

 

По защите дипломных работ:____________________________

 

(подпись)

____________________________

 

(подпись)

____________________________

(подпись)

 

 

Оглавление

1. Введение

Глава 1. Библиотечный специалист: основные требования к профессии

1.1 Профессиональная этика библиотекаря отдела обслуживания.

1.2 Библиотекарь как участник процесса библиотечного обслуживания.

Глава 2. Библиотекарь: основные требования к профессии и повышение квалификации

2.1 Профессиональные требования к библиотекарю на современном этапе.

2.2 Повышение квалификации библиотечных работников.

Заключение

Список использованной литературы

 

Оглавление

Актуальность исследования. Изменения социально-экономической жизни России в последнее десятилетие её развития, перемена экономических условий существования населения, процесс информатизации общества потребовали от библиотекарей поиска своего места в этом процессе перестройки и оптимизации библиотечного обслуживания в целях повышения его эффективности и, в связи с этим, постоянного изучения всех сторон работы библиотек, пристального исследования библиотечных проблем.
Социальные перемены, прошедшие в нашей стране, заметно изменили ситуацию в библиотечной сфере: изменилось представление о роли библиотеки в обществе, о задачах библиотечного обслуживания, об отношениях с читателем, да и сам читатель стал другим. Кроме того, работа библиотеки стала осуществляться на другом техническом, технологическом уровне; возникли новые формы и возможности библиотечного обслуживания. Естественно, изменился и сам библиотекарь, его ценностные и профессиональные ориентации.
В начале ХХI века библиотекарь отдела обслуживания должен обладать не только знаниями, эрудицией, но и технологиями продвижения книги и чтения в различные социальные среды, не читающие слои населения; знать реальные потребности и интересы не только своих читателей, но всего местного сообщества, а также отдельных социально уязвимых групп; знать и уметь применить знания по общей, возрастной психологии, а также конфликтологии; уметь работать с различными массивами электронной информации, а также владеть формами и методами ее предоставления пользователю и т.д.
Важнейшим качеством библиотекаря отдела обслуживания остается высокий уровень коммуникативности – качество, которое в современных условиях приобретает новую окраску и предполагает не только высокий уровень речевой коммуникации, но и толерантность, терпимость, доброжелательность и др. Чрезвычайно важными в условиях современной нестабильной, а подчас и агрессивной социальной среды остаются также такие качества, как уравновешенность, тактичность, чувство юмора, личное обаяние.
Важнейший показатель профессионализма библиотекаря отдела обслуживания – уровень профессионального сознания. Профессиональное сознание включает в себя, прежде всего, понимание своей профессиональной миссии. От того, как библиотекарь осознает цели и роль своей профессии, ее значимость в обществе, зависит продуктивность его деятельности, изменение мировоззрения библиотекаря, переосмысление им профессиональных ценностей не менее, а может быть, и более важно для становления современной библиотеки, чем внедрение современных технологий и механизмов.
Изучение профессиональных ценностей, идеалов, норм, убеждений, представлений, стереотипов, принципов и правил поведения – то есть всего того, из чего и складывается профессиональное сознание современного библиотекаря, - ведется пока не в полном объеме. Однако те исследователи, которые обращаются к этой проблеме, отмечают существующую двойственность профессионального сознания библиотекаря: для него характерны такие, казалось бы, плохо сочетающиеся качества, как самоотдача и пассивность, идеологизированное мышление и духовный поиск, а также боязнь ответственности, недостаток независимости, терпимости и др. Профессиональное сознание современного библиотекаря, несомненно, развивается, но влияние некоторых стереотипов остается еще достаточно сильным.
Необходимый элемент профессионального сознания библиотекаря – его чтение. Библиотекарь должен быть хорошим, квалифицированным читателем, с детства приобщенным к книжной культуре, не представляющим свою жизнь без домашней библиотеки, которую может быть собирали его родители или, наоборот, он сам начал собирать для своих детей. Широкие читательские интересы, хороший литературный вкус, знание литературы и библиографии – вот основные желательные характеристики библиотекаря как читателя. Учитывая современные условия поиска информации, библиотекарь отделов обслуживания должен обладать высоким уровнем информационной культуры, навыками быстрого и эффективного поиска информации в виртуальной среде и т.п., а также уметь использовать технические средства в помощь читателю.
Следует сказать, что далеко не каждый даже хороший библиотекарь может работать в отделе обслуживания. Ни эрудиции, ни любви к чтению для этого недостаточно. Основной – специфической – чертой библиотекаря отдела обслуживания является желание помочь, именно услужить читателю, пользователю. Такая позиция библиотекаря отдела обслуживания говорит о его верном понимании своей профессиональной миссии и о высоком чувстве его профессионального достоинства, без которого эта миссия не может быть понята. Именно такая позиция дает глубокое профессиональное удовлетворение и радость, укрепляет интерес к своей работе [4, с. 93-107].

Степень изученности проблемы. Разработке теоретических, методических и практических проблем библиотечного обслуживания уделялось внимание на всех этапах развития отечественного библиотековедения. Большой интерес представляют современные концепции библиотечного обслуживания, трактуемого как целостная система обеспечения доступа к документам, информации, знаниям, культурным ценностям, что нашло отражение в работах М. Я. Дворкиной, Н. И. Тюлиной и др. Публикаций, посвященных непосредственно библиотечному обслуживанию ученых и специалистов, достаточно. Однако, несмотря на то, что данная проблема интенсивно изучалась библиотековедами, приходится констатировать, что с новых позиций контингент ученых, специалистов и студентов вузов, как потребителей информации, еще мало изучен.

Профессиональным информационным потребностям в целом, рациональной системе библиотечно-библиографического обслуживания пользователей посвящены исследования Н. М. Бажова, Е. А. Евтюхина, О. Н. Калиновой, С. Д. Коготкова, М. С. Слободяника и др. Важное значение имеют работы Т. Я. Кузнецовой, С. Б. Ратмановой, Ю. Н. Столярова, Е. Б. Соболевой, В. Г. Свирюковой, в которых обоснованы теоретические концепции и методические подходы к исследованию общественных информационных потребностей и конкретных информационных потребностей специалистов.

 

Объект исследования: библиотекарь отдела обслуживания

Предмет исследования: профессиональные требования к библиотекарю отдела обслуживания

Цель исследования: определить профессиональные требования к бибилиотекарю отдела обслуживания.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-охарактеризовать профессиональную этику библиотекаря отдела обслуживания;

- рассмотреть библиотекаря как участника процесса библиотечного обслуживания.

- показать профессиональные требования к библиотекарю отдела обслуживания;

- выявить формы повышения квалификации.

Практическая значимость исследования. Состоит в том, что ее можно использовать в практической деятельности, а так же в рамках подготовки к учебным занятиям в средне-специальных и высших учебных заведениях и повышения квалификаций библиотечных специалистов.

Методы исследования:

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава1. Библиотечный специалист: основные требования к профессии

1.1Профессиональная этика библиотекаря отдела обслуживания

В настоящее время человеку, личности, нередко дилетанту, необходимо оперативно ориентироваться в потоке информации и отбирать необходимую именно ему. Информатизация общества обусловила необходимость появления профессии информационного работника. А тенденция развития общества такова, что информационным работником стал сегодня и классический библиотекарь. Ценности информационного обслуживания, отражающие смыслы профессии, лежат в основе информационной этики, вернее этики библиотекаря или информационного работника. [64].

Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.[37].

В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Информационные технологии кардинальным образом меняют повседневную жизнь миллионов людей.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления.

Мир вступает в новую эру – информационную, в век электронной экономической деятельности, сетевых сообществ и организаций без границ. Приход нового времени радикально изменит экономические и социальные стороны жизни общества. Подобные изменения самым прямым образом касаются места человека в информационном мире. Человек меняется в соответствии с вектором информационно-технических характеристик общества. Однако это совсем не пассивное принятие новых условий производства и потребления. Человек выступает субъектом информационной реальности, далеко выходящей за информационно технические характеристики. Информатизация повседневной жизни и появление нового информационного поля человеческого бытия не проходит бесследно для жизненного мира человека. В электронном пространстве изменяются поведенческие стандарты и ценностные ориентации личности.[6].

Возникает вопрос: как человеку, ориентироваться в потоке всей информации и отобрать необходимую именно ему. Информатизация общества обусловила необходимость появления профессии информационного работника.

Информацио́нный рабо́тник (англ. knowledge worker) — работник умственного труда, чья деятельность связана с обработкой имеющейся информации и получением новой информации; включает программистов, аналитиков, специалистов по планированию и др.; иногда в эту группу включают всех работников, обладающих высоким уровнем образования или связанных с образованием.[44].

Сегодня этому термину, введенному Друкером, исполнилось полстолетия и навыки информационного работника во многих случаях уже входят в число обязательных требований. Все это заставляет задуматься о том, какой образ приобретет информационный работник в современном обществе, какими навыками специалисты должны владеть в совершенстве уже сейчас и какие потребуются через несколько лет. На наш взгляд можно выделить следующее:

• информационная компетентность (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию);

• коммуникабельность;

• профессиональное самосознание;

• индивидуальный стиль деятельности и общения;

• интеллектуальная культура;

• творческий потенциал. Профессиональное самосознание включает:

• осознание правил и норм своей профессии;

• осознание этих качеств у других людей; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег и абонентов, обращающихся за информацией;

• самооценивание своих отдельных сторон;

• положительное оценивание себя в целом, создание позитивной Я-концепции.

Индивидуальный стиль деятельности и общения обусловлен: способностью ориентироваться в ситуациях общения, способностью к эмпатии, коммуникативными умениями и навыками, речевыми способностями, направленностью личности (авторитарной, конформной, альтруистической, индифферентной, диалогической), способностью саморегуляции.

 

Под интеллектуальной культурой понимается целостное соединение таких профессионально значимых качеств как:

• широкая эрудиция, базирующаяся на историко-культурном фундаменте;

• профессиональная компетентность, основанная на необходимом запасе общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков;

• методологическая оснащенность, гибкость и адаптивность мышления, обусловливающая инновационность профессионального поведения и способствующая пониманию условности имеющихся теоретических знаний и получению нового знания, приобретению новых практических умений и навыков.[45].

Творческий потенциал включает определенный уровень развития:

• творческих способностей (оригинальности мышления, восприимчивости к проблемам, воображения, способности к формулировке новых определений и т.п.);

• интуитивности;

• личностных ориентаций;

• способности к саморазвитию.

Таким образом, одним из немаловажных профессиональных качеств любого специалиста является компетентность.

Если мы обратимся к трудам таких деятелей как Г. А. Алтухова, С. Д. Бородина, В. Г. Дригайло, В. Н. Мелентьева,[55]. то увидим, что все вышеперечисленные качества они присваивали библиотекарю. Таким образом, тенденция развития общества такова, что классический библиотекарь стал теперь информационным работником.

Ценности информационного обслуживания, отражающие смыслы профессии, лежат в основе информационной этики, вернее этики библиотекаря или информационного работника. Понятие «этика» определяется как «одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах, нормах, и роли в обществе», а также как «совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии».[45].

Профессиональная этика информационного работника реализуется в ходе общения, следовательно, прежде всего в процессе информационного обслуживания. В основе профессиональной морали, в том числе и информационного работника, лежат общечеловеческие нормы, которые дополняются специфическими профессиональными нормами. Среди общих норм – такие, как отношение к другому человеку как к самому себе и вытекающая отсюда ответственность. Известный философ и теолог XX в. Ганс Йонас в своей работе «Принцип ответственности, опыт этики для технологической цивилизации» обращает внимание на то, что в прошлом «благо или зло, составлявшие предмет забот деятельности, находились в непосредственной близости от действия – в самой практике или в ближайшем от неё удалении и не представляли собой объекта отдаленного планирования. Эта приближенность целей касается как времени, так и пространства».

Для информационного обслуживания тоже характерна приближенность целей (информационный работник должен выполнить запрос пользователя, обратившегося в информационную службу в данный момент). Однако, наряду с этим информационная деятельность всегда рассматривалась в широком контексте и была ориентирована на будущее и весьма отдаленное.[68].

Поэтому проблема ответственности как ближайшей, так и связанной с будущим – важнейшая в профессиональной информационной этике. Сейчас это ответственность за обеспечение свободного доступа к информации, за точность, полноту её предоставления, и в то же время за сохранение источников информации, чтобы они могли использоваться не только настоящим, но и будущими поколениями. Это ответственность за внимание к потребностям пользователей, за качество предоставляемых услуг, комфортность информационной среды.

С одной стороны, информационный работник ответственен перед каждым конкретным пользователем настоящего и будущими пользователями как представитель социокультурного института, который призван выполнять определенные потребности пользователей и не обмануть их ожидания. С другой стороны, информационный работник ответственен перед пользователями как личность и специалист. И в том, и в другом качестве перед ним стоят этические задачи, которые он решает, исходя из своих этических установок, представлений о совести, личной ответственности.

В реальной практике информационный работник часто оказывается в противоречивой этической ситуации, например, между долгом обеспечить свободный доступ к книге, картине и т. п. и необходимостью их сохранности. Это, в сущности, противоречие между ответственностью перед конкретным настоящим пользователем и ответственностью перед будущими поколениями, которые не смогут ознакомиться с культурными ценностями, если они будут утеряны. Противоречие это, как отмечалось, заложено в функциях информационного учреждения.

Возможны и другие этические коллизии, например, в ситуации, когда правила пользования информационной службой предусматривают оплату через час работы пользователя в Интернет. Информационный работник при отсутствии очереди может разрешить пользователю поработать еще бесплатно, а может и не разрешить. Это будет зависеть от того, как информационный работник разрешит противоречие между сочувствием к материальному положению пользователя (ценность – пользователь) и ответственностью перед информационной службой в части её материальных проблем, а также возможной прибавкой к зарплате за платные услуги (ценность – материальные блага). [59]. Примеры можно продолжить: разрешить читателю войти в хранилище и выбрать самому книги или нет; обслужить читателя, если он задержал книги или наказать; отложить книги в книжном магазине для постоянного покупателя или сразу продать; раскрыть руководителям конкретного сотрудника, родителям детей или другим лицам тайну чтения, характера взятой информации в связи с особыми обстоятельствами или нет; выдавать информацию, связанную с экстремистскими организациями или нет, и т. п. Подобные противоречия, как правило, решает сам информационный работник, руководствуясь, с одной стороны, общечеловеческой, профессиональной, с другой – индивидуальной моралью, определяемой его убеждениями, мотивами, ценностными ориентациями, идеалами, самооценкой и др. В выборе поведения информационному работнику может помочь знание законов, в которые заложены некоторые профессиональные нормы, например, требование свободного доступа к информации.[63].

Нормы профессиональной этики могут быть представлены в кодексе профессиональной этики, но чаще моральные нормы передаются устно в коллективе (причем, в каждом коллективе нормы имеют свои особенности, связанные с нравственным климатом в этой группе).[81].

Эти нормы содействуют оптимизации отношений между руководителями и подчиненными, между самими информационными работниками, между информационными работниками и пользователями, между информационной службой и органами власти, другими внешними структурами (фирмами, организациями).

Основные этические требования к информационным работникам, которые изложены в современных документах, можно сформулировать следующим образом: признание и обеспечение свободы доступа пользователей к информации, конфиденциальности информации о пользователе, честность в диалоге с ним, готовность помочь пользователям, ответственность в выполнении их запросов, доброжелательность, вежливость.[80].

В связи с формированием экологической этики некоторые её нормы должны быть включены в круг этических норм информационного работника, в частности, требование создания безопасных (психологически, в том числе) условий для поиска информации и работы с ней, организации комфортной информационной среды.[58].

Информационному работнику в общении может помочь знание профессионального этикета как совокупности правил поведения в профессии. Правила этикета не заменяют этичности поведения, они являются внешней формой их проявления. Знание этикета важно как в обычных, так и в конфликтных ситуациях, т. к. позволяет реагировать автоматически, а не подыскивать форму поведения. Для формирования навыков этикета среди информационных работников проводятся специальные тренинги. Таким образом, основными проблемами этики информационного работника сегодня являются доступность информации и конфиденциальность информационной деятельности. Этические проблемы конфиденциальности ставят библиотекаря, информационного работника перед дилеммой: с одной стороны, следует придерживаться комплекса социальных обязанностей, а с другой — защищать интеллектуальную свободу пользователей. Цензура, фильтрация информации применяется в большинстве российских библиотек, информационных центров, предоставляющих своим пользователям доступ в Интернет. Как правило, фильтруется информация порнографического характера, пропагандирующая насилие, развлекательные сайты, сайты с азартными играми, чаты и т. п. Подобная практика характерна для большинства европейских библиотек, однако принципиальное отличие от российских библиотек в том, что за рубежом содержание фильтрации становится объектом нормативного (или административного) регулирования и находит отражение в обязательном информировании читателей. Характерная особенность российских библиотек в данном вопросе решение об ограничении доступа к информации принимается на техническом уровне, без фиксации в правовых, регламентирующих актах. Только этические принципы сотрудников, их представления о добродетели и благочестии определяют решение вопросов доступа к информации, содержание информационного обслуживания в целом.

Вопросы профессиональной этики играют заметную роль в деятельности информационного работника. С момента возникновения профессии моральные установки специалиста оказывали значительное влияние на отношения коллег в коллективе, на общение их с пользователями. Основным качеством профессиональной морали библиотекаря всегда была гуманистическая направленность. Обладание высшими нравственными качествами составляет авторитет библиотечной профессии, определяет ее предназначение для общества, влияет на основу профессиональной морали, формирует только ей присущие характеристики. Профессиональный долг становится нравственной потребностью библиотекаря, и он осознает его в работе с пользователями.

Этика информационного работника и обслуживание пользователей — взаимосвязанные понятия. Обслуживание означает сосредоточение на другом, оказание необходимых услуг, доброжелательную помощь в приобщении к источникам информации, создание здоровой атмосферы в профессиональной среде. Этика же включает в себя понятие о человеческом характере, природе поступков, потребностях людей и особенностях их общения. Изучив законы этики, осознав свой профессиональный долг, информационный работник чувствует ответственность за качество обслуживания, творчески относится к каждому запросу абонента.[72].

Развитие теоретических и практических основ профессиональной этики во многом зависит от социально-политических и экономических условий жизни общества.[27]. Существует закономерность: экономическая неустойчивость, падение нравов, политическая нестабильность вызывают повышение интереса к этическим проблемам, в том числе и к вопросам профессиональной этики. В настоящее время в библиотековедении проявляется значительный интерес к таким этическим вопросам, как свободный доступ к информации, цензура, конфиденциальность, приоритетное обслуживание, этика руководителя и ко многим другим, на которых ранее не акцентировалось внимание специалистов.

Профессиональная мораль имеет мировоззренческую направленность, что превращает ее не только в совокупность тех или иных норм и запретов, но и во внутренне упорядоченную систему, которая становится органическим элементом воспитания, формирует устойчивую потребность в научных знаниях о профессиональной нравственности, образует внутреннее единство профессиональных требований с требованиями социальными.

Процесс овладения профессиональной моралью, ее усвоение не может быть стихийным. Профессионал пропускает моральные нормы через специфику своего труда. Синтез общепринятых моральных норм и специфичных, присущих лишь определенной профессии и составляет содержание профессиональных кодексов.

Следует иметь в виду, что моральные нормы общества со временем меняются, периодически обновляются. История фиксирует эти изменения. Известны феодальная, крепостническая, коммунистическая и другие виды морали. Одновременно с этим сохраняются и прежние морально-профессиональные системы, которые уже не могут соответствовать требованиям времени, нравственному сознанию общества. В связи с этим нравственно-профессиональная подготовка специалиста должна быть сознательно организованной и целенаправленной. Профессиональная этика информационного работника выражает профессиональную нормативную самоценность морали, поэтому необходимо создавать этические кодексы, с помощью которых каждый специалист может сделать правильный нравственный выбор своего профессионального поведения.

Этика, с одной стороны, — это следование ценностям, добродетелям, принципам, которые требуются людям, чтобы жить в мире и взаимном уважении. В этом смысле неизбежно появление информации, вызывающей скорее нравственную деградацию человека, чем его развитие.[47]. С другой стороны, в понятие этики вкладывается и смысл поиска правды, гуманизации, свободы, стоящей над интересами государства. И тогда информация — это «пики в борьбе за истину» и доверие к власти. Но в любом случае, проблемы защиты интеллектуальной свободы и существования цензуры в Интернете требуют от информационного работника самоопределения.

Неизбежным становится и появление дилеммы, ― чем руководствоваться в вопросе доступа? По какому пути пойти? Что касается проблемы степени доступности Интернет-ресурсов, она имеет разные решения, однако сама профессия библиотекаря обязывает руководствоваться конкретными принципами, выработанными веками, диктует обращение к сложившимся этическим традициям.[65]. Обслуживание же пользователей в виртуальной среде требует уже самоопределения. Очевидно, наша задача ― уже сейчас найти оптимальный баланс между интеллектуальной свободой и нравственными ориентирами деятельности российской библиотеки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.